РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физике в 8 классе «Экспериментальные задачи по физике»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физике в 8 классе «Экспериментальные задачи по физике»
Ориентационный факультативный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физике в 8 классе «Экспериментальные задачи по физике»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по физике в 8 классе
«Экспериментальные задачи по физике»
Кузина Владимира Алексеевича
1 квалификационная категория
р.п.Новопокровка
Пояснительная записка
Ориентационный факультативный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Основными задачами курса являются:
раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее техническим приложениям;
формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по физике;
технологическое образование и профориентация школьников.
Основными формами проведения факультативных занятий могут быть: эвристическая беседа, рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов), экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные компьютеры и микрокалькуляторы.
Для организации самостоятельного решения физических задач в. физическом кабинете необходимо иметь 10–15 экземпляров следующих сборников задач: «Физическая олимпиада»
В. И. Лукашика; сборники задач по физике для 7–8 классов В. А. Золотова и В. И. Лукашика.
Цели и задачи курса
Создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать знания; творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки
В процессе занятий учащийся приобретает умения:
- решать задачи;
- наблюдать и изучать явления;
- объяснять результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- делать выводы;
- участвовать в дискуссиях.
Программа состоит из пяти разделов.
Тепловые явления.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Электрические явления.
Электромагнитные явления
Световые явления
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении оборудования, проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На заключительном этапе проводится защита и обсуждение результатов исследования.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
по факультативному курсу « Экспериментальные задачи по физике»
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Учебно-тематический план
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Экспериментальные задачи по физике»
№
п/п
Тема
Количе
ство часов
В том числе
теоретический
практический
1.
Тепловые явления
7
3
4
2.
Изменение агрегатных состояний вещества
6
2
4
3.
Электрические явления
11
4
7
4.
Электромагнитные явления
3
1
2
5.
Световые явления
7
4
3
Итого:
34
14
20
Календарно-тематическое планирование
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Экспериментальные задачи по физике»
№
урока
Тема урока
Дата
по плану
Дата
фактическая
Тепловые явления.
1.
Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика…
04.09
2.
Измерение физических величин.Точность и погрешность измерени.
11.09
3.
Экспериментальное задание «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
18.09
4.
Примеры теплопередачи в природе и технике.
25.09
5.
Решение задач по теме: «Тепловые явления».
02.10
6.
Решение качественных задач: «Тепловые явления».
09.10
7.
Использование энергии Солнца на Земле. Проект.
16.10
Изменение агрегатных состояний вещества.
1.
Построение графиков.
23.10
2.
Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование».
06.11
3.
Решение расчетных задач.
13.11
4.
Аморфные тела с использованием ИКТ.
20.11
5.
Экспериментальное определение влажности воздуха.
27.11
6.
Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект.
04.12
Электрические явления.
1.
Закон сохранения электрического заряда.
11.12
2.
Полупроводники. Полупроводниковые приборы, с использ. ИКТ.