Разработчик: Латыпова Е.И.
2014г.
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:
Стандарт второго поколения (ФГОС) в сравнении со стандартом первого поколения предполагает деятельностный подход к обучению, где главная цель: развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми следует овладеть к концу обучения, т. е. обучающиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного решения практических задач— главная идея УМК по физике системы учебников «Вертикаль» (А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика» для 9 класса), которая включает в себя и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для системы Windows.
Современные научные представления о целостной научной картине мира, основных понятиях физики и методах сопоставления экспериментальных и теоретических знаний с практическими задачами отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается:
Программа имеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 7 классов общеобразовательной школы.
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 68 учебных часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю. Из них 9 часов лабораторных работ, 4 часа контрольных работ, 3 зачета. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о стро-ении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объясне-нии тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механи-ки, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу коле-бательных и волновых процессов и создающая базу для изуче-ния электромагнитных колебаний и волн.За темой «Электромагнитные колебания и волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых кванто-вых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
Содержание учебного материала в учебниках для 7-9 классов построено на единой системе понятий, отражающих основные темы (разделы) курса физики. Таким образом, завершенной предметной линией учебников обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объеме на основной (второй) ступени общего образования. Содержательное распределение учебного материала в учебниках физики опирается на возрастные психологические особенности обучающихся основной школы (7-9 классы), которые характеризуются стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками и особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе (метод проектов). Вопросы и задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они способствуют развитию умения самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом и развитию критического мышления.
Материальная точка как модель физического тела. Механическое движение. Относительность механического движения. Путь. Скорость. Их величина и направление. Масса. Сила. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия твердого тела.Простые механизмы.
Атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Температура. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатное состояние вещества ― газ, жидкость, твердое тело.
Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.
№ | Наименование разделов, тем | Коли-чество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | СОТ |
7 кл |
1. | Введение | 4ч | | | |
1.1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§1—3) | | Ученики объясняют, описывают физические явления, отличают физические явления от химических; проводят наблюдения физических явлений, анализируют и классифицируют их, различают методы изучения физики | | Демонстрации, опыты |
1.2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений (§ 4—5) | | Ученики измеряют расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывают результаты измерений; определяют цену деления шкалы измерительного цилиндра; учатся пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определяют объем жидкости; переводят значения физических величин в СИ, определяют погрешность измерения. Записывают результат измерения с учетом погрешности | | Демонстрации, опыты |
1.3 | Лабораторная работа №1«Определение цены деления измерительного прибора». | | Находят цену деления любого измерительного прибора, представляют результаты измерений в виде таблицы, анализируют результаты по определению цены деления измерительного прибора, делают выводы, работают в малых группах по 2 человека. Формируют навыки оформления и организации практической работы. | | Демонстрации, опыты |
1.4 | Физика и техника (§ 6) | | Выделяют основные этапы развития физической науки и называют имена выдающихся ученых; определяют место физики как науки, делают выводы о развитии физической науки и ее достижениях, составляют план презентации | Самостоятельная работа (мини-тест) | Видеофрагмент |
| УУД: Личностные: учащиеся устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Регулятивные: учащиеся участвуют в организации своей учебной деятельности: формулируют цель, составляют план, осуществляют самоконтроль. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выделяют структуру знаний; способны к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют смысловое чтение; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализируют, производят синтез, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; установливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулируют проблему. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6ч | | | |
2.1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 7—9). | | Ученики объясняют опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; схематически изображают молекулы воды и кислорода; определяют размер малых тел; сравнивают размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; объясняют основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества | | Видеофраг-мент |
2.2 | Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел». | | Измеряют размеры малых тел методом рядов, различают способы измерения размеров малых тел, представляют результаты измерений в виде таблиц, выполняют исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делают выводы; работают в группе. | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
2.3 | Движение молекул (§10) | | Объясняют явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводят примеры диффузии в окружающем мире; наблюдают процесс образования кристаллов; анализируют результаты опытов по движению и диффузии, проводият исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делают выводы | Тест | |
