kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика", 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа будет полезна учителям, работающим в 9 классе. Содержание курса внеурочной деятельности связано с программой по физике в 9 классе, направлено на воспитание интереса к науке и развитие любознательности подростков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика", 9 класс.»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей………………………………. Протокол № ___

от « » __________ 20… г.,

Руководитель: ________

/ /


Согласовано

заместитель директора

________/Е. Н. Сергеева/

«_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 2017 г.














Утверждено:

Директор школы:

_______ /В.А. Мироненко/



«_____» «__________ » 2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Физика»
класс 9

2015-2016 учебный год







Учитель: Петрова Л.С.





КОСТРОМА

2015 г.



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика» для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметной области «Физика», авторской программой курса физики 9 класса А.В. Перышкина, Е.М. Гутник; основана на интеграции физики с другими предметами школьного курса. Идея программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы, подготовить учащихся к ОГЭ по физике.

Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие и формирование системного мышления. Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач:

1) знакомства с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

2) приобретение знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

3) формирование умений наблюдать природные явлении выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования, используя измерительные приборы;

4) овладение понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

5) понимание отличий научных данных от непроверенной информации.

Ценностные ориентиры:

- социальная солидарность,

- труд и творчество,

- наука,

- искусство,

- природа,

- человечество.

Формы организации деятельности:

Классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.

Виды деятельности:
Чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.




2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА».

Изучение курса внеурочной деятельности «Физика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2. Ответственное отношения к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний;

3. Познавательные интересы, развитие интеллектуальных, творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности в процессе изучения законов природы;

6. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении практических задач.



Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.


Предметные результаты:

1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры;

2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

3. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы, видах материи, усвоение основных идей механики… планировать и выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

4. Способность обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять полученные результаты и делать выводы;

5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов физики.




3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА» 9 класс.

Тема





Содержание

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел.


Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.
Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Солнечная система. Искусственные спутники земли

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Момент силы. Условия равновесия тел. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

21

Лабораторные работы:

Изучение движения по окружности.

Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.

Определение центров масс различных тел (3 способа).

Изучение трения скольжения.

Темы проектных работ:

Античная механика. Время и его измерение. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения. Сила трения в природе. Реактивная тяга. Реактивные двигатели.

Трение и превращение энергии.

Биомеханика человека.

Архитектурно- строительная бионика.

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.ЗВУК.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда. Период. Частота колебаний. Гармонические колебания.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

3

Лабораторная работа:

Определение роста человека с помощью часов
Темы проектных работ:

Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

7

Лабораторные работы:
Определение направления магнитного меридиана.

Изготовление и применение зеркального перископа.

Изготовление калейдоскопа.
Получение и наблюдение радуги.
Темы проектных работ:

Применение электромагнитов. Реле. Трансформаторы.

Вода и лупа.
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.

ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма излучение. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.  Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии солнца и звезд.

3

Темы проектных работ:

Радиоактивность и мечта алхимиков.
Циклотрон.
Атомная энергетика. Экология.

ИТОГО


34





4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА» 9

№ п/п

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата


  1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ – 21 ч.


1

Способы описания механического движения - способы описания функциональных зависимостей.

Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о способах описания движения.



2

Прямолинейное равномерное движение по плоскости.

Вывод формулы изменения координаты.

Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме.


3

Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений.

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач по теме «Относительность движения»


4

Лабораторные работа:
«Изучение движения тела по окружности»

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.


5

Прыжки, метание диска и копья.

Запуск ракет.

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения расчетных задач на тему: «Расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту».


6

Падающие тела.

Обсуждение статей сайта www. elementy.ru

по теме «Падающие тела».



7

Лабораторные работа «Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке»

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.


8

История развития механики.

Защита проектов:
Античная механика.

Время и его измерение


9

Сила воли, сила убеждения или сила – физическая величина?

Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о классах сил. Обсуждение произведений классической литературы, в которых описываются различные силы.


10

Движение тела под действием нескольких сил. Движение системы связанных тел.

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и расчетных задач;


11

Сила трения в природе.

Защита проектов:
Сила трения в природе.

Трение и превращение энергии.


12

Лабораторная работа

«Изучение трения скольжения»

Практическая работа в малых группах, обсуждение результатов работы.


13

Динамика равномерного движения материальной точки по окружности.

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения задач на применение законов движения материальной точки по окружности.


14

История развития представлений о Вселенной. Солнечная система. Движение планет и их спутников. Строение и эволюция Вселенной.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с помощью модели-теллурия.


15

Планета, открытая на кончике пера. Первые ИСЗ.

Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение закона всемирного тяготения.


16

Замкнутые системы.

Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о замкнутых системах и законе сохранения импульса.


17

Реактивное движение.

Защита проектов:

Реактивная тяга.
Реактивные двигатели.


18

Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса

Защита проекта:
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.


19

Лабораторная работа: «Определение центров масс различных тел»

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.


20

Почему свод прочнее плоского потолка?

Решение нестандартных задач.


21

Биомеханика.

Защита проектов:
Биомеханика человека.

Архитектурно- строительная бионика.



2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. – 3 ч.


22

Серфинг и наука о волнах.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Колебания. Волны.»


23

От самых тихих до самых громких.

Эхо в жизни людей и животных.

Защита проектов:
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.


24

Лабораторная работа «Определение роста человека с помощью часов».

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.



3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ – 7 ч.


25

Лабораторная работа: «Определение направления магнитного меридиана».

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.



26

Электромоторы, применение в технике.

Защита проектов:
Применение электромагнитов.

Реле.

Трансформаторы.


27

Подготовка к проведению

НЕДЕЛИ ФИЗИКИ в школе.

Обсуждение плана проведения НЕДЕЛИ ФИЗИКИ.


28

Лабораторные работы:
«Изготовление и применение зеркального перископа»,

«Изготовление калейдоскопа»

Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические приборы».


29

Преломление.

Решение нестандартных задач.


30

Лабораторная работа «Получение и наблюдение радуги».

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение.


31

Глаз и зрение.

Защита проектов:

Вода и лупа.
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.



9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ч.


32

Радиоактивность.

Защита проектов:
Радиоактивность и мечта алхимиков;
Циклотрон.


33

Использование энергии атома.

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Мирный атом».


34

Атомная энергетика: за и против.

Защита проекта:

Атомная энергетика. Экология.






Список литературы:

Автор

Название, издательство, год

1.

Билимович Б.Ф.

Физические викторины. – М., Просвещение, 1968.

Блудов М.И.

Беседы по физике. М., Просвещение, 1972.

Горев Л.А

Занимательные опыты по физике. – М., Просвещение, 1977.

Горлова Л.А.

Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. М., «ВАКО», 2006.

Елькин В.И.

Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М., «Школа- Пресс», 2000.

Кадомцев Б.Б., Рыдник В.И.

Волны вокруг нас. М., «Знание», 1981.

Кикоин И.К. и др.

Опыты в домашней лаборатории. М., «Наука», 1981.

Кожеуров И.В.

Элементы космонавтики в курсах физики и астрономии. М., Просвещение, 1977.

Майер В.В.

Простые опыты со струями и звуком. М., «Наука», 1985.

Мейсон П.

На гребне волны. Серфинг и наука о волнах. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

Орехов В.П.

Колебания и волны в курсе физики средней школы. М., Просвещение, 1977.

Паркер С.

Звуки. От самых тихих до самых громких. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

Перельман Я.И.

Занимательная физика. – М., «Наука»,1979.

Перышкин А.В., Гутник Е.М

Физика-9. М., Дрофа, 2017

Покровский С.Ф.

Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М., изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963.

Сёмке А.И.

Нестандартные задачи по физике. Ярославль, Академия развития, 2007.

Сёмке А.И.

Занимательные материалы к урокам. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.

Синичкин В.П., Синичкина О.П.

Внеклассная работа по физике. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.

Тульчинский М. Е.

Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. - М.: «Просвещение», 1999.

Фурсов В.К.

Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2011.

Чернов С.М.

Экология. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1988.

Эллиот Л., Уилкокс У.

Физика. М., Физматгиз, 1963

Цифровые образовательные ресурсы.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school- collection.edu.ru /

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru /


Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru /


Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru / , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика", 9 класс.

Автор: Петрова Людмила Сергеевна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности "Методы решения физических задач""
    ["seo_title"] => string(73) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostimietodyrieshieniiafizichieskikhzadach"
    ["file_id"] => string(6) "271340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451464465"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Программа внеурочной деятельности "Методы решения физических задач""
    ["seo_title"] => string(74) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostimietodyrieshieniiafizichieskikhzadach1"
    ["file_id"] => string(6) "271341"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451464472"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Познавайкин в море Физики» для обучающихся 5-6 классов "
    ["seo_title"] => string(114) "rabochaia-programma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznavaikin-v-morie-fiziki-dlia-obuchaiushchikhsia-5-6-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "109397"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404471475"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства