Данная рабочая программа по физике разработана для учащихся 7,8 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне 136 часов рассчитанных на два года, 68 часов в год, 2 ч. в неделю. Соответствует ФГОС. Расчитана на учебник Кабардина О.Ф. (7,8 класс) издательства "Просвещение". Включает в себя колендарно-тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7,8 классов.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНИЦЫНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КИРОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Согласовано:
Руководитель МО естественно-математического цикла _____________Т.В. Второва
« » __сентября 2015 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР МБОУ «Синицынская ОШ»
____________К.Р. Аметова«_____» «__________ » 2010 г
«_____» сентября 2015 г.
Утверждено: Директор
МБОУ «Синицынская ОШ»
_______Т.В. Гоголева
«_____» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для 7,8 класса
Учитель: Лопухова Анастасия Дмитриевна
с. Синицыно
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физике разработана для учащихся 7,8 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне 136 часов рассчитанных на два года, 68 часов в год, 2 ч. в неделю.
Настоящая программа по физике для 7,8 классов ( базовый уровень) реализуется на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством РФ№1756-р от 29 декабря 2001г.
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы.
3. Программа разработана на основе примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.) (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин);
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
5. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
6. Приложение 2 к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256
7. Учебный план МБОУ «Синицынская ОШ » на 2015-2016 учебный год
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат эксперимент. проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа выполняет функции:
- информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;
- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение его количественных и качественных характеристик.
Место предмета в базисном учебном плане:
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса физики выделено 136 часов, в том числе в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Виды контроля:
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения: Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания.
Виды уроков:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Виды деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области физики; для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий : технология проблемного обучения, развивающие технологии, тестовые технологии, информационно-коммуникативные технологии, здоровьезберегающие.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Учебный предмет физика входит в состав «Естествознания».
Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
На изучение курса физики выделено 136 часов, в том числе в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Ниже представлена программа по физике для 7,8 класса, в соответствии с которой написан учебник. Материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников, в программе выделен курсивом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7 класс (68 ч/год, 2ч/нед.)
Физика и физические методы изучения природы (4 ч)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений Методы измерения расстояний и времени. Международная система единиц. Физика и техника. Демонстрации Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. Лабораторные работы и опыты Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Механические явления (36 ч)
Механическое движение.Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Путь и время — скалярные физические величины. Скорость — векторная величина. Модуль векторной величины. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при равномерном движении. Инерция. Явление инерции. Масса. Масса — мера инертности и мера тяжести тела. Методы измерения массы тел. Единица массы — килограмм. Плотность. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия — изменение скорости тела или деформация тела. Сила. Единица силы — ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Сила тяжести. Сила трения. Сложение сил. Правило сложения сил. Вес тела. Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела.Условия равновесия тел. Энергия. Работа. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности. Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона. Демонстрации Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии. Деформация тел при взаимодействии. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под различными углами. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром. Опыт с шаром Паскаля. Гидравлический пресс. Опыт с ведерком Архимеда. Простые механизмы. Наблюдение колебаний шара, подвешенного на нити. Наблюдение колебаний груза, подвешенного на пружине. Наблюдение волн на поверхности воды. Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновения звуковых колебаний. Опыт с электрическим звонком под колоколом вакуумного насоса. Лабораторные работы и опыты Измерение скорости равномерного движения. Измерение массы. Измерение плотности твердого тела. Измерение плотности жидкости. Измерение силы динамометром. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под углом. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерение атмосферного давления. Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела. Измерение КПД наклонной плоскости. Измерение мощности. Измерение архимедовой силы. Изучение условий плавания тел.
Тепловые явления (24 ч)
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Температура. Температура и ее измерение. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Тепловое равновесие. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Демонстрации Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров. Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ. Явления плавления и кристаллизации. Явление испарения. Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости. Определение абсолютной влажности воздуха по точке росы. Лабораторные работы и опыты Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре. Изучение явления теплообмена. Измерение удельной теплоемкости вещества. Измерение удельной теплоты плавления льда. Измерение абсолютной влажности воздуха по точке росы.
Повторение -4ч.
8 класс (68 ч/год, 2ч/нед.)
Электрические и магнитные явления (36ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах. Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений. Измерение напряжения в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении. Изучение последовательного соединения проводников. Изучение параллельного соединения проводников. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Измерение работы и мощности электрического тока. Изучение электрических свойств жидкостей. Изготовление гальванического элемента. Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током. Исследование явления намагничивания железа. Изучение принципа действия электромагнитного реле. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны (12ч)
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет — электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации
Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Оптические явления (17 ч)
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления распространения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение свойств изображения в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. Наблюдение явления дисперсии света. Получение белого света при сложении пучков света всех цветов спектра. Резерв-3 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс. 2 часа в неделю, 68 учебных часов.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Тема
Кол-во часов фактически
Кол-во лабораторных работ
Кол-во контр. работ
Физика и физические методы изучения природы
4
3
-
Механические явления
36
15
3
Тепловые явления
24
5
2
Повторение/ резерв
4
Всего
68
23
5
Резерв времени – 4 ч.- итоговое повторение учебного материала. Количество экспериментальных работ в соответствии, с оборудованием, имеющимся в наличии.
8 класс. 2 часа в неделю, 68 учебных часов.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Тема
Кол-во часов фактически
Кол-во экспериментальных работ
Кол-во контр. работ
Электрические и магнитные явления
36
18
2
Электромагнитные колебания и волны
12
1
1
Оптические явления
17
8
2
Повторение/резерв
3
Всего
68
27
5
Резерв времени – 3 ч.- итоговое повторение учебного материала. Количество экспериментальных работ в соответствии, с оборудованием, имеющимся в наличии.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР МБОУ «Синицынская ОШ»
____________К.Р. Аметова«_____» «__________ » 2010 г
«_____» сентября 2015 г.
Утверждено: Директор
МБОУ «Синицынская ОШ»
_______Т.В. Гоголева
«_____» сентября 2015 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На 2015/2016 учебный год
по ФИЗИКЕ
для 7,8 класса
Учитель: Лопухова Анастасия Дмитриевна
с. Синицыно
2015
Календарное планирование на 2015-2016 учебный год
7 класс (2 часа в неделю)
№ п\п
Содержание материала
Кол-во часов
Дата запланир.
Дата фактич.
Знать и уметь
Практич. и лаб. работы
Раздел 1.
Физика и физические методы изучения природы (4 часа)
1
Первичный инструктаж по ТБ и ОТ .
Физические явления.
1
03.09.15
Знания: что изучает физика, физическое явление, основные методы изучения явлений.
Умения: анализировать явление, сравнивать методы изучения природы, высказывать предположения – гипотезы.
2
Физические величины и их измерение.
Л.р. № 1 «Измерение расстояний.»
1
07.09.15
Знания: смысл физическая величина, единицы измерения величин: длина, объём, температура, время. цена деления измерительного прибора.
Знания: единицы измерения длины и времени, методы измерения длины.
Умения: измерение длины с помощью линейки, расстояние с - рулетки, измерение времени с- секундомера. Определение погрешности прямого измерения длины, времени. Вычисление среднего арифметического значения результатов измерений.
Л.р. № 2,3
4
Физика и техника.
1
14.09.15
Знания: единая научная картина мира.
Умения: объяснять роль и значение физики в науке.
Раздел 2.
Механические явления (36 часов)
5
Механическое движение.
1
17.09.15
Знания: определений механического движения, траектории, пути; какие величины называют скалярными.
Умения: Объяснять относительность механического движения на примере относительности формы траектории движения тела; приводить пример скалярных величин
Навыки: использовать методы измерения длины для измерения пути.
6
Скорость.
Л.р. № 4 «Измерение скорости равномерного движения.»
1
21.09.15
Знания: определений равномерного прямолинейного движения, скорости, векторной величины, единицы измерения скорости.
Умения: использовать различные единицы скорости, вычисление относительной скорости в случае движения тел вдоль одной прямой.
Л.р. № 4
7
Скорость.
1
28.09.15
Умения: записывать формулы для расчёта скорости, пути, времени равномерного движения тела, применять формулы для расчёта этих величин, записывать и оформлять решение физических задач, оформление задач.
8
Методы исследования механического движения.
1
01.10.15
Знания: методы измерения скорости и пройденного пути.
Умения: измерять скорость движущегося тела
9
Таблицы и графики.
1
05.10.15
Умения: представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, строить графики по формулам, определение вида движения и значений физических величин по графикам.
Навыки: решения графических задач для определения величин.
10
Контрольная работа №1
1
08.10.15
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
11
Явление инерции. Масса.
1
12.10.15
Знания: определений инерции, инертности, физич. смысл величины масса, единицы измерения массы, правила взвешивания на рычажных весах.
Умения: анализировать и объяснять результаты опытов, иллюстрирующих явление инерции, инертность тел, выражать значение массы тела в единицах массы.
12
Плотность вещества.
1
15.10.15
Знания: определение плотности, единицы измерения плотности и зависимость числового значения от выбора единиц измерения плотности, вычисление плотности вещества по определяющей формуле.
Умения: объяснять физический смысл плотности вещества, определять объём тел прямым и косвенным методами, вычислять плотность вещества по определяющей формуле, измерять плотность вещества косвенным методом, использовать для определения плотности вещества таблицу плотностей.
Навыки: измерение массы тела с помощью весов.
13
Методы измерения массы тел.
Л.р. № 5 «Измерение массы»
1
19.10.15
Знания: прямые и косвенный метод определения массы тел, расчёт массы однородных тел по плотности.
Умения: рассчитывать массу однородных тел по плотности, измерять с помощью рычажных весов.
Навыки: измерение массы тела с помощью рычажных весов.
Знания: определение плотности, единицы измерения плотности, расчёт плотности в-ва по определяющей формуле.
Умения: измерять плотность вещества косвенным методом, использовать для определения исследуемого вещества таблицу плотностей.
Навыки: измер. массы, объемов твёрдых тел и жидкостей с помощью весов и мензурки.
Л.р. № 6,7
15
Сила.
1
02.11.15
Знания: понятия взаимодействие, сила – величина, характеризовать взаимодействие тел, определение силы, результат действия силы на тело, единица измерения силы.
Умения: приводить примеры взаимодействия тел, объяснять векторный характер величины силы, определять модуль силы по величине изменения скорости тела известной массы, определять изменение скорости тела.
16
Сила тяжести. Вес тела.
1
05.11.15
Знания: определение силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тела, определение веса тела, невесомость.
Умения: вычислять модуль силы тяжести, объяснять чем отличается вес тела от силы тяжести и массы тела.
17
Сила упругости.
1
09.11.15
Знания: определения деформации тела, силы упругости.
Умения: объяснять причину возникновения силы упругости, зависимость силы упругости от удлинения тела, градуирование пружины
18
Сила упругости.
Л.р. № 8 «Измерение силы динамометром.»
1
12.11.15
Знания: зависимость удлинения пружины от приложенной силы.
Умения: градуирование пружины с помощью набора грузов известной массы, графический анализ результатов эксперимента.
Л.р. № 8
19
Сложение сил.
Л.р.№9,10 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.», «Сложение сил, направленных под углом.»
1
16.11.15
Знания: определение равных сил, правила сложения сил, напр. вдоль одной прямой.
Умения: использовать правила сложения сил для определения равнодействующих сил: напр. вдоль одной прямой.
Л.р.№9,10
20
Сила трения.
Л.р. № 11 «Исследование завис. силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы норм. давления.»
1
19.11.15
Знания: виды трения, определение силы трения покоя, скольжения, коэффициента трения.
Умения: объяснять причину возникновения трения, результат действия способы уменьшения трения, изображать графически действие силы трен на тело.
Л.р. № 11
21
Сила трения
1
23.11.15
Знания: зависимость F от материала поверхности и N, определение коэффициента трения и способ его измерения.
Умения: измерять F силы трения и вес с помощью динамометра, графически анализировать результ. эксперимента.
Навыки: оформление экспериментального задания, работа в виде таблиц и графиков.
22
Контрольная работа №2
1
26.11.15
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
23
Равновесие тел.
1
30.11.15
Знания: определения: рычаг, рычаг 1-го рода, плечо силы, момент силы. Условия равн-я рычага под действием двух и более сил.
Умения: графически изобр. силы, дей. на рычаг, плечи сил.
24
Равновесие тел.
Л.р. № 12 «Исследование условий равновесия рычага.»
1
03.12.15
Знания: условие равновесия рычага.
Умения: проводить экспериментальную проверку изученного .
Навыки: применение динамометра, линейки для вып. эксп. задания, представ. результ. работы в виде табл.
Л.р. № 12
25
Центр тяжести тела.
Л.р. № 13 «Нахождение центра тяжести плоского тела.»
1
07.12.15
Знания: центр тяж. тела, виды равновес. тел.
Умения: опред. экспер. путём положение центра тяжести тела.
Л.р. № 13
26
Давление.
1
10.12.15
Знания: давление – физическая величина, единицы измерения давления, закон Паскаля.
Умения: объяснять передачу давления жидкостями и газами, расчёт давления тел.
27
Гидростатическое давление.
1
14.12.15
Знания: зависимость гидростатического давления от глубины и плотности жидкости.
Умения: объяснять причину давления жидкости на дно и стенки сосуда, рассчитывать давление жидкости на дно сосуда.
28
Измерение давления
1
17.12.15
Знания: предназначение манометров, гидравлических машин на примере гидравлич. пресса.
Умения: объяснять принцип действия жидкостного манометра, гидравлического пресса, водопровода.
29
Закон Архимеда.
Л.р. № 14 «Измерение архимедовой силы.»
1
21.12.15
Знания: определение силы Архимеда, закон Архимеда.
Умения: объяснять причину возникновения силы, вес тела, погружённого в жидкость (газ), вычислять силу Архимеда по формуле, измерять с помощью динамометра.
Навыки: использование динамометра для измерения веса тела в воздухе, в жидкости, оформление результатов эксперимента в тетради для лабораторных работ.
Л.р. № 14
30
Закон Архимеда.
Л.р. № 15 «Изучение условий плавания тел.»
1
24.12.15
Знания: условия плавания тел.
Умения: использовать условие для объяснения плавания тел в жидкостях и газах.
Л.р. № 15
31
Атмосферное давление.
Л.р. № 16 «Измерение атмосферного давления.»
1
28.12.15
Знания: величина атмосфер. давления, единицы измерения, измерение атмосфер. давления.
Умения: объяснять причину возникновения атмосферного давления и изменение его величины с высотой., подтверждать существование атмосферного давления, записывать результат измерения атмосферного давления в различных единицах.
Л.р. № 16
32
Энергия.
1
11.01.16
Знания: энергия – физическая величина, определение механической энергии, потенциальной, кинетической энергии, единицы измерения энергии, формулы, определяющие величину кинетической и потенциальной энергии.
Умения: анализировать превращения энергии в различных случаях механического взаимодействия тел, объяснять относительность механической энергии, вычислять энергии тел.
33
Работа. Мощность.
Л.р. № 17 «Измерение мощности.»
1
14.01.16
Знания: определения работы, мощности, единицы измерения работы и мощности, формулы, определяющие работу и мощность.
Умения: объяснять физич. смысл работы как меры изменения энергии тела, вычислять работу и мощность, измерять работу силы косвенным методом, записывать результат в кратных единицах измерения.
Навыки: использование динамометра линейки для измерения работы.
Л.р. № 17
34
Работа. Мощность.
1
18.01.16
Умения: вычислять работу как меру изменения энергии тела и мощность.
Навыки: применение знаний о величинах работа, мощность, энергия для решения задач.
35
Простые механизмы.
1
21.01.16
Знания: определение выигрыша в силе, КПД простых механизмов: рычаг, блок, наклонная плоскость, предельные значения КПД.
Умения: объяснять и приводить примеры применения простых механизмов,
Навыки: использование динамометра и линейки для измерения КПД наклонной плоскости.
Л.р. № 18
37
Механические колебания.
1
28.01.16
Знания: явление резонанса; физических величин: период, частота, амплитуда.
Умения: описывать и объяснять механические колебания маятников, вычислять период и частоту колебаний, определять механические колебания свободных, вынужденных колебаний,
38
Механические колебания
1
01.02.16
Знания: зависимость периода колебаний маятника от длины нити.
Умения: измерять период и частоту колебаний маятника, анализировать результаты исследования.
Навыки: использовать секундомер для измер. периода колебаний маятника, представлять результат работы в виде таблиц.
39
Механические волны
1
04.02.16
Знания: смысл понятия волна, определения длины волны, характеристик звука, явления акустического резонанса.
Умения: описывать и объяснять распространение волн, условия распространения звука
40
Контрольная работа №3
1
08.02.16
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
Раздел 3.
Тепловые явления (24 часа)
41
Атомное строение вещества.
1
11.02.16
Знания: смысл понятий атом, молекула, хаотическое тепловое движение, определения явлений диффузии, броуновского движения.
Умения: описывать и объяснять диффузию, приводить примеры явлений, доказывающих существование атомов и тепловое движ. атомов.
42
Взаимодействие частиц вещества.
1
15.02.16
Знания: существование сил молекулярного взаимодействия.
Умения: объяснять проявление сил молекулярного взаимодействия: притяжения и отталкивания молекул, называть условия проявления сил притяжения и отталкивания.
43
Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
1
18.02.16
Знания: особенности строения и свойства вещества в трёх агрегатных состояниях.
Умения: объяснять свойства вещества в трёх агрегатных состояниях с точки зрения молекулярного строения вещества.
44
Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Л.р. № 19 «Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.»
1
22.02.16
Умения: проводить эксперимент по исследованию зависимости объёма воздуха от давления при постоянной температуре,
Навыки: представлять результаты измерений в виде таблицы оформлять результаты работы в лаб. тетради.
Л.р. № 19
45
Температура.
1
25.02.16
Знания: определение теплового равновесия, физический смысл температуры, применение термометра, виды термометров.
Умения: объяснять: связь температуры с тепловым движением молекул, принцип действия жидкостного термометра, использование термометра для измерения температуры тела.
46
Внутренняя энергия.
1
29.02.16
Знания: определение энергетического равновесия.
Умения: объяснять: связь энергии с движением молекул
47
Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.
1
03.03.16
Знания: о изменении внутренней энергии тела при теплопередачи и работе внешних сил.
Знания: определение физических величин количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, единицы измерения величин.
Умения: анализировать зависимость количества теплоты от массы тела, изменения температуры тела, тепловых свойств вещества; использовать таблицу теплоёмкости вещества для определения её числового значения и физический смысл теплоёмкости.
Л.р. № 21
50
Количество теплоты.
1
14.03.16
Знания: формулы для расчёта количества теплоты, физ. величин.
Умения: использовать формулы кол. теплоты и уд. теплоёмкость в-ва.
Навыки: определять удельную теплоёмкость вещества по таблицам, оформление задач в тетради.
51
Уравнение теплового баланса.
1
17.03.16
Знания: понятие о теплообмене, направлении теплообмена, уравнение теплового баланса.
Умения: анализировать и объяснять перенос тепла между телами, участвующими в теплообмене, составлять уравнение теплового баланса, применять уравнение теплового баланса для изучения теплообмена и определения удельной теплоёмкости вещества.
52
Количество теплоты.
1
21.03.16
Умения: применять уравнение теплового баланса для изучения теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Навыки: измерение температуры воды с помощью термометра, определение массы воды известного объёма.
53
Количество теплоты.
1
24.03.16
Умения: применять уравнение теплового баланса для определения удельной теплоёмкости вещества.
Навыки: измерение температуры воды с помощью термометра, измерение массы тела с помощью весов.
Знания: определение количества теплоты. удельной теплоты плавления вещества.
Умения: использовать формулы для расчёта количества теплоты и удельной теплоты плавления для решения аналитических, графических задач.
56
Плавление и кристаллизация
1
11.04.16
Умения: проводить анализ теплообмена, использовать ур-е теплового баланса для вычисления и экспериментального определения удельной теплоты плавления в-ва.
Навыки: измерение температуры, времени, представление результатов измерений в виде таблиц, графиков.
Первичный инструктаж по ТБ и ОТ . Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов.
1
03.09.15
Знать определение электрического взаимодействия, понятие «электризации тел при соприкосновении», способы электризации тел, два рода зарядов, приборы для обнаружения электрического заряда.
Уметь описывать и объяснять электрические взаимодействия, процесс электризации тел, объяснять устройство и принцип действия электроскопа и электрометра, пользоваться электроскопом.
2
Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики.
1
07.09.15
Знать понятие электрического заряда, единицу измерения заряда, частицы, обладающие наименьшим электрическим зарядом, положительного и отрицательного ионов, определения понятий проводник и непроводник электричества, взаимодействие заряженных тел.
Уметьобъяснять природу электрического заряда, приводить примеры явления электризации, описывать и объяснять модели строения простейших атомов, явление электризации на основе знания о строении атома и атомного ядра, принцип действия заряженных тел, притяжение незаряженных тел к заряженным.
3
Закон сохранения электрического заряда.
Взаимодействие электрических зарядов.
1
10.09.15
Знать формулировку закона сохранения электрического заряда.
Уметь описывать и объяснять взаимодействие электрических зарядов.
4
Электрическое поле.
1
14.09.15
Знать определение ЭП, источники ЭП, его свойства и способы обнаружения; определение конденсатора, его устройство и назначение; определение напряжения, единицу измерения и физический смысл напряжения, формулу для определения напряжения, прибор для измерения напряжения и правила работы с ним.
Л.р. № 1 «Наблюдение электрического взаимодействия тел».
1
17.09.15
Знать понятие электрического тока, источников ЭТ, условия возникновения и существования ЭТ; понятие электрической цепи, составные части ЭЦ, их условные обозначения; действия ЭТ
Уметь чертить схемы электрических цепей; объяснять действия ЭТ и его направление.
Л.р. № 1
6
Сила тока и напряжение.
1
21.09.15
Знать опред. силы тока и напряжения, единицу измерения и физич смысл силы тока и напряжения, формулы для опред. силы тока напряжения, приборы для измер. силы тока и напряжения и правила раб. с ними.
Уметь применять формулы силы тока и напряжения при решении задач.
7
Л.р. № 2 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения».
1
28.09.15
Знать способы подключения амперметра и вольтметра в ЭЦ
Уметь собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и вольтметром для определения силы тока и напряжения в цепи, чертить схемы электрических цепей, оценивать результаты наблюдений, применять формулы для расчёта силы тока и напряжения.
Л.р. №2
8
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.
Л.р. № 3 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра».
1
01.10.15
Знать определениеэлектрического сопротивления,единицу измерения сопротивления, ее физич. смысл;физический смысл удельного сопротивления, единицы измерения и формулу для его расчета, зависимость удельного сопротивления проводников от температуры; формулировку и формулу закона Ома для участка цепи.
Уметь объяснять причину возникновения сопротивления, собирать электрическую цепь по рисунку, измерять силу тока и напряжение, чертить схему электрической цепи, применять формулу для расчета сопротивления; пользоваться формулой закона Ома, определять и сравнивать сопротивление металлических проводников по графику зависимости силы тока от напряжения.
Л.р. № 3
9
Л.р. № 4,5 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах.», «Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении».
1
05.10.15
Знать определениеэлектрического сопротивления,единицу измерения сопротивления, ее физический смысл;
Уметьсобирать электрическую цепь по рисунку, измерять силу тока и напряжение, чертить схему электрической цепи, применять формулу для расчета сопротивления; пользоваться формулой закона Ома для участка цепи.
Л.р. № 4,5
10
Л.р. № 6,7 «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала», «Удельное сопротивление».
1
08.10.15
Знатьв чем суть зависимости электрического сопротивления проводника от его длинны, площади поперечного сечения и материала, давать определение понятию «удельное сопротивление».
Уметь применять знания на практике.
Л.р. № 6,7
11
Контрольная работа №1
по темам «Электрические взаимодействия», «Электрический ток».
1
12.10.15
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
12
Последовательное и параллельное соединения проводников.
1
15.10.15
Знатьзаконы последовательного и параллельного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности последовательного и параллельного соединения; применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединения для решения задач; собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности последовательного и параллельного соединения.
13
Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников».
1
19.10.15
Уметьприменять изученные законы к решению задач; решать задачи на последовательное и параллельное соединения проводников.
14
Л.р. № 8 «Изучение последовательного соединения проводников».
1
22.10.15
Знатьзаконы последовательного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности последовательного соединения; применять закон Ома и законы последовательного соединения для решения задач; собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности последовательного соединения.
Л.р. № 8
15
Л.р. № 9 «Изучение параллельного соединения проводников».
1
02.11.15
Знатьзаконы параллельного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности параллельного соединения; применять закон Ома и законы параллельного соединения для решения задач; собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности параллельного соединения.
Л.р. № 9
16
Работа и мощность электрического тока.
1
05.11.15
Знать определениеработы и мощности ЭТ,единицу измерения работы и мощности ЭТ, физический смысл работы и мощности ЭТ; формулы для определения работы и мощности ЭТ; знать единицы работы ЭТ, применяемые на практике, формулировку закона Джоуля — Ленца; приборы для измерения работы и мощности ЭТ.
Уметьпользоваться таблицей мощностей различных электрических устройств.
17
Л.р. № 10 «Измерение работы и мощности электрического тока».
09.11.15
Знать определениеработы и мощности ЭТ,единицу измерения работы и мощности ЭТ, физический смысл работы и мощности
Уметьпользоваться таблицей мощностей различных электрических устройств.
Л.р. № 10
18
Примеры расчёта электрических цепей.
1
12.11.15
Знатьзаконы последовательного и параллельного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности последовательного и параллельного соединения; применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединения для решения задач; собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности последовательного и параллельного соединения.
19
Решение задач «Электрические явления».
1
16.11.15
Уметьприменять изученные законы к решению задач; решать задачи на последовательное и параллельное соединения проводников.
20
Решение задач по теме «Изучение теплового действия тока и его нахождение».
1
19.11.15
Знатьединицы работы ЭТ и кол-тва теплоты, формулу и формулировку закона Джоуля-Ленца.
Знать понятие полупроводника, его свойства и особенности; основные полупроводниковые приборы, особенности их работы; носителей заряда в полупроводниках.
Уметьобъяснятьвозникновение носителей заряда в полупроводниках; механизм возникновения тока в полупроводниках; особенности работы полупроводниковых приборов.
по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока».
1
30.11.15
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
24
Магнитные взаимодействия.
1
03.12.15
Знатьустройство и принцип взаимодействия постоянных магнитов; определение электромагнита и его использование; принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами.
Уметьобъяснить принцип взаимодействия постоянных магнитов, принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами; наличие «молекулярных токов» Ампера в постоянных магнитах.
25
Л.р. № 13, 14 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов», « Исследование явления намагничивания железа».
1
07.12.15
Уметьобъяснить принцип взаимодействия постоянных магнитов, принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами; изображатьмагнитноеполе графически, действие магнитного поля на проводник с током.
Л.р. № 13,14
26
Магнитное поле тока.
Л.р. № 15 «Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током».
1
10.12.15
Знатьопределение электромагнита и его использование; принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами.
Уметьпринцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами; наличие «молекулярных токов» Ампера в постоянных магнитах.
Л.р. № 15
27
Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током.
Л.р. № 16 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током».
1
14.12.15
Знатьпонятие магнитного поля и его физический смысл; устройство электрического двигателя.
Уметьизображатьмагнитноеполе графически, объяснить графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий; действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.
Л.р. № 16
28
Электромагнитная индукция.
1
17.12.15
Знатьвклад Фарадея в обнаружение связи между ЭП и МП, формулировку правила Ленца; смысл явления электромагнитной индукции и понятия самоиндукции; роль явления самоиндукции в электро- и радиотехнике.
Уметьописывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике; определять направление индукционного тока, собирать установку по описанию, проводить наблюдения явления электромагнитной индукции.
29
Правило Ленца. Самоиндукция.
1
21.12.15
Знать формулировку правила Ленца; смысл понятия самоиндукции; роль явления самоиндукции в электро- и радиотехнике.
Уметьописывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике; определять направление индукционного тока, собирать установку по описанию, проводить наблюдения явления электромагнитной индукции.
30
Производство и передача электроэнергии.
1
24.12.15
Знать определение переменного тока и принцип действия генератора; устройство и принцип действия трансформатора, как осуществляется передача электроэнергии;
типы электростанций и их воздействие на окружающую среду; альтернативные источники электроэнергии.
Уметь объяснить, почему электроэнергию передают под высоким напряжением; как и для чего повышают и понижают напряжение при передаче электроэнергии.
31
Переменный ток.
1
28.12.15
Уметь собирать электрическую цепь по рисунку, производить измерения и снимать показания приборов, делать выводы.
32
Электромагнитные колебания.
1
11.01.16
Знатьсмысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; принципы радиосвязи, современные средства связи, понятие колебательного контура.
33
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
1
14.01.16
Уметьобъяснять принцип возникновения колебаний в колебательном контуре;
34
Решение задач на тему «Сила Ампера»
1
18.01.16
Уметьприменять полученные знания при решении задач.
35
Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Л.р. №17,18 «Изучение принципа действия электромагнитного реле», «Изучение принципа действия электродвигателя».
1
21.01.16
Знать определение электрического взаимодействия, понятие «электризации тел при соприкосновении», способы электризации тел, два рода зарядов, приборы для обнаружения электрического заряда.
Уметь описывать и объяснять электрические взаимодействия, процесс электризации тел, объяснять устройство и принцип действия электроскопа и электрометра, пользоваться электроскопом.
Л.р.№17,
18
36
Решение задач на тему «Магнитные явления».
1
25.01.16
Знать понятие электрического заряда, единицу измерения заряда, частицы, обладающие наименьшим электрическим зарядом, положительного и отрицательного ионов, определения понятий проводник и непроводник электричества, взаимодействие заряженных тел.
Уметьобъяснять природу электрического заряда, приводить примеры явления электризации, описывать и объяснять модели строения простейших атомов, явление электризации на основе знания о строении атома и атомного ядра, принцип действия заряженных тел, притяжение незаряженных тел к заряженным.
Раздел 2.
Электромагнитные колебания и волны (12 часов)
37
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
1
28.01.16
Знать условия возникновения индукционного тока в замкнутом проводнике при изменении в нем магнитного потока.
Уметьописывать принцип работы электромагнитных колебаний и колебательного контура.
46
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Свет — электромагнитная волна.
1
29.02.16
Знать свойства электромагнитных волн.
Уметьописывать влияние электромагнитных излучений на живые организмы, понимать их вред и пользу для человека.
47
Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Исследование свойств электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние сотовых телефонов на организм человека
1
03.03.16
Знать прием и передачу электромагнитных волн.
Уметьописывать принцип работы радиосвязи и телевидения, вред мобильных телефонов на организм человека.
48
Контрольная работа № 3 по теме «Электромагнитные колебания и волны»
1
07.03.16
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
Раздел 3.
Оптические явления (17 часов)
49
Свет. Свойство света.
Л.р. № 20 «Изучение явления распрост. света».
1
10.03.16
Знать явление образования тени и полутени.
Уметь давать определение понятию свет и описывать с-ва света.
Л.р. № 20
50
Отражение света.
1
14.03.16
Знать свойства отражения света, виды отражения.
Уметь экспериментально проверять закон отражения света.
51
Л.р. № 21 « Исследование зависимости угла отражения света от угла падения»
1
17.03.16
Знать зависимость угла отражения света от угла падения.
Уметь исследовать зависимость угла отражения света от угла падения.
52
Плоское зеркало.
Л.р. № 22 « Изучение св-в изображения в плоском зеркале»
1
21.03.16
Знать особенности и с-ва плоского зеркала.
Уметь строить изображение в плоском зеркале. Изучать свойства изображения в плоском зеркале.
Л.р. № 22
53
Преломление света.
1
24.03.16
Знать свойства и особенности преломления света.
Уметь экспериментально проверять закон преломления света.
54
Решение задач.
1
04.04.16
Уметь применять законы отражения и преломления света при решении качественных и количественных задач.
55
Л.р. № 23 « Исследование зависимости угла преломления света от угла падения»
1
07.04.16
Знать о зависимости угла преломления света от угла падения.
Уметь исследовать зависимость угла преломления света от угла падения
Л.р. № 23
56
Линзы.
1
11.04.16
Знать разновидности линз, их свойства и механизм работы.
Уметь схематически изображать собирающую и рассеивающую линзу. Определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы.
57
Построение в линзах.
1
14.04.16
Знать как правильно расположить предмет перед линзой для построения изображения.
Уметь получать изображение с помощью собирающей линзы.
58
Л.р. № 24, 25 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы», «Получение изображений с помощью собирающей линзы».
1
18.04.16
Знать что означают термины «фокусное расстояние», «собирающая линза»
Уметь определять фокусное расстояние собирающей линзы и ее оптическую силу.
Л.р. № 24, 25
59
Дисперсия света.
Л.р.№26 «Наблюдение явления дисперсии света».
1
21.04.16
Знать суть процесса дисперсии света.
Уметь наблюдать и объяснять явление дисперсии света.
Л.р.№26
60
Дисперсия света.
Л.р. № 27 «Получение белого света при сложении пучков света всех цветов спектра».
1
25.04.16
Знать суть процесса дисперсии света.
Уметь наблюдать и объяснять явление дисперсии света.
Л.р. № 27
61
Оптические приборы.
1
28.04.16
Знать разновид. оптич. приборов, уметь их отличать друг от друга, уметь ими пользоваться и знать механизм работы каждого.
Уметь изучать устройство и принцип действия фотоаппарата. Оценивать расстояние наилучшего зрения. Изучать дефекты своего глаза.
62
Зрение человека как физическое явление. Гигиена зрения
1
05.05.16
Знать структуру строения человеческого глаза.
Уметь определять дальнозоркость и близорукость.
63
Решение задач.
1
12.05.16
Уметь применять полученные знания при решении задач
64
Решение задач.
1
16.05.16
Уметь применять полученные знания при решении задач
65
Контрольная работа № 4 по теме« Оптические явления».
1
19.05.16
Навыки: выполнения заданий контроля ЗУН
Раздел 4.
Повторение (3 часа)
66
Электрические и магнитные явления. Электромагнитные колебания и волны. Оптические явления.
смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
оценки безопасности радиационного фона.
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явления с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использование его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях и величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о физических законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
назначение;
принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования приборами.
При оценке ответов учащихся учитываются следующие умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
самостоятельно работать с учебником;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин;
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планирование проведения опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
оценивать и вычислять погрешности измерений (в старших классах);
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Оценка ответов учащихся
Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения
правильно выполнять чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка “4” ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку “5”, но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка “3” ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку “4”, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка “2” в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ
Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях режима, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка “4” ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке “5”, но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Оценка “3” ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка “2” ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка “5” ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка за решение задач
Оценка “5” ставится за работу, в которой нет ошибок и допущен не более чем один недочет, (приведены полные объяснения хода решения и обоснования правомерности применяемых законов и соотношений, а также выполнена проверка ответа).
Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но содержащую:
- не более 1 негрубой ошибки и одного недочета; - не более двух недочетов.
Такая же оценка выставляется за работу, в которой отсутствуют указанные недостатки, (но нечетко выполнены объяснение решения, обоснование применяемых законов и соотношений и проверка правильности ответа).
Оценка “3” ставится в том случае, когда выполнено не менее половины работы и при этом в ней обнаруживается:
- не более двух грубых;
- одна грубая, одна негрубая и один недочет;
- не более трех негрубых;
- одна негрубая и три недочета; - при отсутствии ошибок допущено 4-5 недочетов;
Оценка “2” ставится, когда выполнено менее половины работы или превышены нормы ошибок для оценки «3».
За оригинальность и находчивость допускаются поощрительные баллы, но общая оценка при этом не может быть выше «5».
Оценка за ответы по теории
Оценка “5” за устный или письменный ответ по теории ставится в том случае, если отвечающий:
- демонстрирует полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, подтверждает их собственными конкретными примерами, показывает типы задач по данной теме;
- дает точные и лаконичные определения основных понятий, формулировки законов, содержание теории, методы измерений и единиц измерения физических величин;
- ответ сопровождается чертежами, графиками, рисунками, выполняет их грамотно и аккуратно; правильно записывает формулы, пользуется принятой системой условных обозначений;
- при ответе показывает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет делать обобщения собственные выводы, в ответ включает самое главное, а не повторяет дословно тест из учебника, составляет логически стройный план ответа, связывает ответ с материалом смежных тем и предметов.
Оценка “4” ставится в том случае, когда ответ соответствует названным выше требованиям, но отвечающий
- допустил в ответе одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, но сумел исправить их самостоятельно;
- слишком близко придерживался текста учебника, затрудняется с иллюстрацией ответа на примерах и задачах, допускает неточность в определении понятий и в формулировках законов;
Оценка “3” ставится в том случае, когда отвечающий правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
- допускает ошибки, свидетельствующие о пробелах в усвоении существенных вопросов курса физики, если это не препятствует пониманию и усвоению других тем и разделов;
- испытывает затруднения в примени конкретных физических явлений на основе теорий и законов или в подтверждении теорий примерами их практического применения;
- неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы или механически воспроизводит текст учебника без его осмысления, не может выделить главное в вопросе и логически последовательно построить ответ;
- допускает одну - две грубые ошибки, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя, обнаруживает непонимание отдельных фрагментов учебного материала.
Оценка “2” ставится в том случае, когда отвечающий:
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в рамках спрашиваемого материала;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач стандартного типа;
- при ответе на один из вопросов допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Перечень ошибок. Грубые ошибки
Незнание определений основных законов, понятий, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений: неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичные ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Учи физику! Опыты, эксперименты, теория, практика, задачи, ответы и решения: http://uchifiziku.ru/
http://www.physbook.ru
http://class-fizika.narod.ru
Информационно-методическое обеспечение
1. Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru
2. Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва
"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа Физика- 7 класс в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, ДНР. "
["seo_title"] => string(123) "rabochaia-proghramma-fizika-7-klass-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-k-riezul-tatam-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-dnr"
["file_id"] => string(6) "245633"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1446156695"
}
}