kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Логика как средство изучения физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данный курс соединяет логическую теорию и практику, опи­сывает современные научные представления о механизме мышления, учит эффективно распоряжаться знаниями логики и использовать их при изучении физики. Предлагаемый элективный курс соответствует материалу программы по физике основного образования, ре­комендован для классов гуманитарного профиля, в которых ученики, как правило, испытывают трудности с изучением точных наук, но может быть адаптирован для классов предпрофильного обучения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Логика как средство изучения физики" »

Пояснительная записка.

Актуальность курса.

Понимание принципов мыслительной деятельности - одно из самых ценных знаний. Оно делает ум максимально точным в своем анализе, бес­пощадным к любой нелогичности и последовательном в выводах. Это влияет на все стороны приложения мышления. Значит, развитие формально-логического мышления учащихся является одной из важнейших проблем обучения. Законы логики лежат в основе человеческого мышления, являются базой для многих наук, в том числе и физики. Физические постула­ты не терпят неопределенности, неточности, субъективности в оценках. В ос­нове каждого лежит логическая цепочка, следовательно, понимание, верное истолкование и умение пользоваться любым физическим законом строится прежде всего на владении логикой.

Вся мыслительная деятельность человека связана с языком, который должен четко выражать мысль и реализовывать ее в общении с людьми. Следовательно, формирование языка влияет на формирование мышления. Поэтому можно смело говорить о том, что изучение логики языкознания расширяет и углубляет процесс изучения физики.

У физики и логики, кроме прочих, есть общие черты: объекты и про­блемы, рассматриваемые ими довольно своеобразны и абстрактны. У них нет эмоционального оттенка, их законы подчиняются не чувствам, а разуму. При традиционном обучении многие положения и выводы физики воспри­нимаются учащимися с трудом. Поэтому именно при изучении физики необ­ходимо искать новые методы и средства обучения, способствующие разви­тию интереса школьников, расширяющие и обогащающие их интеллектуаль­ный уровень. Данный курс соединяет логическую теорию и практику, опи­сывает современные научные представления о механизме мышления, учит эффективно распоряжаться знаниями логики и использовать их при изучении физики.

Основные цели и задачи курса:

-формирование знаний о мыслительных операциях и процессах, свя­занных с мышлением

-формирование научных методов познания - развитие универсальных общеучебных способностей учеников: грамотная речь, умение обрабатывать и систематизировать данные наблюдений, на их основе делать выводы

-развитие общекультурной компетентности учащихся

-расширение методологических знаний в области диалектического по­нимания единой картины мира

-выработка осознанных подходов к определению физических понятий, объяснению физических законов и решению физических задач -развитие интереса к учебному предмету « физика»

-формирование важнейших учебных умений и элементов культуры ум­ственного труда

-углубление физических знаний на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента и теоретического мышления

-формирование умения использовать язык физики для анализа науч­ной информации

-развитие коммуникативных навыков.

Особенности курса.

Предлагаемый элективный курс соответствует материалу программы по физике основного образования, вносит большой вклад в развитие мыш­ления учащихся, так как приучает их выполнять анализ, выделять существен­ные свойства объектов, явлений и на их основе определять физические по­нятия, делать выводы. Кроме того, повторение некоторых вопросов физики перестает быть самоцелью, а предстает перед учащимися как увлекательный процесс поиска наиболее убедительного объяснения природных явлений, грамотной формулировки законов и определений физических понятий. Дру­гая важная особенность курса - его интегративность, междисциплинарный характер задач и упражнений. Сделано это для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер научной деятельности, а с дру­гой, способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям видеть общее в разных областях знания и безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

Данный курс, формируя важнейшие общеучебные умения и навыки, способствует повышению интереса учащихся к физике. Поэтому электив ре­комендован для классов гуманитарного профиля, в которых ученики, как правило, испытывают трудности с изучением точных наук, но может быть адаптирован для классов предпрофильного обучения.

Основные формы организации занятий: - интерактивные лекции, дискуссии , работа с научными и литературными текстами , выполнение творческих заданий, семинарские занятия.

Ожидаемые результаты:

-приобретение учащимися следующих умений и навыков: быстро и верно совершать стандартные операции мышления, правильно судить о дей­ствии своего и чужого мышления, строить убедительные аргументы и нахо­дить ошибки в рассуждении оппонентов - развитие познавательных интересов -развитие творческих способностей учащихся.


Содержание курса (34 ч)


Тема 1.Искусство правильно мыслить(5 ч)

Человеческая коммуникация. Речевое общение, его принципы. Интеллекту­альная и эмоциональная коммуникация. Противопоставление интеллекту­альной и эмоциональной коммуникации.

Многозначные слова. Речевой контекст. Язык взрослого и язык ребенка. Ассоциативное мышление. Индивидуальность ассоциаций и ее следствие. Связь старых и новых представлений. Практическая работа:

1.Работа с афоризмами - дословный и осмысленный подходы. Анализ зна­чения слова в различных языках и контекстах.

2.Словесная характеристика прослушанного музыкального произведения. Анализ делового и литературного текстов. Сравнение различных переводов одного и того же литературного произведения.

Тема 2. Что такое логика (4 ч)

Логическая цепочка. Верные и ложные умозаключения. Стандартные логи­ческие цепочки.

Форма мысли. Связь части и целого. Основные принципы формальной ло­гики.

Искусственный язык. Символы математики и физики. Практическая работа:

  1. Построение умозаключений. Анализ и решение логических цепочек.

  2. По­строение логических цепочек. Построение логических цепочек с использова­нием символов.

Семинар «Логические цепочки в физике»


Тема 3. Мышление и язык(3 ч)

Речь - свойство человеческого разума. Мир имен. Вещь без имени. Имя для первобытного человека. Имена в астрономии. Характеристика имен. Неточ­ные понятия. Пустые имена. Абстрактные и многозначные понятия.

Практическая работа:

Анализ высказываний ученых о роли языка на формирование разума. Оп­ределение пустых имен. Анализ абстрактных понятий.

Тема 4. Смысл- основа основ(4ч)

Бессмысленные утверждения. Грань между осмысленным и бессмыслен­ным. Плюсы и минусы искусственного языка. Принципы построения литера­турного и научного текстов. Абсолютный смысл в науке. Субъективные и случайные ошибки. Пределы познания. Искусство определения. Явные и неяв­ные определения. Аналогии. Рассуждение по аналогии в науке. Практическая работа:

  1. Выявление смысла утверждений, поиск «скрытого смысла». Анализ бес­смысленных утверждений в литературе.

  2. Работа с явными определениями.

Семинар: «Мудрость русской-народной сказки - рассуждение по аналогии. Рассуждение по аналогии в физике »

Тема 5. Законы логики(5ч)


Закон противоречия. Лаконичность. Закон исключенного третьего. Интерпретация.

Закон тождества. Логические тавтологии. Индукция и дедукция. Причинно - следственные связи.

Практическая работа:

    1. Упражнения на построение лаконичной фразы.

    2. Решение логических задач.

    3. Анализ тавтологий в литературе. Анализ примеров нарушения причинно - следственных связей.

Тема 6. Софизмы(4ч)

Нарушение правил языка и логики. Софизмы Древней Греции. Использова­ние софизмов, их плюсы и минусы. Звуковые и оптические иллюзии. Практическая работа:

      1. Решение софизмов.

      2. Упражнения на использование софизмов. Упражнение на выход из со­физма.

Семинар: «Софистика-из древности в современность. Причины долгожи­тельства софизмов. »

Тема 7. Физические термины(9 ч )

Происхождение различных физических терминов. Содержание понятий. Определение понятий. Содержание по отличительным признакам. Предмет­ная область.

Физические приборы. Особенность устройства, принцип действия. Физические явления и процессы. Особенности протекания. Физические свойства. Физические величины.

Приемы применения дедуктивных умозаключений. Доказательство. Обос­нование. Вывод формул.

Установление причинно-следственных связей. Анализ, сопоставление, абст­рагирование. Логическая обработка результатов физических опытов.

Практическая работа:

Работа со словарями. Анализ смысла фи­зических понятий.

Практическая работа:

Упражнения на изменение смысла физиче­ских понятий.

Практическая работа:

Смысловой анализ физических явлений и процессов.








Литература.

  1. Аристотель. О софических опровержениях. Т. 2. М.:Мысль, 1998

  2. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. М.: Наука, 1991

  3. Демосфен. Речи. М.: Наука, 1989

  4. Кант И. Логика. М.: Логика. М.:НаукаД990

  5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 2005.

  6. Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Мысль, 1998

  7. Волковыский Р.Ю. Определение физических понятий и величин.- М.: Просвещение, 1990

  8. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики.- М. Просвещение, 1990

  9. Ивин А.А. По законам логики.- М.: Молодая гвардия, 4993

Ю.Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1985

    1. Левин Г.А. Логика.-Минск. 1994

    2. Налимов Б.В. Вероятностная модель языка. - М.: Наука, 1993

    3. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обуче­нии физике.- М.: Просвещение, 1986

    4. Физический энциклопедический словарь. -М. Наука, 1983

    5. Шамало Т.Н. Учебный эксперимент в процессе формирования физиче­ских понятий. -М.: Просвещение, 1996


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Элективный курс "Логика как средство изучения физики"

Автор: Овчарова Дина Яковлевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 122984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Развитие логического мышления учащихся в процессе решения занимательных и развивающих задач»"
    ["seo_title"] => string(128) "tvorchieskaiarabotarazvitiieloghichieskoghomyshlieniiauchashchikhsiavprotsiessierieshieniiazanimatielnykhirazvivaiushchikhzadach"
    ["file_id"] => string(6) "272362"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451969583"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2090 руб.
1640 руб.
2520 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства