1) Сборник нормативных документов по физике. Сост. Днепров Э.Д, А.Г. Аркадьев, М. Дрофа.
2) Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы, Москва, дрофа, 2010, В.А. Коровин, В.А. Орлов ( авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина Физика 7-9 классы, 2004.)
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в 7 классах на изучение физики отводится 2 часа в неделю или -70 часов в год.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
• освоение знаний о строении вещества, взаимодействии тел, давлении твёрдых тел, жидкостей и газов, работе мощности и энергии величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Повторение 6 ч.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
3. Сборник задач по физике. 7-9 кл.\Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. –М: Экзамен, 2004.
4. Контрольные и самостоятельные работы по физике., 7 класс , О.И. Громцева, 2010.
1.Дидактические карточки-задания по физике, к учебнику физика 7 кл, Чеботарева А.В.
2. Физика, опорные конспекты и дифференцированные задачи, 7,8 классы, Куперштейн Ю.С., 2007
Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.
Учебное электронное издание, физика, 7-11 классы, Практикум.
№ | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы содержания | Виды контроля, измери-тели | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дом. задание | Дата проведения |
план | факт |
Раздел I. Физика и физические методы изучения природы (3 часа) |
1. | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика –наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления | 1 | Комбинирован-ный урок | Физика - наука о природе.Наблюдение и описание физических явлений.Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и фи- зическая теория. Физика и Техника. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и развитие представлений о материальном времени | | Учащиеся должны знать понятие физического тела, вещества и материи. Приводить примеры различных физических явлений. | § 1-3, задание 1, стр.6 Л. №5, 12. | | |
2. | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 | Комбинирован-ный урок | Тест (дать определение вещества) | Должны уметь определять и вычислять цену деления шкалы прибора. | § 4,5 упр.2 | | |
3. | Лаб.раб №1 «Определение цены деления измерительного прибора. | 1 | Урок практикум | Лабораторная работа, выводы, оформление. | Уметь определять цену деления измерительного цилиндра и объёма налитой в него жидкости. | §6 Составить кроссворд | | |
Раздел II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
4. | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Знание следующего материала: Строение вещества | Фронтальный опрос, тест | Знать строение и свойства вещества, а также понятие молекулы. | § 7,8 читать Л. №53, 54 подгото-виться к лаб.раб. | | |
5. | Лаб.раб №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Урок практикум | Индивидуальная работа учащихся. Выполнение лабораторной работы по инструкции. | Проверка лабораторной работы | Уметь определять размеры малых тел. | Л. №23, 24 | | |
6. | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Знание следующего материала: Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. | Опорный конспект. | Знать и объяснять процесс диффузии. Приводить примеры и раскрыть особенности этого явления. | § 9, задание 2 (1) Л. №66 | | |
7. | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Взаимодействие частиц вещества. | Фронтальный опрос. | Знать о наличие взаимодействия между молекулами твёрдых тел и жидкостей. | § 10, упр.2 (1). Л. №74, 80. | | |
8. | Три состояния вещества. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. | Физический диктант. Опорный конспект. | Уметь объяснить некоторые механические свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | § 11, сочинить сказку о путешествие молекулы воды или кроссворд. | | |
9. | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей. | Составление классификационной таблицы «Строение вещества» | Уметь объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул. | § 12, читать Л. №65, 67, 77-79 | | |
Раздел III. Взаимодействие тел (21 час) |
10. | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения. . | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная работа учащихся. Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Относительность движения | Опорный конспект | Знать понятие механического движения. Уметь правильно описывать равномерное и неравномерное движение тела. | § 13, задание 4 Л. №99, 101, 103. | | |
11. | Скорость. Единицы скорости. Равномерное и неравномерное движение | 1 | Комбинирован-ный урок. | Фронтальная работа учащихся. Скорость прямолинейного равномерного движения. | Опрос, тест | Знать определение скорости и единицы её измерения. Уметь решать задачи на расчёт скорости. | § 14 - 15, упр.4 (1,4,) | | |
12. | Расчёт пути и времени движения. | 1 | Урок закрепления знаний. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Методы измерения расстояния, времени, скорости.Мгновенная скорость. График зависимости пути и скорости от времени | Опрос, тест | Уметь вычислять путь, пройденный телом и время при равномерном движении. | § 16, упр.5 (2, 4) подготовиться к контр. раб. | | |
13-14 | Расчёт пути и времени движения. | 2 | Урок закрепления знаний. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Физический диктант. Решение задач. | Уметь вычислять путь, пройденный телом и время при равномерном движении. | Задачник Лукашик | | |
15. | Инерция | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Неравномерное движение. | Опорный конспект | Знать определение инерции. Приводить примеры и случаи её проявления в быту и технике. | выполнить работу над ошибками §17, пересказ | | |
16. | Взаимодействие тел. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Взаимодействие тел. | Тест | Уметь раскрывать физическую сущность процесса взаимодействия двух тел. | §18, задачи Л. №207, №209, | | |
17. | Масса тела. Единицы массы.. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Фронтальная работа учащихся. Методы измерения массы. Измерение массы тела с помощью весов | Опорный конспект. | Уметь объяснять различие скоростей тел после их взаимодействия различием масс тел. Знать определение массы тела. | §19, упр. 6 (1,3) подготовиться к лаб.раб. | | |
18. | Лаб.раб. №3«Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Урок практикум | Индивидуальная работа учащихся. | Написать вывод и правильно оформить работу. | Должны уметь пользоваться, рычажными весами с их помощью определять массу тел. | §20, вопросы 1-3стр.46-48 | | |
19. | Плотность вещества. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. | Тест | Знать понятие плотности тела. Уметь вычислять плотность по формуле. Должны уметь определять объём тела с помощью измерительного цилиндра. | §21, упр.7 (4,5) подготовиться к лаб.раб. | | |
20. | Лаб.раб. №4«Измерение объёма твёрдого тела» Лаб.раб. №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела» | 1 | Урок практикум | Коллективная и индивидуальная работа учащихся. | Написать вывод и правильно оформить работу. | Должны уметь определять массу тела и его объём по плотности вещества, из которого оно изготовлено. | §22, упр. (1,2) | | |
21. | Расчёт массы и объёма вещества по его плотности | 1 | Комбинирован-ный урок. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Методы измерения массы и плотности. | Решение задач | Уметь решать задачи по нахождению массы, объёма и плотности тел. | §22, задачи Л. №220, №228 подготовиться к контр. раб. | | |
22. | Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества.» | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Методы измерения массы и плотности. | Решение задач, подготовка к контрольной работе | Уметь решать задачи по нахождению массы, объёма и плотности тел. | Упр. 8 (3, 4) повторить формулы, подготовиться к контр. раб. | | |
23. | Сила. Правило сложения сил. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Сила. Сила-причина изменения V. | Опорный конспект | Знать понятие силы как причины изменения скорости тела. | выполнить работу над ошибками §23, пересказ | | |
24. | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Сила тяжести. | Опорный конспект. Тест. | Знать понятие силы тяжести и явления тяготения. Уметь показать зависимость силы тяжести от массы тела. | § 24, упр.9 задание 2 | | |
25. | Силы упругости. Закон Гука. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Сила упругости. Вес тела Упругая деформация. | Опорный конспект | Уметь объяснять причины возникновения силы упругости и знать закон Гука. | §25, 26 пересказ Л. №328, 333, 334 | | |
26. | Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | Фронтальный опрос. | Знать единицу силы. Должен уметь объяснять связь силы тяжести и массы тела и решать задачи на определения этих величин. | §27, упр.9 (1,3) подготовиться к лаб.раб. | | |
27. | Динамометр. Графическое изображение силы. Лаб.раб. №6«Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | 1 | Урок практикум | Индивидуальная работа учащихся. Метод измерения силы. | Проверка лабораторной работы. Вывод. | Уметь градуировать динамометр и измерять силу. | §28, упр.10 (1,3) | | |
28. | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | Комбинирован-ный | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Правило сложения сил .Центр тяжести тела. | Умение работать с чертёжными инструментами ( линейка, треугольник) | Знать о том что сила является векторной величиной. Уметь находить равнодействующую сил. | §29, упр.11 (2,3) | | |
29. | Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике. | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная работа учащихся. Сила трения. Подшипники. | Тест, опорный конспект | Знать причины возникновения силы трения, возможности её уменьшения и увеличения. | §30-32, задачи написать эссе о роли трения в быту и природе или приготовить компьютер-ную презентацию | | |
30 | Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие тел» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Индивидуальная работа учащихся. Методы измерения массы и плотности. | Контрольная работа | Уметь решать задачи по теме «Плотность. Единицы плотности» | | | |
Раздел IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 час) |
31. | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная работа учащихся. Давление. | Тест, опорный конспект | Знать понятие давления в твёрдых телах и единицу измерения. | выполнить работу над ошибками §33, упр.12 (2,3) §34, задание 6 | | |
32. | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Давление | Проверка опорного конспекта | Уметь объяснять способы уменьшения или увеличения давления твёрдых тел. Уметь вычислять давление по формуле. | §34, задание 6 | | |
33. | Давление газа Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | Урок закрепления знаний. | Фронтальная работа учащихся. Давление, плотность газа. | Решение задач | Уметь объяснять физический механизм давления газа на стенки сосуда. | §35, ответить на вопросы | | |
34. | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Фронтальная работа учащихся. Закон Паскаля | Уметь производить и находить физические величины: давление, плотность | Уметь показывать различия между твёрдыми телами, жидкостями и газами. Знать закон Паскаля. | §36, пересказ упр.14 (4) задание 7 | | |
35. | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. | Решение задач | Уметь выяснять механизм возникновения давления жидкости и газа на некотором уровне. | §37, 38 задача Л. №474,476 упр. 15 (1) | | |
36. | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | Урок закрепления знаний | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Давление закон Паскаля | Решение задач | Уметь рассчитывать давление в жидкостях на дно и стенки сосуда. | §37-38, повторить Л. №504-507 | | |
37. | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс и тормоз. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. | Озвучивание фрагмента документального учебного фильма о давлении. Рисунки, схемы. | Уметь объяснять расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту и технике. | §39, упр.16 (4) задание 9 (3) | | |
38. | Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли? | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Атмосферное давление. Вес воздуха. | Фронтальный опрос | Уметь объяснять причину возникновения атмосферного давления. | §40, 41 упр. 17, 18 задание 10 | | |
39. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Методы измерения атмосферного давления. | Работа с приборами, знание их устройства | Уметь раскрывать физическую сущность опыта Торричелли. | §42, упр.19 (3,4) §7 стр. 181 учеб. – для желающих | | |
40. | Барометр-Анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Методы измерения атмосферного давления. | Тест, опорный конспект | Знать устройство и принцип действия барометра. Уметь объяснять причины уменьшения атмосферного давления. | §43,44 упр.21 (1,2), упр.20 | | |
41. | Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | 1 | Урок изучения нового материала. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. | Фронтальная работа учащихся. Методы измерения атмосферного давления. | Проверка опорного конспекта | Знать устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометра, поршневого жидкостного насоса. | §45,46, 47 упр.22 (1, 3) пересказ | | |
42. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Закон Архимеда | Рисунки | Уметь объяснять причины возникновения выталкивающей силы. Уметь рассчитывать выталкивающую силу. | выполнить работу над ошибками §48, пересказ упр.19 (2) | | |
43. | Архимедова сила | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. | Проверка опорного конспекта, тест | Знать правило для вычисления архимедовой силы. Уметь решать задачи по этой теме. | §49, упр.24 (2) подготовиться к лаб.раб. | | |
44. | Лаб.раб. №7«Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | 1 | Урок практикум | Индивидуальная работа учащихся. Закон Архимеда. | Уметь работать с физическими приборами. | Уметь на опыте показывать выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело и определять выталкивающую силу. | §48,49 повторить задача №559 | | |
45. | Плавание тел. | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. | Составление опорного конспекта | Знать условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает. | §50, упр.25 (3,4,5) | | |
46. | Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел» | 1 | Урок закрепления знаний | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Закон Архимеда. | Отработка формул, решение задач | Знать и уметь решать типовые задачи по данной теме. | Л. № 605, 611, 612 | | |
47. | Плавание судов | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Закон Архимеда. | Проверка опорного конспекта, тест | Знать понятие осадки судна, ватерлинии, водоизмещения судна, его грузоподъёмности. Уметь объяснять плавание судов. | §51, упр.26 (1,2) | | |
48. | Воздухоплавание. Лаб. Р. №8«Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. | Составление опорного конспекта. | Знать понятие подъёмной силы воздушного шара и 1 м3 газа. Уметь показывать область использования воздушных шаров – зондов. | §52, пересказ упр. 26 | | |
49. | Решение задач по теме «Плавание тел. Воздухоплавание» | 1 | Урок закрепления знаний. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся | Решение задач | Знать и уметь решать задачи по теме «Плавание тел. Воздухоплавание». | Упр.27 (2) | | |
50. | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся | Составление обобщающей таблицы, решение задач. | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда. | Задание 16, подготовка к контрольной работе. | | |
51. | Контрольная работа №2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Метод контроля знаний. | Индивидуальная работа учащихся. | Решение задач | Знать и уметь решать задачи по теме «Давления твёрдых тел, жидкостей и газов» | | | |
Раздел V. Мощность и работа. Энергия (13 часов) |
52. | Механическая работа. Единицы работы | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная работа учащихся. Механическая работа. | Составление опорного конспекта. Тест. | Знать понятие механической работы и её единицы измерения. Уметь рассчитывать механическую работу по формуле. | выполнить работу над ошибками §53, упр. 28 (3,4) | | |
53. | Мощность. Единицы мощности | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Мощность. | Составление опорного конспекта. Тест | Знать понятие мощности и единицу мощности. | §54, упр.29 (3-6); опред. мощность, развив.. человеком при ходьбе (по массе и скорости движ. каждого ученика) | | |
54. | Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность» | 1 | Урок проверки знаний и умений. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. | Проверка опорного конспекта, решение задач | Уметь рассчитывать механическую работу и мощность по формуле. | §53,54 повторить | | |
55. | Простые механизмы. Рычаги. Условия равновесия тел | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная работа учащихся. | Тест. Знакомство с простыми механизмами. | Уметь объяснять назначение механизмов. Знать понятие выигрыша в силе и правило равновесия рычага. | §55,56 упр.30 (1,2,3) Л. №736 задание 18 | | |
56. | Момент силы. Рычаги в технике, в быту и природе | 1 | Урок изучения нового материала. | Фронтальная работа учащихся. | Текущий контроль знаний. Объяснение, демонстрации. Демонстрация рычага. | Знать понятие момента силы и правило рычага через момент силы. | §57,58 пересказ подготовиться к лаб.раб. | | |
57. | Лаб.раб.№9«Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | Урок практикум | Индивидуальная работа учащихся. | Вывод и оформление работы. | Уметь на опыте показать соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверять на опыте правило моментов. | §58, упр. 30 (4) | | |
58. | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правила» механики. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Фронтальная работа учащихся. | Физический диктант | Знать понятие неподвижного и подвижного блоков. Уметь вычислять выигрыш в силе для подвижного блока. Знать «Золотое правило» механики. | §59,60 упр.31 (1,2) | | |
59. | Коэффициент полезного действия. Решение задач. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. | Решение задач | Знать понятие Коэффициент полезного действия. Уметь решать задачи по теме «Золотое правило». | §61; пример решения задачи стр.151. учеб. подготовиться к лаб.раб. | | |
60. | Лаб.раб. №10«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | 11 | Урок комплексного применения знаний. | Индивидуальная работа учащихся. | Вывод и оформление работы | Уметь вычислять КПД предложенной наклонной плоскости. | §61, повторить упр.31 (5) | | |
61. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная работа учащихся. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. | Составление опорного конспекта. | Знать понятие кинетической и потенциальной энергии. Уметь анализировать зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъёма и кинетической энергии от массы тела и его скорости. | §62,63 упр.32 (1,4) | | |
62. | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Комбинирован-ный урок | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Закон сохранения механической энергии. | Проверка опорного конспекта. Решение задач. | Знать каким образом происходит превращения одного вида механической энергии в другой. | §64, пересказ Л. №797 | | |
63. | Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра. | 1 | Урок повторения и обобщения | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся. Методы измерения работы, мощности, энергии. | Тест | Знать определение обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи. | Подготовка к контрольной работе. | | |
64. | Контрольная работа №3 «Механическая работа и мощность. Энергия. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Индивидуальная работа учащихся. | Контрольная работа | Знать и уметь решать задачи по теме «Работа, мощность, энергия». | | | |
| Повторение (6 часов) |
65. | Повторение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Групповая работа учащихся. | Игра. Решение задач, упражнения на тренажерах, самостоятельная работа | Знать первоначальное строение вещества. Уметь объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул. | Анализ контрольной работы выполнить работу над ошибками §7-12, повторить | | |
66. | Повторение по теме «Взаимодействие тел» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Групповая работа учащихся. | Тест | Знать определения, обозначения, нахождение изученных величин | Повторение §13-64 | | |
67. | Итоговая контрольная работа №4 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Индивидуальная работа учащихся. | Итоговый контроль, проверка тетрадей. | | | | |
68 | Повторение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | | | | | | |
69 | Повторение по теме Мощность и работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | | | | | | |
70 | Итоговый обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | | | | | | |