Просмотр содержимого документа
«Использование эстетики понятий на уроках физики»
Развитие памяти на уроках физики
Красота и гармония в физике, как проблемный фактор обучения.
В данной методической разработке раскрываются методы и средства по эстетическому восприятию физики, как одного из условий проблемного фактора обучения и оптимизации учебного процесса, позволяющее формировать у учащихся интерес к физической науке, что способствует более глубокому усвоению физических знаний. Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, поэтому школьники на уроках физики должны получать не только определённый объём знаний, но и учиться видеть, понимать, чувствовать красоту науки и самого процесса познания, что дает возможность гармонично сосуществовать с окружающим миром. Я считаю, что физика один из тех предметов, который может реализовать данные подходы на своих уроках, а красота и гармония в физике, как проблемный фактор обучения поможет достигнуть главной цели воспитания и обучения. …………..
Для работы по своей теме я провела анкетирование по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся, в процессе обучения физики в 7 и 11 классах (приложения) (т.е. в начале изучения и по окончанию изучения предмета) и получила следующие результаты:
Из общего числа учащихся в 7 классе 83% школьников имеют устойчивый интерес к изучению физики (13% учащихся - желанием поступить в ВУЗ, 30% изучают ее для познания физических явлений , 40%учащихся - желанием знать больше для получения специальности). В 11 классе только 30% учащихся имеют устойчивый интерес; а 75% учащихся от общего числа – желанием получить аттестат. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что за годы изучения физики устойчивый интерес к предмету остается только у тех учащихся, которые выбрали этот предмет для поступления в ВУЗ, где он является профилирующим.
На начальном этапе изучение физики, т.е. в 7 классе, 61% школьников физика нравится более других предметов, а при завершении изучения физики, т.е. в 11 классе, 50 % учащихся не выделяют физику среди других предметов.
Это не трудно объяснить, так как в 7 классе, физика – новый предмет, где объясняются явления природы, которые можно наблюдать реально, где проводится множество занимательных опытов и лабораторных работ. При дальнейшем изучении физики происходит усложнение учебного материала, и учащиеся определяют свое отношение к предмету более осознанно, учитывают свои возможности.
74% семиклассников предпочитают на занятиях по физике наблюдать демонстрации, проводимые учителем, 65% учащихся из общего числа самостоятельно проводить опыты.
Одиннадцатиклассники же 65% отдают предпочтение на занятиях по физике рассказу учителя и 45%демонстрациям, проводимым учителем. Таким образом, в 11 классе у учащихся складывается пассивная позиция, для того, чтобы поддержать интерес учащихся 7 классов ……………………………………………………
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Для определения уровня адаптации учащихся к окружающей среде мной был предложен лист самодиагностики из области “Электрические умения”. Учащиеся должны уметь анализировать свои достижения и самостоятельно решать, как им предстоит работать.
Результат считается положительным, если учащиеся набрали 70 % максимально возможного результата.
Листы самодиагностики выполняют не только оценочную функцию, они нацеливают школьников на коррекцию знаний и на более глубокие учения физики. Учителю листы самодиагностики позволяют получить информацию по интересующему комплексу учений и на основе полученных данных определить траекторию своей деятельности с классом, группой, конкретными школьниками.
Исходя из полученных результатов, я делаю вывод о том, что для учащихся внимание по формированию экспериментальных умений, умение работать с учебной литературой, применять полученные знания и умение к практической деятельности. Поэтому я предлагаю учащимся в качестве домашнего задания простых физических экспериментов, подготовку докладов и сообщений, выполнении простых технических проектов, изучение физических основ бытовых приборов и т.д.
Как показал анализ самодиагностики 11 классов, практически у всех учащихся сформированы эмпирические умения, которые в дальнейшем позволят взаимодействовать с окружающей средой органично и эффективно.
Таким образом, данная диагностика позволяет мне сделать вывод о том, что за годы изучения физики учащиеся повышают свой уровень знаний даже на фоне снижения мотивационной сферы.
Адаптацию школьников к окружающей среде можно считать основополагающим компонентом проблемного обучения, его результат - эффективное (действенное) усвоение содержания учебного материала. Оно возможно в том случае, когда этот материал используется, не как средство достижения внешних по отношению к ученику целей, не принятых или не осознанных им, а как способ совершенствования своей концепции мира, своего места в окружающей среде.
Поэтому в процессе обучения очень важно формулировать и решать такие задачи, которые являются значимыми с точки зрения ученика.
Поскольку мы рассматриваем адаптацию к окружающей среде только в процессе обучения физике, то ограничимся только рукотворной средой, которую называют техникой.
Приведем некоторые средства достижения целей адаптации: объяснение природных физических явлений, знакомство с принципом работы бытовых приборов, лабораторные работы, дискуссии, изготовление физических приборов, физико-технические кружки, экскурсии на производство, вечера, полевые физические практикумы и т.д.
Особую сложность вызывает подбор соответствующих методов для оценки уровня обучаемости и адаптации школьников к окружающей среде. В данной ситуации можно воспользоваться методикой диагностики эффективности обучения физике по методу решетки Дж. Келли.
Тестирование с применением решетки Келли может проводиться, как индивидуально, так и коллективно.
Предлагаемая форма тестирования отличается от традиционного контроля знаний и позволяет выявить:
- уровень обученности (знание основных физических понятий)
- уровень обучаемости (овладение методами познания и учебно-познавательными умениями)
- уровень адаптации к окружающей среде.
Эстетические аргументы для объяснения физического материала
На уроках учащиеся должны не только получать определённый объём знаний, но и учиться видеть, понимать, чувствовать внутреннюю красоту науки и самого процесса познания.
Взаимодействие познавательного и эстетического начал.