Использование формативного оценивания на уроках физики
Использование формативного оценивания на уроках физики
В системе образования Республики Казахстан используется традиционная система оценивания, основанная на сравнении индивидуальных достижений учащихся с нормой или результатами большинства учеников.
Применение такой системы не позволяет определить уровень подготовки каждого ученика и мотивировать их деятельность, не обеспечивает индивидуальный прогресс в обучении, не предоставляет информацию для оценки эффективности учебной программы и установления обратной связи со всеми участниками образовательного процесса.
«Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся». Одним из таких подходов является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование формативного оценивания на уроках физики »
Надежда Петровна Храмова,
учитель физики,
ГУ «СШ № 25», г. Астана, Республика Казахстан
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс учеников».
М.Барбер
В системе образования Республики Казахстан используется традиционная система оценивания, основанная на сравнении индивидуальных достижений учащихся с нормой или результатами большинства учеников.
Применение такой системы не позволяет определить уровень подготовки каждого ученика и мотивировать их деятельность, не обеспечивает индивидуальный прогресс в обучении, не предоставляет информацию для оценки эффективности учебной программы и установления обратной связи со всеми участниками образовательного процесса.
«Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся» [1, с.59]. Одним из таких подходов является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения. С техникой формативного оценивания я познакомилась на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, организованных Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета.
«Формативное оценивание позволяет осуществить организацию учебного процесса на основе сотрудничества между учителем и учеником. Взаимодействие учителя и ученика не прерывается. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату» [3, с 7]. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.
«В процессе обучения объектом оценки является деятельность ученика для достижения цели обучения» [4, с. 8]. Следовательно, разработка цели обучения является основой всех видов оценивания. Цель обучения определяет процесс урока, методы и средства обучения и оценивания. Она должна быть конкретной, измеримой, выполнимой и направленной на ученика, понята и принята учениками. Понимание и озвучивание цели урока учеником означает вступление в действие компонента формативного оценивания, который П. Блек и Д. Уильям обозначили как «активное участие учащихся в процессе собственного учения» [4, с. 9]. Например, при изучении равноускоренного движения цель урока можно сформулировать следующим образом: ученики будут знать определения равноускоренного движения, ускорения, перемещения и формулы для их расчета; ученики смогут решать задачи с использованием данных формул.
Успех или успешность учеников важно уметь планировать. Поэтому для достижения успеха учитель должен детально расписать этапы проведения урока. Кроме того, учитель должен уметь планировать использование техник формативного оценивания после проведения отдельных шагов. Это делается для того, чтобы как можно на ранних этапах определить проблемы и помочь учащимся справиться с ними. Учитель должен следовать запланированному алгоритму ведения урока для достижения успеха учениками. На уроках физики я задания учащимся даю поэтапно. Это позволяет ученикам осознать процесс обучения и работать самостоятельно, прогнозировать успех, помогает в достижении цели обучения. Например, при изучении темы «Физические наблюдения и опыты. Измерение физических величин» (7 класс) я разделила урок на следующие шаги:
Таблица 1. Шаги работы на уроке
Шаги
Вид работы, упражнение
Деятельность учащихся
Форма оценивания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Фронтальный эксперимент: определить цену деления линейки.
Фронтальный эксперимент: определить размеры тела.
Рассчитать площадь и объем тела.
Задание: записать единицы измерения длины, площади, объема.
Задание группе (№2): сделать перевод единиц измерения в систему СИ.
Задание (№1) индивидуальное: сделать перевод единиц измерения в систему СИ
Рефлексия
Обсуждают способы выполнения задания. Выполняют задание.
Делают выводы.
Обсуждают способы выполнения задания. Выполняют задание.
Самооценивание и взаимооценивание учащихся по критериям с демонстрацией ответа.
Выполняют задание, дают ответ
Изучают таблицу с приставками.
Выполняют задание.
Взаимопроверка по группам
(работа в «скользящих группах).
Взаимопроверка в парах (Можно использовать помощь группы).
Проводят рефлексию по критериям
формативное
(«Светофор»).
Самооценка и взаимооценка по критериям с демонстрацией ответа.
Взаимооценивание работы групп.
Взаимооценивание
Самооценивание по критериям.
До начала выполнения фронтального эксперимента «Определить размеры тела. Вычислить площадь и объем тела» ученики вместе с учителем составляют критерии оценивания. Самооценивание – это не только оценивание своей работы учеником, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает возможность закреплять изученный материал посредством оценивания друг друга [2, с.301].
«Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный 2процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективизации оценивания» [3, с.12].
Таблица 2. Самооценка и взаимооценка
Рубрикатор
Самооценка
Взаимооценка
Оценка
Умею
Не всегда
Сомневаюсь
18 - 21б. – «5»
12 – 17б. – «4»
7 – 11б. – «3»
Меньше 7 б. – «2»
Самооценка:
Взаимооценка:
1. Ученик может определить, где на линейке находится нулевая отметка
3
2
1
2. Ученик может определить цену деления линейки
3
2
1
3. Ученик может использовать интервалы на линейке, чтобы правильно приложить ее к объекту.
3
2
1
4. Ученик может определять длину объект, исходя из шкалы на линейке.
3
2
1
5. Ученик умеет понять, что длина остается неизменной, независимо от способов измерения объекта.
3
2
1
6. Ученик умеет вычислять площадь тела
3
2
1
7. Ученик умеет вычислять объем тела.
3
2
1
«При использовании групповой работы важен не только продукт, который получается у группы, но и то, как он создавался. А это значит, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс, потому что умение работать в группе – важная компетенция, которую надо формировать у учащихся, и, следовательно, создавать условия для ее формирования. Формативное оценивание в данном случае становится частью процесса обучения, потому что групповая работа предполагает обсуждение, постановку вопросов, предоставление обратной связи [3, с.25]. Проверяя задания, которые выполняли учащиеся, и листы самооценки и взаимооценки, я выяснила, что не все учащиеся честно произвели оценивание.
Завышение оценок сделали 11 учащихся. Во время разговора учащиеся пояснили, что некоторые боялись получить «плохую оценку», а другие надеялись на то, что учитель не проверит работы.
Таблица 3. Взаимооценка групповой работы
Рубрикаторы
Количество правильных ответов
Оценка
2
1
0
8 – 10б. – «5»
6 – 7б. – «4»
4 – 5б. – «3»
Меньше 4б. – «2»
Группа умеет делать перевод единиц измерения из мин. в с.
2
1
0
Группа умеет делать перевод единиц измерения из мс в с
2
1
0
Группа умеет делать перевод единиц измерения из мкс в с
2
1
0
Группа умеет делать перевод единиц измерения из мкм в м
2
1
0
Группа умеет делать перевод единиц измерения из мм в м
2
1
0
Таблица 4. Взаимооценка индивидуального задания
Рубрикаторы
Количество правильных ответов
Оценка
2
1
0
8 – 10б. – «5»
6 – 7б. – «4»
4 – 5б. – «3»
Меньше 4б. – «2»
Ученик умеет делать перевод единиц измерения из км в м
2
1
0
Ученик умеет делать перевод единиц измерения из м в км
2
1
0
Ученик умеет делать перевод единиц измерения из см в м
2
1
0
Ученик умеет делать перевод единиц измерения из см в мм
2
1
0
Ученик умеет делать перевод единиц измерения из ч в мин.
2
1
0
Таблица 5. Оценивание работы группы.
Рубрикатор
5б.
4б.
3б.
2б.
Полнота выполнения действий
Правильный выбор действий
Умение устно дать соответствующее объяснение при правильном выполнении задания
Всего
13-15б. –« 5»
10-12 – «4»
7 – 9 – «3»
Меньше 7 – «2»
Ваше количество баллов
Ваша оценка
Таблица 6. Лист самооценки работы в группе.
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Требует улучшения
Сотрудничество внутри группы
11
4
Понимание заданий и инструкций
12
3
1
Сосредоточенность на групповой работе
9
7
Шесть учащихся не провели самооценку работы в группе. 1 группа: все – «отлично», оценка учителя – «отлично»; 2 группа: «хорошо» и «отлично», оценка учителя – «отлично»; 3 группа: почувствовали, что не совсем довольны результатом; 4 группа: 4 чел. из 5 чел. ничего не написали. (После урока во время беседы выяснила, что ребятам в данной группе работать было некомфортно, но работать ведь все равно надо!).
Я заметила, что результаты оценивания работы в группе па первом и втором уроках отличаются друг от друга. И сейчас мне интересно: « Почему?»
После урока в беседе с учащимися я выяснила, что они намного серьезнее, чем в первый раз, подошли к оцениванию, и что ребятам в четвертой группе работать было некомфортно, потому что не прислушивались к мнению друг друга. Теперь я знаю, что оценивание надо проводить, так как в этом случае ученик становится равноправным партнером учителя в процессе обучения и ответственным за свое обучение («Нужно уметь работать в любой группе» - такой вывод сделали учащиеся).
Оценивание помогает мне анализировать и обобщать информацию, корректировать свое преподавание, а учащимся выходить на более высокий уровень обучения. Работа учащихся на уроках стала увлеченной, интенсивной, самостоятельной, плодотворной. Она позволяет учащимся:
- самостоятельно вести наблюдение за динамикой качества своего учения;
- приобрести навыки самоанализа;
- отрабатывать конкретные учебные навыки;
- понять, какие конкретные знания, навыки и умения они должны приобрести в результате учения;
- способствует формированию у учащихся умения ставить задачи на улучшение результатов и пути их решения;
- способствует формированию общих учебных умений.
Я уверена, что через стратегии новых форматов обучения можно изменить отношение ученика к получению знаний и его интерес к предмету. Такие новые форматы способствуют развитию мыслительной деятельности, активности учащихся и их стремлению к совершенствованию знаний.
Список литературы
1. Педагогический диалог: информационно – методический журнал. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета, 2013г.
2. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень: Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета, 2012г.
3. Шакиров Р.Х., Кыдыралиева М.Ф. и др. Оценивание учебных достижений учащихся: методическое пособие для учителя. Б.: «Билим», 2012г.
4. Шакиров Р.Х., Кыдыралиева М.Ф. и др. Формативное оценивание на уроках математики: практическое пособие для учителя. Б.: «Билим», 2012г.