kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «Физика в биологии и в медицине» элективный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Физика в биологии и медицине" дает возможность межпредметной интеграции двух наук : физики и биологии. Позволяет решать задачи и получать новые знания из смежных наук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Физика в биологии и в медицине» элективный курс»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»




 







 

Рабочая программа


«Физика в биологии и в медицине»

элективный курс


7 класс

класс


третий

уровень


Срок реализации: 1 год




Составитель программы

Ярош Е.И

ФИО учителя

учительфизики

должность

первая квалификационная категория

квалификационная категория











2015-2016 г.










Пояснительная записка


Адаптированная программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа элективного курса:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

- Устав Муниципального казенного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»;

- Положение о курсах по выбору компонента образовательного учреждения.

Данная адаптированная программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» составлена на основе авторской программы: «Элементы биофизики». Автор программы – Н.И.Зорин. «Вако» М. 2007г

Программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Дает возможность меж предметной интеграции двух предметов естественного цикла- физики и биологии. Позволяет решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний, определяет содержание и организацию образовательного процесса на втором уровне обучения и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Адаптированная программа элективного курса  «Физика в биологии и в медицине» для учащихся 7 классов  определяет содержание и организацию образовательного процесса на втором уровне обучения и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Цель курса: – показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний.

Задачи курса:

- показать единство законов природы;

- ознакомление с физическими методами воздействия и исследования в биологии и медицине;

- развитие способностей применять знания, используя средства предметной интеграции;

- повышение интереса к предмету.

Теория курса способствует расширению кругозора учащихся, развитию логического мышления, позволяет решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний. Отличительной особенностью этого курса является развитие творческих способностей, логического мышления, интереса к предмету на основе меж предметной связи физики и биологии.

Практическая часть создаёт условия, при которых учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают исследовательские умения и творческие способности, умение проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное.

В каждом разделе курса имеются задания для систематизации знаний по физике; задания, которые позволяют выразить собственное мнение по жизнедеятельности живых организмов в связи физики и биологии.

Основные формы организации учебной деятельности на протяжении всего курса: лекции, чтение поисковое, детальное и с извлечением основной информации, парная и групповая работа.

В ходе изучения данного элективного курса создаются условия для приобретения следующих умений и навыков у учащихся 7 классов:


·       участие в дискуссиях;

·       работа с источниками информации;

·       подготовка сообщений, презентаций, докладов;

·       использование новых информационных технологий и т.д.).


Содержание курса

Вводная беседа (1ч).

Физические методы в биологии. Физические закономерности в жизни живых существ. Главное содержание бионики.

Тема 1. Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (11ч).

Диффузия в процессах дыхания и питания. Закон сохранения и превращения энергии в живой природе. Метаболизм у людей и животных. Роль теплопередачи. Температура и ее измерение. Роль поверхностных и капиллярных явлений в организмах. Значение испарения и конденсации.

Тема 2. Кинематика и динамика живых организмов (10ч).

Скорости и ускорения, наблюдаемые в разных процессах. Трение в живой природе. Реактивное движение в живой природе.

Рычаги в живой природе. Роль архимедовой силы в жизни растений и животных. Кровяное давление и его измерение.

Тема 3. Элементы биофизики при изучении колебаний и волн. (6ч)

Восприятие колебательных процессов в животном мире. Слуховой и голосовой аппарат человека. Звуки, сопровождающие работу сердца, легких. Ультразвук в биологии.

Тема 4. Оптика и живая природа (5ч).

Оптические приборы и их устройство, роль применения в медицине. Строение глаза человека и дефекты зрения. Зрение представителей животного мира. Чувствительность глаза. Зрение пчелы. Хемилюминесценция



.


Планируемые результаты обучения:


-  оценивать собственное продвижение в развитии знаний, умений, навыков;


-  уметь грамотно и лаконично излагать собственную позицию по изучаемым проблемам;


-  уметь эффективно использовать ИКТ-ресурсы;


- уметь действовать по алгоритму;


-  строить меж предметные связи, на основании изучаемого материала


- выполнение наблюдений и измерений;


- формулировка выводов;

- описание результатов измерений и опытов;

- представление результатов измерений в виде таблиц и графиков;

- наблюдение биологических явлений и их физическое объяснение.






Предполагаемый конечный продукт:

– показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;

– познакомить учащихся с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми в биологии и в медицине;

– ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики, биофизики


Форма оценивания для учащихся


– зачетная работа в конце курса

Калкндарно-тематическое планирова











занятия

тема

Планируемый результат освоения материала

Количество часов






Дата проведения


Тема 1.(№1-12) Элементы биофизики, при изучении теплоты и молекулярных явлений (12ч).



Планируемая

Фактическая

1

1.

Вводное. Цели и задачи курса. Физический взгляд на окружающий мир.


Иметь понятие о биофизике

1



2

2.

Температура и температурные шкалы. Влажность и ее измерение.


Иметь понятие о температурных шкалах, уметь определять влажность воздуха

1



3

3.

Диффузия в жизни человека и животных. Космос.


Знать что такое диффузия , уметь приводить примеры из жизни

1



4



5

Капиллярные явления.

Смачивание.


Приводить примеры из жизни связанные с капиллярными явлениями

1



1



6

6. Поверхностное натяжение.


Приводить примеры из жизни, знать характеристику поверхностного натяжения

1



7



8

Теплота. Тепловая энергия тела. Калорийность продуктов.


Приводить примеры из жизни, уметь определять калорийность продуктов

1



1



9

Энергия и скорость метаболизма у животных и людей.


Приводить примеры из жизни, иметь представление о метаболизме

1



10





11

Теплопередача в жизни человека и животных. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.


Приводить примеры из жизни о связи законов физики и жизни пчел

1







1



12

Роль испарения для живых организмов.




Приводить примеры из жизни

1



Тема 2(№13-22). Элементы биофизики, при изучении механики (10ч).

13



14

1-2

Движение и силы. Быстрота движения. Скорость бега.

Шкалы и размеры предметов. Потребность в пище.

(Собеседование)


Приводить примеры из жизни живых организмов о движениях тел и законов биологии

1





1



15

3.

Сила тяжести и вес. Перегрузки.


Приводить примеры из жизни о силе тяжести и значении невесомости

1



16



17

4-5.

Силы трения и сопротивления.


Приводить примеры из жизни о роли силы трения в жизни

1





1



18

7 Давление жидкостей и газов.


Уметь объяснить и приводить примеры из жизни живых организмов

1



19

8.

Архимедова сила


Уметь объяснить и приводить примеры из жизни живых организмов

1



20

9.

Простые механизмы в природе


Уметь объяснить и приводить примеры из жизни живых организмов

1



21

10.- 11

Урок – конференция


Уметь делать сообщения по теме «Элементы биофизики, при изучении механики»

1



Тема 3(№22-27). Элементы биофизики, при изучении колебаний и волн (6ч).



22

1.

Колебания. Виды колебаний. Колебания в природе. Биологические часы. Флаттер


Уметь объяснить и приводить примеры колебательных явлений в живых организмах

1



23











24

2-3

Звуковые волны. Источники звуков. Эхо. Элементы голосового и слухового аппарата человека. Аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Перкуссия.


Уметь объяснить и приводить примеры звуковых явлений из жизни живых организмов

1







1



25

4.

Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы.


Уметь объяснить понятие биоакустика и приводить примеры из жизни

1



26

5.

Биоакустика рыб. Роль инфразвука и ультразвука в живой природе.


Уметь объяснить понятие биоакустика и приводить примеры из жизни

1



27

6.

Защита проектов.


Уметь делать выводы по теме « Элементы биофизики, при изучении колебаний и волн «



22

1



Тема 4(№28-32). Оптика и живая природа (5ч)

28

1.

Оптические приборы в медицине.


Уметь объяснить и приводить примеры из жизни использования оптических приборов


1



29











30

2.

Звуковые волны. Источники звуков. Эхо. Элементы голосового и слухового аппарата человека. Аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Перкуссия.


Уметь объяснить и приводить примеры из жизни использования звуковых волн

1



31

3.

Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы.


Уметь объяснить понятие биоакустика и приводить примеры из жизни

1



32



4.

Защита проектов.


Уметь делать выводы по теме «Оптика и живая природа»



22

1



Тема 4(№33-34). Оптика и живая природа (5ч)







33

1.

Оптические приборы в медицине. Зрение человека. Дефекты зрения.


Уметь объяснить и приводить примеры использования оптических приборов в жизни

1



34

3.

Глаза различных представителей животного мира. Зрение пчелы. Обобщающее занятие « Биофизика в нашей жизни»


Уметь делать сообщения по теме, показать значимость физики и биологии в нашей жизни











ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Биофизика на уроках физики. Ц.Б. Кац, М., «Просвещение»,1998г.



Элективный курс «Элементы биофизики». Н.И.Зорин, М., «Вако», 2007г.

Общая физика с биологическими примерами. Д. Мэрион, М., Высшая школа,1986г.

Биология. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор, М., «Мир» 1990г. т.3

Справочник по пчеловодству. Н.Л.Буренин.,М., «Колос»,1981г.

Пчела и здоровье человека. Под ред. проф.Т.В. Виноградовой

Интернет - ресурсы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа «Физика в биологии и в медицине» элективный курс

Автор: Ярош Елена Ивановна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства