Элективный курс "Логика как средство изучения физики"
Элективный курс "Логика как средство изучения физики"
Данный курс соединяет логическую теорию и практику, описывает современные научные представления о механизме мышления, учит эффективно распоряжаться знаниями логики и использовать их при изучении физики. Предлагаемый элективный курс соответствует материалу программы по физике основного образования, рекомендован для классов гуманитарного профиля, в которых ученики, как правило, испытывают трудности с изучением точных наук, но может быть адаптирован для классов предпрофильного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Логика как средство изучения физики" »
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
Понимание принципов мыслительной деятельности - одно из самых ценных знаний. Оно делает ум максимально точным в своем анализе, беспощадным к любой нелогичности и последовательном в выводах. Это влияет на все стороны приложения мышления. Значит, развитие формально-логического мышления учащихся является одной из важнейших проблем обучения. Законы логики лежат в основе человеческого мышления, являются базой для многих наук, в том числе и физики. Физические постулаты не терпят неопределенности, неточности, субъективности в оценках. В основе каждого лежит логическая цепочка, следовательно, понимание, верное истолкование и умение пользоваться любым физическим законом строится прежде всего на владении логикой.
Вся мыслительная деятельность человека связана с языком, который должен четко выражать мысль и реализовывать ее в общении с людьми. Следовательно, формирование языка влияет на формирование мышления. Поэтому можно смело говорить о том, что изучение логики языкознания расширяет и углубляет процесс изучения физики.
У физики и логики, кроме прочих, есть общие черты: объекты и проблемы, рассматриваемые ими довольно своеобразны и абстрактны. У них нет эмоционального оттенка, их законы подчиняются не чувствам, а разуму. При традиционном обучении многие положения и выводы физики воспринимаются учащимися с трудом. Поэтому именно при изучении физики необходимо искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса школьников, расширяющие и обогащающие их интеллектуальный уровень. Данный курс соединяет логическую теорию и практику, описывает современные научные представления о механизме мышления, учит эффективно распоряжаться знаниями логики и использовать их при изучении физики.
Основные цели и задачи курса:
-формирование знаний о мыслительных операциях и процессах, связанных с мышлением
-формирование научных методов познания - развитие универсальных общеучебных способностей учеников: грамотная речь, умение обрабатывать и систематизировать данные наблюдений, на их основе делать выводы
-развитие общекультурной компетентности учащихся
-расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира
-выработка осознанных подходов к определению физических понятий, объяснению физических законов и решению физических задач -развитие интереса к учебному предмету « физика»
-формирование важнейших учебных умений и элементов культуры умственного труда
-углубление физических знаний на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента и теоретического мышления
-формирование умения использовать язык физики для анализа научной информации
-развитие коммуникативных навыков.
Особенности курса.
Предлагаемый элективный курс соответствует материалу программы по физике основного образования, вносит большой вклад в развитие мышления учащихся, так как приучает их выполнять анализ, выделять существенные свойства объектов, явлений и на их основе определять физические понятия, делать выводы. Кроме того, повторение некоторых вопросов физики перестает быть самоцелью, а предстает перед учащимися как увлекательный процесс поиска наиболее убедительного объяснения природных явлений, грамотной формулировки законов и определений физических понятий. Другая важная особенность курса - его интегративность, междисциплинарный характер задач и упражнений. Сделано это для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер научной деятельности, а с другой, способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям видеть общее в разных областях знания и безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Данный курс, формируя важнейшие общеучебные умения и навыки, способствует повышению интереса учащихся к физике. Поэтому электив рекомендован для классов гуманитарного профиля, в которых ученики, как правило, испытывают трудности с изучением точных наук, но может быть адаптирован для классов предпрофильного обучения.
Основные формы организации занятий: - интерактивные лекции, дискуссии , работа с научными и литературными текстами , выполнение творческих заданий, семинарские занятия.
Ожидаемые результаты:
-приобретение учащимися следующих умений и навыков: быстро и верно совершать стандартные операции мышления, правильно судить о действии своего и чужого мышления, строить убедительные аргументы и находить ошибки в рассуждении оппонентов - развитие познавательных интересов -развитие творческих способностей учащихся.
Содержание курса (34 ч)
Тема 1.Искусство правильно мыслить(5 ч)
Человеческая коммуникация. Речевое общение, его принципы. Интеллектуальная и эмоциональная коммуникация. Противопоставление интеллектуальной и эмоциональной коммуникации.
Многозначные слова. Речевой контекст. Язык взрослого и язык ребенка. Ассоциативное мышление. Индивидуальность ассоциаций и ее следствие. Связь старых и новых представлений. Практическая работа:
1.Работа с афоризмами - дословный и осмысленный подходы. Анализ значения слова в различных языках и контекстах.
2.Словесная характеристика прослушанного музыкального произведения. Анализ делового и литературного текстов. Сравнение различных переводов одного и того же литературного произведения.
Тема 2. Что такое логика (4 ч)
Логическая цепочка. Верные и ложные умозаключения. Стандартные логические цепочки.
Форма мысли. Связь части и целого. Основные принципы формальной логики.
Искусственный язык. Символы математики и физики. Практическая работа:
Построение умозаключений. Анализ и решение логических цепочек.
Построение логических цепочек. Построение логических цепочек с использованием символов.
Семинар «Логические цепочки в физике»
Тема 3. Мышление и язык(3 ч)
Речь - свойство человеческого разума. Мир имен. Вещь без имени. Имя для первобытного человека. Имена в астрономии. Характеристика имен. Неточные понятия. Пустые имена. Абстрактные и многозначные понятия.
Практическая работа:
Анализ высказываний ученых о роли языка на формирование разума. Определение пустых имен. Анализ абстрактных понятий.
Тема 4. Смысл- основа основ(4ч)
Бессмысленные утверждения. Грань между осмысленным и бессмысленным. Плюсы и минусы искусственного языка. Принципы построения литературного и научного текстов. Абсолютный смысл в науке. Субъективные и случайные ошибки. Пределы познания. Искусство определения. Явные и неявные определения. Аналогии. Рассуждение по аналогии в науке. Практическая работа:
Выявление смысла утверждений, поиск «скрытого смысла». Анализ бессмысленных утверждений в литературе.
Работа с явными определениями.
Семинар: «Мудрость русской-народной сказки - рассуждение по аналогии. Рассуждение по аналогии в физике »
Тема 5. Законы логики(5ч)
Закон противоречия. Лаконичность. Закон исключенного третьего. Интерпретация.
Закон тождества. Логические тавтологии. Индукция и дедукция. Причинно - следственные связи.
Практическая работа:
Упражнения на построение лаконичной фразы.
Решение логических задач.
Анализ тавтологий в литературе. Анализ примеров нарушения причинно - следственных связей.
Тема 6. Софизмы(4ч)
Нарушение правил языка и логики. Софизмы Древней Греции. Использование софизмов, их плюсы и минусы. Звуковые и оптические иллюзии. Практическая работа:
Решение софизмов.
Упражнения на использование софизмов. Упражнение на выход из софизма.
Семинар: «Софистика-из древности в современность. Причины долгожительства софизмов. »
Тема 7. Физические термины(9 ч )
Происхождение различных физических терминов. Содержание понятий. Определение понятий. Содержание по отличительным признакам. Предметная область.
Физические приборы. Особенность устройства, принцип действия. Физические явления и процессы. Особенности протекания. Физические свойства. Физические величины.
Приемы применения дедуктивных умозаключений. Доказательство. Обоснование. Вывод формул.
Установление причинно-следственных связей. Анализ, сопоставление, абстрагирование. Логическая обработка результатов физических опытов.
Практическая работа:
Работа со словарями. Анализ смысла физических понятий.
Практическая работа:
Упражнения на изменение смысла физических понятий.
Практическая работа:
Смысловой анализ физических явлений и процессов.
Литература.
Аристотель. О софических опровержениях. Т. 2. М.:Мысль, 1998
Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. М.: Наука, 1991
Демосфен. Речи. М.: Наука, 1989
Кант И. Логика. М.: Логика. М.:НаукаД990
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 2005.
Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М.: Мысль, 1998
Волковыский Р.Ю. Определение физических понятий и величин.- М.: Просвещение, 1990
Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики.- М. Просвещение, 1990
Ивин А.А. По законам логики.- М.: Молодая гвардия, 4993
Ю.Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1985
Левин Г.А. Логика.-Минск. 1994
Налимов Б.В. Вероятностная модель языка. - М.: Наука, 1993
Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике.- М.: Просвещение, 1986