Критерием программной направленности дополнительного образования служит целевое обеспечение индивидуальных потребностей развития личности. В связи с этим данную программу можно классифицировать как программу естественнонаучной направленности с профессионально-ориентированным аспектом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
лицей № 395 Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ лицей № 395
________________________
Сергеева С.П.
ОСНОВАНИЕ
Решение педсовета
лицея № 395
от 29.08.2014
Протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«В МИРЕ ТЕПЛОТЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»
Возраст учащихся: 13-15 лет.
Срок реализации: 1 год.
Объем реализации: 144 часа
Автор-составитель: Пальчикова Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Критерием программной направленности дополнительного образования служит целевое обеспечение индивидуальных потребностей развития личности. В связи с этим данную программу можно классифицировать как программу естественнонаучной направленности с профессионально-ориентированным аспектом.
Отличительной особенностью программы является прохождение изучаемого материала параллельно с курсом физики в основной школе с соответствующим повторением, проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, закреплением, расширением, углублением знаний обучающихся, что повышает эффективность обучения в творческом объединении.
Актуальность программы обусловлена потребностями и запросами обучающихся и их родителей, востребованностью в современном обществе практиков, имеющих знания не только в области теории физики, но и имеющих опыт практических исследований, возможности применения опыта исследовательской деятельности в повседневной жизни.
Педагогическая целесообразность обусловлена концепцией развития ГБОУ лицей № 395 как инновационного образовательного учреждения, ориентированного на естественнонаучное направление в обучении учащихся.
Реализация данной программы возможна в условиях школьной лаборатории «Архимед», которая оснащена учебным оборудованием, предназначенным для проведения физического эксперимента.
Отличительной особенностью программы является большое количество практических занятий: проведение исследований и экспериментов в условиях лаборатории, изготовление и апробация самодельных приборов, применение полученных знаний при решении нестандартных задач не только в области физики, но и в прикладных областях, а также в повседневной жизни.
Материально-техническое оснащение школьной лаборатории, использование нормативной документации, методической и научной литературы по физике, позволяет выполнять учащимся проектные исследовательские работы на современном научном и профессиональном уровне.
Новизна данной программы в том, что обучающиеся получают опыт практических исследований явлений, происходящих в природе, с помощью современных приборов: цифровых амперметров и вольтметров, датчиков тока и напряжения, датчиков температуры и расстояния.
Программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в развитии творческих потребностей, интеллектуальных умений, самостоятельных исследовательских навыков в процессе решения нестандартных задач и задач повышенной сложности на основе более углубленного изучения теоретического материала и применения полученных знаний при проведении физического эксперимента.
Содержание программы построено с учетом принципов развивающегообучения:
- обусловленное соотношение научности и доступности учебного материала;
- единство раскрытия знаний в теоретическом, методологическом и прикладном аспектах;
- межпредметная интеграция, основанная на концепции непрерывного естественнонаучного образования в лицее;
- разноуровневая и разнохарактерная деятельность учащихся, направленная на самопродвижение и развитие адекватной самооценки в процессе обучения.
Программа «В мире теплоты и электричества» является дополнением к блоку естественнонаучных предметов. Программа предусматривает изучение явлений и законов, знание которых необходимо современному человеку. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степени овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащимися должен усваиваться на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов в окружающем мире, их использование в практической деятельности. Данный курс реализует деятельностный подход в обучении и направлен на развитие способностей учащихся к исследованиям, на формирование умений решать задачи, преимущественно, практического содержания, что осуществляется с помощью специально разрабатываемых материалов для учащихся и применяемых методов преподавания.
Цель программы:
выявление творческих способностей и развитие познавательной активности учащихся через проектную деятельность в области физических исследований и решения нестандартных задач прикладных направлений.
Задачи программы
Образовательные
формирование у учащихся научных представлений о физической картине мира, понимания смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними
освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; выполнения экспериментальных исследований
развитие умения работать в коллективе
Воспитательные
воспитаниеубежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
воспитание культуры сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
воспитание уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений,
воспитание чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Программа рассчитана на учащихся 13-15 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы проведения занятий: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, самостоятельная, практикумы.
Ожидаемый результат: приобретение обучающимися основных навыков работы с теоретическим материалом при решении экспериментальных задач, выбора наиболее рациональных приемов решения, приобретение умений анализировать учебные ситуации при решении различных физических задач преимущественно практической направленности.
Способы определения результатов деятельности:
-тестирование,
-решение экспериментальных задач,
-проведение индивидуальных и групповых исследований,
-участие в исследовательских проектах.
Формы подведения итогов реализации программы:
-участие в научно-практических конференциях, лицейских чтениях, олимпиадах.
-тестирование
-выполнение исследовательской работы
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы программы.
Количество часов
тео-рия
прак-тика
всего
1
Введение. Физическая лаборатория
2
24
26
2
Теплота в быту и технике.
2
24
26
3
Электрическое поле - особый вид материи, изученный человеком.
2
24
32
4
От электрической лампочки к аналоговым и цифровым приборам.
2
24
32
5
Магнетизм вокруг нас.
2
24
26
6
Проектная деятельность
2
12
14
Итого:
12
132
144
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. Физическая лаборатория.
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности в условиях лаборатории. Виды физических величин и способы их измерений. Физические приборы. Аналоговые и цифровые приборы .Прямые и косвенные измерения.
Абсолютная и относительная погрешности. Класс точности приборов.
Практические занятия:
- «Освоение безопасных приемов работы в условиях лаборатории»
- «Составление таблицы – прямые и косвенные измерения »
- « Ознакомление с цифровыми и аналоговыми приборами »
- «Погрешности прямых измерений. Определение абсолютной и относительной погрешности при определении температуры с помощью термометра»
- «Погрешности косвенных измерений. Определение абсолютной и относительной погрешности при измерении плотности твердого тела с помощью весов и мензурки»
-« Определение плотности воды. Расчет погрешностей измерений»
-«Нахождение объема твердого тела различными способами. Расчет погрешностей»
-«Цифровые приборы – правила работы с приборами»
Раздел 2. Теплота в быту и технике.
Теория: Температура как физическая величина. Количество теплоты. Внутренняя энергия и способы ее изменения .Виды теплопередачи. Учет и использование видов теплопередачи в быту и технике. Тепловые двигатели.
Практические работы
-«Измерение температуры жидкостным и электрическим термометрами»
-« Измерение температуры датчиком температуры, сравнение показаний»
-« Определение удельной теплоемкости различных металлов, сравнение полученных данных с табличными »
-« Определение удельной теплоты плавления льда»
-« Сборка самодельного калориметра из подручных средств»
-« Изготовление устройства, в котором используется тяга»
-« Экскурсия в авторемонтную мастерскую. Знакомство с карбюраторными и дизельными двигателями»
-« Виртуальная экскурсия на тепловую электростанцию»
Раздел 3. Электрическое поле – особый вид материи, изученный человеком.
Теория: Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле и его основные характеристики. Конденсатор: устройство, накопление зарядов. Плоский конденсатор. Энергия конденсатора. Соединения конденсаторов.
Практические занятия:
-«Наблюдение взаимодействия заряженных тел»
-« Сборка установки, позволяющей изучать закон Кулона»
-« Изготовление плоского конденсатора»
-«Наблюдение процессов зарядки и разрядки конденсатора»
- «Исследование – от каких параметров зависит энергия конденсатора»
- « Соединение конденсаторов в батарею «
- «Сборка батареи конденсаторов»
-« Конденсаторы переменной и постоянной емкости»
-« Изучение устройства детекторного радиоприемника, роль конденсатора переменной емкости»
-«Сборка простейшего радиоприемника из готовых деталей»
Раздел 4. От электрической лампочки к аналоговым и цифровым приборам.
Теория : Основные характеристики электрической цепи. Электрическая цепь и схема цепи. Закон Ома для участка цепи. Соединения потребителей Работа и мощность тока. Электронагревательные приборы.
Практические работы:
-« Сборка электрических цепей по схемам»
-« Изучение закона Ома для участка цепи»
-« Правила включения амперметра в электрическую цепь Шунтирование»
-« Правила включения вольтметра в электрическую цепь. Добавочное сопротивление»
-« Включение цифровых амперметров и вольтметров цепь «
-« Использование датчиков тока и напряжения для определения параметров цепи»
-« Изготовление электронагревательного прибора»
-« Определение КПД электронагревателя»
-«Смешанное соединение потребителей»
-« Изучение Мостика Уинстона на модели»
Раздел 5. Магнетизм вокруг нас.
Теория: Магнитное поле постоянного магнита и электромагнита. Применение электромагнитов. Электромагнитное реле. Электродвигатели и генераторы.
Практические занятия;
-« Получение картины магнитных линий постоянного магнита»
-« Сборка электромагнита, изучение его свойств»
-« Сборка электромагнитного реле»
-« Изготовление автоматического устройства, в котором используется реле»
-« Изучение электродвигателя»
-« Сборка подъемного устройства с использованием электродвигателя
Раздел 6. Проектная деятельность –
Теория
Что такое проект. Правила оформления проекта. Знакомство с каталогом лучших проектов учеников прошлых лет.
- схемы, таблицы, вариативные карточки, - инструкции для проведения работ,
презентация
- комплекты физического оборудования.
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы
3.
Электрическое поле .
- лекции,
-демонстраци-онные опыты.
- практические занятия.
-инструкции на проведение работ,
презентация
-комплекты лабораторного оборудования по физике
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы
4.
ОТ электрической лампочки до цифровых и аналоговых приборов
- лекции
-практические занятия
- схемы, таблицы
- видеоматериалы
презентация
- компьютер
-мультимедийный проектор
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы
5.
Магнетизм вокруг нас
практические занятия
- схемы, таблицы
- видеоматериалы
- компьютер
презентация
-мультимедийный проектор
тестирование
результаты исследований
исследовательские работы ,презентация проектов.
6
Проектная деятельность
лекции
Компьютер мультимедийный проектор
презентация
исследовательская работа,
презентация и защита работы
Материально-техническое обеспечение программы.
Основной базой для реализации программы является помещение кабинета физики в здании лицея, который выполняет функции лаборатории. Класс-лаборатория оборудован с учетом требований санитарных норм и правил (СНИП), техники безопасности (ТБ) и пожарной безопасности (ПБ) для учебных лабораторий.