Общепризнано, что изложение курса физики в средней школе должно опираться на эксперимент. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий — наблюдение явления, установление его связей с другими, введение величин, его характеризующих, — не могут быть эффективными без применения физических опытов. Демонстрация опытов на уроках, показ некоторых из них с помощью кино и телевидения, выполнение лабораторных работ учащимися составляют основу экспериментального метода обучения физике в школе. Особое значение имеет эксперимент в VII и VIII классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Демонстрационный эксперемент"»
МКОУ «Тундутовская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка по физике
«Демонстрационный эксперимент»
Автор: Вострикова Любовь Павловна, учитель физики
Место работы: РК Малодербетовский район, село Тундутово, МКОУ «Тундутовская СОШ»
Введение.
Задачи воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения требуют включения в содержание школьного курса физики такого материала и такого способа его изложения, которые позволили бы осуществить формирование материалистического мировоззрения, эстетическое, идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся, развитие их интеллекта на уроках физики.
Задача политехнического образования требует ознакомления учащихся с практическими применениями изученных явлений и закономерностей в быту, технике и в производственных процессах. В решении этих многочисленных задач, стоящих перед школьным курсом физики, в значительной мере могут быть использованы возможности демонстрационного эксперимента.
Общепризнано, что изложение курса физики в средней школе должно опираться на эксперимент. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий — наблюдение явления, установление его связей с другими, введение величин, его характеризующих, — не могут быть эффективными без применения физических опытов. Демонстрация опытов на уроках, показ некоторых из них с помощью кино и телевидения, выполнение лабораторных работ учащимися составляют основу экспериментального метода обучения физике в школе. Особое значение имеет эксперимент в VII и VIII классах, когда учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса физики. Здесь качество большинства уроков по физике во многом зависит от того, насколько удачно подобран, подготовлен и проведен эксперимент во время занятий.
Как показать, какие материальные средства для этого потребуются, каким образом преодолеть возникающие при этом затруднения - все это сфера забот учителя, техники и технологии демонстрационного эксперимента. Поэтому первоочередной является задача разработки системы обучающего демонстрационного эксперимента, максимально использующей возможности этого метода обучения для сообщения учащимся знаний по физике, учитывая возможности школьных физических кабинетов.
Являясь носителем учебной информации, убедительный своей объективностью, выразительный своей образностью, экономный по затратам учебного времени, впечатляющий, а потому легко запоминающийся, демонстрационный эксперимент активно формирует знания учащихся.
Использование эксперимента в учебном процессе из физики позволяет: - показать явления, которые изучаются, в педагогически трансформируемом виде и тем самым создать необходимую экспериментальную базу для их изучения; - проиллюстрировать установленные в науке законы и закономерности в доступном для учеников виде и сделать их содержание понятным для учеников; - увеличить наглядность преподавания; - знакомить учеников с экспериментальным методом исследования физических явлений; - показать применение физических явлений, которые изучаются, в технике, технологиях и быту; - усилить интерес учеников к изучению физики; - формировать политехнические и опытно-экспериментаторские навыки.
Демонстрационный эксперимент создает благоприятные возможности для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения и эстетического восприятия действительности.
Эксперимент по перенапряжению электрической цепи.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ В ЦЕПЯХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ОБРЫВЕ ОДНОГО ИЗ ПРОВОДОВ. В случае обрыва одного провода где-нибудь в середине линии электропередач цепь переменного тока продолжает оставаться замкнутой через последовательно соединенные емкости («земля — провод») С1 и С2 (рис. 1), которые при достаточной протяженности линии (сотни км) достигают заметных значений (104—ю5 пф). Рис. 1
Так как нагрузка в цепи имеет индуктивный характер, возможен случай, когда емкостное сопротивление «земля — провод» окажется близким по своему значению к индуктивному сопротивлению цепи: 1/wC=wL в этом случае ток может стать даже больше тока в неповрежденной линии, т. е.
Учащимся можно показать следующий простой и эффективный демонстрационный опыт, иллюстрирующий это явление.
Демонстрация проводится на установке (рис. 2), состоящей из деревянного ящика, имитирующего землю, двух вертикальных планок — «опор», повышающего трансформатора Трх и понижающего трансформатора Тр2 с лампочкой. Внутри «спрятана» батарея конденсаторов С = 58 мкф, к которой с нижней пары роликов (Pi и Р2) по задней стороне «опор» сделаны отводы. В качестве повышающего и понижающего трансформаторов используются разборные школьные трансформаторы. Нагрузкой-индикатором служит автомобильная лампочка на12 в. Перед проведением демонстрации в отсутствие нижнего провода Р\Р2подбирают такую емкость конденсатора С (32—58 мкф), чтобы в цепи установился режим, близкий к резонансному. При напряжении в начале линии около 6 в (от РНШ) лампочка горит с небольшим перекалом. Натянув затем провод Р\Р2, можно заметить резкое ослабление яркости горения лампы. Опыт выполняется в обратном порядке: сначала демонстрируется нормальный режим в цепи с неповрежденными проводами, а затем размыканием линии Р\Р2 — резкое увеличение тока. Размыкание можно производить выключателем, но эффектнее разрезать ножницами проволоку, обратив внимание на то, что ток идет (причем еще «лучше») по «одному» проводу.
Равенство импульсов сил при толчке вызывает равные изменения количества движения тел. Поэтому измерение массы тела можно производить при помощи определения изменения скоростей тел.
Поскольку в 7 классе учащимся недоступно определение изменения скорости (они могут только измерять скорость равномерного движения), прибор можно использовать, лишь считая движение тел равномерным. Тогда m1\m2 = v2/v1 или т1/т2= s2 /s1.
Опыт можно осуществить и так: «клюшки» расположить примерно на высоте 30, 50 или 120
см (высота падения тел) определит время их равномерного движения в горизонтальном
направлении: 1/4, 1/3 или 1/2 сек). Тогда измерение небольших промежутков времени
сведется к установлению высот падения тел
(В старших классах эта часть опыта может быть предметом самостоятельного исследования.) Измеряя расстояния s1 и s2 полета тел по горизонтали и зная величину времени их полета, устанавливают скорости v1 и v2 равномерного движения. По отношению этих скоростей определяют отношение масс. Если массу одного тела (т2) принять за известную, то масса другого тела находится из соотношения
Опыт можно поставить на физическом вечере в виде экспериментальной задачи с последующим объяснением. Установку учащиеся легко изготовят самостоятельно.
Полезно разобрать с учащимися некоторые вопросы, уточняющие понимание явления, например, такие:
Если емкость «провод — земля» очень велика (мала), то при обрыве провода ток может и уменьшиться. Объяснить, почему.
Как изменится картина явления, если оборванный провод упадет на землю?
Может ли возникнуть подобное явление в линии электропередачи, если, обрыв произошел вблизи ее начала или конца?
Что произойдет с напряжением «провод — земля» при обрыве линии?
Является ли описанный режим аварийным и почему?
Нельзя ли разумным подбором конденсаторов, включенных последовательно, компенсировать потери напряжения в линии? А потери мощности?
Предположим, что оба конца одного из проводов заземлены на обеих подстанциях. Что произойдет при обрыве (в середине линии) заземленного провода? Незаземленного?
Ответы на некоторые из этих вопросов можно проверить экспериментально на этой же установке.
К демонстрации изменения внутренней энергии газа
Поставить этот опыт так, как он описан в учебнике «Физика-8» с помощью толстостенного стеклянного сосуда, не всегда можно; в продаже такие сосуды бывают редко. Использовать же для эксперимента химическую колбу больших размеров не стоит, поскольку; вo-первых, у колбы стекло тонкое и ее может разорвать давление газа; во-вторых, герметично закрыть колбу резиновой пробкой почти никогда не удается. Поэтому этот интересный и очень полезный для учащихся опыт в ряде случаев не проводится. Предлагаю поступить следующим образом. В каждом химическом кабинете имеется аппарат Киппа для получения водорода. Он состоит из сосуда особой формы и большой шарообразной воронки. Нужно плотно закрыть узкое отверстие воронки маленькой резиновой проб- кой. Воронку вставить в сосуд, как обычно, а ее широкое отверстие, тщательно обработанное, закрыть резиновой пробкой диаметром 28—29 мм с пропущенной через нее узкой стеклянной трубочкой. Трубочку надо соединить резиновым шлангом с насосом и нагнетать воздух. Через некоторое время возросшее давление вытолкнет большую пробку.
Опыт безопасен и получается всегда. Причем образовавшийся при вылете пробки туман хорошо заметен, так как воронка изготавливается из очень прозрачного стекла
Демонстрация капиллярных явлений
При изучении капиллярных явлении можно показать опускание уровня жидкости в капиллярах при не смачивании жидкостью материала, из которого изготовлен капилляр, без использования ртути,
Надо взять стеклянные трубки и покрыть их изнутри парафином. Делается это просто: капиллярная трубка опускается в расплавленный парафин, затем оставшийся в ней парафин, выдувается. Тогда на внутренней ее поверхности остается тонкий прозрачный слой парафина, с внешней же ее поверхности парафин удаляется.
Для демонстрации капиллярного эффекта такие трубки опускаются в стакан с водой, при этом хорошо видно, что уровень воды в них по сравнению с ее уровнем в стакане понижается. Опыт демонстрируется в проекции на экран. Если трубки покрыть парафином наполовину (до середины их длины), то с помощью их можно демонстрировать и явление поднятия уровня жидкости в капилляре и явление опускания уровня жидкости в нем.
МОДЕЛЬ ВЗАИМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ И ОТТАЛКИВАНИЯ МОЛЕКУЛ
Предлагаемая модель проста для изготовления и демонстрации. В стеклянный цилиндрический сосуд диаметром 9,5 см и высотой 1,5 см на равных расстояниях друг от друга по окружности надо поместить 4—6 керамических магнитов («молекул») диаметром по 2 см. (Для стабильной работы прибора магниты следует приклеить клеем БФ ко дну сосуда.) На дно кладется еще магнит, вмонтированный в тонкий пласт пробки (чтобы он обладал устойчивой плавучестью), и в сосуд наливается вода. (Для успеха опыта все магниты должны находиться на одном горизонтальном уровне; добиться того, чтобы плавающий магнит оказался в той же плоскости, что и прикрепленные ко дну, можно регулированием количества воды в сосуде.) Под действием фиксируемых магнитов плавающий самопроизвольно располагается в центре сосуда, Прибор накрывается картонной крышкой, которая посередине отверстие диаметром 5 см и вырез над одним из фиксированных магнитов (для проекции). Демонстрацию следует производить при помощи проекционного аппарата или графо проектора. Вставив в отверстие крышки палочку, приближают ею плавающий магнит к выделенному краской, хорошо видному в проекции неподвижному магниту — наблюдается отталкивание; при удалении плавающего магнита от неподвижного —притяжение.
В X классе с помощью этой модели хорошо демонстрируется примерная зависимость силы отталкивания или притяжения молекулы от расстояния между их центрами, а также соответствующая зависимость результирующей силы.
ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ
При изучении массы в 7 классе показываю учащимся опыты, позволяющие простыми, доступными средствами провести измерение массы тел. Для этой цели может служить самодельный прибор, показанный на рисунке.
Прибор состоит из двух проволок 1, согнутых в форме клюшек; они соединены между собой с помощью пружины 2 и на их концы надеты легкие деревянные наконечники 3-толкатели тел
Перед демонстрацией опыта пружину сжимают до соприкосновения «клюшек» и соединяют нитяной петлей 4 в определенном месте. Если привести в соприкосновение с «клюшками» тела 5, а затем пережечь нитку, то тела разлетаются в разные стороны.
Равенство импульсов сил при толчке вызывает равные изменения количества движения тел. Поэтому измерение массы тела можно производить при помощи определения изменения скоростей тел.
Поскольку в 7 классе учащимся недоступно определение изменения скорости (они могут только измерять скорость равномерного движения), прибор можно использовать, лишь считая движение тел равномерным. Тогда m1\m2 = v2/v1 или т1/т2 = s2 /s1.
