Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках физики»
Основной образовательный стандарт
История собственно проблемного обучения начинается с введения, так называемого исследовательского метода , многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи
1. Использовали ли Вы проблемное обучение на уроках физики?
1) Да
2) Нет
статистика
2. К какой из двух тактик построения проблемой ситуации Вы склоняетесь?
1) От знаний к проблеме
2) От проблемы к знаниям
3) Не использую проблемное обучение
статистика
3. Какой из методов изложения нового материала на Ваш взгляд наиболее эффективный?
Объяснительно - иллюстративный метод
2) Репродуктивный метод обучения
3) Метод проблемного изложения
статистика
4. На каком этапе урока, на Ваш взгляд, лучше всего использовать метод проблемного обучения?
1) этап повторения пройденного материала
2) этап изучения новой темы
3) заключительный этап
статистика
Ко 2 вопросу
К 3 вопросу
К 4 вопросу
назад
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.
Этапы работы над проектом
Этапы работы над исследованием
Определение темы
Определение темы
Составление плана работы
Изучение теоретического материала
Поиск вариантов решения проектной проблемы
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
Создание образовательного продукта
Формулировка гипотезы
Описание работы над проектом
Выбор методики исследования
Презентация проекта
Сбор и обработка информации (эксперимент, наблюдение)
Обобщение, анализ, выводы
Презентация исследовательской работы
Работу над учебным проектом или (исследованием) можно условно разбить на несколько этапов:
1.П одготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
- Постановка учебно-познавательной проблемы.
- Определение темы учебного проекта или (исследования), её обсуждение в классе.
- Формулировка цели и задач учебного проекта или (исследования).
- Определение типа учебного проекта или (исследования) по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, сетевой .
- Составление планов или графиков работы.
- Поиск и отбор информации.
- Систематизация и анализ собранного материала
Основная цель подготовительного этапа — формулировка проблемы
- Проблема должна трансформироваться в личностно значимую цель и приобрести образ планируемого результата, который в будущем воплотится в виде результатов исследования.
- Составление планов работы . При этом учитель редактирует и утверждает план работы каждого обучающегося или творческого коллектива.
- Подбор теоретического текстового и иллюстративного материала. Эту поисковую деятельность должен контролировать учитель, который может рекомендовать обучающимся использовать тот или иной источник информации, помочь в поиске труднодоступной информации
Основной этап
- Разработка и проведение учебного проекта (или исследования).
- Обсуждение полученных результатов.
- Оформление результатов исследования.
- Подготовка к выступлению на различных школьных и внешкольных мероприятиях.
- Презентация и защита результатов исследования
Цель основного этапа — реализация намеченного плана
- Подготовка письменной работы (эссе, реферата, аналитических материалов, стендового доклада и др.) о ходе и результатах исследования, изготовление материального объекта, макета или иного конструкторского изделия, мультимедийных объектов, компьютерных презентаций и др.
- Подготовка к презентации результатов исследования.
-Составление программы выступлений обучающихся (готовит и корректирует учитель)
Заключительный этап
- Обсуждение и оценка выступлений.
- Подведение итогов.
- Составление отчётов.
- Проведение самоанализа учебной проектной или исследовательской деятельности.
- Определение перспектив дальнейшей работы, разработка практических рекомендаций
Примеры тем проектов
- Исследование закономерностей внешнего фотоэффекта с помощью компьютера.
- Исследование линейчатых спектров излучения с помощью компьютера.
- Исследование ядерных превращений с помощью компьютера.
- Наблюдение за фазами Луны
Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся:
- Обоснование учебно-познавательной проблемы учебного проекта или (исследования) и планирование способов её решения.
- Постановка целей и задач учебного проекта или (исследования), глубина раскрытия его темы проекта (исследования).
- Вариативность представленных источников информации, методов исследования, целесообразность их использования.
- Анализ хода работы, формулировка выводов и оценок, выявление перспектив дальнейшего исследования.
- Оригинальность высказанных идей, реализация рациональных и нестандартных решений.
- Аргументированность ответов на вопросы после презентации учебного проекта или (исследования).
- Оформление проектного продукта (результатов учебного проекта или исследования), качество проведения презентации учебного проекта (или исследования).