Доклад «Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся»
Доклад «Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся»
Домашние экспериментальные и лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы. Главные задачи: 1) формировать умения наблюдать физические явления в природе и в быту,2) формировать умения проводить измерения,3) формировать познавательный интерес к физике, как к науке о природе, к эксперименту в частности,4) формировать самостоятельность и активностью У школьников развивается творческая деятельность, что благотворно сказывается на их общем развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся» »
Доклад
«Домашний эксперимент - эффективное средство в формировании исследовательской компетентности учащихся»
Выполнила:
Учитель физики Шумеева Ю. Н.
МОУ «СОШ №5»
2014г.
Домашние экспериментальные работы. Домашние лабораторные работы -
простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома,
вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом
работы.
Главные задачи экспериментальных работ этого вида:
-формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;
-формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных
средств, использующихся в быту;
-формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;
-формирование самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости
от используемого при их выполнении оборудования:
-работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные
материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.);
-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы,
электроскоп и др.);
-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.
Наблюдения по физике, проводимые самими учащимися: 1)дают возможность нашей
школе расширить область связи теории с практикой; 2)развивают у учащихся
интерес к физике и технике; 3)будят творческую мысль и развивают
способность к изобретательству; 4)приучают учащихся к самостоятельной
исследовательской работе; 5)вырабатывают у них ценные качества:
наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; 6)дополняют
классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть
выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений
и прочее), и 7)приучают учащихся к сознательному, целесообразному труду.
Для изучения мотивации учащихся группе школьников были предложены следующие вопросы и
получены результаты:
Что вам нравится при изучении физике?
а)решение задач -19%;
б)демонстрация опытов -21%;
в)чтение учебника дома -4%;
г)рассказ учителем нового материала -17%;
д)самостоятельное выполнение опытов -36%;
е)ответ у доски -3%.
Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?
а)чтение учебника -22%;
б)решение задач из учебника -20%;
в)наблюдение физических явлений -40%;
г)составление задач -75;
д)изготовление простых устройств, моделей -8%;
е)решение трудных задач -3%.
На каком уроке вам интересно?
а)на контрольной работе -3%;
б)на лабораторной работе -60%;
в)на уроке решения задач -8%;
г)на уроке изучения нового материала -29%;
д)не знаю -7%.
Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к
эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее
экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями -
изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и
упражнений - необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического
характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов,
измерений.
Какие еще плюсы у домашних экспериментов
по сравнению с опытами и лабораторными, проводимыми в классе? Как уже
говорилось, это менее жесткое ограничение по времени. Так же дети дома
чувствуют себя более комфортно, чем на лабораторных занятиях в школе, где
многие дети могут пребывать в стрессовом состоянии, что может отрицательно
влиять на продуктивность выполнения работы. При выполнении задания дома
школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой
деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии.
Предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования:
-безопасность при проведении;
-минимальные материальные затраты;
-простота по выполнению;
-иметь ценность в изучении и понимании физики;
-легкость последующего контроля учителем;
-наличие творческой окраски.
Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе.
Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости
изученного теоретически закона или явления. При этом полученные
теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в
их сознании.
А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести
объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную
ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у
учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает
познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию
творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не
смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с
интересом слушать рассказ преподавателя.
Летние работы и наблюдения. Практические задания по физике можно
давать учащимся и на летний период, чтобы использовать богатейшую
лабораторию - природу и разнообразные объекты техники, которых нет под
рукой во время обучения на уроках в школе. Учителю, дающему летнее задание,
не следует гнушаться его простотой и несложностью. Задания, даваемые
учащимся на каникулы, должны быть краткими и простыми.
Если учитель задал ученикам на дом провести эксперимент или
наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любом
домашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании есть
ученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какой-либо
причине. Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома
самостоятельно опыт, будет больше чем желающих читать учебник. Как карать
за невыполненное домашнее задание и насколько сильно требовать выполнения
опыта зависит от конкретного учителя. Обсуждение механизма выставления
оценок не входит в тему данной работы, поэтому здесь мы не будем
останавливаться. Ясно то, что выполнение дома опыта должно поощряться
учителем. Это может быть выставление хороших оценок, постановка выполнивших
в пример невыполнившим, тут опять же все зависит от конкретного учителя, от
его характера работы с каждым отдельным классом.
Проверка выполнения работы. При выполнении работы будет очень хорошо,
если ученики будут записывать свои наблюдения в виде письменного отчета о
проделанной работе (кратко: что делали, что увидели, сделать попытку дать
объяснение увиденному). Это даст учителю возможность проверить выполнение,
точнее оценить каждого ученика. При проверке заданного на дом опыта учитель
должен обязательно обсудить в классе со всеми учениками теоретические
основы наблюдаемого явления. Сначала учителю следует выслушать учеников,
как они объяснят увиденное. Далее следует отметить верные мысли учеников,
дающих правильное (или почти правильное) объяснение. В заключении учителю
следует вкратце напомнить ученикам про опыт и самому четко проговорить
ученикам объяснение происходящего при опыте явления, отметить заблуждения
учеников (если таковые будут присутствовать в их ответах), указать, где еще
на практике можно столкнуться с проявлениями подобного явления. После
самостоятельного проведения опыта учениками и обсуждения увиденного с
научной точки зрения при участии учителя, у учеников должна сложиться
достаточно полная картина об изучаемом явлении. Это представление (а
учитель должен приложить все усилия для того, чтобы оно сформировалось
правильно) останется у учеников в памяти надолго.
Идеальным будет такой вариант,
когда детям раздадут инструкции с описанием опыта на дом. Для этого учителю
надо распечатать инструкции с подробным описанием опыта в количестве,
равному количеству учеников в классе. Такой комплект инструкций можно
использовать многократно. Если после выполнения опыта одним классом
комплект собрать, то его можно использовать для повторного использования в
другом классе. Требования к письменному описанию эксперимента такие же, как
и к устному рассказу учителя о рекомендуемом для выполнения дома опыте.
А
так время от урока не тратится, то письменное описание может быть еще более
подробным, чем устный рассказ. Тут у учителя могут возникнуть трудности,
связанные с необходимостью изготовления большого числа инструкций. По
мнению автора, тут, как говорится, цель оправдывает средства. Мало какой
школьник устоит от проведения самостоятельного эксперимента, если у него
перед глазами будет все подробно написано, то ему захочется выполнить его.
Получить результат, сравнить свой результат с результатами одноклассников.
Провести опыт дома легко смогут даже отстающие ученики.
. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека.
Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}