Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7 класса»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР школы:
____________ Е.Л.Лазарева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике_________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее образование (7 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Уровень базовый 1
(базовый, профильный)
Количество часов 68 ч
Учебник:Перышкин А.В.Физика.Учебник 7 класса общеобразовательных
учреждений. М. "Дрофа", 2013 год.
Программа:В.А. Коровин, В.А. Орлов. Программы для
общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. М. "Дрофа", 2013 год.
Составлено на основе:федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по физике
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерной программы основного общего образования по физике в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов государственного стандарта основного общего образования;
На основании Основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ Тумская СОШ № 46;
Учебный план филиала МОУ Тумская СОШ № 46 «Оськинская ООШ».
Уровень рабочей программыбазовый
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества, пространственно-временных закономерностях, динамических и статических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях; знакомство с основами фундаментальных физических теорий.
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы.
применений знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, использования современных информационных технологий для поиска, переработки учебной и научно-популярной информации по физике.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ.
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники.
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники. отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
в метапредметном направлении:
формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о физике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта физического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
в предметном направлении:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Задачи обучения:
овладеть системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные физической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способностей к преодолению трудностей;
формировать представления об идеях и методах физики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношение к физике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Курс физики 7 класса - это первый этап важнейшего фундамента физического образования и развития школьников. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
Согласно учебного плана филиала МОУ Тумская СОШ № 46 «Оськинская ООШ» на предмет «Физика» отведено 208 часов.
Согласно программе для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2011; авторской программы А.В.Перышкина. на изучение физики в 7 классе отводится 68 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений авт. А.В.Перышкина "Физика 7 класс" – 2-е издание. М.: изд-во Дрофа, 2013 г.
2 - итоговых, а также тестовые и самостоятельные работы по отдельным темам.
Планируемые результаты
изучения учебного предмета «Физика» в 7 классе
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения физики
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода.
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Предметные результаты
В результате освоения программного материала обучающийся получит возможность научиться самостоятельно, выделять и формулировать познавательные цели при изучении механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
научится ориентироваться в величинах, характеризующих физические явления и законы, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формировании на этой основе представлений о физической картине мира о веществе, взаимодействии, атоме);
приобретет умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств таких физических величин как: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
использовать структурирование знаний физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
получит возможность научиться осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию;
научится делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
определять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
приобретет умения смыслового чтения; понимания и адекватной оценке языка средств массовой информации;
овладеть культурой постановки и формулирования проблем, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
научится проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков;
получит возможность выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
получит возможность, убедится в том, что возможности познания природы безграничны, но необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества первостепенны. получит возможностьприменятьполученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Организация образовательного процесса
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат. В результате прохождения программного материала обучающийся овладевает разнообразными предметными компетенциями.
В основу критериев оценки деятельности обучающихся положены единый подход и объективность. При 5-бальной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Формы и методы, технологии обучения.
Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Формы занятий
Урок беседа с элементами лекции;
Урок решение задач;
Урок самостоятельная работа;
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков;
Урок игра;
Урок практикум
Урок - лабораторная;
Урок семинар;
Урок зачет;
Урок дискуссия;
Уроки-презентации;
Урок - КВН.
Организация проектной деятельности
Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к физике, привитию ученикам физической культуры и расширению кругозора учащихся.
Задачи:
Расширять представления детей об истории физики.
научиться составлять и решать задачи по физике;
Познакомить с различными источниками получения информации.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений об истории физики, привлечении занимательного материала.
Формирование чувства сопричастности к стране, родному краю, семье.
Познакомиться с краеведческим материалом;
Усилить взаимосвязь физики с историей, математикой, географией, и др.;
Продемонстрировать значимость физических знаний в практической деятельности;
Превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков физики.
Актуальность проектов
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Продолжительность выполнения: средней продолжительности – октябрь – март.
Вид проекта: творческий, средней продолжительности, межгрупповой.
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности: компьютерный диск.
Темы проектов, посвященных Рязанской области:
Музей К. Э. Циалковского в с. Ижевское Спасского района.
К. Э. Циалковский. Биография и творческие разработки.
Рязанский космонавт.
Темы проектов на физические понятия:
Роль диффузии в жизни человека.
Из истории Броуновского движения.
Инерция в нашей жизни.
Сила тяжести на других планетах.
Координаты в различных профессиях.
Физические характеристики планет.
Сила трения в природе.
Сила трения в технике.
Сообщающиеся сосуды.
Существование воздушной оболочки Земли. Что мы знаем о ней?
Из истории возникновения воздухоплавания.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
Подбор материалов для реализации проекта.
Изготовление дидактических игр.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя
Систематизация полученных знаний.
3 этап. Результаты
Презентация проекта.
“5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;
“3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;
“1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.
Защита проекта
“5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;
“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;
“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.
Подведение итогов и анализ работы.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
Письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашнего задания);
Тестовый (тестирование);
Устный опрос (собеседование, зачет).
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию, символику;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе уме и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в ос ном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
(определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при исполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
нераскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Максимальное количество баллов
Титульный слайд с заголовком
5
Минимальное количество – 10 слайдов
10
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
5
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
15
Вставка графиков и таблиц
10
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
10
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
5
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
10
Слайды представлены в логической последовательности
5
Красивое оформление презентации
10
Слайды распечатаны в формате заметок.
5
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:
90
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не
являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающиеся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка лабораторных работ учащихся
В зависимости от вида лабораторной работы используются различные виды оценивания.
Оценка «5» ставится, если:
Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опытов необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точность;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны выводы.
правильно выполнено вычисление погрешностей, если они были предусмотрены работой;
соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится, если:
если выполнены требования к оценке «5», но:
опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки:
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью;
в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записи единиц измерения, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для этой работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится, если:
работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Содержание учебного предмета «Физика»
I. Введение (4 часа)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.
Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.
Взаимосвязь природы и человеческого общества.
II. Первоначальныесведенияо строении вещества. (6 часов)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
Л.Р.№2 «Измерение размеров малых тел»
Школьный компонент
Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.
Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.
Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Рязанской области.
III. Взаимодействие тел. (21 час)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
К.Р. № 1 по теме «Механическое движение. Плотность вещества»
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
К.Р.№ 2 по теме «Взаимодействие тел. Силы»
Фронтальная лабораторная работа.
Л.Р.№3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Л.Р.№4 «Измерение объема тела»
Л.Р.№5 «Определение плотности твердого тела»
Л.Р.№6 «Градуирование пружины»
Л.Р.№7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Школьный компонент
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ.
Вредное трение и проблема энергоснабжения.
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 час)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
К.Р.№ 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Л.Р. №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Л.Р. №9 «Выяснения условий плавания тела в жидкости»
Школьный компонент
Водоисточники, качество питьевой воды. Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности. Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта. Единый мировой воздушный и водный океаны.
V. Работа и мощность. Энергия. (11 часов)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
К.Р.№ 5 по теме «Механическая работа. Мощность. Энергия»
Фронтальная лабораторная работа.
Л.Р. №10 «Выяснения условий равновесия рычага»
Л.Р.№11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.
Лабораторная работа №7.
«Измерение силы трения с помощью динамометра»
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, две цилиндрические палочки (круглые карандаши), набор грузов.
Лабораторная работа №8.
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Оборудование: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №9.
«Выяснения условий плавания тела в жидкости»
Оборудование: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка.
Лабораторная работа№10.
«Выяснение условия равновесия рычага»
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр.
Лабораторная работа№11.
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Оборудование: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.
Сокращение типов уроков:
УОНЗ – урок открытия нового знания
УИН – урок изучения нового
УОНЗУН – урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
УЗЗ – урок закрепления знаний
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УФПЗУН – урок формирования и применения знаний, умений, навыков
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УП – урок–практикум
КУ – комбинированный урок
УОЗ – урок обобщения знаний
УПОКЗ – урок проверки, оценки и коррекции знаний
УКЗ – урок коррекции знаний
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для учителя:
Федеральный государственный стандарт общего образования по физике. И. Сафронова, Серия: стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2013
2. А.В.Перышкин. авторская программа для общеобразовательных учреждений
«Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2011 (соответствует ФГОС)
3. Гутник Е.М. , Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина
«Физика. 7 класс». - М.: Дрофа, 2011.
Для учащихся:
А.В.Перышкин. Физика. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. МО РФ, М.: Дрофа, 2012
Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов Рабочая тетрадь по физике. 7 класс (ФГОС): к учебнику А.В.Перышкин. «Физика: 7 класс». МО РФ, М.: Дрофа, 2012
Контрольно-измерительные материалы:
Громцева О.М Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс (ФГОС).: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Н. И. Зорин . Контрольно-измерительные материалы. 7 кл (ФГОС).
М.: ВАКО, 2014
Лукашик В.И.Сборник задач по физике для 7 – 9 классов(ФГОС) общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классы(ФГОС) к учебникам А.В.Перышкина, «Физика 7кл.», «Физика 8 кл», «Физика 9 кл» - М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс.(ФГОС)
– М.: ВАКО, 2011.
Чеботарева А. В. Тесты по физике. 7 класс(ФГОС): к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2012.
7. А Е Марон, Е А Марон «Дидактические материалы. Физика 7» (ФГОС):
М, Дрофа 2011
Таблицы
Серия таблиц по физике для 7 класса, предназначенная для изучения курса физики.
Материал таблиц включает вопросы: введение в предмет, первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление твёрдых тел, жидкостей и газов, работа и мощность, энергия. Москва. «Спектр-М»
Тематические таблицы
Физические величины. Измерение физических величин. Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила тяжести. Вес тела. Сила. Сложение двух сил. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Сила трения. Трение покоя. Давление. Давление газа и жидкости. Вес воздуха. Атмосферное давление. Манометр. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Механическая работа. Мощность. Рычаг. Момент силы. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простейших механизмов. Коэффициент полезного действия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Таблицы общего назначения
1. Международная система единиц (СИ).
2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
3. Физические постоянные.
4. Шкала электромагнитных волн.
5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Технические средства обучения
Компьютер.
Электронные учебные пособия
№
п/п
класс
Название
Содержа ние дисков
1
7-9
Д. Движение и взаимодействие тел.
Д. Движение и силы.
Механическое движение тела.Вектор скорости. Ускорение тела. Закон сохранения импульса. Вес тела.
2
7-9
Д. 1 Земля и ее место во Вселенной.
Д. 2 Элементы атомной физики.
Строение Солнечной системы. Строение атома и атомного ядра. Радиоактивность. Энергия связи ядра и дефект масс. Реакции распада и синтеза. Применение ядерной энергии.
3
7-8
Д. 1 Молекулярная структура материи.
Д. 2 Внутренняя энергия.
Струк. и св-ва газов, жидкостей и твердых тел. Закон Паскаля для жидкостей. Закон Архимеда. Гидростатическое давление. Давление в газах. Атмосферное давление. Температура. Внутренняя энергия и ее изменение.
4
7-9
Д. 1 Работа. Мощность. Энергия.
Д. 2 Гравитация. Закон сохранения энергии.
Работа. Мощность. Рычаги 1-го рода. Рычаги 2-го рода. Ворот. Зубчатая передача. КПД простых механизмов
Потенциальная и кинетическая энергия. Деформация. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения.
5
7-9
Д. 1 Свет. Оптические явления.
Д. 2 Колебания и волны.
Распространение света. Свойства линз. Глаз. Механические волны.
6
7-9
Интерактивные творческие задания
Весь школьный курс.
7
7-9
Виртуальные лабораторные работы по физике.
Измерение размеров малых тел.
Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Определение плотности вещества. Измерение выталкивающей силы. Изучение колебаний нитяного маятника. Выяснение условий равновесия рычага. Изучение равноускоренного движения. Изучение явления теплообмена
8
7-11
Библиотека наглядных пособий
1 С: Школа
Весь школьный курс
9
7-11
1 С: Репетитор
Весь школьный курс
10
7-11
Интерактивная энциклопедия
Дэвид Маколи
«От плуга до лазера»
Наука и техника
11
7
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Уроки физики
Весь школьный курс
Электронно – образовательные и Интернет ресурсы
1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (содержит текст федерального государственного
образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа Физика- 7 класс в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, ДНР. "
["seo_title"] => string(123) "rabochaia-proghramma-fizika-7-klass-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-k-riezul-tatam-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-dnr"
["file_id"] => string(6) "245633"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1446156695"
}
}