Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике "Опорные конспекты"»
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ПО ОПОРНЫМ КОНСПЕКТАМ
7 КЛАСС
УМК А.В. ПЕРЫШКИН
Автор:Нухаджиев А.А.,
Учитель физики, первая квалификационная категория
Содержание:
Введение
7
I.
Теоретический раздел
8
1.1.
Педагогические основы построения ОК
8
1.2.
Приемы и способы использования ОК на уроках физики
9
1.3.
Методические решения работы сОК
11
1.3.1.Методика работы с опорными конспектами
11
1.3.2.Контроль, оценка.
14
1.3.3.Учет знаний
16
II.
Практический раздел
18
2.1.
Опорные конспекты курса физики 7 класса
18
2.2.
Дешифровка некоторых опорных конспектов
35
2.3.
Применение опорных конспектов на уроках физики (конспекты
уроков)
45
Литература
50
Введение
В связи с переходом на ФГОС, а также увеличением объема научной информации, которую получают ученики по всем предметам школьного курса, задача школы - найти новые методические приемы, надежно обеспечивающие каждого учащегося глубокими и прочными знаниями, раскрывающие перед, всеми детьми пути реализации их индивидуальных внутренних ресурсов и последующий выход на творческие начала в деятельности каждого выпускника школы.
В настоящее время в условиях ориентации на максимальный объем усвоения учебного материала педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективныхприемов обучения. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.
Многолетнее применение опорных конспектов в обучении физики предоставило возможность отобразить накопленный опыт в методических рекомендациях, где подчеркивается эффективность их использования на уроках. Данная методическая разработка позволяет увидеть возможности технологии опорных конспектов В.Ф. Шаталова в условиях современного урока физики.
Настоящая методическая разработка охватывает полный курс физики 7 класса (УМК. Физика. 7 кл. А.В. Перышкин: М. Дрофа, 2023).
Опорные схемы как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся. Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся.
Цель пособия - показать возможности применения системы В.Ф. Шаталова а в условиях реализации ФГОС на уроках физики.
Задачи, на решение которых направлено применение методической разработки:
экономия времени, отводимого на изучение нового материала;
достижение более высоких предметных, метапредметных, личностных результатов.
Краткая характеристика целевой аудитории: учителя, методисты, реализующие ФГОС основного общего образования, участвующие в разработке и использовании новых подходов, повышающих качество образования.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Педагогические основыпостроенияОК
Передучителемприподготовкекурокустоитцелыйкомплекспроблем,которыесводятсяк пространственному вопросу «Как организовать работу обучающихся на уроке так, чтобы...
Для решения этого сложного комплекса проблем, существует очень эффективный способ - применение на уроках физики опорных конспектов (ОК).
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.
Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую системуфактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. важно обеспечить преемственность в обучении с помощью ОК на последующие курсы.
ОК являются одним из видов краткой записи и его построение осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определенной последовательности:
краткое обобщение наработанных материалов с последующим графическим воспроизведением в опорном конспекте.
ГлавнаяцельпримененияОК:
формированиеЗУН;
обучениевсехдетей,слюбымииндивидуальнымиданными;
ускоренноеобучение.
Принципы:
многократноеповторение,обязательныйпоэтапныйконтроль,высокийуровеньтрудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентированной основы действий;
личностно-ориентированныйподход;
гуманизм(вседети талантливы);
ученьебезпринуждения;
бесконфликтностьучебнойситуации,гласностьуспеховкаждого,открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи
между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Однимизглавныхпреимуществорганизационно-методическойработы с ОК является ее открытость, т.е. каждому учителю предоставляются больше возможности для творчества, для применения уже освоенных средств достижения цели, для использования другого передового опыта.
ИспользуяОК,имеемвозможностьежеурочноосуществлятьконтроль знанийкаждогоученика.Системавариативногоинепрерывногоповторения, когдаматериалповторяетсянетогда,когдаужевсезабыто,акогдаученики еще все помнят. Большое значение имеют правила оценивания знаний на основе принципа открытых перспектив. Именно этот принцип приводит к стабилизации отношений между учеником и учителем, что вызывает учебную активность у детей, поскольку своей оценкой ученик управляет сам и всегда может улучшить результаты учебы.
Опорный конспект незаменим на различных этапах урока: закреплении, обобщении и повторении материала. Особенно, когда нужно повторить материал всего раздела. Созданные ужевпроцессеизучения,опорныеконспектыможноиспользоватьнауроке,приосуществлении контроля знаний.
Использованиеконспектапозволяетотработатьужеимеющиесязнанияиуменияиполучить новыйопытпримененияучебныхнавыков,атакжеповыситьмотивациюизученияпредмета.При выполнении опорных конспектов ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию интереса к физике, творческой активности, любознательности. А творческий ребёнок способен к саморазвитию. В результате учащиеся приобретают следующие компетенции:
Самоменеджмент
Информационная компетентность
Коммуникативная компетентность
постановкапроблемыи поиск решения;
целеполагание и планирование;
оценка результата и рефлексия.
поиск информации(работа с источниками);
обработка информации;
использованиеинформации для принятия решения.
конструктивныйдиалог;
публичнаякоммуникация;
продуктивная работа в группе.
ПриемыиспособыиспользованияОКнаурокахфизики
При составлении опорного конспекта учебная информация кодируется в виде смысловых, наглядных, словесных опор, способствующих формированию понятий и быстрому их запоминанию, дешифровка которой занимает очень мало времени, но дает возможность установить прочные связи в различных логических переходах и легко трансформируется в последовательный, научно строгий рассказ по тому или иному разделу физики. Также происходит уплотнение информации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника.
Важнымпризнакомопорногоконспектадолженстатьеговнешнийвид.Опорный конспект — это не исчерпывающее отображение всего учебного материала, а лишь средство выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам.
Какправило,опорныйконспектизучаемойтемырасполагаетсяпередглазамишкольников ссамого начала урока. Учитель, привлекая внимание учащихся, раскрывает содержание конспекта, последовательно продвигаясь от одного его пункта к другому.
Особо следует сказать означении опорных конспектов для «слабых» учащихся. Конспект становитсядлянихопорой,помогаявспомнитьи воспроизвестиматериалтемы.Обучение
сприменениемопорныхконспектовразвиваетпамять,логическоемышление,способность канализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. И вообще помогает учащимся строить логическое выступление. Зрительноевосприятиеопорныхконспектов,воспроизведениеихвтетрадяхучащимися,устный рассказ по ним развивают все виды памяти школьников.
Технологияопределяетсяметодикойиспользованияопорныхконспектоввразных условиях с разными дидактическими целями - для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.
«учащиесяудерживаютвпамяти10%оттого,чтооничитают,26%оттого,чтоонислышат,30% от того, что они видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, 95% от того, чему они обучают сами».
Необходимо варьировать формами работы с конспектом, из числа которых можно выделить основные:
ОКмогутпредлагатьсяучащимсявготовомвиде,амогутпозаданиюучителяиприналичии примерных ориентиров составляться учениками. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могутстроитьсяспомощьюкомпьютера.Всеэторазвиваетвоображениеучащихся,способствует развитию их творчества.
В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач, решаемых уроком, учитель самвыбирает формуработы: лекцию,беседу, эвристическую беседуили другую форму первичного предъявления нового материала.
Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников. ОК создают благоприятныеусловиядляпроверкиусвоенияучебногоматериала,позволяютвестичёткийучёт результатов каждой темы.
ПрипостроенииОКцелесообразнособлюдатьряд условий:
определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися;
разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т.е. подобрать определённые знаки, символы, рисунки;
все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создаватьусловиядлявыявленияпричинно-следственныхсвязеймеждуизучаемымиобъектами и явлениями;
общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
Листы ОК должны удовлетворять следующим основным требованиям:
Листы сигналов - конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80 - 100 знаков, так как много знаков школьники не смогут запомнить.
Они должны отличаться структурностью, т.е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.
При построении ОК необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках физики.
Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, графике, цвету, так как среди школьников (как установлено психологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.
Опорные конспекты должны быть тесно связаны стекстом учебника,чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также другими средствами обучения.
Как показывает наш многолетний опыт, система уроков с использованием ОК является одним из эффективных направлений в методике обучения физике. Отметим положительные аспекты, которые дает применение данной методики:
Опорныеконспектыкаксредствообученияспособствуютнаиболееосмысленномуусвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использования опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.
При составлении сигналовдля учащихся7-9классовчащевсегоиспользуют схематические рисунки, цветные карандаши или мелки. В старших классах чаще ограничиваются стрелками, текстом, линиями.
Главной заслугой В.Ф. Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определённого динамического стереотипа деятельности учащихся.
МетодическиерешенияработысОК
Методикаработысопорнымиконспектами
Работа с опорными конспектами имеет чёткие этапы и сопровождается принципиальными методическими решениями.
Использование ОК позволяет преподавателю наглядно представить весь изучаемый материалучащимсяисконцентрироватьихвниманиенанаиболеетрудныхместах,многократно повторятьизученное,провестиоперативныйконтрольусвоенияматериала,привлечькконтролю знаний родителей.
В данном пособии описывается опыт работы с ОК по физике в 7 кассе. Наработаны и приготовлены раздаточные и демонстрационные материалы.
1.Опорные конспекты (ОК) – 39 на одном слайде в формате PowerPoint-35 опорных конспектов по 7-му классу. Расположение рисунков и формул на слайдах такое же, как и на листахсопорнымиконспектами.КомплектылистовсОКпоколичествуучащихсявклассах(См. приложение).
Создание опорных конспектов – нелегкий труд для учителя. Ему необходимо не только осмыслить,затемструктурировать,интегрировать,обобщитьучебныйматериал,нои творчески подойтикоформлениюсамогоконспекта.Посколькуопорныйконспектпредставляетсобойлист с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова), ученик фактически запоминает и их дешифровку. Иногдаэтонебольшойрассказ,вкоторомсодержитсяодинилинесколько абзацев учебникаилидополнительнойлитературы.Такжезадачаучителясводитсяктому,чтобынаучить
Цвета при раскраске ОК несут особую смысловую нагрузку. При воспроизведении ОК учащимся рекомендуется выделить красным цветом самое важное, зеленым - примеры. Не рекомендуется многоцветья, так как это может нарушить смысловые акценты ОК. Учитель, проверяя ОК, сразу же может определить, разобрался ли ребенок в этом материале, сумел ли в главномвыделить ещеболееважное, смог лиотделитьоднучасть отдругой. Какойпуть лучше: выдатькаждомуучащемусянаборОК(этоэкономитвремя)илинакаждомурокедаватьобразец ОКдляперерисовывания?Практикапоказывает,чтоперерисованнаясхемазапоминаетсялучше, но на это затрачивается много времени и воспроизведение ОК выполняется менее аккуратно.
Напротяжении всего урокавидеть всех детейвклассе.Дляэтого с первых дней работыв классенужноспециальноконцентрироватьсвоевниманиенаэтом.Отвлекающихсядетей
«возвращать» к учебному процессу или шуткой, или секундным молчанием (при этом просто смотреть на этого ребенка).
Стараться в каждом классе держать под пристальным контролем в течение нескольких уроков2-3 учащихся. Через некотороевремя под такой жеконтроль взять другую группудетей. Этим учитель как бы подталкивает к работе практически все учеников - и тех, кто не хочет работать,итех,ктоинертеннауроке,итех,ктосчитает,чтоизучениегеографииемусовершенно не нужно.
Дифференцироватьработусразличнымигруппамидетейнавсехэтапахобучения,помня, что «слабым»учащимсянравятсятакиеформыработы,когдаонипонимаютучебнымматериал, а «сильным» детям - когда они могут размышлять вместе с учителем.
Постараться ввести в учебный процесс «диктофонного консультанта». Для этого необходимозаписатьнадиктофонповторныйрассказкаждогоОК,обращаяособоевниманиепри записинараскрытиепричинно-следственныхсвязей.Перед урокомдаватьучащимсязаписьдля прослушивания. Такими приемами можно настроить детей на активную работу.
Вообще важнейшими моментами урока являются начало и окончание его. Поэтому необходимо проводить так называемое введение в урок. Эта структурная единица урока дает возможность сделать более плавный переход от одного предмета к другому. Приемы и формы работы при этом разнообразны:
Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному ОК; краткое обозрение по ОК; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами, фронтальное закрепление по блокам конспекта. При изучении нового материала максимально используется демонстрационный и фронтальный эксперимент,техническиесредстваобучения,аудиовизуальныесредства.Вконспектвключается толькотот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение, следить за объяснением по опорному конспекту, отвечать на вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял каждую часть конспекта.
Опорные конспекты решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения:онипозволяютпроверятьдомашнююработуученикавсвернутомвиде.Каждый
ученикработаетсистематически,каждыйдень,ненадеясьнато,чтоегоневызовутинеспросят. Многократноеповторениесвключениемтрехвидовпамяти –зрительной,слуховойимоторный приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.
Дома, не заглядывая в учебник, ученик должен попытаться разобраться во всех опорных сигналах. И только после этого начинать читать текст учебника. Если все понятно, то особое внимание в тексте учебника следует уделить тем деталям, которые оказались не охваченными опорнымисигналами.Этообогатитпредставленияисоздастпредпосылкудляотличногоустного ответа на уроке. Далее учащиеся дома переписывают опорный конспект в тетрадь для выполнениядомашнихзаданий,тамжерешаюттризадачи,заданныенадом.Данныйвидработы диктуется необходимостью активизации моторной памяти. На уроке для воспроизведения материала в тетради отводится в среднем около 12 мин. Именно на этот промежуток времени должна быть нацелена работа при подготовке к уроку.
Дальнейшаяотработкаматериалапроходитвходерешениякачественныхи количественныхзадач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.
К письменному изложению материала прошлого урока ребята приступают сразу после звонка. Потеря времени на уроке недопустима так же, как и недопустимо использование для работы времени, отведенного на перемены.
Курокуготовятсявсеученики.Сталобыть,самостоятельновспомнитьвыпавшийизпамяти опорный сигнал может каждый. Нужно только заставить себя вспомнить ускользнувшую на мгновение деталь. Так приходит самостоятельность, уважение к самому себе, глубокое внутреннее достоинство, готовность преодолевать трудности.
Закончив работу, ученик отдает тетрадь учителю. Работы нужно проверить сразу же. До истечения контрольного срока (12 мин) обычно удается проверить не более одной трети всех работ. Остальные проверяют во время ответа первого ученика. К концу урока все работы оцениваются и оценки заносят в «Ведомость открытого учета знаний». Если позволяет время, оценки зачитывают перед объяснением нового материала. Ученик имеет право исправить нежелательную для него опенку во внеурочное время, обратившись при этом за разрешением к учителю.
За 30 - 40 секунд до окончания письменной работы к доске вызывается ученик. Это сигнал всем остальным, что время работы на исходе.По истечении этого времени включаютпроекцию соответственногослайданаэкран, и конечно,ни один ученик уже нестанет исправлять ошибки втетради-переднимкрупнымпланомвсе,чтоемунужнобылозаписыватьвовремяписьменной работы.
Каждый ученик минимум два раза в четверть излагает свои знания у классной доски при раскрытомОК.Отсутствиезаписей,строгаяпоследовательностьопорныхсигналовнеузнаваемо изменяют речь учащихся. Она становится четкой, образной, спокойной. И тогда в течение каждого урока учащиеся произносят в два, а иногда и в три раза больше слов, чем на обычных уроках. Учитель в основном говорит только при объяснении нового материала и потому количествослов,произносимыхимнауроке,несколькосокращается.Анализответовтоварищей, замечания н дополнения к ответам делают только учащиеся, а учитель ненавязчиво направляет дополнения в единое русло. Это - саморегуляция на уроке.
Если замечания с места отражают небольшие просчеты отвечавшего у доски ученика, то оценка за ответ не снижается. Если же обязательные дополнения к ответу делает сам учитель, оценка снижается.
Во время письменной работы, то есть в то время, когда в начале урока все учащиеся класса восстанавливают опорные сигналы прошлого урока, учитель может подойти к одному из учащихся и прослушать его тихий рассказ по определенной части нового материала, но это не должно отвлекать от работы остальных. Такие же тихие ответы можно проводить и у стола учителя.
Вовремя устногоответарассказ ученикаможнопрерывать толькотогда,когдаондопустил грубую ошибку, которая не позволяет дальше вести логически стройный, рассказ.
Если использовать все виды опроса, то за один урок будут опрошены от шести до десяти человек. В каждой четверти ученик получает в общей сложности от 15 до 20 оценок, и потому извечнаяпроблема«накопляемости»оценокполностьюснимаетсясповесткидняработышколы.
Письменныйопросучащихся,т.е.воспроизведениеОКпопамяти,являетсяосновнойформой контроля.Еслиматериалнеоченьсложныйиноситописательныйхарактер,тописатьпопамяти весь ОК нет необходимости. Учитель либо выделяет самый важный блок, либо дает задание на воспроизведение ОК по блокам. Воспроизведение ОК начинается одновременно всеми учащимисяпосигналуучителя.Обычнонатакуюработув 7-9классах выделяется5-7мин.В7 классе время увеличивается, поскольку дети еще не овладели новыми приемами работы, да и пишут еще медленно. На отдельных уроках можно проводить комбинированный контроль знаний: одна группа детей занята воспроизведением отдельных блоков ОК, другая проводит контрольную работу по уже выполненной практической работе, а третья группа получает карточку с творческим заданием. Время письменного опроса необходимо выдерживать очень точно.
После завершения работы обязательна проверка ее выполнения, сразуже на уроке. Дети по мере выполнения работы сдают учителю тетради в раскрытом виде. Учитель не делает никаких пометок в них, а раскладывает их по стопкам (отдельно на «3», «4», «5» и пустых клеточек). Творческиеработы,конечно,такпроверятьневозможно.Имиучительзанимаетсянаследующем уроке,когдадетидругогоклассавоспроизводятОК.Нолучшепривлечькпроверкеработсамих ребятвформевзаимо-исамопроверки.ПослевоспроизведенияОКучительпредлагаетучащимся проверить свою работу или работу товарища по схеме, демонстрируя заключительный слайд с ОК в PowerPoint. Дети сравнивают свою работу со схемой, отмечают ошибки, тем самым происходит оперативная коррекция их знаний. Во время проверки учащиеся не должны пользоваться ручкой, чтобы не было возможности внести исправления. Через 1 - 2 мин учитель предлагает учащимся поставить себе или своему товарищу оценку.
Проверить, как учащиеся оценили свои работы, учитель может, собрав все тетради или выборочно. Дети сдают тетради в раскрытом виде. Учитель проверяет и комментирует выполнение работы и поставленную оценку. Поставить оценку в ведомость учитель может сам под диктовку учащихся или кто-то из учеников. Написание ОК, т.е. дифференцированный письменныйопрос–лишьоднаизформконтролязаусвоениемизученногоматериала.Приэтом проверяетсязапоминаниеосновногоматериала,астепеньпониманияможноопределить,только проводя устный опрос. Он может быть индивидуальным, парным, групповым, с помощью диктофона.
УстныйответпоОКнедолженпревышать2мин.таккаксразувидно,готовилсялиученик дома или нет. При таком виде опроса активность класса велика: ученики внимательно слушают своего товарища, отмечают его ошибки, чтобы потом сделать дополнения, замечания. За несколькодополненийучащийсяполучаетоценку.Следующийвидустногоопроса-парный,или взаимоопрос. При такой форме работы весь класс делится на два варианта. Учащиеся первого варианта отвечают, предположим, по 1 -му и 2 - му блокам ОК, а второй вариант – по другой частиОК.Наответдлякаждоговариантаотводится2-3мин.Учащиесярассказываютдругдругу своючасть ОКивзаимнооцениваютответы.Учительвнимательнонаблюдаетзатакойработой, слушает ответы некоторых учащихся, задает им вопросы, уточняет ответы. Чтобы работа проходила одновременно, учащиеся разных вариантов начинают отвечать по сигналу учителя. Через 5-6 мин. учитель подводит итоги взаимоопроса. Чтобы получить оценку за ответ, ученик сам себе ставит оценку, ее подтверждает (или нет) сосед по парте и учитель. На выставление оценок уходит около 2 мин., азатемначинается фронтальный опрос, вовремя которого учитель делает акцент на ошибках учеников, допущенных при устном взаимоопросе. Таким образом, за
10 мин. устно ответили все учащиеся класса, все получили оценки, т.е. весь класс был занят активной учебой деятельностью.
Групповая форма контроля. Учащиеся садятся кружком и начинают отвечать друг другу, используя ОК, разбирать наиболее сложные вопросы. После 2 - 3 мин. такой работы учитель поочереднопроверяетработугрупп.Одноизглавныхусловийпритакойформеработы-отвечает вгруппеслабоуспевающийученик.Еслиответверен,товсягруппаполучаетоценку«4»или«5». Если ответ был не полный, то товарищи по группе дополняют его, получая разные оценки. Примерно за 5 мин. учитель проверяет уровень знаний всего класса. Такую же работу можно проводитьвариативно,даваягруппаминдивидуальныекарточки-задания,вопросытворческого характера, вопросы из учебника.
Тихий опрос. Во время воспроизведения ОК по памяти классом, учитель может провести и так называемый тихий опрос, когда вызванный к классной доске учащийся тихо рассказывает учителю заданный материал. Такую форму работы хорошо проводить с застенчивыми детьми.
«Щадящая» форма фронтальной проверки. Учитель задает вопрос, дети отвечают друг другу,выставляяоценку.Толькопослеэтогоучительдаетправильныйответ.Иногдавовведении в урок можно таким образом провести быстрое повторение по вопросам взаимоконтроля уже изученного материала.
Самоконтроль.Приработепоновойметодике,готовяськуроку,дажесамыйслабыйученик можетнесколькимиповторамиукрепитьсвоизнанияинесделатьпривыполненииписьменного задания ни единой ошибки. В результате в ведомость будет выставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлых провалов. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль.
Взаимоконтроль - это не только контроль и коррекция знаний учащихся, но и систематизациязнаний.Простейшийспособпроведениятакоготипаурокасостоитвконтролеза знаниями учащихся, вызвавшихся отвечать добровольно. Если отвечающий ученик не может дать ответ на два вопроса, то с взаимоконтроля он снимается как неподготовленный к нему. Во времяопросавсеостальныеучащиесявнимательнослушают,таккакимпридетсяотвечатьнате же вопросы. Учащиеся, хорошо отвечавшие на 5-6 вопросов, опрашивают своих товарищей, которые определили уровень своих знаний на «3». С остальными учениками работает учитель.
Другаяформавзаимоконтроля-групповая.Напервомурокеотвечаютнавсевопросытолько командиры групп. На следующем уроке они проводят опрос членов своей группы, отмечая правильность ответа знаками «+» или «-». На третьем уровне учитель проводит дифференцированную контрольную работу по всей теме. Перед уроком на первый ряд садятся дети, определившие свой уровень на «3», на второй на «4», на третий «5». Вопросы учитель подбирает в соответствии с уровнем усвоения знаний. Такая форма контроля позволяет основательнее проверить знания учащихся. После проведения взаимоконтроля и контрольной работы ученик получает оценку за знания по всей теме. Иногда оценки за ОК, устные ответы, практические работы отличаются от оценки за взаимоконтроль. Систематический контроль за знанием каждой темы, открытый учет знаний, сотворчество с учителем значительно повышают ответственностьребятзарезультатыучебноготруда,способствуютполучениюглубокихзнаний. Вся система оценивания знаний подчинена принципу «открытых перспектив», она должна стимулировать работу ученика. Ведь учение должно вестись с увлечением и быть победным. Только тогда оно интересно и радостно для ребят.
Право на лучшую оценку. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по «проваленному» разделу. В первые недели, не до конца разобравшись в сущности происшедших перемен, некоторые ребята с усилием заставляют себя ежедневно готовиться к урокам, но, работая с опорными сигналами, они быстро вырабатывают привычкутрудитьсянасовесть.Ирезультатнезамедливаетсказаться.Введомостиучётазнаний стоят только отличные оценки. О двойках ребята просто забывают. Одновременно с этим становится ненужной помощь родителей при подготовке к письменным работам.
Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку с ведущих позиций, отнимая у неё право давления на личность. И в школу приходит всеобщая нацеленность на знания, на общий трудовой успех, на поиск. Мотивом учения становится познавательный интерес.
Развитие речи. В три раза по сравнению с традиционной методикой увеличивается время устных ответов ребят на уроках, и не остаётся в классах молчунов. Плотность устного опроса становится такой высокой, что при подготовке к очередному урокукаждый ученик непременно настраивает себя на устный ответ.
Всерассмотренныеформыконтролязазнаниямиучащихсяразвиваютмонологическуюречь, помогают осмыслению усвоенного материала, развивают чувство ответственности за учебный труд. Воспроизведение ОК и его озвучивание в различных формах не являются единственной формой контроля за знаниями и умениями учащихся. Обязательны в системе физические диктанты,работаясобозначениямифизическихвеличин,формул,единицизмерения.Науроках проводятся диспуты, семинары, конференции, физические игры, завершается изучение темы уроком взаимоконтроля.
Ускоренное изучение теоретического материала даёт значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные сигналы обеспечивают работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществлённого принципа равных возможностей и доступности обучения. Расширение и всемерное углубление программного материала, включение в него новых научных сведений - прямое следствие работы с опорными сигналами.
-16оценок.Ещедлядвухоценоквыделеныграфызаответыполистамгрупповогоконтроля.Для оценокза устныеответы удоски, притихомопроседля каждого ученикавыделено 10 клеточек. Большегоколичестваустныхответовобычнонебывает.Восемьклеточекпослекаждойфамилии вграфе«Задачи».Здесьоценкинеставятся.Этиклеточкипростозакрашиваютсяпослекаждого урока, если ученик вместе со всеми выполнил все запланированные упражнения. Итогокаждый ученикприизучениикурсафизикиза1четвертьполучаетболее30оценок.Еслиприотсутствии троек у ученика от 50% и более отличных оценок и к концу четверти нет ни одного пропуска в последнейграфе,тоитоговаяоценка-«5».Обычнотакихребятвклассебываетболееполовины. Каждая оценка, получаемая учениками, заносится на открытый для обозрения лист учёта знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценкиприобретаютзначениеположительнойзашифрованнойхарактеристики.Публикация такойхарактеристикииграетогромнуювоспитательнуюроль.Оченьважнымобстоятельствомв этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любуюоценкунаболеевысокую.Вэтомсостоитпринципоткрытыхперспектив.Каждаяоценкадолжна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызвать положительную реакциюученика.Двойкивызываютотрицательныеэмоции,конфликтсучителем,спредметом. Шаталовисключаетэтиконфликтныеситуацииипредлагаетфронтатакинадвойку. Нетрудно понять, что ежедневный всеохватный контроль вформеписьменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут не сказатьсяположительнонаотношенииребяткучёбеинаихзнаниях.Этомощныепсихологические факторынаправленногодействия.Ужепосле2-3уроковприходитабсолютноепонимание:
запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
Работа с опорными сигналами в значительной степени упрощает процесс восприятия учебного материала за счёт создания зрительных образов и компоновки их во взаимосвязанные логические блоки. Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должномуровнеорганизациидеятельностьучащихсяпопринципу«отработыкповедению,ане отповедениякработе»онадаётэффективныевоспитательныерезультаты:каждыйприобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля; возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях; формируются ответственность, честность, товарищество (Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии, М.1998г.).
Дешифровканекоторыхопорныхконспектов
Символы - сигналы, приведенные на листах опорных конспектов компактны. За каждым из нихстоиттоилииноефизическоеявление,таилиинаялогическаясвязка,безчеткогопонимания которой невозможно научно строгое понимание целого раздела. Многие сигналы легко отож- дествляются с пояснениями в учебнике и потомучтение учебника очень важно. В данной части пособия описываютсясигналы,ненашедшиеотражения настраницах учебникаили требующие дополнительных пояснений.
ОК 2
Физика – технике. Техника – физике. Техникадаетфизикемощные средства научного исследования природы, например, ускорители элементарных частиц, с помощью которых уже сделаны фундаментальные физические открытия.
Синхрофазотрон мощностью 10 ГэВ, установленный в Объединенном институте ядерных исследованийвДубне,недалекоотМосквы,Россия,имеетдиаметр60мивесит36000т.Вошел в Книгу рекордов Гиннеса 1998 года.
Большой адронный коллайдер. В 2008 году в строй вступает самый мощный ускоритель, когда-либопостроенныйчеловеком,—Большойадронныйколлайдер,LHC,сэнергиейпротонов 7ТэВ. Он находится вподземном кольцевом туннеле длиной 27 км на границе Швейцарии и Франции.
ОК 3 Савар,Уэльс,Бельгия,Банан,Эрланг–малоизвестныеединицыизмерения.
Любая музыкальная мелодия на самом деле тесно связана с математикой. В шкале Савара эти два понятия являются практически одним и тем же. Система базируется на саваре, единице измерения, которая равна 1/301 октавы (музыкального интервала, разделяющего две одинаковые ноты).
Единицаизмерения«Уэльс»,котораяпримерноравнаразмеруэтойстраны(20000квадратных километров), возникла еще во времена Британской империи и использовалась для описания размераразличныхгеографическихрайонов.Таклюдямбылолегчепредставитьсеберазмертой или иной территории. Когда Великобритания присоединилась к Европейскому Союзу, единица измерения «Уэльс» был заменена «Бельгией», страной в 1,5 раза больше Уэльса.
Для измерения радиации есть необычная единица измерения радиации — банановый эквивалент. Каждый съеденный банан загрязнен крошечным количеством излучения. Забавно, что эта доза составляет около 0,1 мкЗв. Например, чтобы получить количество радиации, выброшенной в результате катастрофы на японской Фукусиме, нужно съесть 76 миллионов бананов.
Эрланг(илиэрл)являетсяоднойизнаиболеераспространенныхединицизмерения,скоторой люди сталкиваются в повседневной жизни, даже не зная об этом. Каждый раз как человек разговаривает по телефону, тикает счетчик эрлангов, в которых измеряется телекоммуникационный трафик. Один эрланг равен одному часу непрерывной загрузки голосового канала связи.
Глава в данной книге «В поисках измерения». В одном из интереснейших научных учреждений страны - Всесоюзном институте метрологии имени Д. И. Менделеева в г. Санкт- Петербург хранится самое точное время, самый точный вес, самые точные показатели температуры. Здесь хранится основная единица длины – метр.
ОК 4 Демокрит,Левклипп,Эпикур,Лукреций«Оприродевещей».
Первые научные представления о веществе как о совокупности мельчайших частичек, впервыебылаизложенывтрудахдревнегреческихученыхДемокритаиЛевкиппаболее2500лет назад. Развитие этих идей принадлежит древнеримскому ученому Эпикуру, взгляды которого в поэтической форме изложил талантливый современник Эпикура Лукреций Кар в поэме «О природе вещей». В библиотеках имеется перевод этой поэмы на русский язык. Если даже не прочитать, то хотя бы просмотреть отдельные ее главы, будет интересно каждому ученику.
1626г.Парижский парламент под страхом смертной казни запретил пропаганду учения о молекулярном строении вещества, так как онов корнеподрывало религиозные представления о сотворении мира.
Число Лошмидта. Числомолекул идеального газа, содержащихся в 1 м3 при нормальных условиях.
1827г.РобертБроун:40летнетответа!Р.Броуноткрылхаотическоедвижениеввеществе и 40 лет не находили правильного ответа этому явлению.
В 1905 г. Эйнштейн и Смолуховский создали теорию, объясняющую явление движения частиц.
1908г.ЖанБатистПеррен:эксперимент–подтверждение!В1908г.французский физик ЖанБатистПерренставитэксперимент,результатыкоторогодолжныбылистать прямымподтверждениемстатистическойтеорииброуновскогодвиженияЭйнштейна– Смолуховского. Это доказательство принесло емув 1926 годуНобелевскую премию по физике. Перрен начал свои кропотливые наблюдения поведения частиц экстракта жевательной смолы (гуммигута) в 1908 году, чтобы определить приблизительный размер молекул воды.
Сахар. Сахар, даже будучи превращенным в пылеобразное состояние, сохраняет все свои свойства, в растворе частицы сахара становятся невидимыми.
Краска.Аналогичныйпримерекрасящимивеществами.
Дым.Частицы дыма разлетаются в воздухе и становятся невидимыми, а в специальных улавливателях уплотняются в толстые налеты сажи и копоти.
Листьяв лесу. Движение листьев в лесу нельзя заметить невооружённым глазом с больших расстояний.
Яблоки + пшено. При смешении воды и спирта общий объем становится меньше суммы объемов отдельных веществ. Это имитируется наполненным крупными плодами ведром, в которое, однако, можно еще насыпать много пшена.
ОК5
Бумага. Молекулы бумаги плотно связаны силами притяжения. Разделить их можно при некотором усилии.
Бульон.Жировые пятна в бульоне при сближении сливаются в одно пятно. При этом силы притяжения начинают действовать на небольших расстояниях.
Плитки Иогансона (Семенов). Шведский промышленник Иогансон долгое время держал в секретеспособшлифовкиинструментадляточныхизмерений«плитокИогансона»,продаваяих по стоимости, равной весовой стоимости золота. Правительство молодой советской республики предложило Иогансону большую сумму за секрет доводки плиток. Иогансон отказался. А через несколько лет простой советский рабочий Семенов открыл тайну шлифования плиток. Все это очень интересно описывается в книге Юрия Вебера «Разгаданный секрет» (https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/39394-yurij-veber-razgadannyj-sekret.html).
Подъём по микротрещинам. Поверхность капиллярной трубки не может быть идеально гладкой. Жидкость, смачивающая твердое тело, попадает в микротрещину, где равнодействующаясилпритяжениябольше,чемнаокрестныхучастках.Этоприводиткподъему жидкостинаэтомузкомучастке.Окрестныечастицы,увлекаемыесиламипритяжения,падаютв новыемикротрещины.Жидкостьподнимаетсяинадругих участках.Этопроисходитдотехпор, пока не уравновешиваются сила поверхностного натяжения и сила тяжести водяного цилиндра.
Пшеница – разрыхляют, гречиха – утаптывают. Корневая система пшеницы не может брать влагу из глубоких слоев почвы. И для того, чтобы сохранять эту влагу, разрушают капиллярную структуру верхних слоев почвы. Гречиха же в период прорастания требует большого количества влаги. Доступ ее из глубинных слоев достигается укатыванием верхнего слоя.При этом уменьшается диаметр капиллярных структур почвы. После прорастания семян корни растений проникают на большую глубину и питаются влагой слоев, недоступной для других растений.
ОК 6
Плазма.Четвертоеагрегатноесостояниевещества.
ОК 7
Улан-Удэ–Москва.РасстояниеотУлан-УдэдоМосквы4419км.Времяпутинапоезде3дня 20ч. (92ч). Средняя скорость движения поезда равна примерно 48км/ч.
ОК 13
И.Ньютон,1666г.,24года!ДругибиографНьютонаУильямСтаклиописал,какв1726году онисНьютономпиличайподяблоней.ИНьютонприпомнил,чтовтакойжеобстановкеоткрыл закон притяжения. Дело было в 1666 году, когда Кембриджский университет закрыли из-за эпидемиичумы,иНьютонуехалвсвойдомвграфствеЛинкольншир.Сиделвсадуподлюбимой
- по направлению к центру земли? «Естественно, потому что он притягивает его. Значит, есть сила притяжения», - цитировал ученого биограф.
Кавендиш (англ.) – первый! Открытие Ньютоном сил тяготения просто потрясло весь мир. Если яблоко падало на землю, то и Земля немного сдвигалась навстречу яблоку. Огромная диспропорция масс означала, что Земля едва ли сдвигалась с места, однако законы Ньютона прямо указывали, что она должна сдвигаться. Чтобы рассчитать, насколько Земля сдвинется навстречу яблоку, необходимо было знать массу нашей планеты. Непростая задача! Однако в 1789 году английский ученый Генри Кавендиш поставил блестящий эксперимент, «взвесив» Землю. Закон всемирного тяготения (F=G (m1m2)/r2 ) снова помог ему.
этого числа не хватало в формуле для силы тяготения. В наши дни мы обозначаем эту гравитационнуюпостояннуюбольшойбуквой«G»(вотличиеотмалой«g»,которойобозначают вызываемоепритяжением ускорениесвободногопадения).ЗначениеG универсальнодлялюбой массы, большойи малой, иКавендиш воспользовался тем, что массаэкспериментальных шаров была точно известна.
Р.Гук.«Клетка»(кельимонахов);наукадыхания–слух;Ньютон(противостояние).Гук первымупотребилслово«клетка»взначенииэлементарнойединицыстроенияживогоорганизма (он полагал, что увеличенное сквозь микроскоп растение напоминает кельи монахов).
Гук интересовался наукой дыхания. Ради эксперимента он поместил себя в герметичный аппарат, из которого постепенно выкачивался воздух. Результат оказался губительным для здоровья Гука — он повредил уши и частично потерял слух...
В 1672 году Гук раскритиковал Исаака Ньютона за то, что тот использовал призму для расщеплениябелогоцветанаразличныекомпоненты.Разозлившись,Ньютонудалилегопортрет из Королевского научного общества и даже пытался сжечь его рукописи. Гук также указал Ньютону, что гравитация имеет обратно пропорциональную зависимость квадрату расстояния. Но Ньютон пренебрежительно отреагировал на это замечание в «Математических началах натуральной философии», сказав: «Чье-то мнение нельзя принимать за доказательство».
ОК 17
1932г.Москва.Шарикоподшипниковыйзавод–Московскийподшипник,1993г.До революциицарскаяРоссияввозилашарикоподшипникииз-заграницы.Впервыегодысоветской власти (1932г.)был построен первый московский шарикоподшипниковый завод ГПЗ - 1.В1993 годузаводбылакционированиполучилназваниеОАО«Московскийподшипник».Теперьэто- ОАО«Европейскаяподшипниковаякорпорация(ЕПК)Москва»,занимающеесявосновном выпускомпродукциидлякомпании РЖД.РазработкойновыхподшипниковзанимаетсяВсесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт подшипниковой промышленности. К 2007 году на заводе «Московский подшипник» выпускались3500типоразмеровподшипников.Размерышарикоподшипниковсамыеразные. Наибольшие-до2мвдиаметре.Самыхмаленькихвспичечныйкоробокпомешается5000штук. 1851г.,НиколайI,Клейнмихель,городовые.«18августа1851годаимператорНиколайI
совершал первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд былготовкотправлениюв4часаутра.НачальникстроительствагенералКлейнмихель,чтобы
подчеркнутьособуюторжественностьсобытия,приказалпервуюверстужелезнодорожногопути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов.
ОднакоКлейнмихельзабылокоэффициентесцепленияисмазочномдействиибелоймасляной краски. Пароход (так тогда называли паровоз) беспомощно буксовал на месте. Жандармы, подобрав полы шинели, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы». (Наука и человечество. Международный ежегодник. М., Знание, 1966г., с. 362).
Смазкаподдавлением.Поезднамагнитнойподушке,магнитопла́нилимагле́в.Весьма мало трение в гидростатических подшипниках, в которых трущиеся поверхности разделены слоемсмазки,нагнетаемойвзазорподдавлением.Жидкиемасларавномернораспределяютсяпо трущимся поверхностям, обладают малым внутренним трением, хорошо работают в значительныхдиапазонахтемпературипоэтомуявляютсяосновнымисмазочнымиматериалами подшипников скольжения. Наиболее распространены минеральные масла – продукты переработкинефти.Урастительных(льняное,касторовоеидр.)иживотныхмасел,посравнению с минеральными, более высокие смазывающие свойства. Однако они дороже и находят применение лишь в специальных случаях.
В быстроходных машинах внедряются опоры, где роль смазки выполняет струя воздуха - трущиеся детали разделены воздушной прослойкой. В этих случаях коэффициент достигает ничтожно малых значений. Достоинствовоздушной смазки- небольшие потери мощности в подшипниках на трение и теплообразование, так как вязкость воздуха очень низкая.
Поезднамагнитнойподушке,магнитопла́нилимагле́в (отангл.magnetic levitation «магнитная левитация»)— это поезд, удерживаемый над полотномдороги, движимый иуправляемыйсилой электромагнитногополя.Такойсостав,вотличиеот традиционныхпоездов,впроцесседвижениянекасаетсяповерхностирельсаиспособенразвить скоростьдо 500км/ч.Таккакмеждупоездомиповерхностьюполотнасуществует зазор,трениемеждунимиисключается,иединственнойтормозящейсилой являетсяаэродинамическое сопротивление. Магнитные подвесы, применяемые в специальных машинах, позволяют осуществлять движение деталей с угловой скоростью до 8*105 оборотов в секунду - практически без внешнего трения.
ОК 19 Слонилидевушкав туфельках.
Вопрос:ктооказываетбольшеедавлениенаповерхность—слонилидевочкавтуфелькахна высоких каблуках? Масса слона — 4000 кг, масса девочки — 50 кг.
Площадь следа слона приблизительно равна 200 см2, так как слон стоит на четырёх ногах, это число умножаем на 4.
Площадьдамскойтуфельки,котораясоприкасаетсясповерхностью, приблизительно равна 10 см2 (девочка стоит на одной ноге).
Силой,котораядействуетнасоответствующуюплощадь,вобоихслучаяхявляется вестела. Ответ на этот вопрос может вызвать удивление. Давление зависит не только от массы тела.
ОК 20
Блез Паскаль 19 лет 31 + 7 лет. «Трагедия Паскаля». Первые открытия Паскаль сделал в19лет.Последующие12лет-былиеготриумфом.Всеегооткрытиябылизавершенык31году. Последние7летжизниназываютвнауке«ТрагедиейПаскаля».Глубокаявнутренняядепрессия, связанная с личными драмами в жизни, враждебное отношение к нему окружавших людей и религиозные нападки привели к тяжелому психическому заболеванию и смерти. Паскаль скончался на 39-м году жизни.
Вдребезги! На вылет! Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в варёное яйцо, то в яйце образуетсяотверстие.Чтопроизойдёт,есливыстрелитьвсыроеяйцо?Втвёрдомтеле(варёноеяйцо)
давлениепередаётсяпонаправлениюдействиясилы,поэтомуобразуетсяотверстие.Вжидкостях,согласно закону Паскаля, давление передаётся по всем направлениям.
ОК21
1963г. «Трешер, США, 129 чел. Во время испытаний погибла атомная подводная лодка США «Трешер» (акула), на борту которой находилось 129 человек, в том числе 30 научных сотрудников, проводивших исследования. Глубина океана в месте катастрофы - 2000 метров. Поиски оказались безрезультатными. В них принимал участие «Триест».
1968г. «Скорпион», США, 99 чел. Атомная подводная лодкаВМС США, одна из шести лодоктипа«Скипджек».22мая1968годапогиблавАтлантическомокеаневовремя тренировочного похода вместе со всем экипажем в 99 человек. Место гибели осталось неизвестным.
2000г.«Курск»,Россия,130чел.Российский атомныйподводныйракетоносный крейсерпроекта949А«Антей».Потерпелкрушениев Баренцевомморе, в175кмотСевероморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
2003г.«Кит»,Россия,104чел.30августа2003годавБаренцевоммореблизостроваКильдин затонул атомный торпедоносец К-159(проект 627А «Кит»), на борту которой находилось 104 человека. Все погибли.
Кессонная болезнь. Воздушные тромбы в крови. При быстром подъеме после глубокого погружения в воду избыток растворенного в крови кислорода в результате высокого давления выделяется в форме пузырьков, образуя воздушные тромбы. Этот процесс напоминает интенсивноевыделениегазаприоткупориваниибутылкисминеральнойводой.Наличиевкрови воздушного тромба вызывает немедленную смерть.
Жюль Верн «Двадцать тысяч льё под водой», 1869г.; Александр Беляев. «Человек- амфибия», 1927г. Дать задание прочитать книги известных авторов.
ОК22
Дорого!Долго!Строительствоиобеспечениеработышлюзовобходитсяоченьдорого,асам процесс шлюзования, особенно в период активной навигации, тянется очень долго. Вместо шлюзов группа ленинградских конструкторов предложила систему судоподъемника, работающего по принципулифта. Но в результате сезонного изменения уровня воды в реке для работы судоподъемника на входе и выходе снова-таки потребовались шлюзы.
ОК 23
1900 лет. Высказывание Аристотеля «Воздух — это великое ничто» просуществовало в науке 19 столетий и было опровергнуто опытами Галилея.
«сфера» М. В. Ломоносов. Первое появление этого слова в печати противники Ломоносова встретили бурей негодования. Они утверждали, что оно никогда не приживется в русской лексике, так как не соответствует традициям русской речи. Время посмеялось над этими горе- пророками.
6-й океан. Так иногда называют атмосферу. На Земле есть пять океанов: Атлантический, Индийский, Тихий, Северный Ледовитый и Южный. В2000 годуМеждународная гидрографическая организация (МГО) приняла решение разделить Мировой океан на пять океанов, выделив Южный океан.
ОК 24
1640г. Италия, г. Флоренция.ГерцогТосканский (фонтан). ВИталии в1640 годугерцог Тосканскийзадумал устроитьфонтаннатеррасесвоегодворца.Водудляэтогофонтанадолжны былинакачиватьизсоседнегоозера,новоданешлавыше32футов(10.3м).Герцогобратилсяза разъяснениями к Галилею, тогда уже глубокому старцу. Великий ученый был смущен и не нашелся сразу, как объяснить это явление. И только ученик Галилея, Торричелли после долгих опытов,доказал,чтовоздухимеетвес,идавлениеатмосферыуравновешиваетсястолбомводыв 32 фута, или 10.3м. Он пошел в своих исследованиях ещё дальше и в 1643 годуизобрел прибор для измерения атмосферного давления – барометр.
1646 г. Франция, г. Руан. Водяной барометр Паскаля - 10,4 м. В 1664 году Блез Паскаль узналобопытах Торичелли.Онповторилих сртутью,водой,вином.Послеряда экспериментов сиспользованиемвинаиводыПаскальпришелквыводу,чтоатмосферадавитнаболеетяжелую жидкость так же, как и на более легкую. Поэтому давление заталкивает в трубку больше вина, чем воды, только потому, что вино легче. В ходе многочисленных опытов, Паскаль в 1647 году совершает открытие: давление воздуха и показания барометра зависят от погоды.
1654г.г. Магдебург. Бургомистр Отто фон Герике. В 1654 году бургомистр города Магдебурга, немецкий физик Отто фон Герике проделал опыт, поразивший его современников. Для этого он использовал два плотно прижатых друг к другу металлических полушария диаметром около 14 дюймов (это приблизительно 35,5 см), на каждом из которых имелось прочное железное кольцо. Две восьмёрки лошадей, впряжённых в эти кольца, тянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Это было удивительно! Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружиатмосфернымдавлением.Когдажевполостьмеждуполушариямивпускаливоздух,они распадались безо всякого внешнего усилия. Этот опыт вошёл в историю физики как «Опыт с магдебургскими полушариями».
Регенсбург.Опыт с магдебургскнми полушариями был впервые выполнен не в Магдебурге, а в Регенсбурге. Магдебург был в то время сожжен в результате тридцатилетней войны между протестантами и католиками. Сейчас на родине О. Герике ежегодно на площади при большом стечениижителейгорода иокрестностейвоспроизводитсяопытсмагдебургскимиполушариями.
1844г. Франция, г. Нант.Люсьен Види.В 1844 г. французский инженер Люсьен Види, используя исследования немецкого математика и физика XVII в. Готфрида Вильгельма Лейбница, сконструировал принципиально новый, безжидкостный барометр, который был назван барометром-анероидом (от греч. «анерос» – не содержащий влаги). Барометры, построенные на основе барометра Л. Види, на данный момент, являются самими распространенными.
F = 150000Н. Поверхность тела человека около 1,5 м2. А это означает, что сила давления воздуха на человека составляет около 150 000 Ньютонов.
ОК25
Колокольня св. Иакова (52м).«Паскаль поднялся на 52-метровую башню св. Иакова и заметил, что уровень ртутя понизился на 5 миллиметров. Паскалю хотелось проверить это наблюдениенабольшойвысотеот уровняморя.Новместности,гдеонжил,небылогор.Тогда ПаскальнаписалписьмосвоемуродственникуПеррье,жившемувКлермоне-горнойместности Франции-ипопросилегоподнятьсясбарометромнавершинугорыПюи-де-Дом.Еевысота
превышает 1400 метров. 19 сентября 1648 года Перрье выполнил просьбу Паскаля. В ответном письме он сообщал, что столбик ртути в барометре на вершине горы понизился до 615 миллиметров».(МишкевичГ.И.Мастер-невидимка.Д.,Детгиз,Ленинградскоеотделение,1959,с. 11).
г. Джомолунгма (8848м).ратм≈𝟐𝟓𝟎мм.рт.ст.; г. Эльбрус(5642м), ратм≈𝟑𝟗𝟎мм.рт.ст.
Часть объёма плавающего тела, погружённая в жидкость. Чем меньше отношение плотностиплавающеготелакплотностижидкости,тем меньшаячастьобъёмателапогруженав жидкость.
ОК 27
ЭПРОН, 1923г.Экспедиция подводных работ особого назначения —Ордена Трудового Красного Знамени государственная организация особого назначения, в СССР, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодоки другими подводными работами. Создана приказомПредседателяОГПУприСНКСССР №528,от17декабря 1923года.В1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
1916г. «Садко», Кандалакша. «Это случилось 20 июня 1916 года. Недавно построенный, с иголочки, новенький, ледокол «Садко» шел па Кандалакшскому заливу Белого моря. Кипела за кормой седая пена, взбитая мощными лопастями гребного винта. На мостике, вглядываясь в низкие берега, нес вахту сам капитан. Время от времени он бросал короткие, отрывистые приказания рулевому. Вскоре вдали замигали какие-то огни. Капитан велел поворачивать к берегу. Рулевой послушно повернул штурвал. И тут раздался страшный удар…
На полном ходу «Садко» ударился о подводный камень, пропорол себе днище и вскоре пошел ко дну. Людям удалось спастись на шлюпках. Целых семнадцать лет пролежал «Садко» на дне холодного Белого моря.
Подводные лодки. Подводная лодка (подлодка,субмарина)-класскораблей, способных погружатьсяидлительноевремядействоватьвподводном положении.Вотличиеотнадводного судна, ПЛ обладает способностью преднамеренно изменять свою осадку вплоть до полного погружения в воду и ухода на глубину за счёт заполнения забортной водой цистерн главного балласта.Первые подводные лодки - 1620 г. Англия, 1724 г. Россия, 1776 г. Северная Америка, 1801 г. Франция, 1850 г. Германия.
1731г. Крякутный. в ряде публикаций XX в. персонажисторической фальсификации, вымышленныйрусскийизобретательивоздухоплаватель,подьячий,якобыпроисходившийизНерехтыи живший в XVIII веке в Рязани. Согласно данной версии, Крякутный в 1731 году совершил первый в мировой истории полёт на воздушном шаре (аэростате).
«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила поднялаеговышеберезы,апослеударилаоколокольню,ноонуцепилсязаверевку,чемзвонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
+52г.Монгольфье.19сентября1783годав Версале(подПарижем)вприсутствиикороля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были баран, петух и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут.
Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти. На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали.
Спустядвамесяцапервыйполетнамонгольфьересовершилилюди.Первыйполетчеловека на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, состоялся в Париже 21 ноября 1783 г. ПостроенныйбратьямиМонгольфьеновыйшарбылтакихразмеров:высота22,7метра,диаметр 15 метров. Затейливо разрисованный шар, поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. Но король Франции Луи XVI запретил братьям Монгольфье - людям, подарившим жизньвоздушномушару,приниматьличноеучастиевполете.Ивпервыевисториивсвободный полетнавоздушномшаре,построенномбратьямиМонгольфье,отправилисьхимикЖанФрансуа Пилатр де Розье вместе со своим другим маркизом Франсуа д'Арландом. Дату этого открытия можно смело назвать началом воздухоплавания.
7августа1887года.Д.И.Менделеев.Солнечноезатмение.Вавгусте1887годавесьмирс замиранием сердца ожидал полного солнечного затмения, которое можно было увидеть от Германии до восточных берегов России. Менделеев в это время отдыхал в своём маленьком имении в 18 вёрстах от Клина (Московская губерния), занимаясь сельскохозяйственными опытами. Внезапно из Петербурга пришла телеграмма, в которой Императорское Русское техническоеобщество приглашалоМенделеевакак учёного,давнопосвятившегосебя вопросам воздухоплавания,поднятьсянавоздушномшареисовершитьнаучныенаблюдениязасолнечным затмением. Думал 53-летний химик недолго.
Д.И. Менделеев одним из первых совершил полет на воздушном шаре с конкретными научными целями великий русский ученый Д. И. Менделеев. Во время полета он оказался в катастрофическом положении: воздушный шар понесло ветром в сторону грозового облака, и шнур выхлопного клапана, через который нужно было немедленно выпустить часть газа, запутался в нескольких метрах над головой. И тогда по стропам шара Менделеев добрался до узла и устранял неполадку. Полет завершился благополучно.
«Skyfreedom» - воздухоплавательный клуб г. Улан-Удэ, Бурятия. Единственный клуб, которыйзанимаетсяорганизациеймероприятийсиспользованиемтепловыхАэростатоввУлан- Удэ. Сертифицированные тепловые аэростаты, сертифицированный пилот, высокие требования безопасности, различные программы полетов. В небе с 2013 года.
ОК 29
Шкаф. Если папа будет пытаться сдвинуть с места тяжелый шкаф, и несмотря на большие усилия,которыеонвданныймоментприкладываетдляперемещения,шкафостаетсянаместе.В этом случае работа папы с точки зрения физики равна нулю.
Алошади=Атрактора.Однуитуже работумогут выполнять илошадь,итрактор.Однакожеэто вовсе не означает, что эти «механизмы» равноценны. Весь вопрос во времени выполнения работы. Первому потребуется 10 – 12ч., а второму – 40 - 50 мин.
Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!». Будь в моем распоряжении другая земля, на которую можно было бы встать, я сдвинул бы с места нашу. -В таком виде приводится уПлутарха(«Марцелл», 14). Позднейшая форма: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю» (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», XXVI, 18).
ОК 35
Ходики. Эпоха часов в СССР началась вначале 20-х годах. На заводе «Авиаприбор» в Москве было организовано производство простейших маятниковых часов-ходиков. Двигатель является источником энергии, которая приводит в движение весь механизм часов.
В механических часах различают два вида двигателей: гиревой (в маятниковых), который называют гиревым приводом, и пружинный (в балансовых).
Энергиягиревого двигателяпередается силой тяжести поднятой гири через колесную систему на маятник, который служит регулятором управления действия спуска (хода) часов. В часах-ходиках при опускании гири вниз цепь вращает слева направо колесо, которое обеспечивает вращение всего колесного механизма. Гиревой двигатель самый простой по устройству, он работает только в стационарных условиях. По сравнению с пружинный гиревой двигательпередаетусилия(засчетопусканиягири)черезколеснуюпередачунарегуляторхода; такие усилия не всегда постоянны и этим создается стабильность работы двигателя.
Пружинный двигатель приводит в действие часы заведенной пружиной, которая передает запас энергии через колесную систему и ход на регулятор, поддерживая его колебания. Этот двигатель обычно бывает в переносных часах (наручных, карманных, будильниках, настольных и настенных), где регулятором является баланс с волоском (спиралью). Могут быть пружинные двигателитакжевнекоторыхвидахстационарныхчасов(внастенныхичастичновнастольных), где регулятором служит маятник.
ПРИМЕНЕНИЕОПОРНЫХКОНСПЕКТОВНАУРОКАХФИЗИКИ
В качестве практических разработок в работе представим уроки с использованием опорных конспектов:
КОНСПЕКТУРОКА«РЫЧАГ.УСЛОВИЕРАВНОВЕСИЯРЫЧАГА» ОК - 31
Темаурока:Простые механизмы.
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о простых механизмах, показать их значение в жизни человека, определить понятия: рычаг, плечо силы; установить условие равновесия рычага.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентацияPower Point; штатив с муфтой и лапкой, динамометр, набор грузов, рычаг, ОК - 31.
Ход урока
Работаучителянауроке
Работаученикана
уроке
1.Ориентационно–мотивационный этап
Знакомствосновым материалом.
Создается проблемная ситуация по расшифровке и воспроизведению опорного конспекта по изучаемой теме, записывается тема урока.
Учитель отмечает, что тема понятие простых механизмов и условиеравновесиярычагаимеютважноепрактическоезначение. При объяснении будем использовать метод описания явлений, экспериментальный метод.
Выясняют,чтоеслиплечисилоченьсильноотличаются,томы можно получить с одной стороны гораздо большую силу, чем с другой. И это отношение сил называется выигрышем в силе.
ВысказываниедревнегреческогоученогоАрхимеда,который является первым исследователем рычага: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!»
задачу с тормозной педалью), разбирая совместнос учителем поставленныйвопрос.
образовательная – раскрыть понятие кинетической и потенциальной энергии, полной энергии, изучить закон сохранения энергии, научиться применять опорный конспект;
воспитательная–показатьзначениеопытныхфактовиэкспериментаприизученииданных понятий, подчеркнуть значение закона сохранения энергии, значение причинно-следственных связей в познаваемости понятий;
развивающая – работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, работать над развитием монологической речи.
Оборудование: опорный конспект, штатив, гиря, динамометр, молоток, гвоздь, нитяной маятник, компьютер. Дешифровка к ОК 35.
Ход урока
Работаучителянауроке
Работаучениканауроке
5.Ориентационно–мотивационный этап
Знакомствосновым материалом.
Создается проблемная ситуация по расшифровке и воспроизведению опорного конспекта по изучаемой теме, записывается тема урока.
Учитель отмечает, что тема большая, сложная, что понятие энергии является одной из важнейших характеристик, а закон сохранения — одним из главных законов механики, и что при объяснении будем использовать метод описания явлений, экспериментальный метод.
Ученикислушаютучителя, записывают тему урока.
6.Операционно-исполнительныйэтап
Работанадизучаемымматериалом.
УчительначинаетрасшифровыватьОК(см.ПриложениеБ):
говорит, что означает «энергия», в каких разделах физики какиеизучаютсяэнергии,что мырассматриваеммеханическую энергию, как связаны между собой энергия и работа, в каких единицах измеряется энергия;
записываетобозначениеиединицыизмеренияэнергии;
рассматриваетчтоизучаетмеханикаивводитпонятиякинетической и потенциальной энергий;
объяснят понятие нулевого уровня, пишет формулу кинетической энергии без вывода (на доске),
словамипроговариваетформулу;
Ученикислушаютучителя, смотрятфильмо«ходиках», демонстрации, записывают в тетрадь обозначения, определения, выводы из опытов, вывод формул, выделяяглавныеформулы, проговаривают записанные формулы,учатсяих«читать», решают проблемную ситуацию (демонстрационнуюзадачу), разбирая совместно с
учителем поставленный вопрос.
предлагает познакомиться с потенциальной энергией тела, взаимодействующегосЗемлей,показываяопытнападениетела и перемещения тела из нулевого уровня на заданную высоту, учительнадоскевыводитформулупотенциальнойэнергиитела, взаимодействующего с Землей, предлагает ученикам по формуле сказать, как находится потенциальная энергия, уточняет, что нулевым уровнем может быть не только поверхность Земли;
предлагает рассмотреть потенциальную энергию сил упругости, энергию взаимодействия тела и пружины при помощи фильма и опыта (на деформацию пружины);
спомощьюопытапоказываетсвязьмеждуэнергиейиработой и делает вывод, что работа – мера механической энергии и чем большеэнергиятела,тембольшаяработабудетсовершатьсяпри переходе тела из данного состояния в нулевое;
ситуация, представьте себе, что вы хотите забить гвоздь в стену.Выставитегвоздькстенкеидавитемолотком.Получится таким образом забить гвоздь? Нет. А вообще нужно совершить работу,чтобызабитьгвоздь? Да!Значит,длятогочтобызабить гвоздь в стену нам надо совершить работу. Каким образом мы забиваемгвоздь? Засчетчегомыэтуработуможемсовершить? Отводим от гвоздя и наносим удар.
обращается к классу с вопросом: «А может быть так, что тело обладает и кинетической и потенциальной энергиями одновременно?», разбирает данный вопрос на примерах, показывает опыты (движение тела на пружине, подбрасывания и падения мяча), выясняют, что тело всегда обладает энергией, чему равна полная механическая энергия;
при помощи нитяного маятника показывает неизменность полной механической энергии, формулирует закон сохранения энергии,пишетзаконнадоске,рассматриваетизменениезакона
Повторение всего пройденного на уроке материала, при работе с опорным конспектом следует осознать и закрепить полученные знания, опираясь на опорный конспект воспроизвести полученные знания.
Учащиеся просматривают записи урока, сравнивают их с опорным конспектом, анализируют, частично воспроизводят изученный материал(какфронтальный опрос) по конспекту, полностьюрассказывают
данный материал (2-3 ученика).
8.Рефлексивно-оценочныйэтап
Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы (кратко при помощи опорного конспекта говорит о видах энергии и законе сохранения энергии),предупреждаетучащихся,чтонаследующемуроке
будут рассматривать практическое применение изученного материала.
Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. — М.: Первое сентября. Физика. - 1999 - №20. — С, 3-9.