kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Филосовскообобщающий урок 11 класс "В поисках гармонии мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок завершает формирование школьных знаний о физической картине мира с использованием метапредметности, обобщение и философское осмысление многообразного эмпирического и теоретического материала физики; помогаеть детям представить и осознать трудный и великий путь     познания; увидеть мир в его гармоническом единстве; показать, как эволюционировала физическая картина мира: натурфилософская картина мира (НФКМ), на смену ей пришла механическая картина мира (МКМ), затем её сменила электродинамическая (ЭДКМ), а потом квантово-полевая (КПКМ). Позволяет на конкретных примерах осуществить воспитание на примере роли человека- творца в этом мире

…Я обращаюсь к вам незадолго перед окончанием учебы в школе к вашим умам, душам, сердцам: вам жить в этом беспредельном, безграничном мире, создавать и сохранять его. Цель нашего заключительного  урока помочь вам представить и осознать трудный и великий путь познания; увидеть мир в его гармоническом единстве и многообразии; понять  роль человека- творца в этом мире.  (слайд1)

                                                                            О сколько нам открытий чудных

                                                                             Готовит просвещенья век

                                                                             И опыт, сын ошибок трудных

                                                                              И гений, парадоксов друг

                                                                              И случай, бог-изобретатель….

                                                                                      А.С.Пушкин

Мы смоделируем общую картину мира. Еще раз систематизируем материал всех разделов физики уже под другим новым углом зрения – в соответствии с концепцией эволюции ФКМ. (слайд2)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«филосовскообобщающий урок 11 класс "В поисках гармонии мира" »

Тема урока: В поисках гармонии мира…

Цель урока: -формирование знаний о физической картине мира с использованием метапредметности, обобщение и философское осмысление многообразного эмпирического и теоретического материала физики

-помочь детям представить и осознать трудный и великий путь познания; увидеть мир в его гармоническом единстве; показать, как эволюционировала физическая картина мира: вначале возникла натурфилософская картина мира (НФКМ), на смену ей пришла механическая картина мира (МКМ), затем её сменила электродинамическая (ЭДКМ), а потом квантово-полевая (КПКМ).

-воспитание на примере роли человека- творца в этом мире

Оборудование: МУЛЬТИМЕДИАПРОЕКТОР, таблицы, «Хрестоматия по физике», дополнительная литература.

Тип урока: повторительнообобщающий

Ход урока.

1. ПОГРУЖЕНИЕ В УРОК. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя: …Я обращаюсь к вам незадолго перед окончанием учебы в школе к вашим умам, душам, сердцам: вам жить в этом беспредельном, безграничном мире, создавать и сохранять его. Цель нашего последнего урока помочь вам представить и осознать трудный и великий путь познания; увидеть мир в его гармоническом единстве; понять роль человека- творца в этом мире.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья век

И опыт, сын ошибок трудных

И гений, парадоксов друг

И случай, бог-изобретатель….

А.С.Пушкин

Мы смоделируем общую картину мира. Еще раз систематизируем материал всех разделов физики уже под другим новым углом зрения – в соответствии с концепцией эволюции ФКМ.

2. Мотивационный блок актуализации знаний

Вопрос учителя: Что такое на ваш взгляд ФКМ? Вы получили задание найти наиболее привлекательный на ваш взгляд ответ на этот вопрос по группам. Представьте ваши варианты

(Свою точку зрения на слайде4?)

Физическая картина мира – высший уровень обобщения и систематизации физического знания, на котором фзаимосвязь физики и философии осуществлена наиболее полно.

Вопрос учителя: Что значит эволюция ФКМ?

(Свою точку зрения на слайде5?)Эволюция ФКМ ( процесс зарождения, становления. Развития и смены представлений о природе и Всеоленной) отражает непрерывный процесс познания

один из отвтов: «От Аристотеля до андронного каллайдера»

Вопрос учителя Ребята, как представить очень большой объем информации в компактном кратком виде? ( возможные ответы: архивировать, схемы, таблицы, цепочки ит.д.)


3.Микропроект-задание. Представьте схематично картину эволюцию ФКМ, как вы ее видите.( работая в группах по два человека маркером нарисовать схему)

Концепцию эволюции физической картины можно представить схематично так: (слайд№ )

4.Исследовательская работа с дополнительной литературой по этапам-блокам: ( работая в группах по два человека с «Хрестоматией»и др. литературой ребята находят и презентуют важную с их точки зрения информацию по различным ФКМ)

БЛОК№!:(слайд№ ) Составляется и анализируется обобщающая таблица

натурфилософской картины мира (НФКМ). Физическая картина мира в Древней Греции и Риме. Сократ, Платон, Эпикур, Аристотель, Демокрит и др. Их постоянный поиск гармонии устройства мира, объяснения места Земли и людей в мире.

В.Кто из ученых этого периода вам интереснее? О ком вы хотели бы рассказать?

Эссе-рассуждение о Аристотеле

Не зря ли он жил? – Нет, не зря. Он создал немало – вооружил человечество законами движения, был учителем одного из самых великих полководцев - Александра Македонского. Имя этого человека – Аристотель. Он создал науку о природе – физику. Самым основным вопросом в природе Аристотель считал вопрос о движении. Движения бывают насильственные (рабские) и естественные (благородные).

Уверенный в своей непогрешимости, он не видел своих ошибок. Он не во всем был прав в своих подходах, но его законы просуществовали почти 2000 лет, являясь основной для создания современной физики.


БЛОК№2 (слайд№ ) Составляется и анализируется обобщающая таблица МКМ.Механическая картина мира (МКМ) Когда Цивилизации Греции, Рима пришли в упадок, мир пришел в запустение, забыты философия и поэзия. Фактором возрождения стало христианство с его основными заповедями. Польский каноник Коперник пришёл к гелиоцентрической системе устройства мира. Трудами Галилея, Ньютона сформировалась единая механическая картина мира. Физики считали, что развитие науки завершено. Лагранж назвал Ньютона самым счастливым человеком, так как не каждому дано создать физическую картину мира (на фоне космической музыки высвечиваются портреты ученых


БЛОК№3 (слайд№ ) Составляется и анализируется обобщающая таблица

Электродинамической картины мира (ЭДКМ) ).Успех механики Ньютона привел к абсолюзации ньютоновских представлений, однако на этом пути встретились непреодолимые препятствия. Излагая классическую физику, следует отмечать ограниченность и неполноту её выводов с точки зрения современных данных В средние века результаты многих опытов нельзя было объяснить в рамках МКМ. К ним относятся открытия Кулона, Эрстеда, Ампера, Максвелла,Фарадея. Материя появляется в новом качестве, рождается новая электродинамическая картина мира (ЭДКМ) Все многообразие мира обьясняется двумя типами взаимодействия: гравитационным и магнитным(на фоне космической музык высвечиваются портреты ученых, составляется обобщающая таблица и анализируется).



БЛОК№3 (слайд№ ) Составляется и анализируется обобщающая таблица КПКМ квантово полевая картина мира.

Постепенно накапливаются новые факты, свидетельствующие о том, что на смену ЭДКМ должна прийти новая физическая картина мира, в которой корпускулярные и волновые представления о материи не абсолютизировались бы и противопоставлялись, а сочетались бы друг с другом. Благодаря Планку, Эйнштейну, Бору, де Бройлю, Шредингеру формируется новая квантово-полевая картина мира (КПКМ) (на фоне космической музыки высвечиваются портреты ученых, составляется обобщающая таблица и анализируется).




Обобщении-закреплениев форме пресс-конференции.( заранее были даны вопросы и группа «ученых-физиков искали ответ на вопросы)

.Вопрос учителя: Что является причиной смен картин мира?

С накоплением новых научных фактов происходят коренные изменения во взглядах на строение и движение материи, на особенности фундаментальных физических взаимодействий, ведущие к появлению сменяющих друг друга качественно новых ФКМ. Причины смен картин мира таковы:

  • Появление новых научных фактов;

  • «тупиковость» внутренней логики развития мира;

  • Возникновение противоречий, неразрешимых в рамках существующей картины мира.


Вопрос учителя: Назовите основные черты современной ФКМ:

  1. единство физической картины мира – отражение материального единства мира;

  2. взаимосвязи и взаимопревращение поля и вещества (Два основных вида материи отличны друг от друга на макроуровне);

  3. физические виды движения – простейшие виды движения материи;

  4. пространство и время – основные формы существования материи;

  5. фундаментальные физические постоянные дают информацию об основополагающих свойствах материи;

  6. фундаментальные физические взаимодействия – источники любого конкретного физического вида движения материи;

  7. динамические и статистические закономерности отражают причинно-следственные взаимосвязи явлений природы и вероятный характер поведения частиц и их систем;

  8. законы сохранения – отражение всеобщего принципа несотворимости при неуничтожимости материи;

  9. познаваемость материального мира;

  10. неисчерпаемость материи и её познания.

Вопрос учителя: Построена ли на сегодня единая теория мира?

Единую полную теорию всего происходящего во Вселенной построить невозможно, поэтому сначала создаются частные теории, объединяющие какие-то части вселенной. Надежды на сознание непротиворечивой единой теории, в которую войдут все частные теории, не оставляет физиков. Создание такой теории принято называть объединением физики. Его созданию Эйнштейн безуспешно отдал последние годы жизни. Но, отказавшись принять реальность квантовой механики, её принцип неопределённости как фундаментальный принцип мироздания, он не смог достичь успех на этом поприще. С.Хокинг и другие физики-теоретики с оптимизмом (хотя и осторожным) смотрят на возможность построения единой теории, завершающей поиски окончательных законов природы.


Вопрос учителя: Изменяется ли наша Вселенная?

До недавнего времени считалось, что Вселенная не изменяется со временем – и с того, что гравитационные силы являются всегда силами притяжения, следует, что Вселенная должна либо расширяться, либо сжиматься. Из общей теории относительности известно, что в прошлом было состояние с бесконечной плотностью и большой взрыв, положивший начало отсчёту времени. Если Вселенная начнёт сжиматься, то в будущем должно появиться ещё одно состояние с бесконечной плотностью – произойдёт большой хлопок, означающий конец течений времени. В образовавшихся черных дырах возникнут сингулярности, в которых законы перестанут действовать.


Вопрос учителя:Итак, что же представляет собой современная физика и какого тенденция её развития? Прежде всего, что представляет собой физика как целостное образование?

Будет целесообразно взглянуть на пройденный физикой путь глазами её творцов и оценить достигнутое их словами.

Физика, в представлении В. Вайскопфа, - это дерево, в нижней части ствола которого находятся классическая физика, электродинамика и физика теплоты вместе с широко раскинувшимися ветвями, символизирующими обширные приложения этих направлений. Выше по стволу находится атомная физика с её ветвями, такими как химия, материаловедение, электроника и оптика. Ещё выше расположена ядерная физика с её молодыми ветвями, символизирующими науку о радиоактивности, метод меченых атомов, геологию и астрофизические приложения. На вершине, где пока нет ветвей, помещаются современные физика элементарных частиц и коспология. Шестьдесят лет назад верхушкой без ветвей была атомная физика.



Вопрос учителя: Поразмышляйте (от группы одна фраза- метод незаконченных предложений)какова роль физики в современном мире?

По этому поводу В. Гейзенберг выразился следующим образом: «…современная физика представляет собой только одну, хотя и весьма характерную сторону общего исторического процесса, имеющего тенденцию к объединению и расширению нашего современного мира в двух решающих пунктах, она, по-видимому, помогает направить развитие по мирным рельсам. Во-первых, она показывает, что применение оружия в этом процессе имело бы чудовищные последствия, и, во-вторых, своей доступностью для многих исторически сложившихся способов мышления она пробуждает надежду, что в окончательном состоянии различные культурные традиции, новые и старые, буду сосуществовать, что весьма разнородные человеческие устремления могут быть соединены для того, чтобы было новое равновесие между мыслями и действием, между содержательностью и активностью».




На сегодняшний день идёт формирование современной научной физической картины мира, которая является результатом обобщения важнейших достижений конкретных физических теорий механики, космологии и др. Её основы:

1.материальность и единство мира,

2.всеобщность,

3.неисчерпаемость материи,

4.основные формы существования материи – пространство, время, движение, взаимосвязь между ними.

Современная картина мира ограничена снизу со стороны малых расстояний порядка 10-18 м и сверху 1085 . Хотя физическая наука охватывает огромную область явлений, содержит много законов, она не является завершенной. Последняя точка в ней никогда не будет поставлена. В 70-80-е годы астрономическая картина мира сильно изменилась, так как произошло открытие новых объектов (пульсары, квазары, черные дыры), были выдвинуты интересные гипотезы развития Галактики и метагалактики, но все чаще звучит ностальгическое понимание нашей неповторимости и единственности во Вселенной, мечущейся душе нужна опора, нужен свой Бог…






НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Со времени Демокрита атом считался неделимым

Открытие электрона (Дж.Томсон) и явления радиоактивности говорили о сложной структуре атома

Электромагнитные волны, свет рассматривали как нечто непрерывное

Работы Планка, Эйнштейна и Бора вынуждали признать, что свет излучается, распространяется и поглощается в виде отдельных порций, квантов

Одной из основ классической механики Ньютона являлось утверждение о том, что масса тела или частицы есть величина постоянная

Из опытов В.Кауфмана и теории относительности Эйнштейна следовала зависимость массы от скорости

Из преобразований Галилея, лежащих в основе классической механики, следовала абсолютность длины и промежутков времени

СТО Эйнштейна требовала признать, что длина и промежуток времени относительны, различны в разных системах отсчёта

Классическая механика исходила из того, что предшествующее состояние материальной точки однозначно предопределяет её последующее состояние

Введённое Луи де Бройлем представление о волновых свойствах частиц и опытное подтверждение этой идеи Л.Джермером, Р.Дэвиссом и П.С.Тарковским означало, что невозможно однозначно указать, где будет находиться частица в следующий момент времени, что можно указать лишь вероятность её следующего состояния, что нельзя говорить о траектории движения электрона в атоме






Предположим, что единая полная теория создана – это будет набор правил и уравнений. Но ведь она не отвечает на вопрос, почему должна существовать Вселенная, которую описывает эта теория. «Пока большинство учёных слишком заняты развитием новых теорий, описывающих что есть Вселенная, и им некогда спросить себя, почему она есть. Философы же, чья работа в том и состоит, чтобы задавать вопросы «почему», не могут угнаться за развитием научных теорий. В XVIII веке философы считали все человеческие знания, в том числе и науку полем своей деятельности и занимались обсуждение вопросов типа: было ли у Вселенной начало? Но расчеты и математический аппарат науки XIX-XX в.в. стали слишком сложны для философов и вообще для всех, кроме специалистов. Философы настолько сузили круг своих запросов, что самый известный философ нашего века Витгенштейн по этому поводу сказал: «Единственное, что еще остаётся философии,- это анализ языка. Какое унижение для философии с её великими традициями от Аристотеля до Канта».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
филосовскообобщающий урок 11 класс "В поисках гармонии мира"

Автор: Черемисина Раиса Тимофеевна

Дата: 05.09.2015

Номер свидетельства: 228757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства