kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный специальный курс является межпредметным и направлен на формирование исследовательской компетенции, на заложение теоретических и методологических основ исследовательской и проектной деятельности, что относится к важным метапредметным результатам обучения.

      Содержание курса нацелено на знакомство учащихся с процессом работы над рефератом, исследовательской работой, проектной работой и предполагает различные формы деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Занятия построены по типу практикумов, дискуссий, тренингов и ориентированы на собственные научные работы учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы проектно-исследовательской деятельности»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа спецкурса «Основы проектно-исследовательской деятельности» для 9 класса составлена в соответствии с ООП МОБУ СОШ № 35.

Данный специальный курс является межпредметным и направлен на формирование исследовательской компетенции, на заложение теоретических и методологических основ исследовательской и проектной деятельности, что относится к важным метапредметным результатам обучения.

Содержание курса нацелено на знакомство учащихся с процессом работы над рефератом, исследовательской работой, проектной работой и предполагает различные формы деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Занятия построены по типу практи- кумов, дискуссий, тренингов и ориентированы на собственные научные работы учащихся.

Цель спецкурса: формирование целостного представления об исследовательской деятельности, оказание методической поддержки учащимся при проведении исследований и подготовке устных выступлений (презентаций).

Задачи:

- познакомить учащихся с теорией вопроса о ведении исследовательской деятельности,

- научить определять основные элементы научной работы,

- развивать умения и навыки исследовательского труда,

- формировать навыки публичных выступлений.

В результате изучения курса учащиеся должны

понимать:

- социальную значимость научного труда,

- различия видов проектно-исследовательских работ.

знать:

- основные понятия, относящиеся к научной деятельности,

- принципы построения исследовательской и проектной работ,

- основы библиографии и публичного выступления,

уметь:

- вычленять и формулировать элементы научной деятельности.

- анализировать источники информации,

- применять различные методы познания для ведения учебного исследования,

- выстраивать публичное выступление, отвечать на вопросы аудитории.

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, в том числе зачетных занятий. Освоение курса предполагает выполнение внеурочных заданий по подготовке к практическим и зачетным занятиям. Основной формой организации образовательного процесса является урок. Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» общим объемом 17 часов изучается в течение полугодия.



  1. Планируемые результаты изучения модуля.

Предметные результаты

- использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ примени- мости модели/теории и т.п.

- знать и оперировать терминологий, основными понятиями, используемыми в проектно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

- планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме.

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

- формировать навык публичного выступления перед аудиторией.

- уметь работать с источниками информации (научная литература, электронные книги, реферативные журналы, специализированные сайты, библиотеки и т.п.). Личностные результаты

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, мораль- ных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование.

- использовать догадку, озарение, интуицию.

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваи- вать новые языковые средства.

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний.

3. Учебно-тематическое планирование



Наименование раздела

Количество часов

Дата

Раздел 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность

4


1.1. Виды исследовательских работ.

1


1.2. Основные понятия исследовательской деятельности.

1


1.3. Методы научных исследований.

1


1.4. Проектная деятельность. Учебный проект. Виды учебных проектов.

1


Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования и проектирования.

2


2.1. Выбор темы. От проблемы к теме. Выбор темы реферата.

1


2.2. Подбор и работа с информационными источниками.

1


Раздел 3. Оформление работы.

2


3.1. Структура учебно-исследовательской работы и учебного проекта.

1


3.2. Правила оформления учебно-исследовательской работы и учебного проекта.

1


Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы и учебного проекта.


1


4.1. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы и учебного проекта.



Сдача реферата. 1

Всего 9






  1. Содержание курса в десятом классе

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

1. Исследовательская деятельность. Виды исследовательских работ. Виды исследова- тельских работ: доклад, тезисы, литературный обзор, реферат, проект, учебно- исследовательская работа, их характеристики. Основные региональные и всероссийские конференции и конкурсы школьников.

2. Основные понятия исследовательской деятельности. Основные понятия: тема, цель, задачи, гипотеза, объект исследования, предмет исследования, проблема, тезаурус, теория.

3. Методы научных исследований. Методы эмпирического исследования: наблюде- ние, сравнение, измерение, эксперимент. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: анализ, синтез, моделирование, беседа, интервью, анкетирование, ранжирование. Математические методы: статистический. Специальные ме- тоды: картографический, исторический и др.

4. Проектная деятельность обучающихся. Учебный проект. Виды учебных проектов: информационный, исследовательский, практико-ориентированный, творческий, игровой и ролевой.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (2 часа)

1. Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Составление рабочего плана. Выбор темы реферата.

2. Подбор и работа с информационными источниками. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.

Раздел 3. Оформление работы (2 часа)

1. Структура учебно-исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Оформление титульного листа, оглавления, списка литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.

2. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно - исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.

Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (1 час)

1. Подготовка доклада. Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише. Сдача реферата.

5. Система оценки планируемых результатов

Предметные результаты оцениваются в течение курса практическими работами, а по истечению – зачётом. В рамках оценивания метапредметных результатов учащиеся должны выполнить реферат по произвольной теме согласно всем требованиям УИР.

Критерии оценки реферата. Рецензия на реферат.

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата. Рецензент должен чётко сформулировать замечание и вопросы, желательно со ссылками на работу (можно на конкретные страницы работы), на исследования и фактические данные, которые не учёл автор. Рецензент может также указать: обращался ли учащийся к теме ранее (рефераты, письменные работы, творческие работы, олимпиадные работы и пр.) и есть ли какие-либо предварительные результаты; как выпускник вёл работу (план, промежуточные этапы, консультация, доработка и переработка написанного или отсутствие чёткого плана, отказ от рекомендаций руководителя). В конце рецензии руководитель и консультант, учитывая сказанное, определяют оценку. Рецензент сообщает замечание и вопросы учащемуся за несколько дней до защиты. Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее чем за неделю до зачета / экзамена. Рецензентом является научный руководитель. Опыт показывает, что целесообразно ознакомить ученика с рецензией за несколько дней до защиты.

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 – реферат не представлен. 8

  1. Календарно-тематическое планирование, 9 часов





№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Основные понятия

Требования к уровню подготовки. Планируемый результат

Примечание


Раздел 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. (4 часа)


Виды исследовательских работ

1

Исследовательская работа. План, конспект, тезис, аннотация, реферат, доклад, литературный обзор, учебно- исследовательская работа.

Знать основные виды исследовательских работ и их характеристики. 2.



Основные понятия исследовательской деятельности.


Тема, цель, задачи, гипотеза, объект исследо- вания; предмет исследования, проблема, тезаурус, теория. Методы исследования.

Знать основные понятия исследовательской деятельности. Уметь поставить цели и задачи исследования; отличать предмет и объект исследования.



Методы научных исследований.


Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; анализ, синтез, моделирование, беседа, интервью, анкетирование, ранжирование.

Знать основные методы научного познания.



Проектная деятельность. Учебный проект. Виды учебных проектов.


Проектная деятельность, учебный проект, виды учебных проектов

Знать основные понятия. Уметь отличать проект от исследования





Этапы работы в процессе исследования и проектирования. (2 часа)


Выбор темы. От проблемы к теме. Зачет № 1


Тема исследования, её обоснование; цель, задачи. Гипотеза. 9Актуальность исследования. Предмет и объект исследования.

Уметь выделять проблему, выделять актуальность.



Подбор и работа с информационными источниками.


Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете..

Уметь работать с самыми разнообразными источниками информации



Раздел 3. Оформление работы. (2 часа)


Структура учебно- исследовательской работы и учебного проекта. Зачет № 2.


1 Титульный лист; оглавление, введение, теоретическая часть работы (литературный обзор); практическая часть работы (экспериментальная часть); заключение; библиографический спи- сок; приложение.

Знать структуру УИР и УП



. Правила оформления учебно- исследовательской работы и учебного проекта



Уметь оформлять УИР и УП в соответствии с ГОСТом



Раздел 4Подготовка к защите учебно-исследовательской работы. (1 час)


Подготовка к защите учебно- исследовательской работы и учебного проекта. Сдача реферата. Зачет № 3. 1 —




Формировать навык устного доклада.










  1. Библиографический список

    1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.

    2. Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности.// Б.в.ш.-1991.-№ 4. стр. 59-61.

    3. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы.// Бвш.-1999.- № 6. стр. 42-45.

    4. Коробейникова Л.А. Вопросы экологии при изучении биологических дисциплин.// Вологда.- 2004. стр.109.

    5. Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.-№6. стр.90-94.

    6. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Ле- онтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.

    7. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.

    8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра- зования. Метод проектов.// М. АсаДема. -2003.стр.64.

    9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

    10. Русских Г.А. Технология проектного обучения.// Б.В.Ш. 2003.-№3.стр.21.

    11. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.

    12. Харитонов Н.П. Организация исследовательской работы по экологии. Теория и практика.// Внешкольник. -2004.-№3. стр. 2.

    13. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.// Завуч.-2005. -№5. стр. 82-87


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы проектно-исследовательской деятельности

Автор: Распопова Елена Игоревна

Дата: 11.04.2016

Номер свидетельства: 317635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая учебная программа "Технология. Технологии ведения дома" 6 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaiauchiebnaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnologhiiviedieniiadoma6klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "306051"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458043186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства