kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Демонстрационный эксперемент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Общепризнано, что изложение курса физики в средней школе должно опираться на эксперимент. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий — наблюдение явления, установление его связей с другими, введение величин, его характеризующих, — не могут быть эффективными без применения физических опытов. Демонстрация опытов на уроках, показ некоторых из них с помощью кино и телевидения, выполнение лабораторных работ учащимися составляют основу экспериментального метода обучения физике в школе. Особое значение имеет эксперимент в VII и VIII классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время занятий.

 

Просмотр содержимого документа
«"Демонстрационный эксперемент"»

МКОУ «Тундутовская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка по физике

«Демонстрационный эксперимент»

Автор: Вострикова Любовь Павловна, учитель физики

Место работы: РК Малодербетовский район, село Тундутово, МКОУ «Тундутовская СОШ»

Введение.

Задачи воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения требуют включения в содержание школьного курса физики такого материала и такого способа его изложения, которые позволили бы осуществить формирование материалистического мировоззрения, эстетическое, идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся, развитие их интеллекта на уроках физики.

Задача политехнического образования требует ознакомления учащихся с практическими применениями изученных явлений и закономерностей в быту, технике и в производственных процессах. В решении этих многочисленных задач, стоящих перед школьным курсом физики, в значительной мере могут быть использованы возможности демонстрационного эксперимента.

Общепризнано, что изложение курса физики в средней школе должно опираться на эксперимент. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий — наблюдение явления, установление его связей с другими, введение величин, его характеризующих, — не могут быть эффективными без применения физических опытов. Демонстрация опытов на уроках, показ некоторых из них с помощью кино и телевидения, выполнение лабораторных работ учащимися составляют основу экспериментального метода обучения физике в школе. Особое значение имеет эксперимент в VII и VIII классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время занятий.

Как показать, какие материальные средства для этого потребуются, каким образом преодолеть возникающие при этом затруднения - все это сфера забот учителя, техники и технологии демонстрационного эксперимента. Поэтому первоочередной является задача разработки системы обучающего демонстрационного эксперимента, максимально использующей возможности этого метода обучения для сообщения учащимся знаний по физике, учитывая возможности школьных физических кабинетов.

Являясь носителем учебной информации, убедительный своей объективностью, выразительный своей образностью, экономный по затратам учебного времени, впечатляющий, а потому легко запоминающийся, демонстрационный эксперимент активно формирует знания учащихся.

Использование эксперимента в учебном процессе из физики позволяет: - показать явления, которые изучаются, в педагогически трансформируемом виде и тем самым создать необходимую экспериментальную базу для их изучения; - проиллюстрировать установленные в науке законы и закономерности в доступном для учеников виде и сделать их содержание понятным для учеников; - увеличить наглядность преподавания; - знакомить учеников с экспериментальным методом исследования физических явлений; - показать применение физических явлений, которые изучаются, в технике, технологиях и быту; - усилить интерес учеников к изучению физики; - формировать политехнические и опытно-экспериментаторские навыки.

Демонстрационный эксперимент создает благоприятные возможности для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения и эстетического восприятия действительности.

Эксперимент по перенапряжению электрической цепи.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ В ЦЕПЯХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ОБРЫВЕ ОДНОГО ИЗ ПРОВОДОВ. В случае обрыва одного провода где-нибудь в середине линии электропередач цепь переменного тока продолжает оставаться замкнутой через последовательно соединенные емкости («земля — провод») С1 и С2 (рис. 1), которые при достаточной протяженности линии (сотни км) достигают заметных значений (104—ю5 пф). Рис. 1



Так как нагрузка в цепи имеет индуктивный характер, возможен случай, когда емкостное сопротив­ление «земля — провод» окажется близким по своему значению к ин­дуктивному сопротивлению цепи: 1/wC=wL в этом случае ток может стать даже больше тока в непо­врежденной линии, т. е.

Учащимся можно показать сле­дующий простой и эффективный де­монстрационный опыт, иллюстри­рующий это явление.

Демонстрация проводится на уста­новке (рис. 2), состоящей из дере­вянного ящика, имитирующего зем­лю, двух вертикальных планок — «опор», повышающего трансформа­тора Трх и понижающего трансфор­матора Тр2 с лампочкой. Внутри «спрятана» батарея конденсаторов С = 58 мкф, к которой с нижней па­ры роликов (Pi и Р2) по задней сто­роне «опор» сделаны отводы. В ка­честве повышающего и понижающе­го трансформаторов используются разборные школьные трансформаторы. Нагрузкой-индикатором слу­жит автомобильная лампочка на12 в. Перед проведением демонстрации в отсутствие нижнего провода Р\Р2 подбирают такую емкость конденса­тора С (32—58 мкф), чтобы в цепи установился режим, близкий к ре­зонансному. При напряжении в на­чале линии около 6 в (от РНШ) лампочка горит с небольшим пере­калом. Натянув затем провод Р\Р2, можно заметить резкое ослабление яркости горения лампы. Опыт выполняется в обратном по­рядке: сначала демонстрируется нормальный режим в цепи с непо­врежденными проводами, а затем размыканием линии Р\Р2 — резкое увеличение тока. Размыкание мож­но производить выключателем, но эффектнее разрезать ножницами проволоку, обратив внимание на то, что ток идет (причем еще «лучше») по «одному» проводу.

Равенство импульсов сил при толчке вызывает равные изменения количества движения тел. Поэтому измерение массы тела можно произ­водить при помощи определения из­менения скоростей тел.

Поскольку в 7 классе учащимся недоступно определение изменения скорости (они могут только изме­рять скорость равномерного движе­ния), прибор можно использовать, лишь считая движение тел равно­мерным. Тогда m1\m2 = v2/v1 или т12 = s2 /s1.

Опыт можно осуществить и так: «клюшки» расположить примерно на высоте 30, 50 или 120



см (высота падения тел) определит время их равномерного движения в горизон­тальном



направлении: 1/4, 1/3 или 1/2 сек). Тогда измерение неболь­ших промежутков времени



сведется к установлению высот падения тел

(В старших классах эта часть опыта может быть предметом само­стоятельного исследования.) Изме­ряя расстояния s1 и s2 полета тел по горизонтали и зная величину време­ни их полета, устанавливают скоро­сти v1 и v2 равномерного движения. По отношению этих скоростей опре­деляют отношение масс. Если массу одного тела (т2) принять за извест­ную, то масса другого тела находится из соотношения

Опыт можно поставить на физическом вечере в виде экспериментальной задачи с последующим объяснением. Установку учащиеся легко изготовят самостоятельно.













Полезно разобрать с учащимися некоторые вопросы, уточняющие понимание явления, например, такие:

Если емкость «провод — земля» очень велика (мала), то при обрыве провода ток может и уменьшиться. Объяснить, почему.

Как изменится картина явления, если оборванный провод упадет на землю?

Может ли возникнуть подобное явление в линии электропередачи, если, обрыв произошел вблизи ее начала или конца?

Что произойдет с напряжением «провод — земля» при обрыве линии?

Является ли описанный режим аварийным и почему?

Нельзя ли разумным подбором конденсаторов, включенных последовательно, компенсировать потери напряжения в линии? А потери мощности?

Предположим, что оба конца одного из проводов заземлены на обеих подстанциях. Что произойдет при обрыве (в середине линии) заземленного провода? Незаземленного?

Ответы на некоторые из этих вопросов можно проверить экспериментально на этой же установке.

К демонстрации изменения внутренней энергии газа

Поставить этот опыт так, как он описан в учебнике «Физика-8» с помощью толстостенного стеклянного сосуда, не всегда можно; в продаже такие сосуды бывают редко. Использовать же для эксперимента химическую колбу больших размеров не стоит, поскольку; вo-первых, у колбы стекло тонкое и ее может разорвать давление газа; во-вторых, герметично закрыть колбу резиновой пробкой почти никогда не удается. Поэтому этот интересный и очень полезный для учащихся опыт в ряде случаев не проводится. Предлагаю поступить следующим образом. В каждом химическом кабинете имеется аппарат Киппа для получения водорода. Он состоит из сосуда особой формы и большой шарообразной воронки. Нужно плотно закрыть узкое отверстие воронки маленькой резиновой проб-
кой. Воронку вставить в сосуд, как обычно, а ее широкое отверстие, тщательно обработанное, закрыть резиновой пробкой диаметром 28—29 мм с пропущенной через нее узкой стеклянной трубочкой. Трубочку надо соединить резиновым шлангом с насосом и нагнетать воздух. Через некоторое время возросшее давление вытолкнет большую пробку.

Опыт безопасен и получается всегда. Причем образовавшийся при вылете пробки туман хорошо заметен, так как воронка изготавливается из очень прозрачного стекла

Демонстрация капиллярных явлений

При изучении капиллярных явлении можно показать опускание уровня жидкости в капиллярах при не смачивании жидкостью материала, из которого изготовлен капилляр, без использования ртути,

Надо взять стеклянные трубки и покрыть их изнутри парафином. Делается это просто: капиллярная трубка опускается в расплавленный парафин, затем оставшийся в ней парафин, выдувается. Тогда на внутренней ее поверхности остается тонкий прозрачный слой парафина, с внешней же ее поверхности парафин удаляется.

Для демонстрации капиллярного эффекта такие трубки опускаются в стакан с водой, при этом хорошо видно, что уровень воды в них по сравнению с ее уровнем в стакане понижается. Опыт демонстрируется в проекции на экран. Если трубки покрыть парафином наполовину (до середины их длины), то с помощью их можно демонстрировать и явление поднятия уровня жидкости в капилляре и явление опускания уровня жидкости в нем.

МОДЕЛЬ ВЗАИМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ И ОТТАЛКИВАНИЯ МОЛЕКУЛ

Предлагаемая модель проста для изготовления и демонстрации. В стеклянный цилиндрический сосуд диаметром 9,5 см и высотой 1,5 см на равных расстояниях друг от друга по окружности надо поместить 4—6 керамических магнитов («молекул») диаметром по 2 см. (Для стабильной работы прибора магниты следует приклеить клеем БФ ко дну сосуда.) На дно кладется еще магнит, вмонтированный в тонкий пласт пробки (чтобы он обладал устойчивой плавучестью), и в сосуд наливается вода. (Для успеха опыта все магниты должны находиться на одном горизонтальном уровне; добиться того, чтобы плавающий магнит оказался в той же плоскости, что и прикрепленные ко дну, можно регулированием количества воды в сосуде.) Под действием фиксируемых магнитов плавающий самопроизвольно располагается в центре сосуда, Прибор накрывается картонной крышкой, которая посередине отверстие диаметром 5 см и вырез над одним из фиксированных магнитов (для проекции). Демонстрацию следует производить при помощи проекционного аппарата или графо проектора. Вставив в отверстие крышки палочку, приближают ею плавающий магнит к выделенному краской, хорошо видному в проекции неподвижному магниту — наблюдается отталкивание; при удалении плавающего магнита от неподвижного —притяжение.

В X классе с помощью этой модели хорошо демонстрируется примерная зависимость силы отталкивания или притяжения молекулы от расстояния между их центрами, а также соответствующая зависимость результирующей силы.

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ

При изучении массы в 7 классе показываю учащимся опыты, позволяющие простыми, доступными средствами про­вести измерение массы тел. Для этой цели может служить самодель­ный прибор, показанный на рисун­ке.

Прибор состоит из двух проволок 1, согнутых в форме клюшек; они соединены между собой с помощью пружины 2 и на их концы надеты легкие деревянные наконечники 3-толкатели тел

Перед демонстрацией опыта пру­жину сжимают до соприкосновения «клюшек» и соединяют нитяной петлей 4 в определенном месте. Если привести в соприкосновение с «клюшками» тела 5, а затем пере­жечь нитку, то тела разлетаются в разные стороны.

Равенство импульсов сил при толчке вызывает равные изменения количества движения тел. Поэтому измерение массы тела можно производить при помощи определения изменения скоростей тел.

Поскольку в 7 классе учащимся недоступно определение изменения скорости (они могут только измерять скорость равномерного движения), прибор можно использовать, лишь считая движение тел равномерным. Тогда m1\m2 = v2/v1 или т1/т2 = s2 /s1.

Опыт можно осуществить и так: «клюшки» расположить примерно на высоте 30, 50 или 120 см (высота падения тел) определит время их равномерного движения в горизонтальном направлении: 1/4, 1/3 или 1/2 сек). Тогда измерение небольших промежутков времени сведется к установлению высот падения тел

(В старших классах эта часть опыта может быть предметом самостоятельного исследования.) Измеряя расстояния s1 и s2 полета тел по горизонтали и зная величину времени их полета, устанавливают скорости v1 и v2 равномерного движения. По отношению этих скоростей определяют отношение масс. Если массу одного тела (т2) принять за известную, то масса другого тела находится из соотношения

m1 = V1 m2

V2





Поскольку точность измерения массы таким способом зависит от точности измерения расстояний, уче­та сопротивления воздуха и других причин, следует произвести несколь­ко измерений, пользоваться сильны­ми пружинами, а тела брать по воз­можности обтекаемой формы и не слишком тяжелые.



Свободные колебания в контуре



При демонстрации сво­бодных электрических коле­баний в контуре обычно в качестве индикатора приме­няют гальванометр, но если в цепь контура включить вольтметр и амперметр, то можно наглядно показать, что в контуре ток и напря­жение не совпадают по фа­зе: минимум тока соответ­ствует максимуму напряже­ния, и наоборот.

Электрическую цепь соби­рают по схеме, представ­ленной на рисунке. Контур состоит из индуктивности L (дроссельная катушка с 3600 витками на сердечнике уни­версального трансформато­ра) и емкости С (порядка 1000 мкФ)

Напряжение источника питания 6—12 В. В качестве амперметра используется демонстрационный амперметр, зашунтированный школьным реостатом на 6—10 Ом, а в качестве вольтметра — демонстрационный вольтметр с дополнительным сопротивлением на 5 В. Оба прибора надо включить так, чтобы одноименные зажимы были подключены к одному полюсу.

Еще один вариант демонстрации затухающих электрических колебаний


«Де­монстрация затухающих электрических колебаний





была описана установка для проведения данного опыта методом ударного возбуж­дения колебаний в колеба­тельном контуре. Пред­лагаем вместо генератора импульсов, состоящего из двух трансформаторов, ис­пользовать релаксационный генератор. Схема установки приведена на рисунке (где: R1 = R2= 1,0 Мом; Cl =30 мкф; С2 = 0,1 мкф). Включив прибор в сеть (ключ К должен быть при этом разомкнут), наблюдают на экране осциллографа осциллограмму пилообразных колебаний. После за­мыкания ключа К на экра­не осциллографа видна устойчивая картина затуха­ющих колебаний.


ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛА ЛЕВОЙ РУКИ


При изучении электромагнитных явлений часто приходится определять направление силы, действующей на проводник с то­ком в магнитном поле, и направление ин­дукционного тока. Для этого применяют правила «левой руки» и «правой руки» (частный случай правила Ленца). Чтобы облегчить учащимся усвоение этих правил, полезно предложить им простые, но до­статочно наглядные упражнения, в кото­рых роль проводника с током выполняет обычная указка, а направление магнитного поля задается определенными ориентира­ми, имеющимися в классе (пол — потолок, противоположные стены и т. д.). Напри­мер, предлагаю школьникам та­кую задачу:

Определите направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, если силовые ли­нии поля направлены от потолка к полу, а проводник расположен (располагать указку) в направлении окна — дверь (если окна и дверь находятся друг против друга).

Далее рекомендую всем учащимся одновременно расположить левую руку согласно правилу, после чего двое учащихся (с верным и неверным решениями) обосновывают ответ задачи. Затем решаем другие варианты задач. В каждом случае решение выполняется фронтально. После нескольких таких упражнений можно решать вопросы-задачи с расположением силовых линий и проводника на рисунках.

Аналогичным способом ведется изучение вопроса о направлении индукционного тока.

Показ закономерностей движения по вогнутой траектории

В классе как пример изменения веса тела в зави­симости от его ускорения рассматривается

движе­ние самолета при пикирова­нии, в ходе которого маши­на движется по вогнутой части

дуги окружности. По­казывается, что в данном случае сила действия на опору больше

нормального веса летчика (в состоянии покоя) и выводится формула для ее расчета.


Иллюстрировать это явле­ние можно с помощью следующего самодельного при­бора


(см. рис.).


К двум неподвижно ук­репленным на вертикальной панели динамометрам, снаб­женным


крупными стрелка­ми-указателями (можно ис­пользовать динамометры Бакушинского),


подвешивает­ся на небольших петельках дугообразный желоб, а по касательной к нему в


одной из точек подвеса устанавли­вается при помощи верти­кальной стойки наклонный


желоб.


Вначале кладут шарик на центральную часть дугооб­разного желоба (точка А) и замечают


показания дина­мометров



.

Затем, пустив ша­рик по наклонному желобу, вновь фиксируют показания приборов в момент


прохож­дения шариком точки А и убеждаются, что они увели­чились. Это свидетельствует о


возрастании веса и пояс­няет возникновение перегру­зок.


Если пустить шарик с большей высоты, тем самым увеличив его скорость в точ­ке А, то


можно заметить, как возрастают показания динамометров, а следова­тельно, и вес шарика.


Пов­торив опыт несколько раз, делают вывод: чем больше скорость движения, тем больше


вес тела.


Сменив дугообразный же­лоб на другой, имеющий иную кривизну, и соответст­венно


переставив наклонный желоб, можно показать за­висимость веса шарика от радиуса кривизны


траекто­рии.

Вес тела, движущегося с ускорением

При изучении этого вопроса несколько изменяю опыт, описанный в учебнике «Физика-10»

Вместо пружинных весов демонстрационный динамометр, а в качестве груза — металлический шар; закрепленный на столике динамометра пластилином. Опыт проводится по аналогии с учебником. После этого выполняется на доске рисунок (см. рис.),

обобщая внимание на три силы и точки их приложения: mg — сила тяжести. Р — вес ' тела, F — сила реакции опоры.

Демонстрация продольных упругих колебаний.

Для опыта используется тонкая резинка (вместо пру­жины) и самодельный мя­чик, набитый опилками (вме­сто груза). Жест­кость такой резинки очень мала, период колебаний большой, а демон­страция наглядная. ­ Если нет мячика, к резин­ке можно прикрепить спи­чечную коробку с неболь­шим камешком внутри. По­степенно нагружая коробку, можно продемонстрировать зависимость периода упру­гих колебаний от массы.

Демонстрации восприятия звука человеком

Для того чтобы показать учащимся, что звуки вос­принимаются человеческим ухом раздельно (как само­стоятельные) лишь в том случае, если они приходят к наблюдателю через опре­деленный промежуток вре­мени (не меньший, чем 0,07 сек), мы демонстрируем такой опыт сов­мещаем их широкими гра­нями и узкими гранями рез­ко ударяем по краю сто­ла. Так как удары проис­ходят одновременно, то возникающие при этом звуки мы ощущаем, как один. Если свободные кон­цы линеек сильно раздви­нуть и вновь резко ударить по столу, то отчетливо слышны два звука. Если те­перь повторить опыт не­сколько раз, постепенно сближая ударяющиеся о стол грани линеек, то уло­вить, что звуков два, будет все труднее. В конце кон­цов можно добиться тако­го положения, когда линей­ки полностью не совме­щены, а при ударе вместо ожидаемых двух звуков слышен один продолжи­тельный. При веерообразном рас­положении 10—20 линеек демонстрируем слияние большого количества от­дельных звуков в один.

Обращаем внимание уча­щихся при этом на следую­щую особенность: высота тона каждого отдельного звука зависит от размеров и материала соударяющих­ся тел: линейки и стола, а высота тона сплошного зву­ка определяется только ча­стотой следования ударов. Этот опыт помогает девятиклассникам также по­нять, почему не всякий от­раженный звук восприни­мается как эхо.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОЛЯРИЗАЦИИ ДИЭЛЕКТРИКА

Опыты «Поляризация электрика» и «Демонстрация зависимости емкости конденсатора от расстояния между обкладками и от диэлектрической проницаемости» в учебной практике проводят на одном уроке. Оба опыта описаны в книге: Грабовскийкий М. А. и др. Лекционные демонстрации по физике. —Л Наука, 1972, с. 324 — 326-.) Напомним вкратце их сущность.

Электроскоп, у которого шарик заменен горизонтальным диском диаметром 15- 20 см. Зарядив электроскоп приближают его к диску: 1-й опыт — диэлектрик;2-й опыт-проводник в виде такого же диска. В обоих случаях отклонение стрелки электроскопа уменьшается. Однако при этом не получается на­глядной картины резкого раз­личия в поведении диэлектри­ков и проводников в электри­ческом поле

Демонстрации, проводимые на уроке.

Учащимся задаю вопрос: «Изменятся ли показания заряженного электроскопа, если к его диску поднести проводник в виде такого же диска?»
Обычно они правильно прогнозируют показания электроскопа. После того, как оба диска соединили, предлагается вопрос: «Как изменятся показания электроскопа, если его разрядить?» Вопрос также не вызывает у учащихся затруднений. Затем верхний диск электроскопа остается на нулевом положении.

Аналогичными вопросами сопровождается демонстрация поляризации диэлектрика. К диску электроскопа «подносят, а затем кладут на него пластину диэлектрика (лучше всего текстолит или пластик), затем электроскоп разряжают, стрелка при этом возвращается в нулевое положение. Если в этом случае убрать диэлектрик, то стрелка снова отклонится. Выявляя причину такого поведения стрелки, выясняют физическую сущность поляризации диэлектрика.

Демонстрация силы сопро­тивления при движении тела .

К центрам двух жестяных кружков перпендикулярно их плоскости (диаметром 4 и 2 см) припаиваются стерженьки из проволоки, причем длины стержней подбираются такими, чтобы у полученных «грибков» был один и тот же вес.

Демонстрируют зависимость силы сопротивления движения тела в жидкости от площади поперечного сечения тела следующим образом.

Сначала при помощи весов показывают, что вес обоих «грибков» одинаков. Затем одновременно бросают их в наполненные водой мензурки. Учащиеся видят, что тело с меньшей площадью поперечного сечения падает гораздо быстрее, что объясняется меньшей силой сопротивления его движению

Описанные «грибки» можно применить и для демонстрации зависимости силы сопротивления движению от вязкости среды. В этом случае используют одну мензурку. Ее частично (примерно на 3/4) заполняют водой, а затем наливают какое-либо прозрачное масло (например, индустриальное, веретенное и т. п.).

Если бросить в такую мензурку «грибок», то можно наблюдать, что при движении в масле он обладает гораздо меньшей скоростью, чем в воде. Из этого можно заключить, что сила сопротивления движению в воде меньше, чем в вязком масле

Описанные опыты особенно наглядны, если мензурки подсветить так, чтобы лучи не попадали непосредственно в глаза учащимся.

Действие архимедовой силы в воздухе

Предлагаю такой несколько усовершенствованный опыт для демонстрации зависимости выталкивающей силы, действующей на тело в воздухе, от его объема. Камеру волейбольного мяча с зажимом (рис. 1) надо соединить с помощью резиновой трубки и двух соединительных металлических трубок с оболочкой резинового шара и уравновесить на весах (рис. 2). Открыв зажим, следует дать возможность воздуху перейти частично из камеры в шар. При этом равновесие весов нарушится: коромысло, к которому прикреплены камера и шар, поднимется (рис. 3)

(рис. 1) (рис. 2). (рис. 3)













Демонстрация спектра солнечных лучей.
Если в сосуд с водой, на поверхность которой падают солнечные лучи, вставить под тупым углом зеркало (см. рис.), то на экране (стене или потолке) мы увидим очень яркий спектр солнечных лучей (небольшую радугу).

Демонстрация интерференции на тонкой пленке

Для демонстрации интерференции света в тонкой пленке, образованной на поверхности воды при растекании по ней какого-либо вещества, обычно используют керосин, скипидар, эфир. Но при этом интерференционная картина, как правило, получается нечеткой, поскольку эти вещества дают плохие пленки.

Отчетливой картины интерференции можно добиться, если на поверхность воды в ванночке капнуть (при помощи пипетки или спички) небольшую каплю олифы.

К ИЗУЧЕНИЮ РАЗЛОЖЕНИЯ

9 класс. При разложении сил делается важный практический вывод о том, что натяжение каната, которым пользуются альпинисты, тем больше, чем меньше он провисает под тяжестью альпиниста. Тут же разбирается причина, почему зимой обрываются иногда подвешенные на столбах провода под действием небольшой тяжести образующегося на них льда.

Чтобы учащиеся лучше поняли эти практические вопросы, демонстрирую на уроке следующий простой опыт.

Берем швейную нить длиной 1 м и к ее середине прикрепляем крючок для груза. В качестве груза используем гирю в 1 кг с приспособлением для подвешивания. Концы нити привязываем к штативам, которые ставим сначала так, чтобы при подвешивании груза нить сильно провисала: примерно на 10—15 см. В этом случае она под действием груза не обрывается.

Затем отодвигаем штативы друг от друга, чтобы провисание нити стало незначительным: 1—2 см. Подвесив груз, наблюдаем обрыв нити. После опыта - решение задач.



Используемая литература

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886032


http://physiclib.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st005.shtml





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Демонстрационный эксперемент"

Автор: Вострикова Любовь Павловна

Дата: 12.02.2019

Номер свидетельства: 499507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Эксперементы с сыпучими телами"
    ["seo_title"] => string(35) "ekspieriemienty-s-sypuchimi-tielami"
    ["file_id"] => string(6) "324266"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462385352"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "урок «Исследование зависимости силы тока от     напряжения и сопротивления. Закон Ома для участка цепи.» "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-issliedovaniie-zavisimosti-sily-toka-ot-napriazhieniia-i-soprotivlieniia-zakon-oma-dlia-uchastka-tsiepi"
    ["file_id"] => string(6) "127321"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415292161"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства