kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме "Физика и сельскохозяйственная метеорология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИЗИКА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ

Введение

С ходом технического прогресса зависимость сельского хозяйства от капризов погоды уменьшается. Однако необходимость тщательного учета особенностей климата и погоды, сложившихся и ожидаемых агрометеорологических условий, а также информации о них не только снижается, но все более возрастает.

Зерноград является важным центром сельскохозяйственной науки на Дону. В городе успешно функционируют крупный учебный институт, два научно – исследовательских института республиканского значения, филиал Российской инженерной  академии менеджмента и агробизнеса, одна из старейших на Дону государственная сельскохозяйственная опытно – селекционная станция, Северо – Кавказская машино – испытательная станция.

Зерноград – город студентов. Азово – Черноморская государственная агроинженерная академия – один из старейших сельскохозяйственных вузов. Для народного хозяйства в составе пяти факультетов готовит инженеров по семи специальностям, в том числе и управлением аграрным производством.

Создания в образовательном процессе курсов профильной и педпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору способствует самоопределению учащихся в отношении своей будущей профессиональной деятельности.

Курс разработан для учащихся 9–х классов, когда ученик стоит перед необходимостью осуществления ответственного выбора дальнейшего профиля и определяется в отношении своей будущей профессиональной деятельности.

Курс построен так, чтобы способствовать саморазвитию учащихся, активизирует творческое мышление, развивает инициативу, интуицию, работоспособность, умение давать анализ своей деятельности, оценивать свои достижения. Курс интегрирует физику с агрометеорологией, географией, биологией, почвоведением и многими отраслями сельскохозяйственных и биологических наук.

Основной целью данного курса является активизация познавательной деятельности ученика, раскрытие всех его способностей, создание мотивации для осознанного выбора будущего профиля обучения.

Курс направлен на достижение следующих дидактических целей:

- формирование умения осуществлять сбор, переработку и представление информации по заданной теме, используя различные источники;

- формирование взгляда на сельскохозяйственную метеорологию, подчиняющуюся физическим законам;

- расширение и углубление представлений о физических методах исследования в области агрометеорологии;

- овладение приемами анализа агрометеорологических исследований;

- развитие логического мышления, познавательного интереса, интеллекта и творческих способностей;

- воспитание интереса к предмету; уважение к труженикам сельского хозяйства, политехническое воспитание;

- выработка навыков работы в группах и индивидуально при выполнении исследовательских работ и лабораторно – практических заданий.

Методы и задачи

- научить учащихся пользоваться приборами и с их помощью проводить измерения;

- научить применять законы физики в развитии с/х

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация по теме ФИЗИКА И АГРОМЕТЕОРОЛОГИЯ»

ФИЗИКА И  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ   Разработала: Шивчкова Анжела Владимировна Учитель I категории МБОУ лицей г.Зернограда

ФИЗИКА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ

Разработала: Шивчкова Анжела Владимировна

Учитель I категории

МБОУ лицей

г.Зернограда

Введение  Зерноград является важным центром сельскохозяйственной науки на Дону.

Введение

Зерноград является важным центром сельскохозяйственной науки на Дону.

Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур им. И.Г. Калиненко

Всероссийский научно-исследовательский институт зерновых культур им. И.Г. Калиненко

Административное здание института ВНИПТИМЭСХ

Административное здание института ВНИПТИМЭСХ

Зерноград – город студентов. Азово – Черноморская государственная агроинженерная академия – один из старейших сельскохозяйственных вузов. Для народного хозяйства в составе пяти факультетов готовит инженеров по семи специальностям, в том числе и управлением аграрным производством.

Зерноград – город студентов. Азово – Черноморская государственная агроинженерная академия – один из старейших сельскохозяйственных вузов. Для народного хозяйства в составе пяти факультетов готовит инженеров по семи специальностям, в том числе и управлением аграрным производством.

Азово – Черноморская государственная агроинженерная академия

Азово – Черноморская государственная агроинженерная академия

Дидактические цели курса:   создать условия для формирования взгляда на сельскохозяйственную методологию подчиняющуюся физическим законам; создать условия для овладения приемами анализа агрометеорологическим исследованиям; развивать логическое мышление, познавательный интерес, интеллект и творческие способности в процессе выполнения экспериментальных исследований, навыки работы с приборами, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учетом собственных интересов;  воспитывать убежденность в изучении агрометеорологии, направленную на использование благоприятных факторов погоды и климата в сельскохозяйственном производстве;  выработать навыки работы в группе и индивидуально при выполнении исследовательских работ и лабораторно практических заданий.

Дидактические цели курса:

  • создать условия для формирования взгляда на сельскохозяйственную методологию подчиняющуюся физическим законам;
  • создать условия для овладения приемами анализа агрометеорологическим исследованиям;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, интеллект и творческие способности в процессе выполнения экспериментальных исследований, навыки работы с приборами, способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике с учетом собственных интересов;
  • воспитывать убежденность в изучении агрометеорологии, направленную на использование благоприятных факторов погоды и климата в сельскохозяйственном производстве;
  • выработать навыки работы в группе и индивидуально при выполнении исследовательских работ и лабораторно практических заданий.

Методические задачи:

Методические задачи:

  • научить учащихся пользоваться приборами и с их помощью проводит измерения;
  • помочь учащимся найти практическое применение полученных знаний в области земледелия;
  • создать условия для определения готовности учащихся к изучению физики в области сельскохозяйственного производства;
  • научить использовать полученные знания в познавательной и исследовательской деятельности;
  • научить использовать физические методы в изучении сельскохозяйственной метеорологии.
  • Курс рассчитан на развитие у учащихся следующих навыков
Задачи познавательной деятельности:

Задачи познавательной деятельности:

  • проводить наблюдения, эксперимент, осуществлять измерение физических величин – давление, температуру, влажность;
  • определять значимость объекта познания, осуществлять поисковую деятельность, выделять важные вопросы ;
  • самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, творчески выполнять учебные и практические занятия.
Задачи информационно – коммуникативной деятельности:

Задачи информационно – коммуникативной деятельности:

  • Осуществлять сбор информации, перерабатывать и
  • представлять материал по заданной теме, используя различные
  • источники;
  • Передавать содержание информации, владеть терминологией, переводить информацию из одной знаковой системы в другую в соответствии с коммуникативной ситуацией;
  • Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, систематизации и передачи информации, создавать презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • Принимать участие в дискуссии, в соответствии с этическими нормами поведения.
Задачи рефлексивной деятельности:

Задачи рефлексивной деятельности:

  • Оценивать свою деятельность, предвидеть ожидаемый результат, анализировать свои действия, учитывать мнение окружающих при определении собственной позиции;
  • Осуществлять осознанный выбор будущего профиля обучения
  • Курс рассчитан на 17 часов из расчета 1 час в неделю.
Этапы реализации программы:

Этапы реализации программы:

  • Организационный этап. Знакомство с курсом. Формирование групп. Экскурсия в ВНИИ зерновых культур им. И.Г. Калиненко
  • Этап реализации.
  • Этап защиты и представления работ.
Земная атмосфера как среда с/х производства

Земная атмосфера как среда с/х производства

Атмосферой называется газообразная оболочка Земли. Атмосферное давление – сила, с которой давит на единицу земной поверхности столб воздуха, простирающийся от поверхности земли до верхней границы атмосферы.
  • Атмосферой называется газообразная оболочка Земли.
  • Атмосферное давление – сила, с которой давит на единицу земной поверхности столб воздуха, простирающийся от поверхности земли до верхней границы атмосферы.
Для измерения атмосферного давления применяются барометры: станционный чашечный барометр и барограф .
  • Для измерения атмосферного давления применяются барометры: станционный чашечный барометр и барограф .
Барометр -анероид с двумя шкалами: в мм ртутного столба и в килопаскалях. Типы ртутных  барометров : а - чашечный, б - сифонный, в - сифонно-чашечный

Барометр -анероид с двумя шкалами: в мм ртутного столба и в килопаскалях.

Типы ртутных барометров : а - чашечный, б - сифонный, в - сифонно-чашечный

Ртутный чашечный барометр выпуска 1912 года фирмы Мюллер в Санкт-Петербурге, который до сих пор используется в работе

Ртутный чашечный барометр выпуска 1912 года фирмы Мюллер в Санкт-Петербурге, который до сих пор используется в работе

Барограф, используемый для непрерывной записи атмосферного давления.

Барограф, используемый для непрерывной записи атмосферного давления.

Солнечная радиация и радиационный баланс

Солнечная радиация и радиационный баланс

Солнце – источник энергии природных ресурсов.  Солнечная радиация является основным источником энергии почти для всех природный процессов, происходящих в атмосфере и на поверхности Земли, и одним из главных климатообразующих факторов.

Солнце – источник энергии природных ресурсов.

Солнечная радиация является основным источником энергии почти для всех природный процессов, происходящих в атмосфере и на поверхности Земли, и одним из главных климатообразующих факторов.

Солнечная радиация влияет на химический состав растений. Опыты Института овощного хозяйства показали, что уменьшение прихода солнечной радиации затрудняет использование фосфатов и калия томатами. Облучение сельскохозяйственных животных ультрафиолетовыми лучами в зимнее время успешно применяется как в лечебных целях, так и для повышения продуктивности.

Солнечная радиация влияет на химический состав растений. Опыты Института овощного хозяйства показали, что уменьшение прихода солнечной радиации затрудняет использование фосфатов и калия томатами. Облучение сельскохозяйственных животных ультрафиолетовыми лучами в зимнее время успешно применяется как в лечебных целях, так и для повышения продуктивности.

Приборы для измерения солнечной радиации.   Актинометр термоэлектрический (АТ-50) служит для измерения прямой радиации, падающей на поверхность, перпендикулярную к солнечным лучам.

Приборы для измерения солнечной радиации.

Актинометр термоэлектрический (АТ-50) служит для измерения прямой радиации, падающей на поверхность, перпендикулярную к солнечным лучам.

Пиранометр универсальный (М-80) служит для измерения суммарной и рассеянной радиации.

Пиранометр универсальный (М-80) служит для измерения суммарной и рассеянной радиации.

Важной характеристикой режима солнечной радиации является продолжительность солнечного сияния. Для ее определения служит гелиограф.  

Важной характеристикой режима солнечной радиации является продолжительность солнечного сияния. Для ее определения служит гелиограф.

 

Температура почвы и воздуха

Температура почвы и воздуха

Солнечная радиация, поглощенная поверхностью суши, преобразуется в тепло. Часть этого тепла затрачивается на нагревание приземного слоя атмосферы и на испарение воды, содержащейся в верхнем слое почвы и в растениях, а остальное тепло передается в нижележащие слои почвы.

Солнечная радиация, поглощенная поверхностью суши, преобразуется в тепло. Часть этого тепла затрачивается на нагревание приземного слоя атмосферы и на испарение воды, содержащейся в верхнем слое почвы и в растениях, а остальное тепло передается в нижележащие слои почвы.

Методы измерения температуры почвы

Методы измерения температуры почвы

  • Для измерения температуры почвы применяются ртутные, спиртовые, биметаллические, электрические и другие термометры, конструкция которых зависит от цели наблюдений. Для измерения температуры поверхности используются: 1) напочвенный термометр (срочный); 2) максимальный термометр; 3) минимальный термометр
Термометр максимальный ТМ-2 Термометр максимальный ТМ-1

Термометр максимальный ТМ-2

Термометр максимальный ТМ-1

Для походных измерений температуры пахотного слоя применяется термометр-щуп АМ-6.

Для походных измерений температуры пахотного слоя применяется термометр-щуп АМ-6.

Методы измерения температуры воздуха.

Методы измерения температуры воздуха.

  • Температура воздуха измеряется различными термометрами. На метеорологических станциях применяются термометры: 1) психрометрический - для определения температуры воздуха в срок наблюдений; 2) максимальный; 3) минимальный. Все три термометра помещаются в психрометрической будке, которая защищает их от солнечной радиации, теплового излучения Земли и окружающих предметов, а также от осадков, сильных порывов ветра и др.
Психрометрическая будка

Психрометрическая будка

Вода в атмосфере и почве

Вода в атмосфере и почве

Влажность воздуха – это содержание водяного пара в воздухе. В нижних слоях атмосферы всегда содержится пар.
  • Влажность воздуха – это содержание водяного пара в воздухе. В нижних слоях атмосферы всегда содержится пар.
Психрометр Психрометр аспирационный

Психрометр

Психрометр аспирационный

Волосной гигрометр

Волосной гигрометр

Осадки

Осадки

  • Главным фактором, ограничивающим устойчивый рост урожайности полевых культур в зоне неустойчивого увлажнения является влага. Чернозем – одна из самых плодородных почв – способен накапливать значительный запас влаги до глубины 1,5 – 2 м. Пополнение влаги в почве происходит за счет осадков.
Динамика осадков (мм) в среднем по 5-летиям за годы 1930-2002 гг. ПЯТИЛЕ ТИЯ Месяц 1930-1934 1 11 13,7 1935-1939 19 (11 29,2 1940,  1941,1944 46,1 1945-1949 21,7 IV 28,8 1950-1954 44 22 41,9 V 24,3 61,1 56,5 52,8 40 1955-1959 33 VI 26.4 28 18 40 28,7 VII 85,9 1960-1964 61,8 VIII 45 84,3 50 35 49 27 1965-1969 25 36 29 1970-1974 16 50 IX 62,5 29,6 68.2 33 71.9 51 39 21 39 55,4 1975-1979 17,5 30 X 52 28 34 46 33 1980-1984 29 29 53 48 35,3 XI 53 25 49 39 43 36,6 1985-1989 37 42 54 66,8 34,2 XII   год 32 51 26 13 30 45 59 39 68 1990-1994 40,2 24,0 29,8 62 80 43 65 55 48 48 29 14 1995-1999 53 35,1 514 44 50 75 45 31 42 44 85 31 18 61,6 477,6 2000-2002 29 45 51 45 76 41 33 25 46 55 568,3 30,1 60 25 28 40 38 43 86 23 56 41 17 392 35 24 53 65 35 105 80 72 26 397 55 49 42 58 61 57 46 64 92 559 53 47 40 54 49 20 53 19 63 461 75 47 42 67 29 57 111 30 51 540 29 61 44 47 54 49 22 574 55 642 58 31 44 47 51 563 67 60 53 48 64 619 53 568 76 48 645 50 620

Динамика осадков (мм) в среднем по 5-летиям за годы 1930-2002 гг.

ПЯТИЛЕ

ТИЯ

Месяц

1930-1934

1

11

13,7

1935-1939

19

(11

29,2

1940,

1941,1944

46,1

1945-1949

21,7

IV

28,8

1950-1954

44

22

41,9

V

24,3

61,1

56,5

52,8

40

1955-1959

33

VI

26.4

28

18

40

28,7

VII

85,9

1960-1964

61,8

VIII

45

84,3

50

35

49

27

1965-1969

25

36

29

1970-1974

16

50

IX

62,5

29,6

68.2

33

71.9

51

39

21

39

55,4

1975-1979

17,5

30

X

52

28

34

46

33

1980-1984

29

29

53

48

35,3

XI

53

25

49

39

43

36,6

1985-1989

37

42

54

66,8

34,2

XII

год

32

51

26

13

30

45

59

39

68

1990-1994

40,2

24,0

29,8

62

80

43

65

55

48

48

29

14

1995-1999

53

35,1

514

44

50

75

45

31

42

44

85

31

18

61,6

477,6

2000-2002

29

45

51

45

76

41

33

25

46

55

568,3

30,1

60

25

28

40

38

43

86

23

56

41

17

392

35

24

53

65

35

105

80

72

26

397

55

49

42

58

61

57

46

64

92

559

53

47

40

54

49

20

53

19

63

461

75

47

42

67

29

57

111

30

51

540

29

61

44

47

54

49

22

574

55

642

58

31

44

47

51

563

67

60

53

48

64

619

53

568

76

48

645

50

620

Атмосферные осадки Жидкие Смешанные Твердые Мокрый снег Обложные дожди, ливневые дожди, моросящие дожди Снег, снежная крупа, ледяная крупа, снежные зерна, ледяной дождь, град

Атмосферные осадки

Жидкие

Смешанные

Твердые

Мокрый снег

Обложные дожди, ливневые дожди, моросящие дожди

Снег, снежная крупа, ледяная крупа, снежные зерна, ледяной дождь, град

Приборы для измерения осадков Дождемер Весовой снегомер

Приборы для измерения осадков

Дождемер

Весовой снегомер

Ветер  Значение ветра в с/х:  положительное - способствует опылению растений, переносу семян дикорастущих деревьев и трав; отрицательное – усиление испарения с поверхности почвы, ветровая эрозия, усиление повреждения растений при засухах.

Ветер

Значение ветра в с/х:

положительное - способствует опылению растений, переносу семян дикорастущих деревьев и трав; отрицательное – усиление испарения с поверхности почвы, ветровая эрозия, усиление повреждения растений при засухах.

Приборы для измерения скорости и направления ветра Флюгер станционный Анеморумбометр

Приборы для измерения скорости и направления ветра

Флюгер станционный

Анеморумбометр

Скорость ветра и его направление учитывается:

Скорость ветра и его направление учитывается:

  • при удобрении полей;
  • при опылении с самолетов и вертолетов;
  • при закладке лесополос и посеве кулис.
Метеорологические явления, неблагоприятные для сельского хозяйства

Метеорологические явления, неблагоприятные для сельского хозяйства

Суховеи Наносы мелкозема у лесополосы после пыльной бури в I960 г.

Суховеи

Наносы мелкозема у лесополосы после пыльной бури в I960 г.

Ветровая эрозия почв Пыльная буря весной 1960 г. унесла весь рыхлый слой почвы, обнажив и измочалив всходы яровых .

Ветровая эрозия почв

Пыльная буря весной 1960 г. унесла весь рыхлый слой почвы, обнажив и измочалив всходы яровых .

Засуха

Засуха

Град

Град

Ливневые дожди

Ливневые дожди

Заморозки

Заморозки

Список литературы

Список литературы

  • А.П.Лосев, Л.Л. Журина – Агрометеорология.- М.: «КолосС», 2004 г.;
  • Ю. И. Чирков – Основы сельскохозяйственной метеоролии.-
  • Л.: Гидрометеоиздат, 1975 г.;
  • Н.Г.Янковский – Климатические особенности нижнего Дона и возделывание ячменя.- Ростов-на-Дону: «Терра - принт», 2008 г.
  • Агроклиматические ресурсы Ростовской области, Гидрометеоиздат, Ленинград, 1972 г.
  • П.Д.Астапенко – Вопросы о погоде.- Гидрометеоиздат, Ленинград, 1982 г.
  • В.И.Зайдинер, С.А.Ковынева – Край родной.- «Гефест», Ростов-на-Дону, 1999 г.
  • Журнал «Физика в школе». 2007 г. №4
  • М.С.Атаманская - Методическое пособие «Возможности конструирования содержания образования учителями физики»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация по теме "Физика и сельскохозяйственная метеорология"

Автор: Шивчкова Анжела Владимировна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок профориентации в 9 классе "Я бы в фермеры пошёл..." "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-proforiientatsii-v-9-klassie-ia-by-v-fiermiery-poshiol"
    ["file_id"] => string(6) "210610"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431456555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства