Просмотр содержимого документа
«Диагностическая и коррекционная работа по физике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
города Череповца Вологодской области
Тема выступления:
«Диагностическая и
коррекционная работа
по физике»
Подготовила
Войлошникова И.И.,
учитель физики.
Введение
Из наблюдений за последние годы за учащимися, различного возраста, было выявлено, что большинство учащихся считают физику трудным предметом, по причине решения большого количества задач, доля и сложность которых увеличилась в заданиях. Как следствие - резкое падение интереса школьников к физике как учебному предмету, снижение физической грамотности, неумение применить свои знания на практике, на уроках наблюдалось снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках физики не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Поэтому, я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Изучение физики осуществляется в рамках стандартных программ, что не всегда позволяет обеспечить высокий уровень и качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации.
Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе и каждого выпускника, кто выбрал предмет по выбору - физику. Таким условием является проведение диагностической, коррекционной работы, а также внедрение в учебный процесс информационных технологий. На основании этого, была определена тема обощения моего опыта «Диагностическая и коррекционная работа по физике», которая позволила повысить качество по физике.
Наибольшее число ошибок при выполнении заданийпо физике допускается по следующим причинам;
Из-за элементарной невнимательности (учащиеся часто не обращают внимания на отрицательные частицы, забывают обратить внимание на соответствие единиц измерения величин в условиях задания и вариантах ответов, путаются в выборе наи более полного ответа из нескольких правильных);
При выполнении математических операций (школьники не соблюдают приоритет вычислительных действий, ошибаются в вычислениях со степенями, ошибаются при действиях с обыкновенными дробями и отрицательными числами, не знают тригонометрические функции и их свойства, не владеют навыками их применения для расчетов, отсутствие навыков чтения, анализа и нахождение параметров по графикам: какие величины откладываются по осям и в каком масштабе, каковы их единицы измерения, физический смысл угла наклона графика или касательной к графику в данной точке, площадь фигуры под графиком, слабо владеют навыками работы с векторными величинами, не справляются с преобразованием формул, решением системы уравнений);
Из-за поверхностных знаний сущности протекания физических процессов и явлений, неумение учащимися представить физическую ситуацию, границы применимости законов, а также не умеют прогнозировать достоверный результат, определять порядок величины и другие ошибки;
Поиск новых методов, позволяющих добиваться качественных знаний и умения применять их на практике – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.
Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, систему опорных схем, конспектов, диагностических и коррекционных работ для учащихся 7-9 классов по физике, мониторинговый портфель учителя и учащегося.Диапазон опыта достаточно широк. Диагностическая и коррекционная работа может применяться не только на физике, но и на других учебных дисциплинах, она дает положительный результат, видны успехи каждого учащегося и класса в в целом.
Работа над темой проводится систематически на уроках физики и во внеурочное время.
Помощь педагога в организации самостоятельной деятельности учащегося строится на следующих принципах:
индивидуальный подход к учащимся с соблюдением посильных учебных заданий;
постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
переход от контроля к самоконтролю.
Контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Контроль осуществляется выявлением уровня усвоения знаний учащимися, который на момент окончания обучения в средней школе должен соответствовать государственным стандартам. Тестовая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):
Базовые тесты — тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения — 10-15 минут;
Диагностические тесты — тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;
Тематические тесты — тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;
Итоговые тесты — тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала.
Коррекционные тесты – тесты составленные по западающим звеньям отдельных учащихся или их групп, с целью исправления индивидуальных или групповых пробелов в знаниях.
Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний учащихся констатирует определенный результат. Базовые, диагностические и тематические тесты предназначены для проведения учащегося по «лестнице деятельности» в ходе подготовке к итоговому контролю. Наряду с проведением тестирования самим педагогом технология предусматривает проведение и административного тестирования как итогового контроля.
Технология опыта
Проведение диагностической и коррекционной работы при изучении физики, начиная с седьмого класса позволяет формировать устойчивые навыки работы по тестовой технологии, применение знаний к решению практических вопросов и на мой взгляд, является очень перспективным.
Целью данного опыта является формирование устойчивых навыков работы по тестовой технологии, повышение качества знаний на основе применения диагностической и коррекционной работы, которые обеспечивают наиболее легкое и быстрое понимание, запоминание и применение знаний на практике.
Для реализации цели данного опыта необходимо решение следующих задач:
Внедрить на уроках физики формы и методы работы по тестовой технологии обеспечивающих формирование устойчивых навыков работы с тестами и повышение качества знаний.
Произвести отбор и систематизацию теоретического, практического и и тестового материала.
Отобрать дидактический материал, обеспечивающий системность повторения в процессе изучения новых тем, способствующих закреплению умений на тренажерах.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;
анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых в опыте проблем: действующих программ и учебных пособий по физике для учащихся средних школ;
разработка и применение опорных схем, конспектов, обобщающих таблиц, диагностических, тематических и обобщающих тестов, а также тестов по промежуточной и итоговой аттестации в рамках избранной проблемы.
Использование на уроках тренировочных тестов поможет учащемуся выработать умение обращаться с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет школьникам практически не тратить время на понимание конструкции, а также на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат учащихся мобилизовать себя в решающей ситуации.
Приемы:
1. Использование тестовой технологии на различных этапах урока, начиная с 7 класса. Умение правильно отвечать на вопросы тестовых заданий, выбирать правильный ответ – обычный навык, которым можно и нужно овладеть. Для этого использую диагностические, тематические тесты в трех уровнях сложности, по два вопроса в каждом уровне, в двух вариантах, по шесть вопросов. Одновременно работают по тестам оба варианта: первый в электронном виде, второй работает в бумажном варианте, ответы фиксируют в бланке ответов. Либо работают оба письменно, либо прорабатывается один из вариантов – устно, фронтально, либо в парах с помощью компьютера и активотов. После проверки (самоконтроля) учащиеся исправляют ошибки проговаривая правильные ответы. Данный прием способствует повышению эффективности преподавания на уроках физики. Учитель в это время, пока учащиеся работают повторно с тестами, отмечает вопросы вызвавшие затруднения учащихся для составления коррекционого тестирования. Аналогичная работа проводится на уроках в восьмых и девятых классах, количество вопросов увеличено в 8 классе – 8 вопросов, в 9 классе – 10 вопросов, сответственно увеличивается и время; по одной минуте на каждый вопрос. Целью данного приема является не «натаскивание» учащихся на угадывание ответов, а обучение методам, алгоритмам, приемам работы с тестовыми заданиями.
2. Разучиваните опорных конспектов, зрительных опор,позволяет ситематизировать знания учащихся. Я использую их на уроках в 7-9 классах при изучении сложных тем курса физики. Уровень восприятия и запоминания многих тем курса физики, а также воспроизведение изученного материала учащимися неодинаковы. Опорные конспекты позволяют рационально использовать время и дифференцированный подход обучения учащихся. К наиболее сложным темам курса рассмотрены типы решения задач. После устного разбора конспекта для лучшего усвоения и запоминания материала учащиеся записывают в своей рабочей тетради формулировки законов и их математическое выражение, основные формулы, уравнения, закономерности.
Часть конспектов содержит познавательный материал, который вызывает интерес к предмету и расширяет эрудицию учащихся. Некоторые конспекты позволяют организовать самостоятельную работу учащихся. Имея опорный конспект, учащийся может чётко себе представить объём обязательных требований к овладению знаниями. Основной опорных конспектов и схем служит научный теоретический материал, практическое применение, факты из истории, познавательный материал.
Данное пособие учит учащихся самостоятельно изучать материал, концентрируя неоднократно внимание учащихся на изучаемой теме, учитель получает высокий уровень усвоения темы учащимися. Преимущество, опорных конспектов, в осуществлении дифференцированного подхода.
Использование опорных конспектов обеспечивает более качественный уровень подготовки учащихся, способствует формированию прочных учебных умений и навыков.
3. Использование алгоритмов при решении задач. Алгоритм – это совокупность действий для решения задачи. Это развернутое предписание, указывающее, что и какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Алгоритм фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку умения решать задачи, становятся вполне осознанными, а значит, и более эффективными.
4.Использую обобщающие таблицы, позволяющие запомнить большой матерал, не затрачивая на это много времени.
5.Использование графических схем, как прием интенсификации обучения физики. Графические обозначения помогают учащимся лучше и быстрее запомнить информацию. При необходимости, учащиеся, посмотрев на графическую схему, легко вспоминают материал и применяют его. Психологами доказано, что самая прочная и оперативная память – зрительная. Она моментально воспроизводит информацию, которую ученику остается лишь считывать. Значит, необходимо перевести словесные формулировки в графические. Так возникают графические схемы.
Система работы такова: учащиеся знакомятся с краткими итогами темы, потом учитель дает графическую схему этой темы, предлагая школьникам воспроизвести с ее помощью словесный облик изучаемого материала. Затем закрывается часть схемы, а ученики должны восстановить ее в первоначальном виде. Потом закрывается вся схема, а ученик, опираясь на зрительную память, воспроизводит словесную формулировку. После того, как материал усвоен, в зрительной памяти оказывается заложенным графический эквивалент словесной формулировки. При выполнении письменных работ используется зрительная память, при устных ответах выступает логический вариант.
Результатом работы:
Диагностическая и коррекционная работа начиная с 7 класса позволит достичь следующих результатов:
- более эффективно формируется навык выполнения тестовых заданий;
- учащиеся станут ощущать себя успешными и уверенными; возростет степень их психологического комфорта на уроках;
- повышение познавательной активности учащихся на уроках физики;
- повышение уровня учебной мотивации;
-повышение качества по предмету.
Литература:
Барвинок А.В. Сборник контрольно – дидактического материала к урокам физики.9 клас, 2010 г.