Просмотр содержимого документа
«Программа промежуточной аттестации по учебной дисциплине физика в спо»
Одобрено
на заседании цикловой методической комиссии математического и общего естественнонаучного цикла
Протокол от_______________№_____
Председатель ЦМК
_______________ Л.В. Шаталова.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ В.В. Станкевская
«_____»__________________ 2017г.
ПРОГРАММа ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
ОУД. 09. ФИЗИКА
Учебной группы №14,15
за 2016/2017 учебный год
Профессия: 15.01.05 - Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Преподаватель Лойторенко А.Г.
2017г.
Пояснительная записка
Программа промежуточной аттестации для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОУД. 09.Физика на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины Физика, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21.07 2015) и рабочей программы учебной дисциплины Физика (утв. Директором 07.09.2016г.) для профессии:
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
Вопросы и задания, выносимые на экзамен, имеют равноценный характер, сформулированы четко, кратко и понятно.
Разработанные критерии оценки позволяют оценить степень подготовленности обучающихся к использованию знаний и умений по учебной дисциплины Физика.
Перечень рекомендованной основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники. Все источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины Физика.
Изучение учебной дисциплины Физика должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Перечень вопросов и заданий к экзамену
Теоретическая часть
Механическое движении, его относительность. Траектория. Путь и перемещение, скорость. Правка металла. Механическаярезкаметалла.
Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.
Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Принцип действия сварочного трансформатора, его регулировочная характеристика.
Масса и её измерение. Сила второй закон Ньютона. Силы, действующие при переносе расплавленного металла через дуговое пространство, их направление и графическое изображение.
Электрический ток в электролитах. Законы электролиза.
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Положительная и отрицательная роль силы тяжести при наклонном, вертикальном и горизонтальном положении швов.
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Частота и период колебаний контура.
Третий закон Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике.
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.
Основные положения молекулярно кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размер молекул. Макро и микроструктура металлов и сварных соединений.
Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории.
Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Колебательное движение электрода при сварке.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в термодинамике.
Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Кристаллические и аморфные тела. Виды деформации. Понятие о допустимом усилии в сварном соединении.
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Виды разрядов. Использование газовых разрядов при сварке. Импульсно - дуговая сварка.
Магнитное поле . магнитная индукция. Сила Лоренца. Использование действия магнитного поля на заряженную частицу. Влияние магнитного поля на сварочную дугу.
Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электровакуумные приборы.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Расчет погонной энергии и эффективной тепловой мощности в сварочной дуге.
Ускорение. Равнопеременное движение. Скорость при равноускоренном прямолинейном движении.
Вещество в магнитном поле. Магнитная проницаемость. Ферромагнетики и их применение в технике. Физическая сущность магнитной дефектоскопии. Магнитографический вид контроля качества сварки.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковые выпрямители на электровозах переменного тока. Сигнальные устройства.
Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике.
Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
Электромагнитные колебания и их свойства. Принцип радиосвязи. Развитие средств связи.
Электроёмкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Понятие шагового напряжения .
Деформация тел.Сила упругости. Закон Гука. Причины возникновения деформаций при сварке и методы борьбы с ними.
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Принцип действия тепловых двигателей коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды. Эффективный КПД процесса нагрева металла сварочной дугой.
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Связь напряжённости и напряжения.
Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Сварка световым лучом: особенности, назначение, области применения.
Цепная ядерная реакция. Условия её осуществления.
Агрегатные состояния вещества. Удельная теплота плавления и парообразования.
Термоядерная реакция. Перспективы и проблемы ядерной энергетики.
Механическая работа и мощность. КПД простых механизмов и их применение.
Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений. Гамма – графический метод контроля сварных швов.
Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Световоды. Фотографирование структуры металла шва и сварочных соединений.
Методы регистрации ионизирующих частиц.
Дисперсия света. Спектральные приборы. Спектральный анализ. Спектральный экспресс – анализ состава сварного шва.
Двойственная природа электромагнитных излучений. Шкала электромагнитных излучений. Зависимость свойств электромагнитных волн от их частоты. Применение различных видов излучений. Радиационная дефектоскопия – рентгенографический метод контроля сварных швов.
Тепловые свойства твёрдых тел:тепловое расширение, теплопроводность и их учёт в технике. Влияние теплового режима при сварке изделий из стали.
47. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
48.Сила тока. Напряжение. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи.
Практическая часть
Выполнить практическую работу: «Проверка законов последовательного соединения проводников».
Выполнить практическую работу: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
Решить задачу на применение уравнения состояния идеального газа.
Выполнить практическую работу: «Проверка параллельного соединения проводников».
Решить задачу на применение первого закона термодинамики.
Решить задачу на применение закона Джоуля – Ленца.
Выполнить практическую работу: «Измерение удельного сопротивления проводника».
Решить задачу на применение закона сохранения в ядерных реакциях
Решить задачу на определение коэффициента трансформации.
Выполнить практическую работу: «Сборка модели простейшего радиоприёмника».
Решить задачу на закон сохранения импульса.
Решить задачу на применении уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.
Решить задачу на определение массы, энергии и импульса фотона.
Решить задачу на применение закона Ампера.
Решить задачу на применение закона сохранения энергии.
Решить задачу на применение формулы на движение тела по окружности.
2. Время проведенияэкзамена –6 часов
Критерии оценки устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой
(например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки лабораторной работы:
Отметка «5» ставится, если учащийся:
выполнил работу самостоятельно в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий,
получил верный ответ или иное требуемое представление результата работы
соблюдает правила техникибезопасности;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами;
Отметка «4» ставится, еслиучащийся:
выполнил работу правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя;
соблюдает правила техникибезопасности;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «3» ставится, еслиучащийся:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
соблюдает правила техникибезопасности;
затрудняется самостоятельно использовать справочной литературой, пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «2» ставится, еслиучащийся:
допустил две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.
Критерии оценки умения решать задачи
Оценка «5»: в логических рассуждениях и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»: в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, либо допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логических рассуждениях и в решении, либо отсутствует ответ на задание.
Оценка «1»: решение отсутствует.
4.Перечень допущенного к использованию в процессе экзамена оборудования:
Штатив с муфтой и кольцом,
Шарик на нити,
Термометр,
Демонстрационный термометр,
Психрометрическая таблица,
Мензурка с делениями,
Динамометр,
Тело, неизвестного объёма,
Сантиметровая лента,
Весы,
Часы с секундной стрелкой,
Набор конденсаторов.
Микроамперметр.
Источник постоянного тока,
Соединительные провода,
Реохорд.
Микрометр.
Амперметры и вольтметры.
Источник электрической энергии.
Ключ.
Реостат.
Амперметр.
Вольтметр
Катушки индуктивности
Полосовые магниты.
Гальванометры
Катушка контурная.
Конденсатор переменной емкости.
Диод полупроводниковый.
Конденсатор постоянной емкости.
Телефон (наушники)
Провода и планки соединительные.
Провода для антенны и заземления.
Монтажная доска, винты, шайбы
Лампа,
Трансформатор,
Плакаты по изученным вопросам.
Информационное обеспечение экзамена
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся:
Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений колледжей. – М.: Академия, 2010 -447 с.
Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике М.: Академия, 2010.
Кабардин, О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся -4-изд. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. -367с.
Касьянов, В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -4- изд., исп. – М.: Дрофа, 2002. -416.
Касьянов, В.А. Физика 11кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Дрофа, 2002. -416с.
Для преподавателей:
Громов, С.В., Шаронова, Н.В. Физика, 10-11: книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин, О.Ф., Орлов, В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 2001
Касьянов, В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10кл.», «Физика. 11кл.» при изучении физики на базовом и профессиональном уровне. – М., 2006.
Касьянов, В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет ресурсы:
Направление
Краткая аннотация. Адрес
Физика вокруг нас
Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.
http:// physics03.nагоd.ги/index.htm
Физика в анимациях
Десять анимаций по основным разделам физики.
http:// physics /nаd.ги/ physics/htm
Тесты по физике
Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
http:// physics-regelman.com/
Чудеса своими руками
Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator.nагоd.ги/cont/html
Новости науки
Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/index.html
Наука в «Русском переплете»
Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/
Новости физики
Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.http://www.ufn.ru/ru/news/
Элементы.Ру
Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html
Наука и техника, электронная библиотека
Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.http://n-t.ru/
Известия науки
Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/
Наука и жизнь в иностранной прессе
Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science
Журнал «Квант»
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант».
http://kvanr.info/
Журнал «Потенциал»
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей.
http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome
Журнал «Наука и жизнь»
Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.http://www.nkj.ru/
Энциклопедия «Кругосвет»
Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.http://www.krugosvet.ru/ science.htm
Словари и энциклопедии на Академике
Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php
Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.
http://archive.1september.ru
Тесты и задачи по термодинамике.
http://www.spin.nw.ru
Физика и астрономия: виртуальный методический кабинет
http://www.gomulina.orc.ru
Конкурс-олимпиада по физике «Зубренок»
http://www. simora.ru
Всероссийские олимпиады по физике
http://www. minobr.org.ru
Одобрено
на заседании цикловой методической комиссии математического и общего естественнонаучного цикла
Протокол от_______________№_____
Председатель ЦМК
_______________ Л.В. Шаталова.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________ В.В. Станкевская
«_____»__________________ 2017г.
ПРОГРАММа ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
ОУД.09. ФИЗИКА
Учебной группы № 17МЛ
за 2016/2017 учебный год
Профессия: 23.01.09 . Машинист локомотива
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Преподаватель Лойторенко А.Г.
2017г.
Пояснительная записка
Программа промежуточной аттестации для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине ОУД. 09.Физика на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины Физика, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21.07 2015) и рабочей программы учебной дисциплины Физика (утв. Директором 07.09.2016г.) для профессии:
23.01.09 Машинист локомотива МЛ
Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
Вопросы и задания, выносимые на экзамен, имеют равноценный характер, сформулированы четко, кратко и понятно.
Разработанные критерии оценки позволяют оценить степень подготовленности обучающихся к использованию знаний и умений по учебной дисциплины Физика.
Перечень рекомендованной основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники. Все источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины Физика.
Изучение учебной дисциплины Физика должно обеспечить достижение следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Перечень вопросов и заданий к экзамену
Теоретическая часть
Механическое движении, его относительность. Траектория. Путь и перемещение, скорость. Способы регулирования скорости локомотива.
Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха.
Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Роль понижающего трансформатора на электровозах переменного тока.
Масса и её измерение. Сила второй закон Ньютона. Силы, действующие на раму тележки, их природа и направление действия.
Электрический ток в электролитах.Законы электролиза. Назначение и устройство аккумуляторов в работе электровозов.
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Сила тяги электровоза, сила сопротивления движению поезда.
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Частота и период колебаний контура.
Третий закон Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение в природе и технике. Образование и движениесцепок.
Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах. Использование потенциальной и кинетической энергии локомотива в целях экономии электроэнергии. Превращениеэнергиипридвижении и остановкепоезда.
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.
Основные положения молекулярно кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размер молекул.
Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.
Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Рольдавлениявоздуха в управлениипневматическимитормозами.
Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс. Влияние резонансных колебаний на сцепление колёс с рельсами. Система рессорного подвешивания на электровозе. Принцип действия и назначение гидравлических амортизаторов в системе рессорного подвешивания.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в термодинамике. Изопроцессы в компрессорнойустановке локомотива.
Работа и мощность постоянного тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Длительная, часовая и кратковременнаямощностьтяговогодвигателя.
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Сопротивления в силовойцепитяговогодвигателя
Кристаллические и аморфные тела. Виды деформации. Деформации, возникающие в колёсной паре при движении электровоза.
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Виды разрядов.
Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Лоренца. Использование действия магнитного поля на заряженную частицу. Электроизмерительные приборы на электровозе.
Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электровакуумные приборы.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Работа компрессоров на электровозе как пример адиабатического сжатия воздуха.
Ускорение. Равнопеременное движение. Скорость при равноускоренном прямолинейном движении. Условия возникновения ускоренного движения электровоза.
Вещество в магнитном поле. Магнитная проницаемость. Ферромагнетики и их применение в технике.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковые выпрямители на электровозах переменного тока. Сигнальные устройства.
Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике.
Электризация тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона.
Электромагнитные колебания и их свойства. Принцип радиосвязи. Развитие средств связи. Радиосвязьнаэлектровозах.
Электроёмкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов на ж/д транспорте.
Деформация тел.Сила упругости. Закон Гука. Назначение автосцепного (буферного устройства).
Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. ПравилоЛенца. Физическиеосновы и принципдействиятяговыхдвигателей.
Принцип действия тепловых двигателей коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве. Охрана окружающей среды.
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Связь напряжённости и напряжения.
Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома.Цепная ядерная реакция. Условия её осуществления.
Агрегатные состояния вещества. Удельная теплота плавления и парообразования. Назначениеплавкихпредохранителей.
Термоядерная реакция. Перспективы и проблемы ядерной энергетики.
Механическая работа и мощность. КПД простых механизмов и их применение.
Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений.
Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Световоды.
Методы регистрации ионизирующих частиц.
Дисперсия света. Спектральные приборы. Спектральный анализ.
Двойственная природа электромагнитных излучений. Шкала электромагнитных излучений. Зависимость свойств электромагнитных волн от их частоты. Применение различных видов излучений. Назначение и работа сигнальных устройств электровоза :сигнальных ламп, датчиков и др.
Тепловые свойства твёрдых тел:тепловое расширение, теплопроводность и их учёт в технике. Характеристика материалов, необходимых для изготовления различных деталей электровоза.
Решить задачу на применение формулы на движение тела по окружности.
2. Время проведенияэкзамена –6 часов
Критерии оценки устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой
(например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки лабораторной работы:
Отметка «5» ставится, если учащийся:
выполнил работу самостоятельно в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий,
получил верный ответ или иное требуемое представление результата работы
соблюдает правила техникибезопасности;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами;
Отметка «4» ставится, еслиучащийся:
выполнил работу правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя;
соблюдает правила техникибезопасности;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «3» ставится, еслиучащийся:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
соблюдает правила техникибезопасности;
затрудняется самостоятельно использовать справочной литературой, пособиями, лабораторным оборудованием и другими средствами.
Отметка «2» ставится, еслиучащийся:
допустил две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.
Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.
Критерии оценки умения решать задачи
Оценка «5»: в логических рассуждениях и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»: в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, либо допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчётах.
Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логических рассуждениях и в решении, либо отсутствует ответ на задание.
Оценка «1»: решение отсутствует.
4.Перечень допущенного к использованию в процессе экзамена оборудования:
Штатив с муфтой и кольцом,
Шарик на нити,
Термометр,
Демонстрационный термометр,
Психрометрическая таблица,
Мензурка с делениями,
Динамометр,
Тело, неизвестного объёма,
Сантиметровая лента,
Весы,
Часы с секундной стрелкой,
Набор конденсаторов.
Микроамперметр.
Источник постоянного тока,
Соединительные провода,
Реохорд.
Микрометр.
Амперметры и вольтметры.
Источник электрической энергии.
Ключ.
Реостат.
Амперметр.
Вольтметр
Катушки индуктивности
Полосовые магниты.
Гальванометры
Катушка контурная.
Конденсатор переменной емкости.
Диод полупроводниковый.
Конденсатор постоянной емкости.
Телефон (наушники)
Провода и планки соединительные.
Провода для антенны и заземления.
Монтажная доска, винты, шайбы
Лампа,
Трансформатор,
Плакаты по изученным вопросам.
Информационное обеспечение экзамена
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся:
Дмитриева, В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений колледжей. – М.: Академия, 2010 -447 с.
Дмитриева, В.Ф. Задачи по физике М.: Академия, 2010.
Кабардин, О.Ф. Физика: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся -4-изд. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2006. -367с.
Касьянов, В.А. Физика 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. -4- изд., исп. – М.: Дрофа, 2002. -416.
Касьянов, В.А. Физика 11кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Дрофа, 2002. -416с.
Для преподавателей:
Громов, С.В., Шаронова, Н.В. Физика, 10-11: книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин, О.Ф., Орлов, В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 2001
Касьянов, В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10кл.», «Физика. 11кл.» при изучении физики на базовом и профессиональном уровне. – М., 2006.
Касьянов, В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет ресурсы:
Направление
Краткая аннотация. Адрес
Физика вокруг нас
Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.
http:// physics03.nагоd.ги/index.htm
Физика в анимациях
Десять анимаций по основным разделам физики.
http:// physics /nаd.ги/ physics/htm
Тесты по физике
Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
http:// physics-regelman.com/
Чудеса своими руками
Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator.nагоd.ги/cont/html
Новости науки
Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/index.html
Наука в «Русском переплете»
Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/
Новости физики
Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.http://www.ufn.ru/ru/news/
Элементы.Ру
Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html
Наука и техника, электронная библиотека
Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.http://n-t.ru/
Известия науки
Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/
Наука и жизнь в иностранной прессе
Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science
Журнал «Квант»
Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант».
http://kvanr.info/
Журнал «Потенциал»
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей.
http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome
Журнал «Наука и жизнь»
Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.http://www.nkj.ru/
Энциклопедия «Кругосвет»
Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.http://www.krugosvet.ru/ science.htm
Словари и энциклопедии на Академике
Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php