Изучение нового материала. Рассмотрим элементарную электрическую цепь, состоящую из неподвижных проводников первого рода (т. е. проводники, в которых электрический ток не вызывает химических действий). В этом случае работа тока полностью переходит в теплоту. Значит, согласно закону сохранения энергии, в электрическую цепь должна поступать энергия. Выясним, на каком участке цепи энергия поступает в цепь и что является причиной ее появления. Вывод: для существования тока в цепи необходим источник тока – устройство, в котором действуют сторонние силы (силы не электростатической природы), совершающие работу по разделению зарядов и поддерживающие постоянную разность потенциалов между концами остальной части цепи. В этой части движение зарядов обусловлено электрическим полем, возникающим вследствие разности потенциалов между его концами. Электростатическое поле потенциально. Значит, в замкнутой цепи работа этого поля по перемещению заряда равна нулю. Поэтому суммарная работа всех сил, действующих на заряд при таком перемещении равна работе лишь сторонних сил. Действие сторонних сил характеризуется физической величиной называемой электродвижущей силой - ЭДС источника численно равна работе по перемещению единичного положительного заряда внутри источника от его отрицательного полюса к положительному. Единица измерения в СИ [ ] = 1 В. Проанализируем зависимость I ( R) А) при R ↓ I ↑ При R ↑ I ↓ Б) при R→∞ (разрыв цепи) I→0 Напряжение на полюсах источника тока равно его ЭДС В) при R→0 (короткое замыкание) I→ E / r (ток короткого замыкания) Различают 2 типа соединений источников тока: последовательное и параллельное. А) последовательное Заряд приобретает энергию в каждом источнике, поэтому E = E1*n ; r = r 1*n Б) параллельное Заряд приобретает энергию в 1 источнике, поэтому E = E1 ; r = r 1/n Увеличение ЭДС дает только последовательное соединение, его используют, когда внутреннее сопротивление много меньше внешнего. Параллельное соединение используют, когда внутреннее сопротивление много больше внешнего. Если внешнее и внутреннее сопротивление примерно равны, то используют смешанное соединение источников. Закрепление темы Прием «Термины (название)» Таблица Термины (название) Термин №1 | Термин №2 | Термин №3 | Знания, сведения о терминах | Знания, сведения о терминах | Знания, сведения о терминах | Цель применение Приема «Термины» узнать насколько усвоили новую темы учащиеся (ученики А,В,С одни пишут только название терминов, вторые могут объяснить только некоторые термины, третьи дают полную характеристику записанным терминам) Оценивание проведет учитель Решение задач упр 37 стр 213 №1,2,3 |