kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Экспериментальные задачи по физике» для 8 "г" класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативному  курсу

 «Экспериментальные задачи по физике»

для 8 "г" класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Экспериментальные задачи по физике» для 8 "г" класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопокровская средняя общеобразовательная школа»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативному курсу

«Экспериментальные задачи по физике»

для 8 "г" класса


Учитель физики

1 квалификационной категории

Обухов Дмитрий Николаевич

Пояснительная записка

Статус документа:

Программа элективный курса «Экспериментальные задачи по физике» 8 класс, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы элективного курса Касьяненко В.В. «Экспериментальные задачи по физике» 6-9 класс.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета:

Настоящая программа рассчитана на работу с учащимися 1 час в неделю (34 часов в год). Работа курса предполагает практический выход: участие в олимпиадах различных этапов, защита проекта исследовательской работы учащегося.

Цель: развитие и активизация мышления учащихся, овладение научными методами познания природы через систему творческих заданий.

Задачи:

  1. Приобретение учащимися знаний:

    • о явлениях, величинах, их характеризующих, законах, которым они подчиняются;

    • о методах научного познания природы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

    • о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента;

    • о роли и месте демонстрационных, проблемных экспериментов в формулировке физических законов.

  1. Приобретение учащимися умений:

    • проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать их результаты;

    • планировать эксперимент, определяя оптимальное соотношение цели и средств;

    • отбирать приборы для выполнения эксперимента;

    • выполнять эксперимент;

    • применять математические методы к решению теоретических задач;

    • участвовать в дискуссии, понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

  2. Воспитание учащихся:

    • формирование научного мировоззрения;

    • отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

    • нравственное;

    • эстетическое.

  1. Политехническое образование путем практического применения полученных знаний.

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; речи, мышления, мотивации.

В результате изучения данного курса учащийся научится выбирать проблему для дальнейшего изучения, ставить цели наблюдений, планировать эксперимент, подбирать соответствующее оборудование, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, моделировать физические процессы с использованием информационных технологий, овладеет навыками исследовательской работы. Полученные на занятиях знания и экспериментальные навыки помогут учащимся обучиться методам решения олимпиадных задач.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, лабораторных исследований, наблюдения, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся при выполнении лабораторных опытов. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их опыта исследовательской деятельности.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.

Содержание программы

1.Особенности физических наблюдений (3часа).

Основные виды исследования. Роль эксперимента в науке. Измерения физических величин: масса, время, путь, сила.

2. Механические явления (5часов).

Механическое движение. Скорость движения. Относительность механического движения. Средняя скорость.

Лабораторные опыты:

  1. «Наблюдение относительности движения».

3. Взаимодействие тел (15часов).

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Действие рождает противодействие. Всемирное тяготение. Деформация. Сила упругости. Сила трения. Условия равновесия тел. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Лабораторные опыты:

  1. «Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения». «Определения центра масс тела»,

  2. «Различные виды деформации: растяжение, изгиб, сдвиг, кручение»,

  3. «Измерение силы трения, определения причин от которых зависит сила трения (силы нормального давления, неровности поверхности)»,

  4. «Определение давления. Способы уменьшения и увеличения давления»,

  5. «Поведение жидкости в сообщающихся сосудах»,

  6. «Измерение выталкивающей силы»,

  7. «Определение условий плавания подводной лодки».

4. Простые механизмы (4часа).

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная поверхность. Момент сил. Условие равновесия рычага. Механическая работа. Золотое правило механики.

Лабораторные опыты:

  1. «Определение механической работы»,

  2. «Применение условия равновесия рычага для определения массы тела, плотности, силы трения».

5. Этапы исследования. Подготовка защиты исследования (8часов).

Этапы практического исследования: наблюдение, актуальность,, гипотеза, цель, задачи, план практического исследования, вывод. Подготовка доклада исследования. Защита исследований. Практическое исследование" Физика в истории и жизни профессий". Практическое исследование" Физика и техника”. Практическое исследование". Физика вокруг нас” Защита исследований " Физика вокруг нас”

Учебно- тематическое планирование:

Название темы

Кол-во

часов

В том числе теории

Практич.

к/р

Особенности физических наблюдений


3

1

2


Механические явления


5

2

2

1

Взаимодействие тел


15

8

6

1

Простые механизмы


4

2

1

1

Практическое исследование


8

3

5


ИТОГО:


35

16

16

3


Требования к подготовке учащихся по результатам обучения.
      Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


      Учащиеся должны знать:

  1. виды движения, скорость равномерного движения, средняя скорость;

  2. понятие силы;

  3. условия и виды равновесия тел;

  4. правило моментов;

  5. законы взаимодействия тел;

  6. закон Гука;

  7. закон всемирного тяготения;

  8. действие электрического поля на неподвижные заряды;

  9. принцип действия измерительных приборов;

  10. способы вычисления погрешности измерений.

      Учащиеся должны понимать:

  1. роль фундаментальных опытов в развитии физики;

  2. место эксперимента в структуре физического знания;

  3. различать цель, результат и значение конкретного опыта.


      Учащиеся должны уметь:

  1. делать схемы опытных установок;

  2. выполнять зарисовки физических опытов;

  3. демонстрировать и объяснять опыты;

  4. анализировать и сопоставлять полученные данные;

  5. грамотно выбирать масштаб осей при построении графиков;

  6. прогнозировать результат опыта;

  7. предсказывать изменение физических величин при изменении начальных условий;

  8. искать и отбирать информацию, конспектировать ее;

  9. использовать и анализировать табличные данные;

  10. привлекать справочный технический материал (схемы, таблицы, графики);

  11. сопоставлять полученные результаты с теорией;

  12. готовить сообщения и доклады;

  13. выступать с сообщениями и докладами;

  14. подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

  15. оформлять сообщения и доклады в письменном виде.

      Проверка уровня усвоения учащимися материала факультативных занятий проводится путем защиты ими творческой работы. Как правило, учащийся или группа учащихся оформляют свою работу в виде реферата, творческого проекта, стендового доклада, компьютерной презентации, демонстрации подготовленного эксперимента или изготовленного физического прибора.

      



      

Перечень литературы и средств обучения

УМК для обучающихся:

1. Гайкова И.И. Физика. Учимся решать задачи.7-8 класс. –СПб.: БВХ-Петербург,2013. 80с.: ил. ISBN 978-5-9775-0620-5

2.Лукашик В.И.Сборник олимпиадных задач по физике:кн.для учащихся 7-1 кл, общеобразоват.учрежденией.-М.Просвещение, 2007.-255 с.:ил.-(Пять колец).-ISBN 978-5-09-015985-2

3.Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга вторая. – М.:Центрполиграф,2012. -287 с. – (Азбука науки для юных гениев). ISBN 978-5-9524-5009-7

4.Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга первая. – М.:Центрполиграф,2011. -252 [4] с. – (Азбука науки для юных гениев). ISBN 978-5-9524-4958-9

5. С.М. Козел, В.П. Слободянин, Д.А. Александров и др. Физика. Всероссийские олимпиады. Вып.2.-М.-Просвещение, 2009.-112 с.-(Пять колец).- ISBN 978-5-09-019011-4

6. Тит Том Научные забавы: интересные опыты, самоделки,развлечения/ пер.франц. – М.: Издательский дом Мещерякова,2007,2-е издание – 224с., ил. ISBN 5-91045-018-3

7.Тиссандье,Гастон Научные развлечения: занимательная техника: пер.франц./ Гастон Тиссандье. – М.: АСТ:Астрель,,2008, – 206[2]с. ISBN 978-5-17-049838-3(ООО «Издательство АСТ») ISBN 978-5-271-19274-6 («Издательство Астрель»)


Литература для учителя:

1.Гуревич А,Е. и др. Физика и химия: Проб. Учеб.для 5-6 кл. общеобразоват учреждений/А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак.- М.6Просвещение,1994.- 176с.

1. Антипин А. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6–8 классах. – М.: Просвещение, 1974.

2. Блох А. Ш. и др. Микрокалькулятор в школе. – Мн.: Нар. асвета, 1986..

3. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1981.

4. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6–8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.

5. Глазунов А. Г. Техника в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1977.

6. Демонстрационные опыты по физике в 6–8 классах средней школы / Под ред. А. А. Покровского. – М.: Просвещение, 1974.

7. Довнар Э. А. и др. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1981.

8. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1979.

10. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6–8 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1987.

11. Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980.

12. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6–8 классах. – М.: Просвещение, 1976.

13. Шутов И.С, Гуринович К. М. Практические задачи по физике. – Мн.: Нар. асвета, 1985.



п/п Тип урока


Тема занятия

Количество часов


Дата

проведения

Виды, формы контроля



Требования уровню усвоения программы

план

факт

(примечание)


1

Основные виды исследования.

1

6.09


текущий

УО

Знать: роль фундаментальных опытов в развитии физики;

место эксперимента в структуре физического знания

2

Роль эксперимента в науке.

1

13.09


Текущий

УО

3

Измерения физических величин

1

20.09


Текущий

ПР

4

Механическое движение. Скорость движения

1

27.09


Текущий

УО

знать:

виды движения, скорость равномерного движения, средняя скорость;

уметь:

делать схемы опытных установок;

выполнять зарисовки физических опытов;

демонстрировать и объяснять опыты;

анализировать и сопоставлять полученные данные;

5

Относительность механического движения

1

4.10


текущий

ПР

6

Решение задач по теме: «Относительность движения».

1

14.10


текущий

Ответы у доски

7

Средняя скорость.

1

18.10


Текущий

Ответы у доски

8

Проверочная работа

Механическое движение.

1

25.10


тематический

Самостоятельная работа

9

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы

1

8.11


Текущий

УО

      знать:

понятие силы; условия и виды равновесия тел;

правило моментов;

законы взаимодействия тел;

закон Гука;

закон всемирного тяготения;

действие электрического поля на неподвижные заряды;

      понимать:

роль фундаментальных опытов в развитии физики;

место эксперимента в структуре физического знания;

различать цель, результат и значение конкретного опыта.

уметь:

делать схемы опытных установок;

выполнять зарисовки физических опытов;

демонстрировать и объяснять опыты;

анализировать и сопоставлять полученные данные;

10

Действие рождает противодействие.

1

15.11


текущий

УО

11

Всемирное тяготение

1

22.11


текущий

УО

12

Деформация. Сила упругости

1

29.11


текущий

ПР

13

Измерение силы. Сила трения.

1

6.12


текущий

ПР

14

Условия равновесия тел.


1

13.12


текущий

УО

15

Письменный опрос «Силы в природе».

1

20.12


текущий

ФД

16

Давление.


1

27.12


текущий

ПР, УО

17

Задачи на вычисление давления

1

17.01


текущий

Ответы у доски

18

Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.

1

24.01


текущий

УО

19

Сообщающиеся сосуды.

1

31.01


текущий

УО

20

Архимедова сила.

1

7.02


текущий

ПР

21

Лабораторный опыт «Отчего зависит выталкивающая сила?»

1

14.02


текущий

Ответы у доски

22

Изучение архимедовой силы.

1

21.02


текущий

ПР

23

Контрольная работа Давление в жидкостях и газах

1

28.02


тематический

КЗ

24

Простые механизмы. Условие равновесия рычага.

1

7.03


текущий

УО

Знать: принцип действия измерительных приборов; способы вычисления погрешности измерений.

Уметь: грамотно выбирать масштаб осей при построении графиков;

прогнозировать результат опыта; предсказывать изменение физических величин при изменении начальных условий;

25

Лабораторный опыт «Применение условия равновесия рычага для определения массы тела, плотности, силы трения»

1

14.03


текущий

ПР

26

Вычислительные задачи с применением условия равновесия рычага.

1

21.03


текущий

Ответы у доски

27

Механическая работа. Решение задач на механическую работу

1

4.04


текущий

Ответы у доски

28

Практическое исследование" Физика в истории и жизни профессий"

1

11.04


текущий

У О

Уметь: искать и отбирать информацию, конспектировать ее; использовать и анализировать табличные данные; привлекать справочный технический материал (схемы, таблицы, графики); сопоставлять полученные результаты с теорией; готовить сообщения и доклады; выступать с сообщениями и докладами; подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал; оформлять сообщения и доклады в письменном виде.


29

Практическое исследование" Физика в истории и жизни профессий"

1

18.04


текущий

УО

30

Практическое исследование" Физика и техника”

1

25.04


текущий

УО

31

Практическое исследование" Физика и техника”

1

2.05


текущий

ИР

32

Практическое исследование" Физика вокруг нас”

1

16.05


текущий

ИР

33

Практическое исследование" Физика вокруг нас”

1

23.05


текущий

ИР

34

Защита исследований " Физика вокруг нас”

1

30.05


Проект

ИР





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Обухов Дмитрий Николаевич

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физике в 8 классе «Экспериментальные задачи по физике»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_fakultativnogo_kursa_po_fizike_v_8_klasse_eksperimentalnye_z"
    ["file_id"] => string(6) "505846"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1554275198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства