№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календар ные сроки | Вид занятий | Наглядные пособия, ТСО и ИКСО | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности | Домашнее задание |
Предметные | УУД |
Раздел I «Законы взаимодействия и движения тел» (22 часов) |
Тема 1 «Прямолинейное равномерное движение» (2 часа) |
1. | Механическое движение. Материальная точка. Системы отсчета. Перемещение. | 1 | | урок изучения нового материала. | Лаборатория L-Микро «Механика» 15 наборов. Видеофильм «Механическое движение». Таблицы по кинематике. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета | Личностные: Приводят примеры прямолинейного и криволинейного движения, объясняют причины изменения скорости тел, вычисляют путь, скорость и время прямолинейного равномерного движения. Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы). Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Осознают свои действия. Умеют задавать вопросы и слушать собеседника. | наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; - определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; - обосновывать возможность замены тележки ее моделью – материальной точкой - для описания движения | Выучить § 1-2 выполнить упражнение 1, 2,4 стр. 4-12. |
2. | Определение координаты движущегося тела Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Установка для изучения равномерного движения. | - знание и способность давать определения/описания физических величин: перемещение; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Изображают траекторию движения тела в разных системах отсчета. Схематически изображают направление скорости и перемещения тела, определяют его координаты. Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | определять модули и проекции векторов на координатную ось; - записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач; - доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; - строить графики зависимости x = х(t); | Выучить § 3-4 упражнение 3 стр 12-19 |
Тема 2 «Прямолинейное ускоренное движение» (6 часов) |
3 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Лаборатория L-Микро «Механика» 15наборов. | - знание и способность давать определения/описания физических величин: мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; - умение измерять: мгновенную скорость и ускорение | Личностные: Определяют пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускоренного движения тела от времени. Познавательные: Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные:Работают в группе. | - объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; - приводить примеры равноускоренного движения; - записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; - применять формулу а = (υ –υ0)/ t для решения задач, выражать любую из входящих в них величин через остальные; | Выучить § 5,6 стр. 16-19 упражнение 5,6 (1,2) стр 20-27 |
4 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Таблицы «Кинематике» Лаборатория L-Микро «Механика» 15наборов. | - знание и способность давать определения/описания физических величин: перемещение при равноускоренном прямолинейном движении; - умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускорен прямолинейном движении | Личностные: Рассчитывают путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Работают в группе. | - решать расчетные задачи с применением формулы x = v0t + at2/2; - доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение х = х0 + sx может быть преобразовано в уравнение х = х0 + v0xt + at2/2; | Выучить § 7,8 упражнение 7(2) стр 28-34 |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение (решение графических задач) | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Задачи А.П. Рымкевич. Тесты. | - знание и способность давать определения/описания физических величин: мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении | Личностные: Рассчитывают путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Познавательные: Умеют выводить следствия из имеющихся данных. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. | - решать расчетные задачи с применением формулы x = v0t + at2/2; - доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение х = х0 + sx может быть преобразовано в уравнение х = х0 + v0xt + at2/2; | Выучить § 8 упражнение 8(1) стр 31-34 |
6 | Относительность механического движения. Оценка погрешностей измерений. | 1 | | Комбинированный урок. | Видеофильм «Относительность механического движения». Измерительные приборы: термометр, амперметр, вольтметр, измерительные линейки. Секундомер-электронный | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: смена дня и ночи на Земле; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическ системы мира; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Приводят примеры относительности механического движения. Рассчитывают путь и скорость движения тела в разных системах отсчета. Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные:Работают в группе. | - наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; - сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; - приводить примеры, поясняющие относительность движения; | Выучить § 9. стр. 34-39 упражнение 9 (4,5) |
7 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения тел без начальной скорости». | 1 | | Урок практикум. | ПК | - умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускорен. прямолинейном движении; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни | Личностные: исследуют равноускоренное движение без начальной скорости и делают соответствующие выводы. Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Работают в группе. | - пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки; - определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; - по графику определять скорость в за данный момент времени; - работать в группе | Повторить § 1-9 Алгоритм решения задач |
8 | Тематическое оценивание по темам «Прямолинейное ускоренное движение», «Кинематика» Контрольная работа №1 | 1 | | Урок контроля и оценивания знаний. | А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. Тесты. | -знание и способность давать определения/описания физических величин: мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; | Личностные: Рассчитывают путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Работают в группе. | Решение задач по темам «Прямолинейное ускоренное движение», «Кинематика» | Составить задачу на УД |
Тема 3 «Основы динамики» (10 часов). |
9 | Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея | 1 | | урок изучения нового материала. | Материалы ООО «Физикон». Тестирование на ПК. | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: инерциальная и неинерциальная системы отсчёта; - понимание смысла основных физических законов: I закон Ньютона и умение применять его на практике; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни, | Личностные: Приводят примеры инерциальных и неинерциальных систем отсчета. Измеряют силу взаимодействия двух тел. Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи., Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено Коммуникативные: Обмениваются знаниями между друг другом | - наблюдать проявление инерции; - приводить примеры проявления инерции; - решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона; | Выучить § 10. стр. 40-43 упражнение 10 |
10 | Второй закон Ньютона Сила. Сложение сил | 1 | | урок изучения нового материала. | Лаборатория L-микро | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: инертность; - знание и способность давать определения/описания физических величин: сила, масса; - понимание смысла основных физических законов: II закон Ньютона и умение применять его на практике; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Вычисляют ускорение, массу и силу, действующую на тело, на основе законов Ньютона. Составляют алгоритм решения задач по динамике. Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | - записывать второй закон Ньютона в виде формулы; - решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона | Выучить § 11. стр. 44-49 упражнение 11 стр 49 |
11 | Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. | 1 | | комбинированный урок. | Демонстративные динамометры. Кинематические тележки. Видеофильм. | - понимание смысла основных физических законов: III закон Ньютона и умение применять его на практике; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Вычисляют ускорение, массу и силу, действующую на тело, на основе законов Ньютона. Составляют алгоритм решения задач по динамике. Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | - наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; - записывать третий закон Ньютона в виде формулы; - решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона; | Выучить § 12. стр. 48-50 упражнение 12 проект «И. Ньютон» |
12 | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | | Комбинированный урок. | Установка для изучения движения трубки «Ньютона». | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: свободное падение тел; - знание и способность давать определения/описания физических величин: ускорение свободного падения; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни | Личностные: Вычисляют координату и скорость тела в любой момент времени при движении по вертикали под действием только силы тяжести. Познавательные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. | - наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве; - делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести; | Выучить § 13-14 стр. 54-64 упражнение 13 (2,3) |
13 | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | | урок-практикум | Прибор для изучения движения тел. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: невесомость; - умение измерять: ускорение свободного падения при движении тела вертикально вниз; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Вычисляют координату и скорость тела в любой момент времени при движении под действием силы тяжести в общем случае. Измеряют ускорение свободного падения и силу всемирного тяготения. Познавательные: Выражают структуру задачи разными средствами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы | - наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; - сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; - измерять ускорение свободного падения; - работать в группе; | Выучить § 13-14 стр. 54-59 упражнение 14 стр 62 |
14 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах | 1 | | комбиниро ванный урок. | Модель солнечной системы. Видеофильм. | - понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения и умение применять его на практике; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Измеряют ускорение свободного падения и силу всемирного тяготения. Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | - записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения; | Выучить § 15-16 стр. 62-64 упражнение 15 (3,4) стр 62-67 |
15 | Сила тяжести и ускорение свободного падения. Решение задач | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Фрагменты видеофильма 000 «Физикон». | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: - понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения и умение применять его на практике | Личностные: Измеряют ускорение свободного падения и силу всемирного тяготения. Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | - из закона всемирного тяготения выводить формулу для расчёта ускорения свободного падения; | Выучить § 16. стр.62-67 упражнение 16 (2,5) стр 67 |
16 | Равномерное движение по окружности. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Демонстрация установки для изучений РДО. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности; - умение измерять: центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности | Личностные: Измеряют центростремительное ускорение. Вычисляют период и частоту обращения. Наблюдают действие центробежных сил. Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Умеют выводить следствия из имеющихся данных. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | - приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; - называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; - вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле а = υ2/R; | Выучить § 17-18. стр. 70-75 упражнение 17 (2,3) |
17 | Решение задач на движение по окружности. | 1 | | урок закрепления знаний. | ПК | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, свободное падение тел, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности; - понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения и умение применять их на практике; | Личностные: Решают качественные и количественные задачи на применение законов динамики. Измеряют центростремительное ускорение. Вычисляют период и частоту обращения. Наблюдают действие центробежных сил. Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Умеют выводить следствия из имеющихся данных. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные:Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | - решать расчетные и качественные задачи; - слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел»; | Выучить § 18. составить задачу |
18 | Движение искусственных спутников. | 1 | | урок изучения нового материала. | Видеофильм «ИСЗ». | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: - движение искусственных спутников; - умение решать качественные и количественные задачи по изученной теме; | Личностные: Решают качественные и количественные задачи на применение законов динамики. Измеряют центростремительное ускорение. Вычисляют период и частоту обращения. Наблюдают действие центробежных сил. Познавательные: Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Умеют выводить следствия из имеющихся данных. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | - слушать доклад «Искусственные спутники Земли», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы; | Выучить § 19. стр. 76-80 упражнение 19 стр 81 |
Тема №4 «Законы сохранения в механике» (4 часа) |
19 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение | 1 | | комбинированный урок. | Лаборатория L-Микро. Сегнерово колесо Модель ракеты | - знание и способность давать определения/описания физических величин: импульс; - понимание смысла основных физических законов: закон сохранения импульса и умение применять его на практике; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Определяют направление движения и скорость тел после удара. Приводят примеры проявления закона сохранения импульса. Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого ичастей. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия. | - давать определение импульса тела, знать его единицу; - объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; - записывать закон сохранения импульса; | Выучить § 20,21 стр. 81-85 Презентация «Ю.А. Гагарин-первый космонавт» Биография К.Э. Циолковского |
20 | Закон сохранения механической энергии | 1 | | комбиниро ванный урок. | ПК, скользкий шарик, мяч | - понимание смысла основных физических законов: закон сохранения энергии и умение применять его на практике; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды). | Личностные: Применяют закон сохранения механической энергии при решении задач. Познавательные: Структурируют знания. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку. | - решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии; - работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»; | Выучить § 22. стр. 91-94 |
21 | Закон сохранения механической энергии. Решение задач | 1 | | Урок закрепления знаний. Обобщение и систематиза ция знаний. | Компьютерная презентация на тему «Ю.А. Гагарин- первый космонавт». | - умение использовать полученные знания при решении качественные и количественные задачи по изученной теме. | Личностные: Применяют законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии при решении задач. Умеют правильно определять величину и направление действующих на тело сил. Познавательные: Структурируют знания. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь | - решать расчетные и качественные задачи; | Повторить § 18-22 Повторить примеры решений задач Упражнение 22 (2) |
22 | Тематическое оценивание знаний по теме «Законы динамика». Контрольная работа №2 | 1 | | Урок контроля и оценки знаний и навыков решений задач. | Тесты. | Основные понятия, формулы и законы темы. | Личностные: Применять изученный материал для решения физических задач по теме. Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | - применять знания к решению задач; | Повторение §10 |
Раздел II «Механические колебания и волны. Звук» (10часов) |
23 | Колебательные движения. Свободные колебания Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | | Урок изучения нового материала. | Демонстрационная установка для изучения мех-х колебаний. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников; - знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник; физических моделей: математический маятник; | Личностные: Наблюдают свободные колебания. Исследуют зависимость периода колебаний маятника от амплитуды колебаний. Познавательные: Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств | - определять колебательное движение по его признакам; - приводить примеры колебаний; - описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; - измерять жесткость пружины или резинового шнура; | Выучить § 23-24 стр. 98-107 упражнение 24 |
24 | Гармонические колебания. Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | | комбиниро ванный урок. | | - знание и способность давать определения физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы | Личностные: Исследуют зависимость периода колебаний маятника от его длины. Определяют ускорение свободного падения с помощью математического маятника. Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - объяснять причину затухания свободных колебаний; - называть условие существования незатухающих колебаний - объяснять, в чем заключается явление резонанса; - приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних;; | Выучить § 25-27 стр. 108-119 упражнение 26 (3) |
25 | Лабораторная работа №3«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | 1 | | урок- практикум. | Лаборатория L-Микро. 15 наборов. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического маятника; - владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити. | Личностные: Исследуют колебания груза на пружине. Познавательные: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; - работать в группе; - слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»; | стр 300-302 Тесты КИМ упражнение 25 (1) |
26 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны. | 1 | | урок изучения нового материала. | Волновая машина. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: механические волны; | Личностные: Наблюдают явление распространения колебаний. Дают определение механической волны. Наблюдают поперечные и продольные волны. Познавательные: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - различать поперечные и продольные волны; - описывать механизм образования волн; - называть характеризующие волны физические величины; | Выучить § 28. Вопросы |
27 | Длина волны. Скорость распространения волн | 1 | | комбиниро ванный урок | Компьютерное моделирование волн в трехмерном пространстве. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: механические волны | Личностные: Наблюдают явление распространения колебаний. Дают определение механической волны. Наблюдают поперечные и продольные волны. Познавательные: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - называть величины, характеризующие упругие волны; - записывать формулы взаимосвязи между ними; | Выучить § 29. стр. 124-127 упражнение 27 (3) |
28 | Источники звука. Звуковые колебания | 1 | | комбиниро ванный урок | ЗГШ, динамики, Камертоны | - знание и способность давать определения физических понятий: звук и условия его распространения; физических величин: скорость звука; звуковые волны | Личностные: Вычисляют скорость распространения звуковых волн. Экспериментально определяют границы частоты звук. Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Структурируют знания. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия. | - называть диапазон частот звуковых волн; - приводить примеры источников звука; приводить обоснования того, что звук является продольной волной; - слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы; | Выучить § 30. стр. 127-131 упражнение 28 |
29 | Высота и тембр звука Громкость звука. | 1 | | Интегриро ванный урок физики и музыки. | Камертоны. Музыкальные инструменты ЗГШ осциллограф. | - знание и способность давать определения физических величин: высота, [тембр], громкость звука | Личностные: Изучают области применения ультразвука и инфразвука. Экспериментальным путем обнаруживают различия музыкальных и шумовых волн. Умеют объяснять процессы в колебательных системах и волновые явления. Познавательные: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. | - на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости - от амплитуды колебаний источника звука; | Выучить §31стр. 131-134 упражнение 29 (3) стр 134 |
30 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | 1 | | комбиниро ванный урок. | | - знание и способность давать определения физических понятий: звук и условия его распространения; физических величин: скорость звука; | Личностные: Вычисляют скорость распространения звуковых волн. Экспериментально определяют границы частоты звук. Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Структурируют знания. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; - объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры; | Выучить § 32. упражнение 32 |
31 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Таблицы. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: звуковой резонанс, отражение звука, эхо; | Личностные: Наблюдают звуковой резонанс. Знают причины его возникновения, положительные и отрицательные последствия его возникновения. Знают причины возникновения эхо. Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Структурируют знания. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | - объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты; | Выучить §33. стр. 139-144 Повторить главу 2 |
32 | Механические колебания и волны. Звук. Контрольная работа №3 | 1 | | Урок контроля и оценивания знаний. Контрольная работа №3. | Тесты КИМ. | Основные понятия, формулы и законы темы. | Личностные: Демонстрируют умение объяснять процессы в колебательных системах, решать задачи на расчет характеристик волнового и колебательного движения. Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. | - применять знания к решению задач; | Повторить §23-33 |
Раздел III «Электромагнитное поле» (17 часов) |
33 | Магнитное поле и его графическое изображение | 1 | | урок изучения нового материала. | Постоянные магниты. Измеритель индукции МП. | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле; | Личностные: Наблюдают магнитное поле, создаваемое постоянным магнитом и электрическим током, с помощью компаса определяют направление магнитной индукции. Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | - делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током; | Выучить § 34. стр. 145-149 упражнение 31 стр 149 |
34 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Магниты. Магнитные спектры. | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять правило правой руки, правило буравчика, правило правой руки для соленоида; | Личностные: Исследуют взаимодействие магнитного поля и электрического тока. Производят опытную проверку правила левой руки. Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Работают в группе. | - формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; - определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля; | Выучить § 35. стр. 150-152 упражнение 32 стр 152 |
35 | Действие магнитного поля на проводник с током (сила Ампера). | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Материалы ОО «Физикон». | - знание формулировок, понимание смысла и умение применять правило левой руки, для определения направления силы Ампера; | Личностные: Исследуют взаимодействие магнитного поля и электрического тока. Производят опытную проверку правила левой руки. Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Работают в группе. | - применять правило левой руки; - определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; - определять знак заряда и направление движения частицы; | Выучить § 36. стр. 152-156 упражнение 33 стр 156 |
36 | Индукция магнитного поля. | 1 | | Комбиниро ванный урок. | ИИМП. Гальванометр. Магнит. | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитный поток; физических величин: магнитная индукция; | Личностные: Вычисляют магнитный поток. Вычисляют силу Ампера. Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Работают в группе. | - записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции В магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной 1, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока в проводнике; - описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции; | Выучить § 37. стр. 157-160 упражнение 34 |
37 | Решение задач на применение правил правой и левой руки | 1 | | Урок закрепления знаний. | Карточки с тестами. ПК | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитный поток; физических величин: магнитная индукция; - решение задач на применение правил правой и левой руки | Личностные: Вычисляют магнитный поток. Вычисляют силу Ампера. Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Работают в группе. | решение задач на применение правил правой и левой руки - определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; - определять знак заряда и направление движения частицы; | Тесты КИМ |
38 | Магнитный поток. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Таблицы. | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитный поток; физических величин: магнитная индукция; | Личностные: Вычисляют магнитный поток. Вычисляют силу Ампера. Познавательные: Выражают смысл ситуации различными средствами Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Работают в группе. | - записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции В магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной 1, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока в проводнике; | Выучить § 38. стр. 161-163 |
39 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индуктивность | 1 | | Урок изучения нового материала | Лаборатория L-Микро. Гальванометр. Катушки. Магнит. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон Фарадея - Максвелла; | Личностные: Наблюдают и исследуют явление электромагнитной индукции. Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности. | - наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы; | Выучить § 39-41 стр. 157-160 упражнение 37 подготовка к лабораторной работе стр 303-304 |
40 | Лабораторная работа №4«Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | | урок- практикум. | Лаборатория L-Микро. 15 наборов. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция; - владеть экспериментальными навыками по проведению исследовательского эксперимента по изучению явления электромагнитной индукции | | | упражнение 38 Страницы жизни М.Фарадея |
41 | Получение переменного электрического тока. | 1 | | комбиниро ванный урок. Презентация проекта «Страницы жизни М. Фарадея» | модель электрического тока. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: переменный электрический ток; - знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор; | Личностные: Изучают устройство и принцип действия трансформатора электрического тока. Изготавливают модель генератора, объясняют принцип его действия. Познавательные: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные: Описывают содер жание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; - называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на большие расстояния; - рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформа тора и его применении; | Выучить § 42 упражнение 39 стр 179 |
42 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | 1 | | урок изучения нового материала. Презентация «Электромаг нитные волны». | Радиоприемник | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: электромагнитное поле | Личностные: Наблюдают зависимость частоты самого интенсивного излучения от температуры тела. Изучают шкалу электромагнитных волн. Наблюдают преломление радиоволн в диэлектриках и отражение от проводящих поверхностей. Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. | - наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; - описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями; | Выучить § 43-44 упражнение 40, 41 стр 182 |
43 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения | 1 | | Урок изучения нового материала. | Таблица ШЭВ. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы, происходящие в колебательном контуре; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: электромагнитные колебания; физических величин: индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний; - знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: колебательный контур; | Личностные: Рассматривают устройство простейшего детекторного приемника. Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. | - наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; - делать выводы; - решать задачи на формулу Томсона; - рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; - слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней»; | Выучить § 45-46 Упражнение 41 |
44 | Электромагнитная природа света. | 1 | | Урок изучения нового материала. | Использова ние ресурса Интернета. | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитное поле; - знание формулировок, понимание смысла теории Максвелла; | Личностные: Наблюдают зависимость частоты самого интенсивного излучения от температуры тела. Изучают шкалу электромагнитных волн. Наблюдают преломление радиоволн в диэлектриках и отражение от проводящих поверхностей. Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - называть различные диапазоны электромагнит ных волн; | Выучить § 47. стр. 195-197 презентация |
45 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления | 1 | | урок изучения нового материала | Видеофрагмент «Преломление света» Демонстрационный эксперимент | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: преломление света, дисперсия света; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: видимый свет; физических величин: показатели преломления света; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света; | Познавательные: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат.. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | - наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; - объяснять суть и давать определение явления дисперсии; | Выучить § 48 упражнение 44 стр 202 |
46 | Дисперсия света. Цвета тел. Оптические спектры | 1 | | комбинированный урок | Лаборатория L-Микро Спектроскоп | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения; - знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: спектроскоп, спектрограф; - [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей]. | Личностные: Наблюдают различные виды оптических спектров. Объясняют условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания. Познавательные: Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Работают в группе. | - наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; - называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; - работать в группе; - слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»; | Выучить § 49-50 упражнение 45 (2) презентация «Применение спектрально го анализа» |
47 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | | урок изучения нового материала | Видеофрагмент Демонстрацион ный эксперимент | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: видимый свет; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять квантовые постулаты Бора; | Личностные: Объясняют условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания и поглощения на основе постулатов Бора. Познавательные: Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Описывают содержа ние совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | - объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; - работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»; | Выучить § 51 задания стр216 |
48 | Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | 1 | | урок-практикум | Проекционный аппарат Набор спектральных трубок Спектроскоп | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения; - знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: спектроскоп, спектрограф; - [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей]. | Личностные: Наблюдают различные виды оптических спектров. Объясняют условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания. Познавательные: Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Работают в группе. | - наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; - называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; - работать в группе; - слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»; | Стр 305-306 повторить главу 3 |
49 | Контрольная работа №4 на тему «Электромагнитное поле» | 1 | | урок оценивания знаний и умений | Тесты КИМ | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: видимый свет; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять квантовые постулаты Бора; | Личностные: Объясняют условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания и поглощения на основе постулатов Бора. Познавательные: Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Работают в группе. | - объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; - работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»; | Повторить тему «Строение атома» |
Раздел IV«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (15 часов) |
50 | Радиоактивность. Модель атомов. Строение атома. Схема опыта Резерфорда. | 1 | | урок изучения нового материала. | Таблица «Радиоактив ность ». Видеофрагмент «Опыт Резерфорда». | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность; - знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; | Личностные: Изучают модели строения атомов Томсона и Резерфорда. Объясняют смысл и результаты опыта Резерфорда. Описывают состав атомных ядер, пользуясь таблицей Менделеева. Познавательные: Ориентируются и воспринимают тексты научного стиля. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами. Регулятивные: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия. | - описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома; | Выучить § 52. вопросы стр. 226 |
51 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Периодическая система химических элементов | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, правило смещения; | Личностные: Описывают строение ядра. Дают характеристику частиц, входящих в его состав. Описывать альфа- и бета- распады на основе законов сохранения заряда и массового числа. Знают правило смещения. Познавательные: Выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Работают в группе. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | - объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; - применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций; | Выучить § 53 упражнение 46 стр 229 |
52 | Экспериментальные методы регистрации зараженных частиц. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Видеофильм «Методы экспериментального исследова ния заряженных частиц». | - умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера; дозиметра; - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности). | Личностные: Изучают устройство и принцип действия счетчика Гейгера, сцинтилляционного счетчика, камеры Вильсона и пузырьковой камеры, понимают сущность метода толстослойных эмульсий. Умеют пользоваться дозиметром для измерения естественного радиационного фона. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Работают в группе. Определяют цели и функции участников | - измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; - сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; - работать в группе; | Выучить § 54. презентация |
53 | Открытие протона и нейтрона. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Таблица «Строение атома ядра». | - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; | Личностные: Знакомятся с первыми ядерными реакциями, в результате которых были открыты протон и нейтрон. Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности. | - применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций; | Выучить § 55. |
54 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | | Комбиниро ванный урок. | Таблица «Строение ядра». Материал ООО «Физикон». | - знание и способность давать определения/описания физических моделей: протонно-нейтронная модель атомного ядра; | Личностные: Усваивают понятие сильных взаимодействий. Осознают протонно-нейтронную модель атомного ядра. Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности | - объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа; | Выучить § 56. |
55 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Тесты. | - понимание и способность описывать и объяснять физические понятия: дефект массы; - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; | Личностные: Анализируют график зависимости удельной энергии связи от массового числа. Познавательные: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные:Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности. | - объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс; | Выучить § 57. стр. 241-244 |
56 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | 1 | | комбиниро ванный урок. | Материалы 000 «Физикон». | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: искусственная радиоактивность; физических моделей: модель процесса деления ядра атома урана; - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; | Личностные: Изучают схему деления ядра урана, схемы протекания цепных ядерных реакций. Познавательные: Ориентируются и воспринимают тексты разных стилей. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности. Работают в группе. | - описывать процесс деления ядра атома урана; - объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; - называть условия протекания управляемой цепной реакции; | Выучить § 58. стр. 244-248 |
57 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | 1 | | комбиниро ванный урок. | Материалы 000 «Физикон». Видеофильм «Ядерный реактор». | - понимание и способность описывать и объяснять физических моделей: модель процесса деления ядра атома урана; - умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: ядерный реактор на медленных нейтронах; - умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). | Личностные: Осуществляют самостоятельный поиск информации по истории создания ядерных реакторов, проблемах и перспективах развития ядерной энергетики. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | - рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; - называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций; - называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций; | Выучить § 59-60 Задание стр 255 |
58 | Биологическое действие радиации | 1 | | урок изучения нового материала | Индивидуальный дозиметр ДКП -50-А «Сосна» | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: ионизирующие излучения; - знание и способность давать определения/описания физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; - умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон радиоактивного распада; - владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени; | Личностные: Анализируют негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Коммуникативные: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | - называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, пери од полураспада; - слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее»; | Выучить § 61-62 Итоги главы 4 |
59 | Лабораторная работа №6 «Измерение радиационного фона дозиметром» | 1 | | урок-практикум | Индивидуальный дозиметр ДКП -50-А «Сосна» | - умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон радиоактивного распада; - владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени; - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; | Личностные: Приобретение навыков работы при работе с оборудованием. Развитие навыков самоконтроля. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Работают в группе. | - строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; - оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - работать в группе; | Отчет стр 306 |
60 | Лабораторная работа №7. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». | 1 | | урок- практикум. | Фотографии треков заряженных частиц. | - знание и способность давать определения/описания физических понятий: искусственная радиоактивность; физических моделей: модель процесса деления ядра атома урана; - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; | Личностные: Изучают схему деления ядра урана, схемы протекания цепных ядерных реакций. Познавательные: Ориентируются и воспринимают тексты разных стилей. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Коммуникативные: Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности. Работают в группе. | - строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; - оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - работать в группе; | Отчет стр 307 |
61 | Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» | 1 | | урок- практикум. | Индивидуальный дозиметр ДКП -50-А «Сосна» Бытовой фен | - умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон радиоактивного распада; - владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени; - понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; | Личностные: Приобретение навыков работы при работе с оборудованием. Развитие навыков самоконтроля. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Работают в группе. | - строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; - оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - работать в группе; | Отчет стр 308 |
62 | Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | | урок- практикум. | Набор фотографий треков заряженных частиц | - умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром; - знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон радиоактивного распада; - владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени | Личностные: Приобретение навыков работы при работе с оборудованием. Развитие навыков самоконтроля. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Работают в группе. | - строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; - оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - работать в группе | Отчет стр 309-310 |
63 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» | 1 | | урок контроля знаний и умений | Тесты КИМ | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: термоядерный синтез; - умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: токамак; основные понятия и формулы темы; | Личностные: Осуществляют самостоятельный поиск информации по истории создания термоядерных реакторов, проблемах и перспективах развития термоядерной энергетики. Демонстрируют умение объяснять явления распада и синтеза ядер, составлять ядерные реакции, решать задачи по теме. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | - называть условия протекания термоядерной реакции; - приводить примеры термоядерных реакций; - применять знания к решению задач; | Доклад «Строение атома» |
64 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД | 1 | | урок обобщения | Итоги контрольной работы | - понимание и способность описывать и объяснять физические явления: термоядерный синтез; - умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: токамак; основные понятия и формулы темы; | Личностные: Осуществляют самостоятельный поиск информации по истории создания термоядерных реакторов, проблемах и перспективах развития термоядерной энергетики. Демонстрируют умение объяснять явления распада и синтеза ядер, составлять ядерные реакции, решать задачи по теме. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | - называть условия протекания термоядерной реакции; - приводить примеры термоядерных реакций; - применять знания к решению задач; | Презентация «Ирен и Жолио Кюри» |
Раздел 5 «Строение и эволюция Вселенной» (4 часа) |
65 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 | | урок изучения новых знаний | ПК Таблицы | - представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы; | Личностные: Знают состав, строение и происхождение Солнечной системы. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Работают в группе. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | - наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; - называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; - приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток; | Выучить § 63 Презентация «Планета-Земля» |
66 | Планеты солнечной системы Малые тела Солнечной системы | 1 | | урок изучения нового материала | ПК Таблицы Видеофрагмент | - знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет); | Личностные: Анализируют причины образования малых тел Солнечной системы: астероиды, метеориты, кометы и метеоры. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Работают в группе. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | - описывать фотографии малых тел Солнечной системы; | Выучить § 64-65 Презентация «Астероиды» «Кометы» |
67 | Солнце и звезды | 1 | | урок изучения нового материала | ПК Видеофильм «Солнечная активность» | - знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет); | Личностные: Объясняют различия в источниках энергии звёзд и планет. Знают, что источник энергии Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Работают в группе. Определяют цели и функции участников | - объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; - называть причины образования пятен на Солнце; - анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней; | Выучить § 66 Презентация «Солнце» |
68 | Строение и эволюция Вселенной. | 1 | | Киноурок | Кинофильм «Строение Вселенной» «Астрономическая картина мира» | - объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом. | Личностные: Анализируют модели образования Вселенной. Различают гипотезы о происхождении Солнечной системы. Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Работают в группе. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. | - описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; - объяснять, в чем проявляется не стационарность Вселенной; - записывать закон Хаббла; | Выучить § 67 Итоги гл 5 КИМ ГИА |