kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физике в 8 классе «Экспериментальные задачи по физике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентационный факультативный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физике в 8 классе «Экспериментальные задачи по физике»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по физике в 8 классе





«Экспериментальные задачи по физике»



Кузина Владимира Алексеевича

1 квалификационная категория























р.п.Новопокровка

Пояснительная записка



Ориентационный факультативный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.

Основными задачами курса являются:

  • раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;

  • развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;

  • формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;

  • технологическое образование и профориентация школьников.

Основными формами проведения факультативных занятий могут быть: эвристическая беседа, рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д.

Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.

Для организации самостоятельного решения физических задач в. физическом кабинете необходимо иметь 10–15 экземпляров следующих сборников задач: «Физическая олимпиада»

В. И. Лукашика; сборники задач по физике для 7–8 классов В. А. Золотова и В. И. Лукашика.



Цели и задачи курса

Создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать знания; творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки

В процессе занятий учащийся приобретает умения:

- решать задачи;

- наблюдать и изучать явления;

- объяснять результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

- делать выводы;

- участвовать в дискуссиях.

Программа состоит из пяти разделов.

  1. Тепловые явления.

  2. Изменение агрегатных состояний вещества.

  3. Электрические явления.

  4. Электромагнитные явления

  5. Световые явления

Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении оборудования, проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На заключительном этапе проводится защита и обсуждение результатов исследования.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

по факультативному курсу « Экспериментальные задачи по физике»

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения элек­трического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распро­странения света, отражения света;

уметь:- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробы­товых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;



















Учебно-тематический план

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Экспериментальные задачи по физике»

п/п

Тема

Количе

ство часов

В том числе

теоретический

практический

1.

Тепловые явления

7

3

4

2.

Изменение агрегатных состояний вещества

6

2

4

3.

Электрические явления

11

4

7

4.

Электромагнитные явления

3

1

2

5.

Световые явления

7

4

3


Итого:

34

14

20































Календарно-тематическое планирование

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Экспериментальные задачи по физике»

урока



Тема урока

Дата

по плану

Дата

фактическая


Тепловые явления.




1.

Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика…

04.09


2.

Измерение физических величин.Точность и погрешность измерени.

11.09


3.

Экспериментальное задание «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

18.09


4.

Примеры теплопередачи в природе и технике.

25.09


5.

Решение задач по теме: «Тепловые явления».

02.10


6.

Решение качественных задач: «Тепловые явления».

09.10


7.

Использование энергии Солнца на Земле. Проект.

16.10





Изменение агрегатных состояний вещества.



1.

Построение графиков.

23.10


2.

Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование».

06.11


3.

Решение расчетных задач.

13.11


4.

Аморфные тела с использованием ИКТ.

20.11


5.

Экспериментальное определение влажности воздуха.

27.11


6.

Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.

04.12







Электрические явления.


1.

Закон сохранения электрического заряда.

11.12

2.

Полупроводники. Полупроводниковые приборы, с использ. ИКТ.

18.12


3.

Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей».

25.12


4.

Построение электрических схем.

15.01


5.

Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления.

22.01


6.

Смешанное соединение проводников.

29.01

7.

Решение задач:«Электрические явления»

05.02


8.

Решение качественных задач: «Электрические явления».

12.02


9.

Изготовление самодельных приборов.

19.02


10.

История развития электрического освещения. Проект.

26.02


11.

Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии».

05.03



Электромагнитные явления.


1.

Занимательные опыты с постоянными магнитами.

12.03


2.

Изучение спектров постоянных магнитов.

19.03


3.

Решение качественных задач по теме: «Магнитные явления».

02.04



Световые явления.


1.

Получение тени и полутени.

09.04


2.

Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ.

16.04


3.

Построение изображений, даваемых линзой.

23.04


4.

Глаз и зрение. Проект.

30.04


5.

Близорукость и дальнозоркость. Очки.

07.05

6.

Решение задач «Световые явления»

14.05


7.

Подведение итогов. « Что? Где? Когда?»

21.05


Итого 34ч



Список литературы

п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7 кл

2009

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2005

М.Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-7 класс

2005

М. Илекса

4.

Е. М Гутник

Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс

2002

М. Дрофа

5.

А.В.Перышкин

Сборник задач

2007

М. Экзамен

6.

Ю.С. Куперштейн

Дифференцированные

Контрольные

Работы

2007

Дрофа

7.

А.Е. Марон

Е.А. Марон

Контрольные тесты по физике 7-9 классы

2005

М.Просвящение

8.

В.А. Волков

Поурочные разработки по физике

2005

Учитель-АСТ

9.

И.И. Мокрова

Поурочные планы физика 7 класс

2007

Учитель-АСТ

10.

И.И. Мокрова

Поурочные планы

Физика 9 класс

2007

Учитель-АСТ

11.

В.А. Шевцов

Контрольные работы 7- 9 класс

2002

Учитель-АСТ

12.

Н.И. Зорин

ГИА физика 2011год

2010

ЭКСМО

13.

Л.М. Монастырский

А.С. Богатин

Физика 9 класс

Подготовка к ГИА

2009

ЛЕГИОН

14.

Н.И. Зорин

Элементы биофизики

2007

Москва «ВАКО»

15.

Н.К. Мартынова

Физика

Книга для учителя

2002

М. Просвещение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Кузин Владимир Алексеевич

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505846

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Экспериментальные задачи по физике» для 8 "г" класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_fakultativnomu_kursu_eksperimentalnye_zadachi_po_fizike_d"
    ["file_id"] => string(6) "505701"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1554189655"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства