Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная физика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная физика"
Программа направлена на развитие интереса к физике. В яркой, занимательной форме рассматриваются физические парадоксы, развивающие качественные и расчетные задачи.
,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Занимательная физика"»
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся
по физике в 7 классе
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей во внеурочной деятельности по физике в 7 классе
Целью курса является:
развивать интерес к физике
расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника,
раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Задачами курса является:
развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и
выполнять творческие задания;
овладение методами научных исследований, освоение способов анализа
экспериментальных данных.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочнойдеятельности по физике
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
у учащихся могут быть сформированы:
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
учащиеся получат возможность научиться:
монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
II. Содержание курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе
Раздел I
«Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени» (5 ч)
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.
Практическая работа: Измерение длины , ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.
Урок- защита проектов
Раздел II
«Движение и силы» (12ч)
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!
Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
Решение задач на равноускоренное движение.
Трение в природе и технике.
Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач
Невесомость. Выход в открытый космос.
С какой силой давят ножки стола?
Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
Раздел III
«Работа и мощность. Энергия» (8ч)
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.
Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно
Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач
Практическая работа: Действие водяной турбины.
Условия равновесия тел. Решение задач
Урок- защита проектов
Раздел IV
« Звуковые явления» (4ч)
Кто-то там крадется в полной тишине?
Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера
Решение расчетных и качественных задач
Урок- защита проектов
Раздел V
«Световые явления» (5ч)
Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?
Решение расчетных и качественных задач
Проектная работа: «Радуга»
Проектная работа: « Гало»
Проектная работа: «Живой свет»
Раздел VI
Заключительные занятия (1ч)
Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
Основные формы организации занятий:
решение расчетных, качественных и экспериментальных задач
занимательные опыты;
познавательные игры;
выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой;
выполнение проектов
III. Тематическое планирование
№п/п
Тема
Количество часов
1
Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени
5
2
Движение и силы
12
3
Работа и мощность. Энергия
8
4
Звуковые явления
4
5
Световые явления
5
6
Заключительные занятия
1
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Дата
Тема занятия
Примечание
1
Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования
2
Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними
3
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная
4
Практическая работа :Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.
5
Урок- защита проектов
6
Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!
7
Практическая работа: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
8
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
9
Решение задач на равноускоренное движение.
10
Решение задач на расчет плотности вещества
11
Практическая работа: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
12
Трение в природе и технике.
13
Решение задач на силы
14
Невесомость. Выход в открытый космос.
С какой силой давят ножки стола?
Практическая работа: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач
15
Невесомость. Выход в открытый космос
16
Решение задач
17
Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
18
Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.
19
Практическая работа: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач
20
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
21
Практическая работа: Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно
22
Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка.
23
Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач
24
Практическая работа: Действие водяной турбины.
25
Урок- защита проектов
26
Кто-то там крадется в полной тишине?
27
Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера
28
Решение расчетных и качественных задач
29
Урок- защита проектов
30
Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы
31
Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?
Решение расчетных и качественных задач
32
Проектная работа: «Радуга»
33
Проектная работа: « Гало»
34
Проектная работа: «Живой свет»
35
Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.