Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 9 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) (Составители В.А. Коровин, В.А. Орлов) и авторской программы Е.М. Гутник, А.В Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
Данная программа используется для УМК Перышкина А.В., Гутник Е.М., утвержденного Федеральным перечнем учебников.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о механических и тепловых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
2. Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний. При решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
4. Воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физики входят:
- дать учащимся систему первоначальных знаний по физике.
- дать представление о методах, применяемых в научных исследованиях по физике, способствовать овладению этими методами.
- способствовать развитию мышления школьников. Прививать им умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации.
- воспитывать чувство патриотизма.
- осуществлять подготовку к общественно-полезному, производительному труду и выбору профессии. Помочь учащимся вплотную подойти к овладению определенной профессией.
- обеспечить сознательный выбор путей дальнейшего продолжения образования. Усилить воспитательную направленность изучения курса физики.
Учебно-методический комплект:
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В.Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Предусмотрены 5 тематические контрольные работы и 1 итоговая; 9 лабораторных работ.
Учебно-тематический план
№ раздела
Наименование темы
Количество часов
Общее количество часов
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
1
Законы взаимодействия и движения тел
26
2
2
2
Механические колебания и волны. Звук
10
1
2
3
Электромагнитное поле
17
1
2
4
Строение атома и атомного ядра. Использование е энергии атомных ядер
11
1
3
Повторение
6
1
ИТОГО
70
6
9
Содержание тем учебного курса
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук (10 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость света. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторные работы.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (17 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстоянии. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы.
Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение простого и линейчатого спектров.
Строение атома и атомного ядра (11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и Звезд.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Итоговое повторение (6 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физически законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
6. ГИА 2011. Физика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
7. ГИА-2013. Физика. 9 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. – Москва: Астрель, 2013.
8. Рабочие программы по физике. 7-11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – 2-е изд., стереопит. – М.: Планета, 2011.
9. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
§ учебника
Примерные сроки изучения
Фактически
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
1
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.
1
2.09-7.09
2
Траектория, путь и перемещение.
2, 3
3
Прямолинейное равномерное движение.
4
9.09-14.09
4
Графическое представление движения.
4
5
Прямолинейное равноускоренное движение.
5, 6
16.09-21.09
6
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
7, 8
7
Решение графических задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение».
23.09-28.09
8
Решение комбинированных задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение».
9
Относительность механического движения.
9
30.09-5.10
10
Оценка погрешности измерений.
11
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
7.10-12.10
12
Контрольная работа № 1 по теме «Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение»
13
Первый закон Ньютона.
10
14.10-19.10
14
Второй закон Ньютона. Следствие из второго закона Ньютона.
11
15
Третий закон Ньютона. Следствие из третьего закона Ньютона.
12
21.10-26.10
16
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Лабораторная работа № 2 «Исследование ускорения свободного падения».
13, 14
17
Решение задач по теме «Свободное падение тел».
28.10-2.11
18
Закон всемирного тяготения.
15
19
Сила тяжести и ускорение свободного падения.
16
11.11-16.11
20
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
18, 19
21
Решение задач на движение по окружности.
18.11-23.11
22
Искусственные спутники Земли.
20
23
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
21
25.11-30.11
24
Реактивное движение.
22
25
Вывод закона сохранения механической энергии.
23
2.12-7.12
26
Контрольная работа № 2 по теме «Законы динамики»
Механические колебания и волны. Звук (10 часов)
27
Свободные и вынужденные колебания. Колебательные системы. Маятник.
24, 25
9.12-14.12
28
Величины, характеризующие колебательное движение. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний от длины нити»
26
29
Превращение энергии при колебаниях. Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от коэффициента упругости»
28, 29, 30
16.12-21.12
30
Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн.
31, 32, 33
31
Звуковые волны.
34
23.12-28.12
32
Высота и тембр звука. Громкость звука.
35, 36
33
Распространение звука. Скорость звука.
37, 38
13.01-18.01
34
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
39, 40
35
Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»
20.01-25.01
36
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Электромагнитное поле (17 часов)
37
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
42, 43
27.01-1.02
38
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
44
39
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
45
3.02-8.02
40
Индукция магнитного поля.
46
41
Магнитный поток. Опыты Фарадея.
47
10.02-15.02
42
Явление электромагнитной индукции.
48
43
Лабораторная работа № 5 «изучение явления электромагнитной индукции»
17.02-22.02
44
Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
49, 50
45
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.
51
24.02-1.03
46
Электромагнитное поле.
52
47
Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
53
3.03-8.03
48
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
54, 55, 56
49
Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.
58, 59
10.03-15.03
50
Дисперсия света. Типы оптических спектров. Происхождение линейчатых спектров.
60, 62
51
Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения»
17.03-22.03
52
Решение задач по теме «Электромагнитное поле».
53
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»
31.03-5.04
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 часов)
54
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
65
31.03-5.04
55
Модели атомов. Опыт Резерфорда.
66
7.04-12.04
56
Радиоактивные превращения атомных ядер.
67
57
Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона.
68, 69, 70
14.04-19.04
58
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
71, 72
59
Энергия связи. Дефект масс.
73
21.04-26.04
60
Деление ядер урана. Дефект масс. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
74, 75
61
Ядерный реактор. Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
76
28.04-3.05
62
Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Лабораторная работа № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром ».
77, 78
63
Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра».
79
5.05-10.05
64
Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
Итоговое повторение (6 часов)
65
Повторение материала по теме «Взаимодействие тел».
12.05-17.05
66
Повторение материала по теме «Законы динамики».
67
Повторение материала по теме «Механические колебания и волны. Звук».
19.05-24.05
68
Повторение материала по теме «Электромагнитное поле».
69
Повторение материала по теме «Строение атома и атомного ядра».
26.05-31.05
70
Итоговая контрольная работа по курсу физики 9 класса
object(ArrayObject)#894 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа Физика- 7 класс в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, ДНР. "
["seo_title"] => string(123) "rabochaia-proghramma-fizika-7-klass-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-k-riezul-tatam-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-dnr"
["file_id"] => string(6) "245633"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1446156695"
}
}