2.4 | Взаимодействие молекул (§11) | | Ученики проводят и объясняют опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объясняют опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдают и исследуют явление смачивания и несмачивания тел, объясняют данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводият эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делают выводы | | Демонстрации, опыты |
2.5 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13) | | Доказывают наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводят примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; выполняют исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализируют его и делают выводы | | |
2.6 | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | | Ученики работают в группах, выполняют практические задания, отвечают на вопросы | Зачет по группам | Лабораторное оборудование |
| УУД: Личностные: учащиеся устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Регулятивные: учащиеся участвуют в организации своей учебной деятельности: формулируют цель, составляют план, осуществляют самоконтроль, саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выделяют структуру знаний; преобразовывают разные виды информации из одной формы в другую; способны к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют смысловое чтение; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализируют, производят синтез, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулируют проблему. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
3. | Взаимодействие тел (23 ч) | | Взаимодействие тел (23 ч) | | |
3.1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15) | | Ученики определяют траекторию движения тела, доказывают относительность движения тела; переводят основную единицу пути в км, мм, см, дм; различают равномерное и неравномерное движение; определяют тело относительно, которого происходит движение; используют межпредметные связи физики, географии, математики: проводят эксперимент по изучению механического движения, сравнивают опытные данные, делают выводы. | | Презентация |
3.2 | Скорость. Единицы скорости (§16) | | Рассчитывают скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражают скорость в км/ч, м/с; анализируют таблицы скоростей; определяют среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображают скорость, описывают равномерное движение. Применяют знания из курса географии, математики | | Демонстрации, опыты |
3.3 | Расчет пути и времени движения (§ 17) | | Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определяют путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформляют расчетные задачи | | |
3.4 | Инерция (§ 18) | | Находят связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводят примеры проявления явления инерции в быту; объясняют явление инерции; проводят исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализируют его и делают выводы | | Демонстрации, опыты |
3.5 | Взаимодействие тел (§ 19) | | Описывают явление взаимодействия тел; приводят примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объясняют опыты по взаимодействию тел и делают выводы | Физический диктант | Презентация |
3.6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20, 21) | | Устанавливают зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводят основную единицу массы в т, г, мг; работают с текстом учебника, выделяют главное, систематизируют и обобщают, полученные сведения о массе тела, различают инерцию и инертность тела | | |
3.7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | | Взвешивают тело на учебных весах и с их помощью определяют массу тела; пользуются разновесами; применяют и вырабатывают практические навыки работы с приборами. Работают в группе | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
3.8 | Плотность вещества (§ 22) | | Определяют плотность вещества; анализируют табличные данные; переводят значение плотности из кг/м в г/см3; применяют знания из курса природоведения, математики, биологии. | | |
3.9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | | Измеряют объем тела с помощью измерительного цилиндра; измеряют плотность твердого тела и жидкости с помощью весов и измерительного цилиндра; анализируют результаты измерений и вычислений, делать выводы; составляют таблицы; работают в группе | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
3.10 | Расчет массы и объема тела по его плотности (§ 23) | | Определяют массу тела по его объему и плотности; записывают формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работают с табличными данными. | | |
3.11 | Решение задач по темам: «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества» | | Используют знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализируют результаты, полученные при решении задач. | | |
3.12 | Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | | Применяют знания к решению задач. | Контрольная работа | |
3.13 | Сила (§ 24) | | Графически, в масштабе изображают силу и точку ее приложения; Определяют зависимость изменения скорости тела от приложенной силы. Анализируют опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делают выводы. | | Демонстрации, опыты |
3.14 | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (§ 25, 26) | | Приводят примеры проявления тяготения в окружающем мире. Находят точку приложения и указывают направление силы тяжести. различают изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделяют особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); самостоятельно работают с текстом, систематизируют и обобщают знания о явлении тяготения и делают выводы. | | Презентция |
3.15 | Сила упругости. Закон Гука (§ 27) | | Отличают силу упругости от силы тяжести; графически изображают силу упругости, показывают точку приложения и направление ее действия; объясняют причины возникновения силы упругости. приводят примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делают выводы. Работают в группах | | Демонстрации, опыты |
3.16 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 28—29) | | Графически изображают вес тела и точку его приложения; рассчитывают силу тяжести и вес тела; находят связь между силой тяжести и массой тела; определяют силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести | | |
3.17 | Динамометр (§ 30). Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | | Градуируют пружину; получают шкалу с заданной ценой деления; измеряют силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различают вес чела и его массу, представляют результаты в виде таблиц; работают в группе. | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
3.18 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (§31) | | Экспериментально находят равнодействующую двух сил; анализируют результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делают выводы; рассчитывают равнодействующую двух сил | | Демонстрации, опыты |
3.19 | Сила трения. Трение покоя (§ 32, 33) | | Измеряют силу трения скольжения; называют способы увеличения и уменьшения силы трения; применяют, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объясняют явления, происходящие из-за наличия силы трения анализируют их и делают выводы | | |
3.20 | Трение в природе и технике (§ 34). Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | | Объяснять влияние силы трения в быту и технике; приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы. Измерять силу трения с помощью динамометра. | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
3.21 | Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил» | | Применять знания из курса математики, физики, географии. Биологии к решению задач. Отработать навыки устного счета. Переводить единицы измерения. | | |
3.22 | Контрольная работа работа №2 по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил» | | Применять знания к решению задач | Контрольная работа | |
3.23 | ЗАЧЕТ по теме «Взаимодействие тел» | | Ученики работают в группах, выполняют практические задания, отвечают на вопросы, отчитываются индивидуально в письменном виде | Зачет | |
| УУД: Личностные: учащиеся устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: учащиеся участвуют в организации своей учебной деятельности: формулируют цель, составляют план, осуществляют самоконтроль, саморегуляцию, коррекцию своей деятельности. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выделяют структуру знаний; преобразовывают разные виды информации из одной формы в другую; способны к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют смысловое чтение; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализируют, производят синтез, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулируют проблему. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) | | | | |
4.1 | Давление. Единицы давления (§ 35) | | Различают понятия силы и давления, приводят примеры, понимают от каких величин зависит давление тела | | Демонстрации, опыты |
4.2 | Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36) | | Приводят примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполняют исследовательский эксперимент по изменению давления, анализируют его и делают выводы | | Демонстрации, опыты |
4.3 | Давление газа (§ 37) | | Отличают газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объясняют давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализируют результаты эксперимента по изучению давления газа, делают выводы | | Видеофрагмент |
4.4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38) | | Объясняют причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково, анализируют опыт по передаче давления жидкостью и объясняют его результаты | | Демонстрации |
4.5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (§ 39, 40) | | Выводят формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работают с текстом параграфа учебника, составляют план проведение опытов | | |
4.6 | Решение задач. Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | | Отрабатывают навыки устного счета, Решают задачи на расчет давления жидкости на дно сосуда | Контрольная работа | |
4.7 | Сообщающиеся сосуды (§ 41) | | Приводят примеры сообщающихся сосудов в быту; проводят исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализируют результаты, делают выводы | | |
4.8 | Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42, 43) | | Вычисляют массу воздуха; сравнивают атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объясняют влияние атмосферного давления на живые организмы; проводят опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализируют их результаты и делают выводы. Применяют знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления. | | Демонстрации, опыты |
4.9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44) | | Вычисляют атмосферное давление; объясняют измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдают опыты по измерению атмосферного давления и делают выводы, работают в группах. | | |
4.10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46) | | Измеряют атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объясняют изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применяют знания из курса географии, биологии | | |
4.11 | Манометры. Поршневой жидкостный насос (§ 47) | | Измерять давление с помощью манометра; различают манометры по целям использования; определяют давление с помощью манометра; работают в группах | | Демонстрации, опыты |
4.12 | Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс (§ 48, 49) | | Приводят примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работают с текстом параграфа учебника, составляют схему к тексту, делают выводы. | Физический диктант | |
4.13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50) | | Доказывают, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводят примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применяют знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике | Тест | |
4.14 | Закон Архимеда (§ 51) | | Выводят формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывают силу Архимеда; указывают причины, от которых зависит сила Архимеда; работают с текстом, обобщают и делают выводы, анализируют опыты с ведерком Архимеда. | | Демонстрации, опыты |
4.15 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | | Опытным путем обнаруживают выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определяют выталкивающую силу; работают в группе. | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
4.16 | Плавание тел (§ 52) | | Объясняют причины плавания тел; приводят примеры плавания различных тел и живых организмов; конструируют прибор для демонстрации гидростатического явления; применяют знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел | | Демонстрации, опыты |
4.17 | Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | | Ученики рассчитывают силу Архимеда. Анализируют результаты, полученные при решении задач | Физический диктант | |
4.18 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» | | На опыте выясняют условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работают в группе. | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
4.19 | Плавание судов. Воздухоплавание (§ 53, 54) | | Объясняют условия плавания судов; Приводят примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объясняют изменение осадки судна; Применяют на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания. | | Презентация (использование плакатов) |
4.20 | Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание» | | Применяют знания из курса математики, географии при решении задач. | | |
4.21 | Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | | Ученики работают в группах, выполняют практические задания, отвечают на вопросы, отчитываются индивидуально в письменном виде | зачет | |
| УУД: Личностные: учащиеся устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: учащиеся участвуют в организации своей учебной деятельности: формулируют цель, составляют план, осуществляют самоконтроль, саморегуляцию, коррекцию своей деятельности. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выделяют структуру знаний; преобразовывают разные виды информации из одной формы в другую; способны к осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме; выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют смысловое чтение; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализируют, производят синтез, сравнение, классификацию объектов по выделенным признакам; установливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулируют проблему. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. | Работа и мощность. Энергия (13 ч) | | | | |
5.1 | Механическая работа. Единицы работы (§ 55) | | Вычисляют механическую работу; определяют условия, необходимые для совершения механической работы | | Видеофрагмент |
5.2 | Мощность. Единицы мощности (§ 56) | | Вычисляют мощность по известной работе; приводят примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализируют мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводят самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы | | Демонстрации |
5.3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58) | | Применяют условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определяют плечо силы; решают графические задачи, работают в группах. | | Демонстрации |
5.4 | Момент силы (§ 59) | | Приводят примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работают с текстом параграфа учебника, обобщают и делают выводы об условии равновесия тел. | | |
5.5 | Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага» | | Проверяют опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверяют на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работают в группе. | Проверочная лабораторная работа | Демонстрации, опыты |
5.6 | Блоки. «Золотое правило» механики (§ 61, 62) | | Приводят примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивают действие подвижного и неподвижного блоков; работают с текстом параграфа учебника, анализируют опыты с подвижным и неподвижным блоками и делают выводы | | Презентация |
5.7 | Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы» | | Применяют навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализируют результаты, полученные при решении задач | | |
5.8 | Центр тяжести тела (§ 63) | | Находят центр тяжести плоского тела; работают с текстом; анализируют результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делают выводы | | Демонстрации |
5.9 | Условия равновесия тел (§ 64) | | Устанавливают вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводят примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работают с текстом, применяют на практике знания об условии равновесия тел. | | |
5.10 | Коэффициент полезного действия механизмов (§ 65). Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | | Опытным путем устанавливают, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализируют КПД различных механизмов; работают в группе | Проверочная лабораторная работа | |
5.11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67) | | Приводят примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работают с текстом параграфа учебника | | Презентация |
5.12 | Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68) | | Приводят примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом | | |
5.13 | Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность, энергия» | | Отрабатывают навыки устного счета, Решают задачи на расчет работы, мощности, энергии | Контрольная работа | |
В состав учебно-методического комплекта (УМК) по физике для 7-9 классов (Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник линии «Вертикаль») входят:
1. Броуновское движение. Диффузия.
2. Поверхностное натяжение, капиллярность.
3. Манометр.
4. Строение атмосферы Земли.
5. Атмосферное давление.
6. Барометр-анероид.
7. Виды деформаций I.
8. Виды деформаций II.
11. Измерение температуры.
14. Плавление, испарение, кипение.
17. Траектория движения.
18. Относительность движения.
1. Программа для общеобразовательных учреждений по физике 7-11 классы, издательство «Дрофа», г. Москва, 2010 года, авторы программ: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин.
2. Учебник «Физика 7», автор – А.В. Пёрышкин, издательство «Дрофа», г. Москва, 2012 г.
3. Марон А.Е. Марон Е.А. Дидактические материалы. 7 класс.- М.:Дрофа, 2010г.
4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9класс.-М.:Просвещение, 2012г.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы, издательство «Просвещение», 2010г.
6. http://standart.edu.ru/ - ФГОС /20.02.2014г./
7. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821 – Фундаментальное ядро ФГОС /20.02.2014г./
8. http://irinastepanova7.ucoz.ru/load/vidy_universalnykh_uchebnykh_dejstvij_po_materialam_fgos_noo/1-1-0-61 - Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)
9. http://fizkoval.narod.ru/sovremennyi_yrok.htm - Современный урок физики