kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку физики по теме "Радиоактивные превращения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является дополнением к уроку по теме "Радиоактивные превращения.Закон радиоактивного распада. Период полураспада"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку физики по теме "Радиоактивные превращения"»

Урок физики в 11 классе

Урок физики в 11 классе

" Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада"

Подготовила:

учитель физики

МОУ «Лесогорская СШ»

Сатункина Н. В.

п. Лесогорск 2017

«… начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь…»  Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

«… начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь…»

Ханс Кристиан Андерсен

«Снежная королева»

Проверка

Проверка

  • 1 - d
  • 2 - a
  • 3 - b
  • 4 - a
  • 5 - 3
Задание: Выберите из списка слова, обозначающие явления. Дайте определения этим явлениям. Для каких явлений мы ещё не можем дать определение?   Ион, атом, протон , электризация, нейтрон, проводник, напряжённость, электричество, диэлектрик, электроскоп, заземление, поле, оптика, линза, сопротивление, напряжение, вольтметр, амперметр, заряд, мощность, освещение, радиоактивность, магнит, компас, намагничивание, радиоактивные превращения, радиоактивный распад.

Задание: Выберите из списка слова, обозначающие явления. Дайте определения этим явлениям. Для каких явлений мы ещё не можем дать определение?

Ион, атом, протон , электризация, нейтрон, проводник, напряжённость, электричество, диэлектрик, электроскоп, заземление, поле, оптика, линза, сопротивление, напряжение, вольтметр, амперметр, заряд, мощность, освещение, радиоактивность, магнит, компас, намагничивание, радиоактивные превращения, радиоактивный распад.

Тема урока Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Тема урока

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Цели урока

Цели урока

  • продолжить изучение явления радиоактивности;
  • изучить радиоактивные превращения (правила смещения и закон сохранения зарядового и массового чисел);
  • изучить закон радиоактивного распада;
  • научиться решать задачи на правило смещения, на закон радиоактивного распада.
Тема урока Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Тема урока

Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Пьер Кюри (1856- 1906)  Пьер и его супруга сыграли ключевую роль в открытии радия и полония, веществ, оказавших значительное влияние на человечество своими практическими и ядерными свойствами. Их брак основал научную династию: дети и внуки знаменитых физиков также стали известными учеными

Пьер Кюри (1856- 1906)

Пьер и его супруга сыграли ключевую роль в открытии радия и полония, веществ, оказавших значительное влияние на человечество своими практическими и ядерными свойствами. Их брак основал научную династию: дети и внуки знаменитых физиков также стали известными учеными

Эрнест Резерфорд   Эрнест Резерфорд(1871г-1937г) - английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома.  Открыл в 1899г альфа- и бета-лучи и установил их природу.   Создал теорию радиоактивности. Предложил в 1911г планетарную модель атома.  Осуществил в 1919г первую искусственную ядерную реакцию.  Предсказал в 1921г существование нейтрона.  Получил Нобелевскую премию в 1908г.

Эрнест Резерфорд

Эрнест Резерфорд(1871г-1937г) - английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома.

Открыл в 1899г альфа- и бета-лучи и установил их природу.

Создал теорию радиоактивности. Предложил в 1911г планетарную модель атома.

Осуществил в 1919г первую искусственную ядерную реакцию.

Предсказал в 1921г существование нейтрона.

Получил Нобелевскую премию в 1908г.

Радиоактивные превращения атомных ядер Физические свойства Металл Химические свойства Радий Агрегатное состояние Инертный газ Масса ядра Радон твердое 226 Заряд ядра газ Число электронов 222 88 88 86 86

Радиоактивные превращения атомных ядер

Физические свойства

Металл

Химические свойства

Радий

Агрегатное состояние

Инертный газ

Масса ядра

Радон

твердое

226

Заряд ядра

газ

Число электронов

222

88

88

86

86

Радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц и излучением огромного количества энергии

Радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц и излучением огромного количества энергии

Фредерик Содди  Фредерик Содди (1877- 1956)  Английский химик, занимаясь изучением радиоактивного распада радия, экспериментально доказал, что в результате распада радия образуется гелий. Это был первый документально подтвержденный случай образования одного элемента из другого.

Фредерик Содди

Фредерик Содди (1877- 1956)

Английский химик, занимаясь изучением радиоактивного распада радия, экспериментально доказал, что в результате распада радия образуется гелий. Это был первый документально подтвержденный случай образования одного элемента из другого.

Правило смещения  При  -распаде элемент смещается в таблице Менделеева ближе к ее началу на две клетки , - это так называемое правило смещения, которое сформулировал Ф. Содди, исследуя  -распад.

Правило смещения

При -распаде элемент смещается в таблице Менделеева ближе к ее началу на две клетки , - это так называемое правило смещения, которое сформулировал Ф. Содди, исследуя -распад.

Правило смещения  При  -распаде вылетает электрон. При этом массовое число ядра не изменяется, а заряд увеличивается на одну единицу, элемент смещается на одну клетку ближе к концу таблицы Менделеева .

Правило смещения

При -распаде вылетает электрон. При этом массовое число ядра не изменяется, а заряд увеличивается на одну единицу, элемент смещается на одну клетку ближе к концу таблицы Менделеева .

γ – излучение - излучают ядра химических элементов находящихся в возбуждённом состоянии, поэтому при γ – распаде ядро не изменяется.

γ – излучение - излучают ядра химических элементов находящихся в возбуждённом состоянии, поэтому при γ – распаде ядро не изменяется.

Вывод:  При радиоактивном распаде претерпевают изменения ядра химических элементов

Вывод:

При радиоактивном распаде претерпевают изменения ядра химических элементов

Радиоактивные семейства

Радиоактивные семейства

  • урана,
  • тория
  • актиния
  •  
Закон сохранения массового числа и заряда Сумма зарядов ( массовых чисел) продуктов распада равна заряду  ( массовому числу) исходного ядра  226 = 4 + 222  88 = 2 + 86

Закон сохранения массового числа и заряда

Сумма зарядов ( массовых чисел) продуктов распада равна заряду

( массовому числу) исходного ядра

226 = 4 + 222

88 = 2 + 86

Закон радиоактивного распада Т - период полураспада, N - число радиоактивных ядер через время t , Nо - начальное число радиоактивных ядер

Закон радиоактивного распада

Т - период полураспада,

N - число радиоактивных ядер через время t ,

- начальное число радиоактивных ядер

Период полураспада Период полураспада  Т - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов

Период полураспада

Период полураспада  Т - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов

Период полураспада  Время, за которое распадается половина из начального числа радиоактивных атомов, называют периодом полураспада.  За это время активность радиоактивного вещества уменьшается вдвое.

Период полураспада

Время, за которое распадается половина из начального числа радиоактивных атомов, называют периодом полураспада.

За это время активность радиоактивного вещества уменьшается вдвое.

Напишите реакции следующих распадов: 1. α-распад урана-238. 2. β-распад свица-209. 3. α- распад, а затем два β-распада  изотопа полония-214. 4. 6 α-распадов, а затем 4 β-распада  изотопа тория-232.

Напишите реакции следующих распадов:

1. α-распад урана-238.

2. β-распад свица-209.

3. α- распад, а затем два β-распада изотопа полония-214.

4. 6 α-распадов, а затем 4 β-распада изотопа тория-232.

Решите задачи: 1. В какое ядро превращается торий-234 при трех последовательных α-распадах? 2. Какое ядро образуется из радиоактивного изотопа сурьмы-133 после четыре хβ-распадов? 3. Какое ядро образуется из радиоактивного лития -8 после одного α-распада и одного β-распада?

Решите задачи:

1. В какое ядро превращается торий-234 при трех последовательных α-распадах?

2. Какое ядро образуется из радиоактивного изотопа сурьмы-133 после четыре хβ-распадов?

3. Какое ядро образуется из радиоактивного лития -8 после одного α-распада и одного β-распада?

Вследствие цепочки радиоактивных распадов превращается в .  Сколько при этом происходит α и β – распадов ?     → + y * + x *   Из закона сохранения массового числа определяем x: 238 = 206 + x * 4 отсюда x = 8 Из закона сохранения зарядового числа определяем y: 92 = 82 – y*1 + 8 * 2 отсюда y = 6 Ответ: 8 α – распадов и 6 β- распадов.

Вследствие цепочки радиоактивных распадов превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов ?

 

→ + y * + x *

  •  

Из закона сохранения массового числа определяем x:

238 = 206 + x * 4 отсюда x = 8

Из закона сохранения зарядового числа определяем y:

92 = 82 – y*1 + 8 * 2 отсюда y = 6

Ответ: 8 α – распадов и 6 β- распадов.

Радиоактивный ряд урана     1 1 2 2 α α 3 3 β β     4 4 β β 5 5 α α 6 6 α α 7 7 α α 8 8 α α 9 α 9 α 10 10 β β 11 11 β β 12 12 α α β 13 β 13 14 14 β β     α α

Радиоактивный ряд урана

 

 

1

1

2

2

α

α

3

3

β

β

 

 

4

4

β

β

5

5

α

α

6

6

α

α

7

7

α

α

8

8

α

α

9

α

9

α

10

10

β

β

11

11

β

β

12

12

α

α

β

13

β

13

14

14

β

β

 

 

α

α

Домашнее задание §§ 100, 101   (1 вариант) 1. Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда тория он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов ? (2вариант) 2. Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда актиния он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов? Тем, кто сдает ЕГЭ 3. Провести с резерфордием ряд следующих превращений: α-, β- , β- ,γ- распады. 4. Из какого элемента получится Ra( радий) при двух α-распадах и одного β-распада?

Домашнее задание

§§ 100, 101

  •  

(1 вариант)

1. Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда тория он превращается в .

Сколько при этом происходит α и β – распадов ?

(2вариант)

2. Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда актиния он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов? Тем, кто сдает ЕГЭ

3. Провести с резерфордием ряд следующих превращений: α-, β- , β- ,γ- распады.

4. Из какого элемента получится Ra( радий) при двух α-распадах и одного β-распада?

Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок!

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация к уроку физики по теме "Радиоактивные превращения"

Автор: Сатункина Наталья Викторовна

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обобщающий урок по теме «Ядерная физика» "
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-iadiernaia-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423980798"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по физике "Экспериментальные методы ядерной физики" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-fizikie-ekspierimiental-nyie-mietody-iadiernoi-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "145224"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418877999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства