Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
Воспитать интерес к физике.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Анализ экспериментов
Объясните:
Эксперимент № 1
Две одинаковые по напряжению и мощности лампы (U = 220 В, Р - 60 Вт) включают последовательно с разными конденсаторами в отдельные цепи переменного тока. Лампы горят с разным накалом. {Конденсатор большой емкости включен с лампой, которая горит ярче.)
Эксперимент № 2
Неоновую лампу на 127 В или 220 В включите в сеть переменного тока соответствующего напряжения, Посмотрите на горящую неподвижную лампу в темноте. Видим непрерывное свечение. Приведем ее во вращение движения с радиусом 25-50 см. При движении лампы наблюдается не сплошной светящийся круг, а прерывистый. Почему? (Неоновая лампа светится прерывисто, совершая 100 вспышек за 1 с. Это обусловлено колебаниями напряжения в сети. Зрительное впечатление сохраняется в течение 0,1 с. Промежутки времени, соответствующие затуханиям лампы, измеряются сотыми долями секунды. Впечатление от вспышек неоновой лампы не успевает исчезать, мы видим непрерывное горение (лампа в покое). При движении по окружности моменты, соответствующие вспышкам и затуханиям лампы, разделены в пространстве.)
III. Изучение нового материала
Электрическая цепь, состоящая из катушки и конденсатора, называется колебательным контуром.
За 1С Конденсатор начнет разряжаться, в цепи появится электрический ток. Вследствие самоиндукции сила тока увеличивается постоянно. При этом уменьшается энергия электрического поля и возрастает энергия магнитного поля:
В момент, когда конденсатор полностью разрядился (q = 0), энергия электрического поля равна нулю. Энергия магнитного поля максимальна. Сила тока достигает максимального значения 1М.
Несмотря на то, что к этому моменту разность потенциалов на концах катушки станет равной нулю, ток не прекращается сразу. Этому препятствует самоиндукция. Как только сила тока и созданное током магнитное поле начнет уменьшаться, возникает вихревое электрическое поле, которое направлено по току и поддерживает его, конденсатор начнет перезаряжаться.
Он перезаряжается до тех пор, пока сила тока, постепенно уменьшаясь, не станет равна нулю. WM = 0, а \УЭ станет максимальным.
Далее процесс протекает в обратном направлении и конденсатор опять перезаряжается. Если бы не было потерь энергии, процесс продолжился бы сколь угодно долго. Но катушка имеет сопротивление и это ведет к выделению теплоты.
Период свободных колебаний записывается: - Формула Томсона
IV.Закрепление изученного
- Что называется колебаниями контура?
- Нарисуйте схему колебательного контура и объясните все стадии процесса превращения энергии при свободных электрических колебаниях в течение периода колебаний.
- По какой формуле определяется собственная циклическая частота свободных электрических колебаний.
- Запишите формулу Томсона.
V.Решение задач
VI.Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 29 Упражнение 24 (3)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
Воспитать интерес к физике.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Анализ экспериментов
Объясните:
Эксперимент № 1
Две одинаковые по напряжению и мощности лампы (U = 220 В, Р - 60 Вт) включают последовательно с разными конденсаторами в отдельные цепи переменного тока. Лампы горят с разным накалом. {Конденсатор большой емкости включен с лампой, которая горит ярче.)
Эксперимент № 2
Неоновую лампу на 127 В или 220 В включите в сеть переменного тока соответствующего напряжения, Посмотрите на горящую неподвижную лампу в темноте. Видим непрерывное свечение. Приведем ее во вращение движения с радиусом 25-50 см. При движении лампы наблюдается не сплошной светящийся круг, а прерывистый. Почему? (Неоновая лампа светится прерывисто, совершая 100 вспышек за 1 с. Это обусловлено колебаниями напряжения в сети. Зрительное впечатление сохраняется в течение 0,1 с. Промежутки времени, соответствующие затуханиям лампы, измеряются сотыми долями секунды. Впечатление от вспышек неоновой лампы не успевает исчезать, мы видим непрерывное горение (лампа в покое). При движении по окружности моменты, соответствующие вспышкам и затуханиям лампы, разделены в пространстве.)
III. Изучение нового материала
Электрическая цепь, состоящая из катушки и конденсатора, называется колебательным контуром.
За 1С Конденсатор начнет разряжаться, в цепи появится электрический ток. Вследствие самоиндукции сила тока увеличивается постоянно. При этом уменьшается энергия электрического поля и возрастает энергия магнитного поля:
В момент, когда конденсатор полностью разрядился (q = 0), энергия электрического поля равна нулю. Энергия магнитного поля максимальна. Сила тока достигает максимального значения 1М.
Несмотря на то, что к этому моменту разность потенциалов на концах катушки станет равной нулю, ток не прекращается сразу. Этому препятствует самоиндукция. Как только сила тока и созданное током магнитное поле начнет уменьшаться, возникает вихревое электрическое поле, которое направлено по току и поддерживает его, конденсатор начнет перезаряжаться.
Он перезаряжается до тех пор, пока сила тока, постепенно уменьшаясь, не станет равна нулю. WM = 0, а \УЭ станет максимальным.
Далее процесс протекает в обратном направлении и конденсатор опять перезаряжается. Если бы не было потерь энергии, процесс продолжился бы сколь угодно долго. Но катушка имеет сопротивление и это ведет к выделению теплоты.
Период свободных колебаний записывается: - Формула Томсона
IV.Закрепление изученного
- Что называется колебаниями контура?
- Нарисуйте схему колебательного контура и объясните все стадии процесса превращения энергии при свободных электрических колебаниях в течение периода колебаний.
- По какой формуле определяется собственная циклическая частота свободных электрических колебаний.