Рабочая программа «Физика в биологии и в медицине» элективный курс
Рабочая программа «Физика в биологии и в медицине» элективный курс
Программа элективного курса "Физика в биологии и медицине" дает возможность межпредметной интеграции двух наук : физики и биологии. Позволяет решать задачи и получать новые знания из смежных наук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Физика в биологии и в медицине» элективный курс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Рабочая программа
«Физика в биологии и в медицине»
элективный курс
7 класс
класс
третий
уровень
Срок реализации: 1 год
Составитель программы
Ярош Е.И
ФИО учителя
учительфизики
должность
первая квалификационная категория
квалификационная категория
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа элективного курса:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
- Устав Муниципального казенного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»;
- Положение о курсах по выбору компонента образовательного учреждения.
Данная адаптированная программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» составлена на основе авторской программы: «Элементы биофизики». Автор программы – Н.И.Зорин. «Вако» М. 2007г
Программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Дает возможность меж предметной интеграции двух предметов естественного цикла- физики и биологии. Позволяет решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний, определяет содержание и организацию образовательного процесса на втором уровне обучения и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Адаптированная программа элективного курса «Физика в биологии и в медицине» для учащихся 7 классов определяет содержание и организацию образовательного процесса на втором уровне обучения и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Цель курса: – показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний.
Задачи курса:
- показать единство законов природы;
- ознакомление с физическими методами воздействия и исследования в биологии и медицине;
- развитие способностей применять знания, используя средства предметной интеграции;
- повышение интереса к предмету.
Теория курсаспособствует расширению кругозора учащихся, развитию логического мышления, позволяет решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний. Отличительной особенностью этого курса является развитие творческих способностей, логического мышления, интереса к предмету на основе меж предметной связи физики и биологии.
Практическая частьсоздаёт условия, при которых учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают исследовательские умения и творческие способности, умение проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное.
В каждом разделе курса имеются задания для систематизации знаний по физике; задания, которые позволяют выразить собственное мнение по жизнедеятельности живых организмов в связи физики и биологии.
Основные формы организации учебной деятельности на протяжении всего курса: лекции, чтение поисковое, детальное и с извлечением основной информации, парная и групповая работа.
В ходе изучения данного элективного курса создаются условия для приобретения следующих умений и навыков у учащихся 7 классов:
· участие в дискуссиях;
· работа с источниками информации;
· подготовка сообщений, презентаций, докладов;
· использование новых информационных технологий и т.д.).
Содержание курса
Вводная беседа (1ч).
Физические методы в биологии. Физические закономерности в жизни живых существ. Главное содержание бионики.
Тема 1. Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (11ч).
Диффузия в процессах дыхания и питания. Закон сохранения и превращения энергии в живой природе. Метаболизм у людей и животных. Роль теплопередачи. Температура и ее измерение. Роль поверхностных и капиллярных явлений в организмах. Значение испарения и конденсации.
Тема 2. Кинематика и динамика живых организмов (10ч).
Скорости и ускорения, наблюдаемые в разных процессах. Трение в живой природе. Реактивное движение в живой природе.
Рычаги в живой природе. Роль архимедовой силы в жизни растений и животных. Кровяное давление и его измерение.
Тема 3. Элементы биофизики при изучении колебаний и волн. (6ч)
Восприятие колебательных процессов в животном мире. Слуховой и голосовой аппарат человека. Звуки, сопровождающие работу сердца, легких. Ультразвук в биологии.
Тема 4. Оптика и живая природа (5ч).
Оптические приборы и их устройство, роль применения в медицине. Строение глаза человека и дефекты зрения. Зрение представителей животного мира. Чувствительность глаза. Зрение пчелы. Хемилюминесценция
.
Планируемые результаты обучения:
- оценивать собственное продвижение в развитии знаний, умений, навыков;
- уметь грамотно и лаконично излагать собственную позицию по изучаемым проблемам;
- уметь эффективно использовать ИКТ-ресурсы;
- уметь действовать по алгоритму;
- строить меж предметные связи, на основании изучаемого материала
- выполнение наблюдений и измерений;
- формулировка выводов;
- описание результатов измерений и опытов;
- представление результатов измерений в виде таблиц и графиков;
- наблюдение биологических явлений и их физическое объяснение.
Предполагаемый конечный продукт:
– показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
– познакомить учащихся с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми в биологии и в медицине;
– ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики, биофизики
Форма оценивания для учащихся
– зачетная работа в конце курса
Калкндарно-тематическое планирова
№ занятия
тема
Планируемый результат освоения материала
Количество часов
Дата проведения
Тема 1.(№1-12) Элементы биофизики, при изучении теплоты и молекулярных явлений (12ч).
Планируемая
Фактическая
1
1.
Вводное. Цели и задачи курса. Физический взгляд на окружающий мир.
Иметь понятие о биофизике
1
2
2.
Температура и температурные шкалы. Влажность и ее измерение.
Иметь понятие о температурных шкалах, уметь определять влажность воздуха
1
3
3.
Диффузия в жизни человека и животных. Космос.
Знать что такое диффузия , уметь приводить примеры из жизни
1
4
5
Капиллярные явления.
Смачивание.
Приводить примеры из жизни связанные с капиллярными явлениями
1
1
6
6. Поверхностное натяжение.
Приводить примеры из жизни, знать характеристику поверхностного натяжения
1
7
8
Теплота. Тепловая энергия тела. Калорийность продуктов.
Приводить примеры из жизни, уметь определять калорийность продуктов
1
1
9
Энергия и скорость метаболизма у животных и людей.
Приводить примеры из жизни, иметь представление о метаболизме
1
10
11
Теплопередача в жизни человека и животных. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.
Приводить примеры из жизни о связи законов физики и жизни пчел
1
1
12
Роль испарения для живых организмов.
Приводить примеры из жизни
1
Тема 2(№13-22). Элементы биофизики, при изучении механики (10ч).
13
14
1-2
Движение и силы. Быстрота движения. Скорость бега.
Шкалы и размеры предметов. Потребность в пище.
(Собеседование)
Приводить примеры из жизни живых организмов о движениях тел и законов биологии
1
1
15
3.
Сила тяжести и вес. Перегрузки.
Приводить примеры из жизни о силе тяжести и значении невесомости
1
16
17
4-5.
Силы трения и сопротивления.
Приводить примеры из жизни о роли силы трения в жизни
1
1
18
7 Давление жидкостей и газов.
Уметь объяснить и приводить примеры из жизни живых организмов
1
19
8.
Архимедова сила
Уметь объяснить и приводить примеры из жизни живых организмов
1
20
9.
Простые механизмы в природе
Уметь объяснить и приводить примеры из жизни живых организмов
1
21
10.- 11
Урок – конференция
Уметь делать сообщения по теме «Элементы биофизики, при изучении механики»
1
Тема 3(№22-27). Элементы биофизики, при изучении колебаний и волн (6ч).
22
1.
Колебания. Виды колебаний. Колебания в природе. Биологические часы. Флаттер
Уметь объяснить и приводить примеры колебательных явлений в живых организмах
1
23
24
2-3
Звуковые волны. Источники звуков. Эхо. Элементы голосового и слухового аппарата человека. Аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Перкуссия.
Уметь объяснить и приводить примеры звуковых явлений из жизни живых организмов
1
1
25
4.
Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы.
Уметь объяснить понятие биоакустика и приводить примеры из жизни
1
26
5.
Биоакустика рыб. Роль инфразвука и ультразвука в живой природе.
Уметь объяснить понятие биоакустика и приводить примеры из жизни
1
27
6.
Защита проектов.
Уметь делать выводы по теме « Элементы биофизики, при изучении колебаний и волн «
22
1
Тема 4(№28-32). Оптика и живая природа (5ч)
28
1.
Оптические приборы в медицине.
Уметь объяснить и приводить примеры из жизни использования оптических приборов
1
29
30
2.
Звуковые волны. Источники звуков. Эхо. Элементы голосового и слухового аппарата человека. Аускультация. Регистрация звуков сердца и легких. Перкуссия.
Уметь объяснить и приводить примеры из жизни использования звуковых волн
1
31
3.
Биоакустика рыб. Эхо в мире живой природы.
Уметь объяснить понятие биоакустика и приводить примеры из жизни
1
32
4.
Защита проектов.
Уметь делать выводы по теме «Оптика и живая природа»
22
1
Тема 4(№33-34). Оптика и живая природа (5ч)
33
1.
Оптические приборы в медицине. Зрение человека. Дефекты зрения.
Уметь объяснить и приводить примеры использования оптических приборов в жизни
1
34
3.
Глаза различных представителей животного мира. Зрение пчелы. Обобщающее занятие « Биофизика в нашей жизни»
Уметь делать сообщения по теме, показать значимость физики и биологии в нашей жизни
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Биофизика на уроках физики. Ц.Б. Кац, М., «Просвещение»,1998г.
Элективный курс «Элементы биофизики». Н.И.Зорин, М., «Вако», 2007г.
Общая физика с биологическими примерами. Д. Мэрион, М., Высшая школа,1986г.
Биология. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор, М., «Мир» 1990г. т.3
Справочник по пчеловодству. Н.Л.Буренин.,М., «Колос»,1981г.
Пчела и здоровье человека. Под ред. проф.Т.В. Виноградовой