kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета физика - 7 по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа используется на уроках физики. Предназначен для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета физика - 7 по ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабай-Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»

Шемуршинского района Чувашской Республики





Согласовано на педагогическом совете

Протокол №1от 31 августа 2015 года


«Утверждаю»
Директор школы _________Ю.Ф. Ермолаев
 Приказ № 209 от31 августа 2015 г.









Рабочая программа учебного предмета


«ФИЗИКА»


7 класс






Разработана

Сергеевой В.В.

учителем физики первой

квалификационной категории














2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основания для разработки рабочей программы:

  • требования к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

  • основная образовательная программа школы;

  • «Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов , реализацию системно- деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС и др.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин.- 2-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2011. - 221.

  2. Сборник задач по физике: 7-9 класс: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», А. В. Пёрышкин; Г.А. Лонцова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.-269. (серия «Учебно-методический комплект»)

  3. Дидактические материалы. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2013.

  4. Методическое пособие. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Н. В. Филонович.- М. Дрофа, 2013.

  5. Тесты. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ Н. К. Ханнанов, Т.А. Ханнанов.- М. Дрофа, 2013.

  Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

      • 

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

      • 

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

      • 

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

      • 

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

      • 

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

    • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

    • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

    • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

    • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

    • осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

    • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

    • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, включая количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, тем проектов.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: урок и внеурочная деятельность.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются:


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Раскрытие общекультурной значимости физики и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления являются приоритетными направлениями в преподавании курса физики на начальном этапе ее изучения в 7 классе. Поэтому особое внимание необходимо уделить формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день.

В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.    Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При решении задач надо обращать внимание учащихся, прежде всего, на понимание сути физических явлений и примеров построения математических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде формул, в частности, на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как неизвестная величина, если известны остальные входящие в эту формулу величины. Желательно начинать изложение каждой новой темы с конкретных наглядных и понятных ученикам примеров, и только после их рассмотрения формулировать определения и закономерности — лучше всего совместно с учащимися.

   Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания,позволяющим получать объективные

знания об окружающем мире.         


ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7 классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФИЗИКИ


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ 7 КЛАССА


Введение (4 ч)

      Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

      Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Фронтальные опыты

Исследование свободного падения тел.

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.

      Лабораторные работы

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

      

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч).

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации

Тепловое расширение металлического шара.

Изменение объема жидкости при нагревании.

Опыт, подтверждающий, что тела состоят из мельчайших частиц.

Модели молекул веществ.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Диффузия в газах и жидкостях.

 Сцепление свинцовых цилиндров.

Явления смачивания и несмачивания.

Явление капиллярности.

Сжимаемость газов.

     Фронтальные опыты

Исследование зависимости скорости протекания диффузии от температуры.

Наблюдение явлений смачивания и несмачивания.

Наблюдение явления капиллярности.

Исследование свойств жидкостей, газов и твердых тел.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Лабораторные работы

2. Определение размеров малых тел.


Движение и взаимодействие тел (22 ч).

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение. Графики зависимости пути и скорости от времени.

 Явление инерции. Инертность тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.  Сила упругости.Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Методы измерения силы.Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Демонстрации
Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Взвешивание тел.

Признаки действия силы.

Виды деформации.

Сила тяжести.

Движение тел под действием силы тяжести.

Сила упругости.

Невесомость.

Сложение сил.

Сила трения.

Фронтальные опыты

Измерение скорости равномерного движения.

Исследование зависимости пути от времени при равномерном движении.

Измерение массы.

Измерение плотности.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.


            Лабораторные работы и опыты

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градирование пружины и измерение сил динамометром.


Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч).

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Демонстрации

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Опыт, демонстрирующий, что давление газа одинаково по всем направлениям

 Закон Паскаля.

Обнаружение давления внутри жидкости.

Исследование давления внутри жидкости на одном и том же уровне.

Гидростатический парадокс.

Закон сообщающихся сосудовдля однородной и неоднородной жидкости.

Взвешивание воздуха.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Опыт с Магдебургскими полушариями.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Манометры.

 Гидравлический пресс.

Обнаружение силы, выталкивающей тело из газа.

Закон Архимеда.

Погружение в жидкости тел разной плотности.

Фронтальные опыты

Исследование зависимости давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Исследование зависимости давления газа от объема при неизменной температуре.

Исследование зависимости давления газа от температуры при неизменном объеме.

Исследование зависимости давления жидкости от высоты уровня ее столба.

Исследование зависимости давления жидкости от ее плотности.

Исследование зависимости давления внутри жидкости от глубины погружения.

Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

Измерение давления жидкости манометром.

Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости.

Исследование зависимости силы Архимеда от объема тела и от плотности жидкости.

Исследование условий плавания тел.


Лабораторные работы

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.



Работа и мощность. Энергия (13 ч).

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. ППотенциальная энергия взаимодействующих телпревращение энергии... Закон сохранения механической энергии. Методы измерения энергии, работы и мощности.

      Демонстрации

Условия совершения телом работы.

Простые механизмы.

Правило моментов.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Фронтальные опыты

Измерение работы и мощности тела.

Исследование условий равновесия рычага.

Применение условий равновесия рычага к блокам.

«Золотое» правило механики.

Нахождение центра тяжести плоского тела.

Условия равновесия тел.

Вычисление КПД наклонной плоскости.

Измерение изменения потенциальной энергии тела.

Лабораторные работы

9 Выяснение условия равновесия рычага.








Тематическое планирование

Номер учебного занятия

Тема учебного занятия

Основное содержание учебного занятия

Виды учебной деятельности обучающихся

примечание

Введение (4 ч.)

1/1

Вводный инструктаж по ТБ.

Что изучает физика

Физические термины: тело, вещество, материя, физические тела, физические явления.

Объясняют, описывают физические явления, отличают физические явле-ния от химических явлений; проводят наблюдения физи-ческих явлений, анализируют и классифицируют их


2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Определение физической величины. Измерительные приборы. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с учётом погрешности.

Измеряют расстоя-ния, промежутки времени, темпера-туру; обрабаты-вают результаты измерений;опреде-ляют цену деления шкалы измеритель-ных приборов; пе-реводят значения физических вели-чин в СИ.


3/3

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Термины: отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления.

Находят цену деле-ния любого изме-рительного прибо-ра, представляют результаты измере-ний в виде таблиц; анализируют ре-зультаты по опре-делению цены де-ления измеритель-ного прибора, дела-ют выводы;работа-ют в паре; перево-дят значение физи-ческих величин в СИ, определять по-грешность изме-рения, записывать результат измере-ния с учетом по-грешности



4/4

Физика и техника.

Основные этапы в развитии физики, взаимосвязь физики и техники научно-технический прогресс, вклад учёных, деятелей в экономическое развитие России и Урала.

Выделяют основ-ные этапы развития физической науки и называют имена выдающихся уче-ных; понимают ро-ли ученых нашей страны в развитии современнойфизи-ки и влиянии на технический и социальный прогресс; определя-ют место физики как науки, делают выводы о развитии физической науки и ее достижениях; составляют план презентации


Первоначальные сведения о строении вещества(6 ч.)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

Опыты и явления, доказывающие, что вещества состоят из молекул.

Объясняют опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, схематически изображают молекулы, создают модели молекул воды и кис-лорода; определяют размер малых тел.


6/2

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Ознакомление со способом рядов.

Измеряют размеры малых тел методом рядов, различают способы измерения размеров малых тел; представляют результаты измерений в виде таб-лиц; выполняют исследовательский эксперимент по определению раз-меров малых тел, делают выводы; ра-ботают в группе


7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Явление диффузии, причины и закономерности этого движения.

Объясняют явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;приводит примеры диффузии в окружающем мире.



8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимодействия. Явление смачивания и несмачивания.

Проводят и объясняют опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;наблюдают и исследуют явления смачивания и несмачивания тел, объясняют данные явления на основании знаний о взаимодействия молекул


9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении вещества.

Три состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное.

Доказывают наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;приводят примеры практического ис-пользования свойств веществ в различных агре-гатных состояниях; используют полу-ченные знания в повседневнойжизни (быт, экология, охрана окру-жающей среды), выполняют ис-следовательские эксперименты по изучению свойств жидкостей,твердых тел и газов, анализируют и делают выводы


10/6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Опытные обоснования следующих положений: все вещества состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействующих между собой.

Решают качест-венные задачи разного уровня сложности


Взаимодействие тел( 22 ч)

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Понятия: механическое движение, виды движения, траектория, пройденный путь.

Определяют траек-торию движения тела; переводят основную единицу пути в км, мм, см, дм;различают рав-номерное и нерав-номерное движе-ние;доказывают относительность движения тела;определяют тело, относительно кото-рого происходит движение;исполь-зуют межпредмет-ные связи физики, географии, матема-тики; проводят экс-перимент по изу-чению механи-ческого движения, сравнивают опыт-ные данные, дела-ют выводы.


12/2

Скорость, единицы скорости.

Понятие скорости, средней скорости.

Рассчитывают ско-рость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;выра-жают скорость в км/ч, м/с;анали-зируют таблицу скоростей дви-жения некоторых тел;определяют среднюю скорость движения, графически изображают скорость,описывают равномерное движение;применяют знания из курса географии, математики, читают и строят графики зависимости пути и скорости движения


13/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь.

Представляют ре-зультаты измере-ний и вычислений в виде таблиц и графиков.Опреде-ляют путь, прой-денный телом при равномерном дви-жении, по формуле и с помощью гра-фиков. Находят время движения тела.Решают зада-чи разного уровня сложности


14/4

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

Закрепление понятий: скорость, средняя скорость, пройденный путь.

Представляют ре-зультаты измере-ний и вычислений в виде таблиц и графиков.Опреде-ляют путь, прой-денный телом при равномерном дви-жении, по формуле и с помощью гра-фиков. Находят время движения тела.Решают зада-чи разного уровня сложности


15/5

Явление инерции. Решение задач.

Явление инерции.

Приводят примеры проявления явле-ния инерции в быту;объясняют явление инерции; проводят исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Описывают явление взаимо-действия тел, объясняют опыты по взаимодействию тел и делают выводы, приводят примеры взаимодейст-вия тел, приводящих к изменению их скорости



16/6

Взаимодействие тел.

Явление отдачи.

Описывают явление взаимодействия тел, объясняют опыты по взаимодействию тел и делают выво-ды, приводят при-меры взаимодейст-вия тел, приводящих к изменению их скорости


17/7

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Понятия массы тела, знать устройство и принцип действия рычажных весов.

Определяют массу тела, применяют и вырабатывают практические навыки работы с приборами


18/8

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».


Взвешивают тело на учебных весах и с их помощью определяют массу тела, применяют и вырабатывают практические навыки работы с приборами, работают в паре.


19/9

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».


Измеряют объем тела с помощью измерительного цилиндра, анализи-руют результаты измерений и вычислений, дела-ют выводы;пред-ставляют резуль-таты измерений и вычислений в виде таблиц, работают в группе


20/10

Плотность вещества.

Понятие плотности вещества, её единиц измерения.

Определяют плот-ность вещества;анализируют таб-личные данные; переводят значение плотности из кг/м3 в г/см3; применяют знания из курса окружающего мира, математики, биологии


21/11

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

Понятие плотности вещества.

Измеряют плот-ность твердого тела с помощью весов и измерительного ци-линдра;анализи-руют результаты измерений и вычис-лений, делают вы-воды; составляют таблицы;работают в паре


22/12

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Вывод формулы для расчёта массы и объёма тела по его плотности.

Определяют массу (объем) тела по его объему (массе) и плотности;записы-вают формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности; рабо-тают с табличными данными.


23/13

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.


Систематизируют и обобщают знания по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества». Используют знания из курса матема-тики и физики при решении задач различного уровня сложности;анали-зируют результаты, полученные при решении задач.


24|14

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества».


Используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач.


25/15

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила – причина изменения скорости, модуль и направление силы, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела.

Графически, в масштабе изображают силу и точку ее приложения; определяют зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; анализируют опыты по столкновению шаров, сжа-тию упругого тела и делают выводы. Приводят примеры проявления тяготения в окружа-ющеммире;  находят точку приложе-ния и указывают направление силы тяжести


26/16

Сила упругости. Закон Гука.

Вес тела

Сила упругости. Деформация и её виды. Закон Гука для упругих деформаций.

Отличают силу упругости от силы тяжести; графически изображают силу упругости, показывают точку приложения и направление ее действия;объясняют причины возникновения силы упругости; приводят примеры видов деформации, встречающиеся в быту


27/17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Единицы силы.

Графически изображают вес тела и точку его приложения; рассчитывают силу тяжести и вес тела; находят связь между силой тяжести и массой тела; определяют силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести


28/18

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Знать устройство и принцип действия динамометра, виды динамометров.

Градуируют пружину, получают шкалу с заданной ценой деления; измеряют силу с помощью силомера, медицинского динамометра;различать вес тела и его массу;понимают принцип действия динамометра, весов,встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения без-опасности при их использовании


29/19

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Понятие равнодействующей сил.

Экспериментально находят равнодействующую двух сил; анализируют результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делают выводы;рассчитывают равнодействующую двух сил



30

Контрольная работа по итогам 1-го полугодия №2


Используют знания из курса физики,изученной ранее, при решении задач различного уровня сложности;анализируют результаты, полученные при решении задач


31/20

Сила трения. Трение скольжения, трение покоя.

Понятия: сила трения скольжения, покоя, качения. Знание техники безопасности при гололёде, листопаде, знания о тормозном пути.

Измеряют силу трения скольжения; называют способы увеличения и уменьшения силы трения;применяют, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объясняют явления, происходящие из-за наличия силы трения анализируют их и делают выводы


32/21

Трение в природе и технике.

Знать способы уменьшения и увеличения сил трения, устройство и принцип действия подшипников.

Объясняют влияние силы тренияв быту и технике; приво-дят примеры раз-личных видов тре-ния;анализируют, делают выводы.


Давление твёрдых тел, жидкостей и газов(23 ч.)

33/1

Давление. Единицы давления.

Знать понятие «давление тела на опору», знать единицы давления.

Приводят примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;вычисляют давление по известным массе и объёму;переводят основные единицы давления в кПа, гПа;проводят исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делают выводы.


34/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

Закрепление понятия давление. Знать о способах спасения провалившихся под лёд.

Приводят примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давле-ния; выполняют исследовательский эксперимент по изменению давления, анализируют его и делают выводы



35/3



Давление газа.

Закон Паскаля.

Знать причины возникновения давления в газах.

Знать различия в движении частиц, из которых состоят твёрдые тела, жидкости, газы; знать, как передаётся давление жидкостями и газами, знать закон Паскаля.

Отличают газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;объяс-няют давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;анализируют результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы Объясняют причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одина-ково;анализируют опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты


36/4

Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

Знать наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной, равенство давлений на одном и том же уровне, формулу расчёта давления внутри жидкости.

Выводят формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работают с текстом;составляют план проведение опытов


37/5

Решение задач.

Знать формулу ρ=ρж.gh и уметь её применять.

Решают задачи на расчет давления различного уровня сложности, в том числе и качественные.



38/6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Гидростатическое давление».


Решают задачи на расчет давления различного уровня сложности, в том числе и качественные.



39/7

Сообщающиеся сосуды.

Знать примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Приводят примеры сообщающихся со-судов в быту;проводят исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализируют ре-зультаты, делают выводы


40/8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почем существует воздушная оболочка земли.

Знать: условия существования земной атмосферы; явления, подтверждающие существования атмосферного давления.

Вычисляют массу воздуха;сравнивают атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объясняют влияние атмосферного давления на живые организмы;проводят опыты по обнаружению атмо-сферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализируют их результаты и делают выводы;применяют знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для рас-чета давления


41/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Знать, как измеряется атмосферное давление жидкостным термометром.

Вычисляют атмосферное давление;объясняют измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдают опыты по измерению атмосферного давления и делают выводы


42/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Знать назначение и устройство барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты, об высотомерах.

Измеряют атмосферное давление с помощью баро-метра-анероида;объясняют изменение атмосфер-ного давления по мере увеличения высоты над уров-нем моря;применяют знания из курса географии, биологии


43/11

Решение задач.

Знать формулы по теме, правила сообщающихся сосудов.

Использовать знания по теме при решении задач


44/12

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

Знать принцип устройства и действия жидкостного и металлического манометра, всасывающего жидкостного насоса.

Измеряют давление с помощью мано-метра;различают манометры по целям использова-ния; определяют давление с помощью манометра Приводят примеры применения поршневого жидкост-ного насоса используют полученные знания в повседневнойжизни (экология, быт, охрана окру-жающей среды).



45/13

Гидравлический пресс.

Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Приводят примеры применения гидравлического пресса


46/14

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Использовать знания по теме при решении задач


47/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Знать о причинах возникновения выталкивающей силы, знать, как направлена выталкивающая сила.

Доказывают, осно-вываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводят примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;применять знания о причинах возникно-вения выталкивающей силы на практике


48/16

Архимедова сила.

Знать легенду об Архимеде, формулу для расчёта архимедовой силы.

Выводят формулу для определения выталкивающей силы;рассчитывают силу Архиме-да; указывают причины, от которых зависит сила Архимеда;работают с текстом, обобщают и делают выводы;анализируют опыты с ведерком Архимеда


49/17

Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы»

Знать формулу для расчёта архимедовой силы.

Опытным путем обнаруживывают выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;опреде-ляют выталкива-ющую силу;рабо-тают в группе


50/18

Плавание тел.

Знать условия плавания тел.

Объясняют причи-ны плавания тел;приводят примеры плавания различ-ных тел и живых организмов;конст-руируют прибор для демонстрации гидростатического давления;применя-ют знания из курса биологии, геогра-фии, окружающего мира при объясне-нии плавания тел


51/19

Решение задач


Применяют знания из курса математи-ки, географии при решении задач


52/20

Плавание судов.


Объясняют условия плавания судов;

приводят примеры плавания и возду-хоплавания;объ-ясняют изменение осадки судна;при-меняют на практи-ке знания условий плавания судов и воздухоплавания.


53/21

Воздухоплавание.

Знать о подъёмной силе. Знать об охране окружающей среды вследствие полёта воздушных шаров, водного транспорта.

Объясняют условия воздухоплавания; приводят примеры воздухоплавания;


54/22

Повторение темы «Архимедова сила»

Знать основные понятия темы.

Применяют знания из курса математи-ки, географии при решении задач


55/23

Контрольная работа № 4 «Архимедова сила».


Используют знания из курса матема-тики и физики при решении задач различного уровня сложности;анали-зируют результаты, полученные при решении задач.


Работа и мощность. Энергия.(13 ч)

56/1

Механическая работа.

Знать формулу для расчёта работы, знать определение механической работы.

Определяют усло-вия, необходимые для совершения механической ра-боты переводят основные единицы работыв кДж, гДж, МДж; вычисляют механическую ра-боту.


57/2

Мощность. Единицы мощности.

Знать определение мощности, формулу для расчёта мощности.

Вычисляют мощ-ность по известной работе; приводят примеры единиц мощности различ-ных приборов и технических устройств;анализи-руют мощности различных прибо-ров;выражают мощность в раз-личных единицах; проводят иссле-дования мощности технических устройств, делают выводы


58/3


Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.


Знать виды простых механизмов, определение рычага, определение плеча силы, условия равновесия рычага.

.

Применяют усло-вия равновесия ры-чага в практиче-ских целях: подъем и перемещение гру-за; определяют пле-чо силы;решают графические задачи


59/4

Момент силы.

Знать определение момента сил, правило моментов, единицы момента сил

Приводят примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;работают с текстом, обоб-щают и делают выводы об условии равновесия рычага


60/5

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Знать устройство и действия рычагов, рычажных весов.

Проверяют опыт-ным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равно-весии;проверяют на опыте правило моментов;приме-няют практические знания при выяс-нении условий рав-новесия рычага, знания из курса биологии, матема-тики, технологии, работают в группе.


61/6

Применение равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики».

Знать устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков, иметь понятие о равенстве работ при использовании простых механизмов. Знать, в чём заключается «Золотое правило» механики.

Приводят примеры применения не-подвижного и по-движного блоков на практике;срав-нивают действие подвижногои не-подвижного бло-ков;работают с текстом учебника;анализируют опы-ты с подвижными неподвижным бло-ками и делают вы-воды


62/7

Решение задач.


Опытным путем определяютра-венство работ при использовании простых механиз-мов; работают в группе; анализи-руют опыты с простыми меха-низма и делают выводы


63/8

Центр тяжести тела. Условие равновесия тел


Центр тяжести тела. Нахождение центра тяжести различных твердых тел.Статика — раздел механики, изучающий усло-вия равновесия тел. Условия рав-новесия тел.


Находят центр тя-жести плоского тела;работают с текстом;анализи-руют результаты опытов по нахож-дению центра тя-жести плоского те-ла и делают выво-ды, устанавливают вид равновесия по изменению поло-жения центра тя-жести тела; при-водят примеры раз-личных видов рав-новесия, встреча-ющихся в бы-ту; применяют на практике знания об условии равновесия тел.


64/9

Коэффициент полезного действия.

Иметь понятие о полезной и полной работе, знать определение КПД.

Опытным путем устанавливают, что полезная работа, выполненная с по-мощью простого механизма, меньше полной;анализи-руют КПДраз-личных механиз-мов


65/10

Решение задач.


Применяют на практике знания об условии равновесия тел.



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

Иметь понятие об энергии и её видах.

Приводят примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работают с текстом;



66/11

Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.


приводят примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обла-дающих одновре-менно и потен-циальной и кине-тической энергией;


67/12

Обзорное повторение курса физики-7.

Знать основные понятия, изученные в курсе физика-7.

Используют знания из курса матема-тики и физики при решении задач различного уровня сложности;анали-зируют результаты, полученные при решении задач


68

Итоговая контрольная работа . №5


Используют знания из курса матема-тики и физики при решении задач различного уровня сложности;анали-зируют результаты, полученные при решении задач.






























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин.- 2-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2013. - 221.

  2. Сборник задач по физике: 7-9 класс: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/ А. В. Пёрышкин; Г.А. Лонцова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.-269. (серия «Учебно-методический комплект»)

  3. Дидактические материалы. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2013.

  4. Методическое пособие. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Н. В. Филонович.- М. Дрофа, 2013.

  5. Тесты. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ Н. К. Ханнанов, Т.А. Ханнанов.- М. Дрофа, 2013.

  6. «Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);

  7. авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.

  8. ЭОР, созданные учителем

  9. Собственные методические разработки.

  10. Лабораторное оборудование

























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ФИЗИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.

  2. Проводить опыты по наблюдению физических явлений и их свойств: выбирать оборудование в соответствии с целью исследования, собирать установку из имеющегося оборудования, описывать ход исследования, делать вывод по результатам исследования.

  3. Проводить прямые измерения физических величин: промежуток времени, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  4. Выбирать измерительный прибор с учетом его назначения, цены деления и пределов измерения прибора. Правильно составлять схемы включения измерительного прибора в экспериментальную установку. Считывать показания приборов с их округлением до ближайшего штриха шкалы. При необходимости проводить серию измерений в неизменных условиях и находить среднее значение. Записывать результаты измерений в виде неравенства х х, обозначать этот интервал на числовой оси, совпадающей по виду со шкалой прибора.В простейших случаях сравнивать точность измерения однородных и разнородных величин по величине их относительной погрешности.

  5. Проводить исследование зависимости физических величин, закономерности которых известны учащимся: указывать закон (закономерность), связывающий физические величины, конструировать установку, проводить прямые измерения величин, указывая показания в таблице или на графике, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, формулировать вывод о зависимости физических величин, оценивать значение и физический смысл коэффициента пропорциональности делать выводы по результатам исследования.

  6. Проводить косвенные измерения физических величин:при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений, по изученному закону или формуле определять физические величины, подлежащие прямому измерению, записывать результаты прямых измерений с учетом заданных абсолютных погрешностей измерений.

  7. Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся

  8. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия безопасного использования в повседневной жизни.Различать (указывать) примеры использования в быту и технике физических явлений и процессов.Объяснять (с опорой на схемы, рисунки и т.п.) принцип действия машин, приборов и технических устройств и условия их безопасного использования в повседневной жизни.

  9. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные издания (на бумажных и электронных носителях и ресурсы Internet). При чтении научно-популярных текстов отвечать на вопросы по содержанию текста. Понимать смысл физических терминов при чтении научно-популярных текстов.Понимать информацию, представленную в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм и преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. Применять информацию из текстов физического содержания при выполнении учебных задач.

  10. Распознавать физические явления по его определению, описанию, характерным признакам. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления.Объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления.Приводить примеры использования явления на практике (или проявления явления в природе).

  11. Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины; при описании, верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

  12. Анализировать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы и принципы; при этом словесную формулировку закона и его математическое выражение.Различать словесную формулировку и математическое выражение закона.Применять закон для анализа процессов и явлений.

  13. Применять законы и формулы для решения расчетных задач с использованием 1 формулы: записывать краткое условие задачи, выделять физическую величину, необходимую для ее решения и проводить расчеты физической величины.Применять законы и формулы для решения расчетных задач, с использованием не менее 2 формул: записывать краткое условие задачи, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения и проводить расчеты физической величины.



























СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ФИЗИКИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Контроль и оценка результатов является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, формы организации), должен соответствовать современным требованиям развития общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Такая система позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Система контроля ставит не только цель проверки знаний и выработку умений и навыков по конкретной теме, а определяет более важную социальную задачу: развить у обучающихся умений проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Контроль и оценка в общеобразовательной школе имеют несколько функций: социальная, образовательная, воспитательная, эмоциональная, информационная и функция управления.

Выделяют следующие виды контроля: текущий, тематический и итоговый.

Формы и методы контроля: устный опрос, письменная контрольная работа и практическая работа.

Оценка устных ответов обучающихся.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

«5» ставится:

  • если обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;

  • показал умение обучающегося иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их при выполнения практических заданий;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов.

«4» ставится:

  • если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков;

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа.

«3» ставится:

  • если обучающийся неполно и непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умении достаточны для дальнейшего усвоения программного материала;

  • если у обучающегося имелись затруднения или им были допущены ошибки в определении понятия, использовании информационной терминологии, выкладках, исправленные после нескольких вопросов учителя;

  • если обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.

«2» ставится:

  • если обучающийся не раскрыл основное содержание учебного материала;

  • обнаружил не знание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допустил и не исправил даже после наводящих вопросов учителя ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, выкладках;

  • обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить на один из поставленных вопросов.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

«5» ставится:

  • работа выполнена полностью, нет пробелов и ошибок (возможна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

«4» ставится:

  • работа выполнена полностью, но допущена ошибка или есть два недочета в решении задачи.

«3» ставится:

  • в работе допущено более одной ошибки или двух-трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

«2» ставится:

  • в работе допущены существенные ошибки, выявившие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере или, если работа показала полное их отсутствие и значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Оценка практических (лабораторных) работ, опытов.


«5» ставится:

если обучающийся:

  • правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из

  • опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

  • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

  • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

«4» ставится:

если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точностиизмерений;

  • было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета;

  • эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

«3» ставится:

если обучающийся:

  • правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  • подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  • допускает грубую ошибку, которая исправляется по требованию учителя.

«2» ставится:

если обучающийся:

  • не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  • в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

  • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 


Оценка тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

Отлично

69-84%%

Хорошо

50-68%%

Удовлетворительно

менее 50 %

Неудовлетворительно


Оценка умений проводить наблюдения.


«5» ставится:

если обучающийся:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

«4» ставится:

если обучающийся:

  • правильно по заданию учителя провел наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное;

  • допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3» ставится:

если обучающийся:

  • допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию

  • учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

  • 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

«2» ставится:

если обучающийся:

  • допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

  • допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа учебного предмета физика - 7 по ФГОС

Автор: Сергеева Валентина Вячеславовна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа для сельских школ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-dlia-siel-skikh-shkol-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "238926"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670213"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа учебного предмета «Физика» (ФГОС ООО, 8 класс)"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaiaproghrammauchiebnoghopriedmietafizikafgosooo8klass"
    ["file_id"] => string(6) "337752"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468957846"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание (физика)» ОПОП начального профессионального образования по профессии 100114.01 "Официант, бармен". "
    ["seo_title"] => string(160) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-iestiestvoznaniie-fizika-opop-nachal-nogho-profiessional-nogho-obrazovaniia-po-profiessii-100114-01-ofitsiant-barmien"
    ["file_id"] => string(6) "113244"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1409600759"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для сельских школ. 5 класс. ФГОС (начало) "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-siel-skikh-shkol-5-klass-fgos-nachalo"
    ["file_id"] => string(6) "130265"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415869984"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства