Цели на уроке: Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
Задачи:
nАктуализация ранее полученных знаний. Формирование новых понятий. Применение новых знаний к решению практических задач.
Метапредметные
nЛичностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
nРегулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
nПознавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.
nКоммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, навыки работы в группе: умение выслушать собеседника, обсудить возникшие вопросы.
nОсновные понятия: Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация по физике "механическая энергия" »
ТЕМА УРОКА: ???
Решим кроссворд
1? Автор трех основных законов механики?
2? Причина изменения скорости тела?
3? Произведение «причины» изменения
скорость на пройденный путь называется…?
4? Способность тела совершать работу, называется…?
2
с
и
л
а
2
1
3
р
а
б
о
т
а
3
МЕХАНИЧЕСКАЯЭНЕРГИЯ
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели на уроке: Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
Задачи:
Актуализация ранее полученных знаний. Формирование новых понятий. Применение новых знаний к решению практических задач.
Метапредметные
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, навыки работы в группе: умение выслушать собеседника, обсудить возникшие вопросы..
Основные понятия: Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.
Энергия – работа, которую может совершить тело при переходе из данного состояния в нулевое
Термин “энергия” ввел в физику английский ученый Т. Юнг в 1807 г.
В переводе с греческого слово “энергия” означает действие, деятельность.
Так как в механике изучается движение тел и их взаимодействие, то
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ
КИНЕТИЧЕСКАЯ
энергия движения
энергия взаимодействия
Кинетическая энергия
Определим кинетическую энергию тела, движущегося со скоростью υ
энергия - это работа, которую нужно совершить, чтобы перевести тело из нулевого состояния ( υ 0 =0 ) в данное ( υ ≠0 ).
Преобразуем это выражение :
Согласно Закону Ньютона
Путь при равноускоренном движении:
υ 0 =0
υ
F
S
Потенциальная энергия
Определим потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей на высоте h .
h
h 0
Энергия - это работа которую, нужно совершить, чтобы перевести тело из нулевого состояния ( h 0 =0 ) в данное ( h ).
h
F
h 0
F Т
Энергия - это работа, которую нужно совершить, чтобы перевести тело из нулевого состояния ( h 0 =0 ) в данное ( h ).
h
F
F Т
Энергия - это работа, которую нужно совершить, чтобы перевести тело из нулевого состояния ( h 0 =0 ) в данное ( h ).
Определим работу силы F :
F
Самостоятельно выведите формулу
F Т
h
Проверим:
потенциальная энергия:
чем большей энергией обладает тело , тем большую работу оно может совершить.
Мы познакомились с двумя видами механической энергии
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
КИНЕТИЧЕСКАЯ
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ
энергия движения
энергия взаимодействия
Однако, в общем случае тело может обладать и кинетической, и потенциальной энергией одновременно.
Их сумма
называется
Полной механической энергией
Это понятие было введено в 1847 г. немецким ученым Г. Гельмгольцем.
Изучение свободного падения тел
(в отсутствии сил трения и сопротивления) показывает, что всякое уменьшение одного вида энергии ведет к увеличению другого вида энергии.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯЭНЕРГИЯ
Полная механическая энергия тела, на которое не действуют силы трения и сопротивления, в процессе движения остается неизменной.
Обозначим начальную энергию тела
, а конечную
Тогда закон сохранения энергии можно записать как
или
Предположим, что в начале движения скорость тела была равна υ 0 , а высота h 0 , тогда:
А в конце движения скорость тела стала равна υ , а высота h , тогда:
Полная механическая энергия тела, на которое не действуют силы трения и сопротивления, в процессе движения остается неизменной.
пример
Примеры решения задач.
Камень массой 2 кг летит со скоростью 10 м/с. Чему равна кинетическая энергия камня?
Дано:
Решение :
υ = 10 м/с
Кинетическая энергия камня
m = 2 кг
Подставим числовые значения величин и рассчитаем:
Е к – ?
Ответ: 100 Дж.
Кирпич массой 4 кг лежит на высоте 5 м от поверхности земли. Чему равна потенциальная энергия кирпича?
Дано:
Решение :
m = 4 кг
Потенциальная энергия кирпича
h= 5 м
Подставим числовые значения величин и рассчитаем:
Е П – ?
Ответ: 200 Дж.
Закрепление
У какого из этих двигающихся тел кинетическая энергия больше?
У самолёта
Рассмотрим примеры и ответим на вопрос: Может ли тело обладать и кинетической и потенциальной энергией одновременно?
В каких местах реки — у истоков или в устье — каждый кубический метр воды обладает большей потенциальной энергией?
Ответ обоснуйте.
Водопад в тропиках
В какой реке — горной или равнинной — каждый кубический метр текущей воды обладает большей кинетической энергией? Почему?
У какого из этих двух самолётов потенциальная энергия больше?
У верхнего
Тест
1. Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется ... энергией.
потенциальной
кинетической
Не знаю
2. Энергия сжатой пружины является примером ... энергии.
1) потенциальной
2) кинетической
3) Не знаю
3. Два шара одинаковых размеров, деревянный и свинцовый, в момент падения на землю имели одинаковую скорость''. Одинаковой ли кинетической энергией они обладали?
1)Большую энергию имел свинцовый шар.
2)Большую энергию имел деревянный ша
3)Одинаковой, так как их скорости и размеры одинаковые
4. Вертолёт летит над Землёй. Что надо сделать пилоту чтобы увеличить потенциальную энергию вертолёта?
Поднять вертолёт выше;
Спустить вертолёт ниже;
Увеличить скорость вертолёта;
Уменьшить скорость вертолёта;
Посадить вертолёт на землю.
5. Какой энергией обладает капля дождя падающая на Землю?
Только кинетической;
Только потенциальной;
Потенциальной и кинетической;
Никакой;
Не знаю.
Проверка теста.
VI.
1 . Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется ... энергией.
потенциальной
кинетической
не знаю
2. Энергия сжатой пружины является примером ... энергии.
1) потенциальной
2) кинетической
3) Не знаю
3. Два шара одинаковых размеров, деревянный и свинцовый, в момент падения на землю имели одинаковую скорость''. Одинаковой ли кинетической энергией они обладали?
1)Большую энергию имел свинцовый шар.
2)Большую энергию имел деревянный ша
3)Одинаковой, так как их скорости и размеры одинаковые
4. Вертолёт летит над Землёй. Что надо сделать пилоту чтобы увеличить потенциальную энергию вертолёта?
Спустить вертолёт ниже;
Поднять вертолёт выше;
Увеличить скорость вертолёта;
Уменьшить скорость вертолёта;
Посадить вертолёт на землю.
5. Какой энергией обладает капля дождя падающая на Землю?
Только кинетической;
Только потенциальной;
Потенциальной и кинетической;
Никакой;
Не знаю.
VII.
Грабители отняли у потерпевшего деньги, документы, раздели его до гола и решив, что взять с него больше нечего, кинули с моста в речку. Чем всё-таки обладал потерпевший на полпути к холодной воде?
Ответ:потенциальной энергией, постепенно переходящей в кинетическую.