Опыт можно осуществить и так: «клюшки» расположить примерно на высоте 30, 50 или 120 см (высота падения тел) определит время их равномерного движения в горизонтальном направлении: 1/4, 1/3 или 1/2 сек). Тогда измерение небольших промежутков времени сведется к установлению высот падения тел
(В старших классах эта часть опыта может быть предметом самостоятельного исследования.) Измеряя расстояния s1 и s2 полета тел по горизонтали и зная величину времени их полета, устанавливают скорости v1 и v2 равномерного движения. По отношению этих скоростей определяют отношение масс. Если массу одного тела (т2) принять за известную, то масса другого тела находится из соотношения
m1 = V1 m2
V2
Поскольку точность измерения массы таким способом зависит от точности измерения расстояний, учета сопротивления воздуха и других причин, следует произвести несколько измерений, пользоваться сильными пружинами, а тела брать по возможности обтекаемой формы и не слишком тяжелые.
Свободные колебания в контуре
При демонстрации свободных электрических колебаний в контуре обычно в качестве индикатора применяют гальванометр, но если в цепь контура включить вольтметр и амперметр, то можно наглядно показать, что в контуре ток и напряжение не совпадают по фазе: минимум тока соответствует максимуму напряжения, и наоборот.
Электрическую цепь собирают по схеме, представленной на рисунке. Контур состоит из индуктивности L (дроссельная катушка с 3600 витками на сердечнике универсального трансформатора) и емкости С (порядка 1000 мкФ)
Напряжение источника питания 6—12 В. В качестве амперметра используется демонстрационный амперметр, зашунтированный школьным реостатом на 6—10 Ом, а в качестве вольтметра — демонстрационный вольтметр с дополнительным сопротивлением на 5 В. Оба прибора надо включить так, чтобы одноименные зажимы были подключены к одному полюсу.
Еще один вариант демонстрации затухающих электрических колебаний
«Демонстрация затухающих электрических колебаний
была описана установка для проведения данного опыта методом ударного возбуждения колебаний в колебательном контуре. Предлагаем вместо генератора импульсов, состоящего из двух трансформаторов, использовать релаксационный генератор. Схема установки приведена на рисунке (где: R1 = R2= 1,0 Мом; Cl =30 мкф; С2 = 0,1 мкф). Включив прибор в сеть (ключ К должен быть при этом разомкнут), наблюдают на экране осциллографа осциллограмму пилообразных колебаний. После замыкания ключа К на экране осциллографа видна устойчивая картина затухающих колебаний.
ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛА ЛЕВОЙ РУКИ
При изучении электромагнитных явлений часто приходится определять направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, и направление индукционного тока. Для этого применяют правила «левой руки» и «правой руки» (частный случай правила Ленца). Чтобы облегчить учащимся усвоение этих правил, полезно предложить им простые, но достаточно наглядные упражнения, в которых роль проводника с током выполняет обычная указка, а направление магнитного поля задается определенными ориентирами, имеющимися в классе (пол — потолок, противоположные стены и т. д.). Например, предлагаю школьникам такую задачу:
Определите направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, если силовые линии поля направлены от потолка к полу, а проводник расположен (располагать указку) в направлении окна — дверь (если окна и дверь находятся друг против друга).
Далее рекомендую всем учащимся одновременно расположить левую руку согласно правилу, после чего двое учащихся (с верным и неверным решениями) обосновывают ответ задачи. Затем решаем другие варианты задач. В каждом случае решение выполняется фронтально. После нескольких таких упражнений можно решать вопросы-задачи с расположением силовых линий и проводника на рисунках.
Аналогичным способом ведется изучение вопроса о направлении индукционного тока.
Показ закономерностей движения по вогнутой траектории
В классе как пример изменения веса тела в зависимости от его ускорения рассматривается
движение самолета при пикировании, в ходе которого машина движется по вогнутой части
дуги окружности. Показывается, что в данном случае сила действия на опору больше
нормального веса летчика (в состоянии покоя) и выводится формула для ее расчета.
Иллюстрировать это явление можно с помощью следующего самодельного прибора
(см. рис.).
К двум неподвижно укрепленным на вертикальной панели динамометрам, снабженным
крупными стрелками-указателями (можно использовать динамометры Бакушинского),
подвешивается на небольших петельках дугообразный желоб, а по касательной к нему в
одной из точек подвеса устанавливается при помощи вертикальной стойки наклонный
желоб.
Вначале кладут шарик на центральную часть дугообразного желоба (точка А) и замечают
показания динамометров
.
Затем, пустив шарик по наклонному желобу, вновь фиксируют показания приборов в момент
прохождения шариком точки А и убеждаются, что они увеличились. Это свидетельствует о
возрастании веса и поясняет возникновение перегрузок.
Если пустить шарик с большей высоты, тем самым увеличив его скорость в точке А, то
можно заметить, как возрастают показания динамометров, а следовательно, и вес шарика.
Повторив опыт несколько раз, делают вывод: чем больше скорость движения, тем больше
вес тела.
Сменив дугообразный желоб на другой, имеющий иную кривизну, и соответственно
переставив наклонный желоб, можно показать зависимость веса шарика от радиуса кривизны
траектории.
Вес тела, движущегося с ускорением
При изучении этого вопроса несколько изменяю опыт, описанный в учебнике «Физика-10»
Вместо пружинных весов демонстрационный динамометр, а в качестве груза — металлический шар; закрепленный на столике динамометра пластилином. Опыт проводится по аналогии с учебником. После этого выполняется на доске рисунок (см. рис.),
обобщая внимание на три силы и точки их приложения: mg — сила тяжести. Р — вес ' тела, F — сила реакции опоры.
Демонстрация продольных упругих колебаний.
Для опыта используется тонкая резинка (вместо пружины) и самодельный мячик, набитый опилками (вместо груза). Жесткость такой резинки очень мала, период колебаний большой, а демонстрация наглядная. Если нет мячика, к резинке можно прикрепить спичечную коробку с небольшимкамешком внутри. Постепенно нагружая коробку, можно продемонстрировать зависимость периода упругих колебаний от массы.
Демонстрации восприятия звука человеком
Для того чтобы показать учащимся, что звуки воспринимаются человеческим ухом раздельно (как самостоятельные) лишь в том случае, если они приходят к наблюдателю через определенный промежуток времени (не меньший, чем 0,07 сек), мы демонстрируем такой опыт совмещаем их широкими гранями и узкими гранями резко ударяем по краю стола. Так как удары происходят одновременно, то возникающие при этом звуки мы ощущаем, как один. Если свободные концы линеек сильно раздвинуть и вновь резко ударить по столу, то отчетливо слышны два звука. Если теперь повторить опыт несколько раз, постепенно сближая ударяющиеся о стол грани линеек, то уловить, что звуков два, будет все труднее. В конце концов можно добиться такого положения, когда линейки полностью не совмещены, а при ударе вместо ожидаемых двух звуков слышен один продолжительный. При веерообразном расположении 10—20 линеек демонстрируем слияние большого количества отдельных звуков в один.
Обращаем внимание учащихся при этом на следующую особенность: высота тона каждого отдельного звука зависит от размеров и материала соударяющихся тел: линейки и стола, а высота тона сплошного звука определяется только частотой следования ударов. Этот опыт помогает девятиклассникам также понять, почему не всякий отраженный звук воспринимается как эхо.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОЛЯРИЗАЦИИ ДИЭЛЕКТРИКА
Опыты «Поляризация электрика» и «Демонстрация зависимости емкости конденсатора от расстояния между обкладками и от диэлектрической проницаемости» в учебной практике проводят на одном уроке. Оба опыта описаны в книге: Грабовскийкий М. А. и др. Лекционные демонстрации по физике. —Л Наука, 1972, с. 324 — 326-.) Напомним вкратце их сущность.
Электроскоп, у которого шарик заменен горизонтальным диском диаметром 15- 20 см. Зарядив электроскоп приближают его к диску: 1-й опыт — диэлектрик;2-й опыт-проводник в виде такого же диска. В обоих случаях отклонение стрелки электроскопа уменьшается. Однако при этом не получается наглядной картины резкого различия в поведении диэлектриков и проводников в электрическом поле
Демонстрации, проводимые на уроке.
Учащимся задаю вопрос: «Изменятся ли показания заряженного электроскопа, если к его диску поднести проводник в виде такого же диска?» Обычно они правильно прогнозируют показания электроскопа. После того, как оба диска соединили, предлагается вопрос: «Как изменятся показания электроскопа, если его разрядить?» Вопрос также не вызывает у учащихся затруднений. Затем верхний диск электроскопа остается на нулевом положении.
Аналогичными вопросами сопровождается демонстрация поляризации диэлектрика. К диску электроскопа «подносят, а затем кладут на него пластину диэлектрика (лучше всего текстолит или пластик), затем электроскоп разряжают, стрелка при этом возвращается в нулевое положение. Если в этом случае убрать диэлектрик, то стрелка снова отклонится. Выявляя причину такого поведения стрелки, выясняют физическую сущность поляризации диэлектрика.
Демонстрация силы сопротивления при движении тела .
К центрам двух жестяных кружков перпендикулярно их плоскости (диаметром 4 и 2 см) припаиваются стерженьки из проволоки, причем длины стержней подбираются такими, чтобы у полученных «грибков» был один и тот же вес.
Демонстрируют зависимость силы сопротивления движения тела в жидкости от площади поперечного сечения тела следующим образом.
Сначала при помощи весов показывают, что вес обоих «грибков» одинаков. Затем одновременно бросают их в наполненные водой мензурки. Учащиеся видят, что тело с меньшей площадью поперечного сечения падает гораздо быстрее, что объясняется меньшей силой сопротивления его движению
Описанные «грибки» можно применить и для демонстрации зависимости силы сопротивления движению от вязкости среды. В этом случае используют одну мензурку. Ее частично (примерно на 3/4) заполняют водой, а затем наливают какое-либо прозрачное масло (например, индустриальное, веретенное и т. п.).
Если бросить в такую мензурку «грибок», то можно наблюдать, что при движении в масле он обладает гораздо меньшей скоростью, чем в воде. Из этого можно заключить, что сила сопротивления движению в воде меньше, чем в вязком масле
Описанные опыты особенно наглядны, если мензурки подсветить так, чтобы лучи не попадали непосредственно в глаза учащимся.
Действие архимедовой силы в воздухе
Предлагаю такой несколько усовершенствованный опыт для демонстрации зависимости выталкивающей силы, действующей на тело в воздухе, от его объема. Камеру волейбольного мяча с зажимом (рис. 1) надо соединить с помощью резиновой трубки и двух соединительных металлических трубок с оболочкой резинового шара и уравновесить на весах (рис. 2). Открыв зажим, следует дать возможность воздуху перейти частично из камеры в шар. При этом равновесие весов нарушится: коромысло, к которому прикреплены камера и шар, поднимется (рис. 3)
(рис. 1) (рис. 2). (рис. 3)
Демонстрация спектра солнечных лучей. Если в сосуд с водой, на поверхность которой падают солнечные лучи, вставить под тупым углом зеркало (см. рис.), то на экране (стене или потолке) мы увидим очень яркий спектр солнечных лучей (небольшую радугу).
Демонстрация интерференции на тонкой пленке
Для демонстрации интерференции света в тонкой пленке, образованной на поверхности воды при растекании по ней какого-либо вещества, обычно используют керосин, скипидар, эфир. Но при этом интерференционная картина, как правило, получается нечеткой, поскольку эти вещества дают плохие пленки.
Отчетливой картины интерференции можно добиться, если на поверхность воды в ванночке капнуть (при помощи пипетки или спички) небольшую каплю олифы.
К ИЗУЧЕНИЮ РАЗЛОЖЕНИЯ
9 класс. При разложении сил делается важный практический вывод о том, что натяжение каната, которым пользуются альпинисты, тем больше, чем меньше он провисает под тяжестью альпиниста. Тут же разбирается причина, почему зимой обрываются иногда подвешенные на столбах провода под действием небольшой тяжести образующегося на них льда.
Чтобы учащиеся лучше поняли эти практические вопросы, демонстрирую на уроке следующий простой опыт.
Берем швейную нить длиной 1 м и к ее середине прикрепляем крючок для груза. В качестве груза используем гирю в 1 кг с приспособлением для подвешивания. Концы нити привязываем к штативам, которые ставим сначала так, чтобы при подвешивании груза нить сильно провисала: примерно на 10—15 см. В этом случае она под действием груза не обрывается.
Затем отодвигаем штативы друг от друга, чтобы провисание нити стало незначительным: 1—2 см. Подвесив груз, наблюдаем обрыв нити. После опыта - решение задач.