Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений – базовая подготовка, входящей в состав укрупненной группы специальностей 18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технология аналитического контроля химических соединений
Базовая подготовка
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений – базовая подготовка, входящей в состав укрупненной группы специальностей 18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла ППССЗ СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования специальности 18.02.06 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика», рекомендованных ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015г.).
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
условия реализации учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений – базовая подготовка, входящей в состав укрупненной группы специальностей 18.00.00 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл, является базовой по выбору из обязательной предметной области "Естественные науки".
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели:
- формирование представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира;
- понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- овладение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;
- уверенное пользование физической терминологией и символикой;
- овладение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
- умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- формирование умения решать физические задачи;
- формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;
- формирование собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Основные задачи:
- формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, имеющих не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение;
- развитие умений наблюдать и объяснять физические явления;
- соблюдение правил техники безопасности при работе в лаборатории физики и на рабочем месте; необходимость охраны окружающей среды;
- развитие интереса к физике как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование диалектико-материалистического понимания окружающего мира;
- закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых умений предусмотрено проведением лабораторных работ, организованных в подгруппах и проводимых с применением современного оборудования, при этом предусмотрено проведение виртуальных лабораторных работ;
- формирование более сложных видов деятельности, в том числе творческой, предусмотрено выполнением самостоятельных работ, при этом обучающиеся учатся объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры использования полученных знаний в профессиональной деятельности, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, а также готовятся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.
Для улучшения усвоения учебного материала применяются традиционные и современные средства обучения: ИКТ и интерактивные технологии; дифференцированный подход; личностно-ориентированные технологии, модульно - компетентностный подход.
Особое внимание уделяется установлению междисциплинарных связей и профессиональной направленности дисциплины, освоению студентами интеллектуальной и практической деятельностью; овладению знаниями, умениями и компетенциями, необходимыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие физической величины, системы единиц СИ, применение физических экспериментов для подтверждения теории;
- законы движения, законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии, закон механических колебаний;
- основные положения МКТ, объединенный газовый закон, изопроцессы в газах, агрегатные состояния вещества, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Принципы работы тепловых двигателей. Опасность загрязнения окружающей среды;
- понятия электрических зарядов, электрического и магнитного полей, закон Кулона, методы электростатической защиты, понятие тока, закон Ома, понятие потенциала и напряжения, основы техники безопасности при работе с электроприборами, устройство и принцип работы электрических приборов. Законы геометрической оптики, законы освещенности, оптическая система глаза, законы геометрической, волновой и квантовой оптики;
- законы фотоэффекта, постулаты Бора, модель атома Резерфорда. Методы регистрации элементарных частиц;
- этапы эволюции Вселенной и солнечной системы, теория большого взрыва.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний, оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты (броуновского движение, диффузия), выдвигать гипотезы и строить модели (модель идеального газа), применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ (измерение влажности воздуха, поверхностного натяжения жидкости, рост кристаллов); знать и уметь объяснять механические явления в природе (водяной обмен в природе, принципы отопления помещений, теплообмен и тепло затраты); оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- выполнять эксперименты (сбор электрических цепей, изучение явление электромагнитной индукции, дифракция и интерференция в тонких линзах),
выдвигать гипотезы и строить модели (модель электронного газа, модель ЭМВ, построение изображений в зеркалах и линзах, расчет параметров освещенности), применять полученные знания для объяснения разнообразных электромагнитных явлений и свойств веществ; знать и уметь объяснять электромагнитные явления в природе; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- применять модели физических явлений для объяснения физических свойств веществ и процессов, оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных физ. явлений, оценивать достоверность естественнонаучной информации.
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1.Личностные результаты:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Предметные результаты:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 147 часов, в том числе:
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель строения твердых тел Аморфные вещества и жидкие кристаллы.
2
1, 2
Лабораторная работа №3. «Определение влажности воздуха».
2
Самостоятельная работа
Написание опорного конспекта «Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание»
1
Тема 2.2
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура и ее измерение.
Скорость молекул газа. Давление газа. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
2
1, 2
Лабораторная работа №4. «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».
2
Лабораторная работа №5. «Определение плотности тел правильной формы».
2
Тема 2.3
Уравнение состояния идеального газа.
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул. Уравнение Клапейрона - Менделеева. Изопроцессы в газах.
2
1, 2
Лабораторная работа №6. «Определение коэффициента линейного расширения».
2
Лабораторная работа №7. «Проверка объединенного газового закона».
2
Самостоятельная работа
Создание презентации «Методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов».
2
Тема 2.4
Основы термодинамики
2
1, 2
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
Самостоятельная работа
Подготовка доклада «Использование свойств газов в технике»
1
Тема 2.5
Принцип действия тепловых двигателей.
Необратимость тепловых процессов (второй закон термодинамики). Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.
2
1, 2
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
2
1, 2
Лабораторная работа №8. «Определение КПД нагревателя».
2
Практическое занятие №2. Решение задач по теме «Уравнение Клапейрона - Менделеева. Изопроцессы в газах Применение первого закона термодинамики к изопроцессам Коэффициент полезного действия тепловых двигателей».
2
Самостоятельные работы
1. Подготовка доклада «Сжижение газа. Использование в технике»
2
2. Выполнение доклада «Основные свойства природных газов»
2
3. Создание презентации «Вечный двигатель»
2
Раздел 3.
Электродинамика
69
Тема 3.1
Электростатика
Взаимодействие заряженных тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.
2
1, 2
Тепловое действие электрического тока. Работа и мощность электрического тока.
2
1, 2
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. Полупроводниковые приборы.
2
1, 2
Лабораторная работа №12. «Последовательное и параллельное соединение проводников».
2
2
Лабораторная работа №13. «Исследования зависимости мощности от напряжения».
2
Лабораторная работа №14. «Изучение свойств полупроводников».
2
Практическое занятие №3. Решение задач по теме « Законы Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников»
2
Самостоятельные работы
1. Создание презентации « Использование электролиза в технике»
1
2. Написание опорного конспекта «Техника безопасности в обращении с электрическим током»
1
3. Создание презентации «Транзистор»
1
Тема 3.3
Магнитное поле
Постоянные магниты. Сила Ампера. Индукция магнитного поля.
2
1, 2
Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
2
1, 2
Самостоятельные работы
1.Подготовка доклада «Принцип действия электродвигателя».
1
2.Написание опорного конспекта «Магнитное поле Земли. Радиационные пояса Земли»
1
Тема 3.4
Явление электромагнитной индукции
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
4.Создание презентации «Изобретение радио Поповым»
1
Раздел 4.
Строение атома и квантовая физика
14
Тема 4.1
Кванты.
Гипотеза Планка о квантах.
2
1, 2
Фотоэлектрический эффект.
2
1, 2
Самостоятельные работы
1. Выполнение реферата «Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта»
1
Тема 4.2
Строение атома.
Планетарная модель и модель Бора. Квантование энергии.
2
1, 2
Лабораторная работа №20. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
2
Самостоятельная работа
Выполнение реферата «Модели атомов»
1
Тема 4.3
Строение атомного ядра.
Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика.
2
1, 2
Практическое занятие №5. Решение задач по теме « Фотоэлектрический эффект. Энергия связи. Связь массы и энергии».
1
Самостоятельная работа
Выполнение реферата «Волновые и корпускулярные свойства света»
1
Раздел 5.
6
Эволюция Вселенной
Тема 5.1
Солнечная система
Наша Галактика и место солнечной системы в ней.
2
1, 2
Самостоятельная работа
Создание презентации «Солнечная активность и ее влияние на Землю»
1
Тема 5.2
Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2
1, 2
Самостоятельная работа
Создание презентации «Эволюция и энергия горения звезд»
1
Всего:
147
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное компьютерной техникой
- посадочные места по количеству обучающихся
- методические указания по выполнению практических работ
- электронные учебники
- комплект учебных таблиц и плакатов
- наглядные пособия
- контрольно-измерительные материалы;
- лицензированная операционная система Windows
- лицензированный Office
- лицензированная антивирусная программа.
Технические средства обучения:
- компьютер
- принтер
- проектор
- калькуляторы
- экран.
3.2. Интерактивные методы обучения
Методы активизации:
- методы ИКТ
- работы в команде
- Case-study
- деловые игры
- проблемное обучение
- контекстное обучение
- обучение на основе опыта
- индивидуальное обучение
- междисциплинарное обучение
- опережающая самостоятельная работа.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Е.И. Дмитриева, Л.Д. Иевлева, Л.С. Костюченко Физика в примерах и задачах. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 512 с.
В.Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 256 с.
Дополнительные источники:
В.Ф. Дмитриева Физика: учебник для студентов образовательных учреждений сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 464 с.
2. И.С. Козлова, Ю.В. Щербакова Физика: учебное пособие для средних учебных заведений, Д: Феникс, 2012.- 409 с.
Интернет-ресурсы:
Сайт Федерального института развития образования (ФИРО) (электронные ресурсы), режим доступа: http://firo.ru/
Сайт учебно-методического центра профессионального образования (электронные ресурсы), режим доступа: http://www.umcpo.ru/
Всероссийский портал открытого образования (электронные ресурсы), режим доступа: http://www.open-edu.ru/
Физика.ru (электронные ресурсы), режим доступа: http://www.fizika.ru/
Занимательная физика в вопросах и ответах (электронные ресурсы), режим доступа: http://elkin52.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний, оценивать достоверность естественнонаучной информации
- оценка результатов физического диктанта
- оценка выступления обучающегося на занятиях
- оценка результатов фронтального опроса
- оценка результатов защиты реферата
- оценка результатов тестирования.
- проверка умения индивидуально работать с электронным учебником
- проверка умения самостоятельно работать с учебной и справочной литературой
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты (броуновского движение, диффузия), выдвигать гипотезы и строить модели (модель идеального газа), применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ (измерение влажности воздуха, поверхностного натяжения жидкости, рост кристаллов); знать и уметь объяснять механические явления в природе (водяной обмен в природе, принципы отопления помещений, теплообмен и тепло затраты); оценивать достоверность естественнонаучной информации.
- проверка умения индивидуально работать с электронным учебником
- оценка результатов письменной практической работы
- оценка защиты реферата
- оценка результатов тестирования
- оценка умения составлять и решать качественные задачи
выполнять эксперименты (сбор электрических цепей, изучение явление электромагнитной индукции, дифракция и интерференция в тонких линзах), выдвигать гипотезы и строить модели (модель электронного газа, модель ЭМВ, построение изображений в зеркалах и линзах, расчет параметров освещенности), применять полученные знания для объяснения разнообразных электромагнитных явлений и свойств веществ; знать и уметь объяснять электромагнитные явления в природе; оценивать достоверность естественнонаучной информации.
- оценка результатов и вывода лабораторной работы
- оценка защиты реферата
- оценка подготовки доклада
- оценка умения составлять и решать задачи прикладного и практического
содержания
применять модели физических явлений для объяснения физических свойств веществ и процессов, оценивать достоверность естественнонаучной информации.
- оценка результатов физического диктанта
- оценка работы на практических занятиях
- оценка результатов фронтального опроса
- оценка результатов защиты реферата.
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений, оценивать достоверность естественнонаучной информации
- оценка защиты реферата
- оценка подготовки доклада
- проверка умения самостоятельно работать с учебной и справочной литературой
- оценка умения писать опорный конспект
Знания:
понятие физической величины, системы единиц СИ, применение физических экспериментов для подтверждения теории
- оценка результатов фронтального опроса
- оценка результатов устного зачета
- оценка результатов письменного зачета
- оценка подготовки презентации,
- оценка защиты реферата
законы движения, законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии, закон механических колебаний
- оценка самостоятельной работы с учебной и справочной литературой
- оценка результатов тестирования
- оценка умения решать вариативные задачи
основные положения МКТ, объединенный газовый закон, изопроцессы в газах, агрегатные состояния вещества, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, свойства жидкостей и твердых тел.Законы термодинамики. Принципы работы тепловых двигателей. Опасность загрязнения окружающей среды
- оценка результатов фронтального опроса
- оценка результатов устного зачета
- оценка результатов письменного зачета
- оценка подготовки презентации
- оценка защиты реферата
понятия электрических зарядов, электрического и магнитного полей, закон Кулона, методы электростатической защиты, понятие тока, закон Ома, понятие потенциала и напряжения, основы техники безопасности при работе с электроприборами, устройство и принцип работы электрических приборов.
Законы геометрической оптики, законы освещенности, оптическая система глаза, законы геометрической, волновой и квантовой оптики.
- оценка умения писать опорный конспект
- оценка подготовки презентации
- оценка защиты реферата
- оценка самостоятельной работы с учебной и справочной литературой
законы фотоэффекта, постулаты Бора, модель атома Резерфорда. Методы регистрации элементарных частиц
- оценка умения писать опорный конспект
- оценка подготовки презентации
- оценка защиты реферата
этапы эволюции Вселенной и солнечной системы, теория большого взрыва