Формирование познавательной деятельности на уроках физики
Формирование познавательной деятельности на уроках физики
Среди многих проблем развивающегося образования особым образом стоит проблема методов построения учебного процесса в условиях массовой школы, где учатся дети с разной степенью готовности. В социальном отношении системе образования должна иметь, с одной стороны, вариативный характер, т.е. должны существовать различные варианты образовательных учреждений, предназначенные удовлетворять разнообразные запросы общества на виды специального образования: общеобразовательные школы‚ гимназии и т.п. С другой стороны, важен развивающий характер образовательной системы характер: кроме обязательного образовательного курса в обучении образовательное учреждение может и должно включать в свою учебную программу дополнительные предметы, в том числе авторские и экспериментальные программы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной деятельности на уроках физики»
Статья
на тему:
«Формирование познавательной деятельности на уроках физики»
Выполнила
учитель физики
МБОУ «СОШ №28»
г. Астрахани
Батыршина Ж.Т.
г. Астрахань 2016
Содержание.
1
Проблема построения учебного процесса в условиях массовой школы 3
2.Формирование познавательной деятельности на уроках физики 5
3.Познавательные задачи "Прямолинейное равномерное движение» . 10
4.Коллективный способ обучения. 13
5.Заключение 18
Список литературы 19
1. Проблема построения учебного процесса в условиях массовой школы.
Среди многих проблем развивающегося образования особым образом стоит проблема методов построения учебного процесса в условиях массовой школы, где учатся дети с разной степенью готовности.
В социальном отношении системе образования должна иметь, с одной стороны, вариативный характер, т.е. должны существовать различные варианты образовательных учреждений, предназначенные удовлетворять разнообразные запросы общества на виды специального образования: общеобразовательные школы‚ гимназии и т.п. С другой стороны, важен развивающий характер образовательной системы характер: кроме обязательного образовательного курса в обучении образовательное учреждение может и должно включать в свою учебную программу дополнительные предметы, в том числе авторские и экспериментальные программы обучения.
В дидактическом отношении развивающее образование должно иметь гуманистическую, личностно-ориентированную направленность, вследствие чего знания - умения - навыки превращаются из цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств ребенка.
В психологическом отношении развивающие образование должно обеспечивать формирование и у ученика, и у учителя способности быть объектом своего развития, причем в системе «ученик - учитель». Эта система тоже должна иметь развивающий характер и потому, кроме традиционного субъект-объектного, обязана обрести субъект-субъективный тип взаимодействия, когда каждый его участник становится условием и средством развития другого. Необходимой предпосылкой этого является формирование и у ребенка, и у преподавателя рефлексивного отношения к самому себе, к тому, что я делаю - предметное содержание, как я делаю - ценностные ориентации личности.
Целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний – умений – навыков, а что не менее важно, создание условия и собственно осуществление развития психических особенностей детей. Иными словами, прежде чем говорить о дидактическом проектировании урока, необходимо осуществить его психологическое проектирование.
Учителя-практики имеют возможность выбора одной из теорий развивающего обучения, либо синтеза. Педагогу от урока к уроку приходится конструировать свой вариант учебного процесса. Чтобы судить о развивающем эффекте модели, развивающего обучение, можно воспользоваться алгоритмом «существенных показателей» (В.В. Давыдов). Согласно этому алгоритму модель можно считать, если в ней удается выделить следующие компоненты:
а) обучение организовано на основе ведущей деятельности (игровая, учебная, деятельность по интересам, социально значимая деятельность и т.д.) конкретного возрастного периода, которая определяет возникновение и развитие соответствующих новообразований;
б) продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности: художественно-этической, трудовой и др.;
в) в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.
Определяющей целью педагогического процесса в системе развивающего образования на любом уровне выступает развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности.
Между обучением и психическим развитием ребенка всегда стоит деятельность. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в процессе деятельности, что творческие способности не только проявляются в ней, но и создаются.
2. Формирование познавательной деятельности на уроках физики.
К существенным критериям, характеризующим познавательную активность учеников на уроке, относятся:
1) интерес, 2) энтузиазм (стремление участвовать в деятельности по собственному желанию), 3) время самостоятельной работы на уроке, 4) эмоциональные проявления, 5) ощущение времени, 6) конечный результат труда.
Каждый из критериев сам по себе не может считаться достаточным для оценки познавательной активности. Почему же ограничено число критериев? По-видимому, если увеличить число критериев, то это может затруднить их прикладное применение в экспертизе. По данным психологов, в ограниченный промежуток времени (в нашем случае - в течение урока) человек может удерживать в поле внимания одновременно не более 5-7 показателей. Именно поэтому методика, в которых их количество выходит за эти пределы, малоэффективна.
Теперь кратко охарактеризую каждый из критериев. В основе интереса к учению лежит импульс любопытства: что такое? кто такой? В некоторых случаях интерес может отсутствовать.
Первоначально он проявляется в виде любопытства, которое постепенно переходит в любознательность, проявляемую на отдельных уроках при изучении некоторых тем.
Познавательный интерес стимулируют вопросы, задаваемые учениками. С точки зрения устойчивости познавательный интерес может иметь уровни: ситуативный, относительно устойчивый и достаточно устойчивый. Энтузиазм проявляется в стремлении участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию.
Активный школьник первым откликается на предложение учителя ответить на его вопросы, выйти к доске, взяться за подготовку реферата, оказать помощь товарищам. При регистрации уровня энтузиазма очень важно учитывать мотивацию учения.
Выбор времени самостоятельной работы зависит от структуры урока, которую предложил учитель. Используя критерий «время самостоятельной работы», особое внимание, я уделяю уровню подготовленности класса. Очевидное, это время не должно быть продолжительным в тех классах, учащиеся которых не отличаются старательностью в выполнении заданий и вообще успехами в учебе.
Эмоциональные проявления - это фон, на котором осуществляется познавательная деятельность. Учитель может наблюдать такие проявления в состоянии обучаемых, как радость, восторг, вдохновение, грусть, скука, подавленность, удивление, растерянность, беспомощность, апатия. Замечено, что люди увлеченные, деятельность которых протекает на положительном эмоциональном фоне, меньше утомляются, реже болеют. Ощущение времени – еще один важный двигатель учебного процесса. По признанию ребят, в ходе выполнения интересной работы время «бежит» быстро. И наоборот, деятельность, не побуждающая к активности, значительно удлиняет продолжительность обучения. Показательна реакция школьников на звонок. В моменты высокой активности они иногда не слышат звонка с урока, увлеченно стараясь завершить начатую работу. Ориентация на «среднего» ученика в преподавании физики приводит к потере интереса у учащихся – как «сильных», так и «слабых». Моя основная педагогическая идея: создать условия для увлекательной познавательной деятельности школьников. Реализуя эту идею, использую, принципы, отраженные в таблице 1.
Таблица 1.
Принцип
Обеспечивает
Реализуется
Разнообразие
Активизацию мышления
Чередованием различных методов и форм обучения
Образность изложения
Развитие интуиции, повышение эмоциональности восприятия
Организацией аналого-ассоциативной деятельности, учебных игр
Ориентация на зону ближайшего развития
Развитие познавательных способностей
Постепенным изложением заданий
Индивидуализация обучения
Вариативность алгоритмов деятельности
Введением дополнительных индивидуальных заданий
Анти-авторитаризм
Побуждение учащихся к проявлению несогласия с общепринятыми представлениями
Проведением дискуссией, поддержкой оригинальных суждений
Изучение нового материала темы как решение цепочки познавательных задач. Одна из задач школьного курса физики - обучение учащихся методом познания. Попробую конкретизировать эту дидактическую задачу с учетом представлений о сущности методов познания.
Метод познания - это последовательность действий по созданию новых знаний. Все многообразие физических знаний принято сводить к ограниченному числу типов: понятия (об объектах, явлениях, величинах), законы и теории. Каждое новое знание в науке - результат решения определенной задачи.
Можно выделить несколько типов познавательных задач (ПЗ), каждый из которых имеет свой обобщенный метод решения.
Обучать методом познания – значит, обучать решению типовых познавательных задач. При этом приходится помнить, что недостаточно сообщить учащимся нужную информацию. Необходимо организовать работу, чтобы они «открыли» для себя новое в процессе собственной деятельности.
Такую работу желательно проводить при изучении каждой темы школьного курса. Для ее организации требуется, прежде всего: представить каждое знание по теме в виде результатов решения познавательной задачи, выделить для каждой ПЗ решение таким образом, чтобы решение одной побуждало к постановке следующей; тогда получим систему, т.е. «цепочку» познавательных задач.
Использовать предлагаемый подход в преподавании (на базе системы ПЗ) целесообразно следующим образом: на уроке при изучении нового материала ставим перед учащимися познавательную задачу; ее формулировку они записывают. После этого предлагаем подумать о том, что нужно сделать для решения этой задачи и отразить свои соображения в тетради (на работу выделяется несколько минут). Затем необходимо провести обсуждение идей и записать на доске совместно выработанный вариант действий, в дальнейшем этот план действий называем «метод решения». Далее предлагаем ученикам провести решение познавательной задачи, т.е. реализовать разработанный метод (эта работа может проводиться по группам или индивидуально).
При реализации такого подхода к преподаванию, изучение нового материала состоит из определённых этапов, а именно: этап 1 - актуализация имеющихся знаний (тех, которые понадобятся для работы), этап 2 – мотивация необходимости приобретения новых знаний, этап 3 - создание новых знаний. Все это цепочка ПЗ, которая вырабатывает у учащихся определенный стиль мышления: выделение предмета деятельности, формулирование ее цели, составление способа достижения поставленной цели. В итоге мы целенаправленно формируем мыслящую, творческую личность.
Поскольку формулировка познавательных задач и составление их - непростое дело, конкретизирую высказанное на примерах «основы кинематики». Для иллюстрации методики организации самостоятельной работы учащихся при решении познавательных задач, привожу описание урока, посвященного введению понятия о равномерном прямолинейном движении.
Для каждой познавательной задачи даем краткое описание ситуации побуждающей к ее постановки (исходная ситуация), формулировку ПЗ (в тексте выделена кружочком), метод решении, ход решения с выводами к которым приходят учащиеся, перечень (в общепринятых физических терминах) новых понятий и закономерностей‚ являющихся результатом решений данных ПЗ.
3. Познавательные задачи «Прямолинейное равномерное движение».
Познавательная задача №1.
Исходная ситуация. Мы живем в окружении большого числа объектов живой и неживой природы. И все они движутся друг относительно друга. Бабочка перелетает с цветка на цветок. Снежинки парят в воздухе, падают на землю…
Движение одних нас интересует, других оставляет равнодушными. Интересует же движение с разных точек зрения: художник любуется колышущейся рожью‚ диспетчер следит за перемещением поездов, астроном изучает движение небесных объектов…
- Какие задачи ставят люди в связи с механическим движением тел?
Сформулируем это в обобщенном виде.
Метод решения: 1) подобрать примеры движения из области быта, науки и техники; 2) в каждом случае определить, какой вопрос, связанный с движением, интересует человека; 3) найти общее в этих вопросах и поставить обобщенную формулировку задачи.
Ход решения и выводы. Решение начинает учитель: он приводит первый пример: «Мне сегодня нужно быть у художественного театра в 18.40. Меня волнует вопрос: «Когда следует выйти из дома?».
Продолжают примеры учащиеся: каждый самостоятельно придумывает свои примеры и варианты вопросов, фиксирует это в тетради. После «обнародования» предположений и обсуждения приходят к выводу при рассмотрении движении различных тел людей интересует:
- где (в каком положении) будет тело в такой-то момент времени или
- когда (в какой момент) тело окажется в нужном месте.
Этой задачи «подбирается» название и дается общая принятая формулировка.
Новые знания - понятия об основной задаче механики.
Познавательная задача №2.
Исходная ситуация. Нами сформулирована основная задача механики. Для ее решения нужно знать: какие действия и в какой последовательности следует выполнять и на какие знания при этом опираться. В жизни человек решает задачу о движении ежедневно, как правило, не осознавая своих действий и решает успешно. Как это ему удается? Ведь, если мы раскроем метод его действия, то, возможно, удастся этот метод использовать в более сложных ситуациях,
Каков метод успешного решения основной задачи механики?
Метод решения: нужно 1) подобрать примеры из жизни, в которых успешно решает ОЗМ; 2) выделить производимые действия в каждом случае - «скрытые» умственные и видимые; 3) сформулировать в общем виде порядок действий.
Ход решения и выводы: Решение начинает учитель. Он говорит: «Для того чтобы попасть в школу к определенному моменту времени, я отнимаю от значения этого момент промежуток времени, за который я обычно добираюсь до школы и таким образом, узнаю тот последний миг, когда необходимо выйти из дома. Последовательность моих действий следуют: 1) один раз определяю опытным путем время движения от дома до школы; 2) для каждого требуемого часа прихода в школу определяю «свое» время выхода из дома; 3) реализую движение. Продолжают решение учащиеся: каждый в тетради записывает свой пример и выстраивает «цепочку» действий. После «обнародования» нескольких результатов и их обсуждения формулирует вывод - метод решения ОЗМ для повторяющихся ситуаций: 1) изучить движение тела, зафиксировав интересующее положение и соответствующие моменты времени; 2) использовать эти сведения при повторном движении. Новые знания – метод решения ОЗМ для повторяющихся движений.
Познавательная задача №3.
Исходная ситуация. Мы решаем задачу о собственном движении каждый день, но с малой точностью. Например, говорим: «Ждём тебя у первого метро от 16.00 до 16.15». Но представьте, что ракета воздушной обороны «запоздает» к цели на пару минут или космический корабль к рассчитанному моменту стыковки отклонится от намеченной точки на 20-30м. В большинстве технических задач требуется точное задание (описание) положения тела и моментов времени.
Каким величинам можно точно описать положение тела в пространстве и моменты времени?
Метод решения и ход решения. Ученики их не разрабатывают, так как уже знают из курса математики о величине, которая используется для описания положения тела, - координате, а из жизненного опыта о времени и его измерении. Необходимо лишь вспомнить эти сведения.
Указания учителю. Прежде чем приступать к формированию следующей ПЗ, целесообразно организовать работу учащихся по изучению измерителей длины и времени, имеющихся в кабинете физике. Далее нужно провести эксперимент по измерению координат движущихся тел в определенные моменты времени (эти экспериментальные данные мы называем «расписание движения»). Эксперимент полезно организовать следующим образом: вначале учитель показывает на демонстрационной установке. Как это делать (например, составляет «расписание движение» каретки прибора для изучения законов механики); далее учащиеся сами проводят аналогичные измерения по бригадам на своих лабораторных установках (у всех они разные: самодвижущаяся тележка, электрифицированный игрушечный автомобильчик; шарик, скатывающийся по желобу; брусок, скользящий по доске трибометра; воздушный пузырек, поднимающийся в трубке с водой и др.) При этом каждая бригада работает с одной установкой.
По завершении этой работы целесообразно ввести понятие «система отчёта».
4. Коллективный способ обучения.
Для успешного усвоения физических понятий я использую методику коллективного способа обучения.
Одной из главных задач урока является освоение школьниками физических понятий. Очень важно своевременно обнаруживать и устранять ошибки, возникающие на начальном этапе изучения понятия, не давать им закрепиться, осуществлять контроль в самом процессе формирования понятия. Для достижения этой цели я использую методику КСО. Кратко суть методики можно изложить так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Работа проводится в парах сменного состава.
Поясню это на примере изучения темы «внутренняя энергия» по одной из методик КСО «взаимопередача тем». Вначале проводится урок, на котором в сопровождении демонстративных актов рассматриваются все основные моменты. На дом дается задание: познакомиться с содержание данной темы по учебнику. Ко второму уроку учитель готовит карточки. Их количество, как правило определяется числом параграфом, изучаемой темы. Каждая карточка состоит из двух частей. В первой содержатся задания, направленные на изучение нового материала, во второй – на его закрепление.
Из наиболее сильных учеников назначаются помощники учителя по каждой карточке. Их роль заключается в том, чтобы помочь на уроке при выполнении заданий по карточке и оценить их ответ при сдаче. В связи с этим, каждый помощник должен очень хорошо усвоить материал в своей карточке знать ответы и уметь задавать вопросы по изучаемому материалу, проверяя глубину его усвоения. Подготовка помощников осуществляется на факультативных занятиях. На следующем уроке каждый ученик получает карточку. Самостоятельно подготовив ответ на обе его части, он находит себе партнера с другой карточкой. С этого момента он становится «учителем»: обучает товарища по первой части своей карточки, тренирует его, задает вопросы, проверяя правильность понимания изучаемой темы. Затем учащиеся меняются ролями. Тот, кто был учителем, становится внимательным учеником и выслушивает сообщение своего партнера. Далее учащиеся обмениваются карточками и самостоятельно выполняют задания - вопросы из второй части. Они сверяют полученные ответы, решают появившиеся проблемы. Закончив работу по карточкам, учащиеся сдают ее на оценку учителю или его помощником. Работа пары на этом заканчивается. Учащиеся ищут новых партнеров и работают по вышеуказанной схеме до тех пор, пока не будут выучены все карточки данной темы. Изучение темы заканчивается итоговым уроком, на котором повторяются и закрепляются все физические понятия данной темы.
Работа по методикам КСО дает много положительного. Прежде всего, следует отметить развитие грамотной речи. Дети на уроке пересказывают друг другу содержание параграфов, выводят формулы, учат определения и формулировки законов, отвечают на вопросы. Каждый из них выучивает и пересказывает большой объем учебного материала. При этом у детей появляется логика в рассуждениях, развивается способность делать правильные выводы из прочитанного и подтверждать их своими примерами. Особенно важно то, что знания учащихся становятся более глубокими и прочными. Физические понятия изучаются осмысленно, без механического заучивания. Благодаря своим помощникам учитель имеет возможность проверить степень усвоения классом того или иного понятия, вовремя исправить ошибки.
Само собой решается проблема индивидуального подхода к учащимся с разными способностями и скоростью мышления. Пока сильные ученики заняты самостоятельной работой‚ слабым и медлительным можно уделить больше внимания: объяснить материал, ответить на их вопросы. Как правило, те, кто раньше остальных заканчивает работу по карточкам, становятся дополнительными помощниками учителя. Сдача материала по карточкам идет достаточно быстро. Слабо подготовленным учащимся помощники предлагают еще раз повторить материал и пересдать. Оценки ставятся строго, и это безусловно повышает авторитет учеников - помощников в классе!
Положительным моментом является и то, что на уроках создается непринужденная обстановка общения. Дети свободно перемещаются по классу, объединяются в пары или группы для обсуждения учебного материала. В любой момент они могут получить консультацию учителя или сильного ученика. Такая свободная форма общения способствует меньшей утомляемости учащихся на уроке, повышает их работоспособность.
Обязательные домашние задания при работе по КСО даются только в начале изучения новой темы. Дальнейшая работа, как правило, идет без домашних заданий, так как то, что хорошо делать в парах, нецелесообразно делать одному. При организации КСО возникают определенные трудности. Прежде всего, отметим большую подготовительную работу по составлению, размножению и оформлению карточек. Кроме того, увеличивается загруженность учителя на уроке. Ему одновременно приходится отвечать на вопросы, объяснять непонятное, принимать карточки и координировать действия учащихся.
Несмотря на это, я глубоко убеждена в том, что у КСО большое будущее. Знания становятся прочными и глубокими, если они добыты самостоятельно.
Тема: Тепловое движение.
1.Расскажите партнеру о движении одной молекулы и поясните свой рассказ необходимыми рисунками (§ 1, с.3).
2. Выясните‚ почему общее движение молекул тела является очень сложным, и объясните это партнеру (§ 1, с.3‚4).
3. Выучите определение теплового движения и научите партнера (§1, с.4).
4. Опишите партнеру тепловое движение в газах и твердых телах (§1, с.4).
Задания.
1) Какие из перечисленных явлений относятся к тепловым: испарение воды; движение планеты вокруг Солнца; нагревание спутника, при спуске в плотных слоях атмосферы; закалка резца; распространение запаха одеколона; движение одной молекулы газа?
2) Какие из перечисленных свойств относятся к тепловому, а какие и механическому движению: зависит от температуры; имеет направление в пространстве; неуничтожимо; хаотично; относительно; описывает движение одного тела; непрерывно; не зависит от температуры; описывает движение огромного числа частиц?
На обобщающих уроках 7-8 классах предлагаю учащимся различные виды заданий типа кроссвордов, чайнвордов, ребусов. Такие задания способствуют усвоению определений физических величин и понятий, законов, запоминанию имен ученных, названий и назначений приборов.
8 класс.
После знакомства с величинами, характеризующими процесс протекания электрического тока в проводниках, и с законом Ома для участка протекания электрического тока в проводниках, и с законом Ома для участка цепи можно провести урок повторений и подготовки к самостоятельной работе.
В начале этого урока каждому учащемуся выдается лист с ребусами‚ таблица для разгадывания зашифрованных терминов: 1)сила тока; 2)напряжение; 3)сопротивление; 4)вольт; 5)ампер; 6)Ом; 7)работа; 8)заряд 9)время .
Затем предлагаются следующие задания:
1) Какой закон связывает между собой первые три отгаданных слова, и каково математическое выражение этой зависимости?
(I=U/R - закон Ома для участка цепи).
2) Какова связь между словами 1-3 и 4-6?
(Вольт-единица напряжения, ампер - единица силы тока, Ом – единица сопротивления).
3) Какие формулы связывают между собой величины, названия которых обозначены словами 1,8 и 9, а также словами 2, 7 и 9?
(I=q/t; U = A/q). Далее можно решить несколько задач на эти формулы, а в конце урока раздать учащимся листы с мини кроссвордом, решая который они вспомнят обозначения элементов электрической цепи.
Подведение итогов урока - одна из важнейших его частей («Нужно уметь не только войти в разговор; но и уметь из него выйти» - Ю.Семенов). Оно может быть словесным, схематическим, творческим или практическим. Как правило, используется именно словесный метод: учитель сам подводит итог сказанному на уроке. Но при этом неясно, что же уносит с этого урока учащихся. Схематический вывод должен включать в себя основные моменты урока в виде составления таблиц, карт, закономерностей и т.п., при чем общую схему урока должны вывести сами учащиеся, закрепив при этом основные понятия. Творческий вывод является наиболее сложным из всех перечисленных методов: учащиеся должны сформулировать основные изученные вопросы, это более высокая ступень познания, и сразу ожидать плюсовых результатов неразумно. К этому учащихся надо готовить, это надо воспитывать и подкреплять практической направленностью урока. Практический метод наиболее нагляден: не пробираясь сквозь глубокие дебри теории, можно простым экспериментом установить тот или иной теоретический факт. Формулировки таких выводов должны осуществляться под контролем учителя, восходить от простого к сложному. Каждый из методов подведения итогов урока имеет положительные стороны и бывает наилучшим в разных конкретных ситуациях с учетом возрастных особенностей учащихся и уровне их знаний.
5. Заключение.
Воплощение основных идей в практику работы приводит к следующим результатам:
- формируется умение работать с информацией;
- развиваются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- исчезают неуспевающие, увеличивается число «хорошистов»;
- повышается активность учащихся, растет интерес к предмету.
Важно выработать свою систему обучения, пригодную для себя, своих учеников и своей школы‚ некоторые элементы методики можно позаимствовать у коллег, но система должна быть своей.
Успех дела обеспечивает четко выраженная методика, которую можно и нужно из года в год обогащать.
Список литературы.
Данюшенков В.С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике. – М: МПГУ.-1994 г.
Теория и методика обучения физике в школе частные вопросы/ Под редакцией С.Е.Коменцкого.- Москва.- 2000г.
З.П. Мастропас. Ю.Г Синдееев Физика. Методика и практика преподавания. - Ростов-на-Дону: Юникс.- 2002г.
Иванова Л.А. Активация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. - М: Просвещение.- 1983г.
Теория и методика обучения физике в школе общие вопросы/ Под редакцией С.Е. Коменцкого и Н.С. Пурышевой.- М: АСАДЕМЛ.- 2006г.
Э.Э.Бравирман. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей/ Под ред. Разумовского. - М: Просвящение.- 1993г.
Физика. Приложение к газете «Первое сентября» №23- 1997г.