Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7 класса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛБОТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор МБОУ
Долботовская СОШ
_________/Е.П. Лазаренко
ФИО
Приказ №________
«____»____________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
7 класс
учителя Лобановской Валентины Анатольевны
Согласовано
Зам. Директора по УВР
МБОУ – Долботовская СОШ
_____________ / Е.В. Ашитко
___________20 г.
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №____ от ____________г.
Руководитель МО __________ / Р.А. Сорокина
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №____ от____________г.
2017-2018 учебный год
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творчески х
способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания при роды, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в при обретении новых знаний и практически х умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам об учения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
В результате изучения физики обучающийся 7 класса должен:
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения и силы нормального давления;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности, использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
Содержание учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы.
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
- свободное падение тел
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
Эксперименты
- измерение расстояний
- определение цены деления шкалы измерительного прибора
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины (проект)
- измерение времени между ударами пульса
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- измерение размеров малых тел
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой, кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время, когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект)
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Внеурочная деятельность
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу. Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина.
Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Эксперименты
- измерение массы тела
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
- исследование условий равновесия рычага
- измерение Архимедовой силы
Внеурочная деятельность
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома, сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п (мини – проект)
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение
- получение мыльных пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму
- дома на боковой стороне высокой банки из -под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3 6 и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы проследите за струйками объясните.
- изготовление фонтана
- зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- сконструировать автоматическую поилку для кур
- определение плотности собственного тела
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)
Механическая работа. Энергия.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Демонстрации
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини-проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе.
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, Э. Торичелли, Архимед.
Подготовка сообщений по заданной теме:
Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях.
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни, перспектива использования или обреченность.
Тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Количество часов
По плану
Фактически
Раздел 1 Введение Физика и физические методы изучения природы.
3
1
Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
1
2
Физические величины и их измерение. Физика и техника.
1
3
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
1
Раздел 2 Первоначальные сведения о строении вещества.
6
4
Строение вещества. Молекулы.
1
5
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
1
6
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
1
7
Взаимное притяжение молекул. Притяжение и отталкивание молекул.
1
8
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых, жидких и газообразных
веществ.
1
9
Обобщающий урок «Первоначальные сведения о строении
вещества».
1
Раздел 3 Взаимодействие тел.
23
10
Механическое движение Равномерное и неравномерное движение. Понятие материальной точки.
1
11
Скорость в механическом движении. Единицы скорости.
1
12
Расчет пути и времени движения. Решение качественных и
графических задач.
1
13
Явление инерции. Решение качественных задач на инерцию.
1
14
Взаимодействие тел.
1
15
Масса тела. Единицы массы. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
16
Плотность вещества.
1
17
Расчет массы и объема тела по его плотности.
1
18
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
1
19
Решение задач по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
1
20
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».
1
21
Контрольная работа. № 1 «Механическое движение. Масса. Плотность вещества».
1
22
Сила. Сила- причина изменения скорости.
1
23
Явление тяготения. Сила тяжести.
1
24
Сила упругости. Закон Гука
1
25
Решение задач по теме «Силы тяжести и упругости».
1
26
Вес тела. Динамометр.
1
27
Единицы силы. Связь между силой и массой тела.
1
28
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины».
1
29
Графическое изображение силы. Сложение сил.
1
30
Сила трения. Виды сил трения. Силы трения в природе и
технике.
1
31
Решение задач по теме «Силы в механике».
1
32
Контрольная работа № 2 «Силы в механике».
1
Раздел 4 Давление твердых тел, жидкостей и газов.
21
33
Давление и сила давления. Единицы давления.
1
34
Способы изменения давления.
1
35
Давление в природе и технике.
1
36
Давление газа.
1
37
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
1
38
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
1
39
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
1
40
Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, в жидкостях и газах».
1
41
Сообщающиеся сосуды, их применение. Устройство шлюзов.
1
42
Вес воздуха. Атмосферное давление.
1
43
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
1
44
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
1
45
Манометры. Поршневой и жидкостный насосы. Гидравлический пресс.
1
46
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
1
47
Архимедова сила. Закон Архимеда.
1
48
Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
1
49
Решение задач на закон Архимеда.
1
50
Плавание тел.
1
51
Решение задач по теме «Плавание тел».
1
52
Плавание судов. Воздухоплавание.
1
53
Контрольная работа № 4 «Давление жидкостей и газов. Закон Архимеда».
1
Раздел 5 Механическая работа. Энергия.
9
54
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности.
1
55
Простые механизмы.
1
56
Равновесие сил на рычаге. Момент силы.
1
57
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий равновесия рычага».
1
58
Блоки. «Золотое правило механики»
1
59
Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости».
1
60
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
1
61
Превращение одного вида энергии в другой.
1
62
Контрольная работа № 5 «Работа. Мощность. Энергия».
1
Повторение.
8
63
Повторение материала по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
1
64
Повторение материала по теме «Взаимодействие тел».
1
65
Повторение материала по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
1
66
Повторение материала по теме «Механическая работа. Энергия».
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа Физика- 7 класс в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, ДНР. "
["seo_title"] => string(123) "rabochaia-proghramma-fizika-7-klass-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-k-riezul-tatam-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-dnr"
["file_id"] => string(6) "245633"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1446156695"
}
}