Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности урока через применение современных технологий»
Повышение эффективности урока через применение современных технологий.
Учитель физики и астрономии
Беляева С.А.
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые все плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность. Новые целевые акценты, по - моему мнению, требуют существенного изменения в позиции ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе. Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию познавательной активности школьников. Важно изменить роль учителя в организации учебной деятельности учащихся. Учитель, будучи участником совместного поиска, должен способствовать самостоятельной работе школьников по добыванию знаний. Один из путей развития школьников на уроках физики я вижу в применении информационно-коммуникационных технологий.
Учебный процесс и внеклассные мероприятия строятся таким образом, чтобы каждый обучающийся вовлекался в творческую деятельность. Обучение организуется так, что в значительной части физика открывается самим учеником, почти каждое понятие, закон излагаются с расчетом на то, что ученики самостоятельно смогут дать определение, найти объяснение и вывести конечную формулу. Обучающиеся получают навыки учебно-исследовательской деятельности. Ведущая педагогическая идея состоит в создании учителем условий, способствующих повышению уровня мотивации, как одного из критериев эффективного педагогического процесса. Мои уроки не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению физики. Это дает мне возможность ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию обучающихся.
Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место при обучении выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Современное образование, на мой взгляд, должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний.
Без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний.
Психолого-педагогические исследования убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность. Особую роль в этой связи отвожу исследовательской деятельности учащихся, непосредственно связанной с усвоением знаний по физике.
Посредством использования информационно-коммуникационных технологий создаются новые условия деятельности учителей и обучающихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Эффективность урока: качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Данный новаторский опыт обогащает школу новыми идеями, исследовательскими методами и приемами и создает возможности для расширения и углубления передового педагогического опыта (профессионализма).
Положительными результатами данного опыта являются: повышение интереса к самим учебным предметам, взаимоотношения учителя и обучающихся, взаимный интерес друг к другу, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике; реализация новых подходов к формированию развивающей среды на уроках математики, наиболее полному выявлению способностей и интересов детей; получение качественно нового педагогического результата; снятие перегрузки в учебном процессе.
Описание инновационного опыта учителя
Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Новые целевые акценты, требуют существенного изменения в позиции ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе. Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию познавательной активности школьников. Важно изменить роль учителя в организации учебной деятельности учащихся. Учитель, будучи участником совместного поиска, должен способствовать самостоятельной работе школьников по добыванию знаний.
Ведущая педагогическая идеязаключается в создании условий для развития мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения). В работе практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным.
Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Кроме того, при использовании данной технологии формируется самостоятельное мышление, ученик обучается методам и способам самостоятельной работы и получает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель – ученик». Посредством использования данной технологии создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные задачи мне помогает комплексное использование следующих образовательных технологий: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения; технология портфолио.
В моей работе имеют место технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.
Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.