Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика", 9 класс.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика", 9 класс.
Данная программа будет полезна учителям, работающим в 9 классе. Содержание курса внеурочной деятельности связано с программой по физике в 9 классе, направлено на воспитание интереса к науке и развитие любознательности подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика", 9 класс.»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей………………………………. Протокол № ___
от « » __________ 20… г.,
Руководитель: ________
/ /
Согласовано
заместитель директора
________/Е. Н. Сергеева/
«_____» «__________ » 2010 г
«_____» «__________ » 2017 г.
Утверждено:
Директор школы:
_______ /В.А. Мироненко/
«_____» «__________ » 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Физика» класс 9
2015-2016 учебный год
Учитель: Петрова Л.С.
КОСТРОМА
2015 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика», авторской программой курса физики 9 класса А.В. Перышкина, Е.М. Гутник; основана на интеграции физики с другими предметами школьного курса. Идея программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы, подготовить учащихся к ОГЭ по физике.
Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие и формирование системного мышления. Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач:
1) знакомства с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
2) приобретение знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
3) формирование умений наблюдать природные явлении выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования, используя измерительные приборы;
4) овладение понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
5) понимание отличий научных данных от непроверенной информации.
Ценностные ориентиры:
- социальная солидарность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство,
- природа,
- человечество.
Формы организации деятельности:
Классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.
Виды деятельности: Чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА».
Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношения к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;
3. Познавательные интересы, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;
6. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.
Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 8. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры;
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
3. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики… планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
4. Способность обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;
5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; 6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов физики.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА» 9 класс.
Тема
Содержание
Количество часов
Законы взаимодействия и движения тел.
Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Солнечная система. Искусственные спутники земли
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Момент силы. Условия равновесия тел. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
21
Лабораторные работы:
Изучение движения по окружности.
Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.
Определение центров масс различных тел (3 способа).
Изучение трения скольжения.
Темы проектных работ:
Античная механика. Время и его измерение. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения. Сила трения в природе. Реактивная тяга. Реактивные двигатели.
Трение и превращение энергии.
Биомеханика человека.
Архитектурно- строительная бионика.
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.ЗВУК.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда. Период. Частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
3
Лабораторная работа:
Определение роста человека с помощью часов Темы проектных работ: Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека. Акустический шум и его воздействие на организм человека.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
7
Лабораторные работы: Определение направления магнитного меридиана.
Изготовление и применение зеркального перископа.
Изготовление калейдоскопа. Получение и наблюдение радуги. Темы проектных работ:
Применение электромагнитов. Реле. Трансформаторы.
Вода и лупа. Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма излучение. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии солнца и звезд.
3
Темы проектных работ:
Радиоактивность и мечта алхимиков. Циклотрон. Атомная энергетика. Экология.
ИТОГО
34
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА» 9
№ п/п
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
Дата
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ – 21 ч.
1
Способы описания механического движения - способы описания функциональных зависимостей.
Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о способах описания движения.
2
Прямолинейное равномерное движение по плоскости.
Вывод формулы изменения координаты.
Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме.
3
Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач по теме «Относительность движения»
4
Лабораторные работа: «Изучение движения тела по окружности»
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.
5
Прыжки, метание диска и копья.
Запуск ракет.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения расчетных задач на тему: «Расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту».
6
Падающие тела.
Обсуждение статей сайта www. elementy.ru
по теме «Падающие тела».
7
Лабораторные работа «Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке»
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.
8
История развития механики.
Защита проектов: Античная механика.
Время и его измерение
9
Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина?
Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о классах сил. Обсуждение произведений классической литературы, в которых описываются различные силы.
10
Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач;
11
Сила трения в природе.
Защита проектов: Сила трения в природе.
Трение и превращение энергии.
12
Лабораторная работа
«Изучение трения скольжения»
Практическая работа в малых группах, обсуждение результатов работы.
13
Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения задач на применение законов движения материальной точки по окружности.
14
История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с помощью модели-теллурия.
15
Планета, открытая на кончике пера. Первые ИСЗ.
Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение закона всемирного тяготения.
16
Замкнутые системы.
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о замкнутых системах и законе сохранения импульса.
17
Реактивное движение.
Защита проектов:
Реактивная тяга. Реактивные двигатели.
18
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса
Защита проекта: Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
19
Лабораторная работа: «Определение центров масс различных тел»
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.
20
Почему свод прочнее плоского потолка?
Решение нестандартных задач.
21
Биомеханика.
Защита проектов: Биомеханика человека.
Архитектурно- строительная бионика.
2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. – 3 ч.
22
Серфинг и наука о волнах.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Колебания. Волны.»
23
От самых тихих до самых громких.
Эхо в жизни людей и животных.
Защита проектов: Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека. Акустический шум и его воздействие на организм человека.
24
Лабораторная работа «Определение роста человека с помощью часов».
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ – 7 ч.
25
Лабораторная работа: «Определение направления магнитного меридиана».
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.
26
Электромоторы, применение в технике.
Защита проектов: Применение электромагнитов.
Реле.
Трансформаторы.
27
Подготовка к проведению
НЕДЕЛИ ФИЗИКИ в школе.
Обсуждение плана проведения НЕДЕЛИ ФИЗИКИ.
28
Лабораторные работы: «Изготовление и применение зеркального перископа»,
«Изготовление калейдоскопа»
Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические приборы».
29
Преломление.
Решение нестандартных задач.
30
Лабораторная работа «Получение и наблюдение радуги».
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение.
31
Глаз и зрение.
Защита проектов:
Вода и лупа. Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ч.
32
Радиоактивность.
Защита проектов: Радиоактивность и мечта алхимиков; Циклотрон.
33
Использование энергии атома.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Мирный атом».
34
Атомная энергетика: за и против.
Защита проекта:
Атомная энергетика. Экология.
Список литературы:
№
Автор
Название, издательство, год
1.
Билимович Б.Ф.
Физические викторины. – М., Просвещение, 1968.
Блудов М.И.
Беседы по физике. М., Просвещение, 1972.
Горев Л.А
Занимательные опыты по физике. – М., Просвещение, 1977.
Горлова Л.А.
Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. М., «ВАКО», 2006.
Елькин В.И.
Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М., «Школа- Пресс», 2000.
Кадомцев Б.Б., Рыдник В.И.
Волны вокруг нас. М., «Знание», 1981.
Кикоин И.К. и др.
Опыты в домашней лаборатории. М., «Наука», 1981.
Кожеуров И.В.
Элементы космонавтики в курсах физики и астрономии. М., Просвещение, 1977.
Майер В.В.
Простые опыты со струями и звуком. М., «Наука», 1985.
Мейсон П.
На гребне волны. Серфинг и наука о волнах. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Орехов В.П.
Колебания и волны в курсе физики средней школы. М., Просвещение, 1977.
Паркер С.
Звуки. От самых тихих до самых громких. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Перельман Я.И.
Занимательная физика. – М., «Наука»,1979.
Перышкин А.В., Гутник Е.М
Физика-9. М., Дрофа, 2017
Покровский С.Ф.
Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М., изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963.
Сёмке А.И.
Нестандартные задачи по физике. Ярославль, Академия развития, 2007.
Сёмке А.И.
Занимательные материалы к урокам. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
Синичкин В.П., Синичкина О.П.
Внеклассная работа по физике. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
Тульчинский М. Е.
Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. - М.: «Просвещение», 1999.
Фурсов В.К.
Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2011.
Чернов С.М.
Экология. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1988.