kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашние экспериментальные и лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы. Главные задачи: 1) формировать умения наблюдать физические явления в природе и в быту,2) формировать умения проводить измерения,3) формировать познавательный интерес к физике, как к науке о природе, к эксперименту в частности,4) формировать самостоятельность и активностью У школьников развивается творческая деятельность, что благотворно сказывается на их общем развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся» »




Доклад


«Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся»
















Выполнила:

Учитель физики Шумеева Ю. Н.


МОУ «СОШ №5»


















2014г.


Домашние экспериментальные работы. Домашние лабораторные работы -

простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома,

вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом

работы.


Главные задачи экспериментальных работ этого вида:


-формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;


-формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных

средств, использующихся в быту;


-формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;


-формирование самостоятельности и активности.


Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости

от используемого при их выполнении оборудования:


-работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные

материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.);


-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы,

электроскоп и др.);


-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.


Наблюдения по физике, проводимые самими учащимися: 1)дают возможность нашей

школе расширить область связи теории с практикой; 2)развивают у учащихся

интерес к физике и технике; 3)будят творческую мысль и развивают

способность к изобретательству; 4)приучают учащихся к самостоятельной

исследовательской работе; 5)вырабатывают у них ценные качества:

наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; 6)дополняют

классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть

выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений

и прочее), и 7)приучают учащихся к сознательному, целесообразному труду.



Для изучения мотивации учащихся группе школьников были предложены следующие вопросы и

получены результаты:


Что вам нравится при изучении физике?


а)решение задач -19%;


б)демонстрация опытов -21%;


в)чтение учебника дома -4%;


г)рассказ учителем нового материала -17%;


д)самостоятельное выполнение опытов -36%;


е)ответ у доски -3%.


Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?


а)чтение учебника -22%;


б)решение задач из учебника -20%;


в)наблюдение физических явлений -40%;


г)составление задач -75;


д)изготовление простых устройств, моделей -8%;


е)решение трудных задач -3%.




На каком уроке вам интересно?


а)на контрольной работе -3%;


б)на лабораторной работе -60%;


в)на уроке решения задач -8%;


г)на уроке изучения нового материала -29%;


д)не знаю -7%.


Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к

эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее

экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями -

изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и

упражнений - необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического

характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов,

измерений.


Какие еще плюсы у домашних экспериментов

по сравнению с опытами и лабораторными, проводимыми в классе? Как уже

говорилось, это менее жесткое ограничение по времени. Так же дети дома

чувствуют себя более комфортно, чем на лабораторных занятиях в школе, где

многие дети могут пребывать в стрессовом состоянии, что может отрицательно

влиять на продуктивность выполнения работы. При выполнении задания дома

школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой

деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии.


Предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования:


-безопасность при проведении;


-минимальные материальные затраты;


-простота по выполнению;


-иметь ценность в изучении и понимании физики;


-легкость последующего контроля учителем;


-наличие творческой окраски.



Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе.

Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости

изученного теоретически закона или явления. При этом полученные

теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в

их сознании.


А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести

объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную

ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у

учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает

познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию

творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не

смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с

интересом слушать рассказ преподавателя.


Летние работы и наблюдения. Практические задания по физике можно

давать учащимся и на летний период, чтобы использовать богатейшую

лабораторию - природу и разнообразные объекты техники, которых нет под

рукой во время обучения на уроках в школе. Учителю, дающему летнее задание,

не следует гнушаться его простотой и несложностью. Задания, даваемые

учащимся на каникулы, должны быть краткими и простыми.


Если учитель задал ученикам на дом провести эксперимент или

наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любом

домашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании есть

ученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какой-либо

причине. Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома

самостоятельно опыт, будет больше чем желающих читать учебник. Как карать

за невыполненное домашнее задание и насколько сильно требовать выполнения

опыта зависит от конкретного учителя. Обсуждение механизма выставления

оценок не входит в тему данной работы, поэтому здесь мы не будем

останавливаться. Ясно то, что выполнение дома опыта должно поощряться

учителем. Это может быть выставление хороших оценок, постановка выполнивших

в пример невыполнившим, тут опять же все зависит от конкретного учителя, от

его характера работы с каждым отдельным классом.


Проверка выполнения работы. При выполнении работы будет очень хорошо,

если ученики будут записывать свои наблюдения в виде письменного отчета о

проделанной работе (кратко: что делали, что увидели, сделать попытку дать

объяснение увиденному). Это даст учителю возможность проверить выполнение,

точнее оценить каждого ученика. При проверке заданного на дом опыта учитель

должен обязательно обсудить в классе со всеми учениками теоретические

основы наблюдаемого явления. Сначала учителю следует выслушать учеников,

как они объяснят увиденное. Далее следует отметить верные мысли учеников,

дающих правильное (или почти правильное) объяснение. В заключении учителю

следует вкратце напомнить ученикам про опыт и самому четко проговорить

ученикам объяснение происходящего при опыте явления, отметить заблуждения

учеников (если таковые будут присутствовать в их ответах), указать, где еще

на практике можно столкнуться с проявлениями подобного явления. После

самостоятельного проведения опыта учениками и обсуждения увиденного с

научной точки зрения при участии учителя, у учеников должна сложиться

достаточно полная картина об изучаемом явлении. Это представление (а

учитель должен приложить все усилия для того, чтобы оно сформировалось

правильно) останется у учеников в памяти надолго.

Идеальным будет такой вариант,

когда детям раздадут инструкции с описанием опыта на дом. Для этого учителю

надо распечатать инструкции с подробным описанием опыта в количестве,

равному количеству учеников в классе. Такой комплект инструкций можно

использовать многократно. Если после выполнения опыта одним классом

комплект собрать, то его можно использовать для повторного использования в

другом классе. Требования к письменному описанию эксперимента такие же, как

и к устному рассказу учителя о рекомендуемом для выполнения дома опыте.


А

так время от урока не тратится, то письменное описание может быть еще более

подробным, чем устный рассказ. Тут у учителя могут возникнуть трудности,

связанные с необходимостью изготовления большого числа инструкций. По

мнению автора, тут, как говорится, цель оправдывает средства. Мало какой

школьник устоит от проведения самостоятельного эксперимента, если у него

перед глазами будет все подробно написано, то ему захочется выполнить его.

Получить результат, сравнить свой результат с результатами одноклассников.

Провести опыт дома легко смогут даже отстающие ученики.

. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека.

Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумеева Юлия Николаевна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 229976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства