kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательные опыты с водой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: развитие познавательной активности обучающихся, творческих способностей, критичного мышления.

Задачи:

1.Формирование научных взглядов на окружающий мир, развитие познавательного интереса, интереса к изучению физики.

2. Развитие грамотной речи с использованием физических терминов, развитие внимания, наблюдательности, умения применять знания в новой ситуации, развитие логического мышления.

3. Развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные опыты с водой»

Дата: 14.02.2019

Класс: 6 «А»

Предмет: естествознание (факультатив)

Учитель: Н.С. Алимбекова


Внеклассное мероприятие:

«Занимательные опыты с водой»


Цель мероприятия: развитие познавательной активности обучающихся, творческих способностей, критичного мышления.

Задачи:

1.Формирование научных взглядов на окружающий мир, развитие познавательного интереса, интереса к изучению физики.

2. Развитие грамотной речи с использованием физических терминов, развитие внимания, наблюдательности, умения применять знания в новой ситуации, развитие логического мышления.

3. Развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.



Ход мероприятия:

  1. Орг. момент.

  2. Приветствие

  3. Разминка. Для того чтобы быть готовыми к объяснению опытов вспомним основные понятия физики.

  • Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. (Вода).

  • Что растет вниз вершиной? (сосулька)

  • Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

  • Вода по воде плавает? (Лёд).


Правила техники безопасности при проведении опытов с водой.

  1. Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения учителя.

  2. Не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути.

  3. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

  4. Ничего не бери в рот.

  5. Не пей воду, она не предназначена для питья.

  6. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

  7. Содержи свое рабочее место в чистоте.

  8. Если работаете в парах (подгруппами), то необходимо заранее договориться о последовательности и распределении действий.

  9. Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок.

  10. По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

  11. Приведи в порядок свою одежду.

  12. В случае даже незначительной травмы, ссадины обязательно обратись к учителю.


  • Опыт №1

Кастрлюля из бумаги

Что понадобится?

- чайная свечка

- 2 спичечных коробка

- липкая лента

Что нужно делать?

Выдвини коробки со спичками из крышек, высыпи спички из одного коробка и оклей его по углам липкой лентой. Поставь крышки от обоих коробков боком так, чтобы сверху на них держался оклеенный коробок. Налей в него воды и поставь на крышки. Зажги чайную свечку и задвинь под коробок. А можешь закрепить над свечкой на какой-нибудь поставке бумажный стаканчик.

Что произойдет?

Коробок не вспыхнет, хоть и сделан из бумаги, только чуть закоптится от свечки. Через несколько минут по воде пойдут пузырьки, окунув палец, ты почувствуешь, что вода нагрелась. Настоящая кастрюля!

Почему так получилось?

Вода в жидком состоянии нагревается не более чем до 1000С. Бумага же загорается при 2000С. И пока вода в кастрюльке не выкипит, бумага не вспыхнет.

Точка воспламенения

У каждого горючего материала своя температура возгарания – так назывемая точка воспламенения. В таблице справа приведены температуры возгарания различных материалов. Если существует несколько сортов одного материала, например бумаги, в таблице указан температурный интервал.

Где это встречается?

В электро- и теплостанции: воду в радиаторах нужно постоянно охлаждать. Остывает она в огромных башнях, до 300 м в высоту и ширину. В башнях охлаждаемую воду разбрызгивают, часть при этом испаряется: над трубами видны клубы пара. Капельки воды охлаждаются, а воздух нагревается более чем на 100С. И мотор, и электростанция работают тем лучше, чем больше разница температур внутри и снаружи. Вот почему используется топливо с высокой температурой воспламенения и охлаждающие радиаторы.

  • Опыт №2

Плавает ли канцелярская скрепка?

Что понадобится?

- канцелярская скрепка

- стакан

- пинцет

- вода

- моющее срдество

Что нужно делать?

Налей воды в стакан и поставь его перед собой. Возьми скрепку пинцетом и осторожно положи на поверхность воды. Перед этим немного потереть скрепку пальцами, чтобы она покрылась жиром, - теперь уж она точно поплывет.

Что произойдет?

Хотя скрепка сделана из металла, она удержится на поверхности воды. Если посмотришь на стакан поближе, а лучше ерез лупу, увидешь, что поверхность воды немного прогнулась по тяжестью скрепки, как натянутая кожа. Капни в воду немного моющего средства – скрепка немедленно утонет.

Почему так получилось?

У воды действительно есть «кожа». Она образуется при контакте воды с другими веществами. особенно прочная пленка возникает при контакте с воздухом. Мейльчайшие частички воды – молекулы – притягиваются друг к другу. Это называется когезией. В толще воды каждую молекулу тянет во все стороны, но на поверхности все иначе. Тут молекулу тянет только вниз, но не вверх, поэтому на поверхности образуется тончайшая, но прочная пленка, способная удерживать легкие предметы. Явление называется поверхностным натяжением. Вес канцелярской скрепки распределяется по довольно большой поверхности, поэтому она способна удержаться на плаву. А вот то же количество металла в форме шарика немедленно утонет.

Мыло разрушает пленку на поверхности воды, вода теряет способность удерживать предметы. Вот почему скрепка утонула в мыльной воде.

Где это встречается?

Листья и кусочки коры деревьев, волосы или бумага тоже держатся на плаву благодаря поверхностному натяжению. Возможно, ты видел на водоемах проворную водомерку. Эти насекомые такие легкие, что могут бугать по воде. Лапки водомерки раставлены широко в стороны, кроме того, ее вес распределяется по довольно большой поверхности, поэтому вода прогибается совсем чуть-чуть. Своей способностью держаться на воде насекомые обязаны также водоотталкивающему серебристому волосяному покрову, который они часто чистят и смазывают жиром. А вот по мыльной воде водомерка передвигаться не сможет ведь мыло разрушает пленку на поверхности воды.

  • Опыт №3

Носить воду в решетке

Что понадобится?

- маленькое кухонное сито

- растительное масло

- вода

- моющее средство

Что нужно делать?

Аккуратно налей с вито немного растительного масла и размажь пальцем по сетке, чтобы масло попало во все ячейке. Чем мельче ячейки, тем удачнее пройдет эксперимент. Подставь смазанное сито под кран и потихоньку налей немного холодной воды.

Что произойдет?

Сито держит воду. Если лить аккуратно, маленькое сито можно наполнить почти до краев, и вода не выльется. Но стоит капнуть в сито чуть-чуть моющего средства, маслянная пленка растворится, и вода вытечет.

Почему так получилось?

Растительное масло образует в сите пленку, перекрывая отверстия благодаря поверхностному натяжению. В воде масло не растворяется, наоборот, отталкивает ее. Вот почему вода держится в сите, как в чашке, не касаясь при этом самого сита. Этот фокус позволяет и вправду носить воды решетом. А вот горячая вода или мыло разрушат маслянную пленку. Сито вновь начнет пропускать воду, и она вытечет.

Где это встречается?

Мы натираем кремом ботинки, чтобы они не промокали. Жирный обувной крем закупоривает поры на коже ботинок, образуя плотный водонепронецаемый защитный слой. Автомобили иногда натирают воском – твердым жиром. На кузове образуется водоотталкивающий слой, по которому стекают капли дождя. Кожа человека тоже покрыта водоотталкивающей жировой пленкой. Но когда мы моемся кожа быстро размокает, ведь мыло разрушает слой жира, и незащищенная кожа начинает впитывать воду. Водоплавающие птицы, например утки, смазывают перья жиром, чтобы они стали водонепроницаемыми. Иначе перья намокнут и танут такими тяжелыми, что потянут птицу ко дну. Только баклан не смазывет оперение жиром, так ему удобнее нырять за рыбой. Но после ныряния баклану приходится сушиться, расправив крылья.

  • Опыт №4

Вода вверх тормашками

Что понадобится?

- стакан

- вода

- лист бумаги, картона или жесткой пленки, например обложка скоросшивателя

Что нужно делать?

Наполни стакан водой до краев. Что будет, если перевернуть его вверх дном? Конечно, вода выльется. Так что пока не переворачивай стакан, а накрой его листом бумаги или картона, а лучше всего – куском жесткой пленки, чтобы отверствие стакана было полностью закрыто, а внутри не осталось воздуха. Лучше всего, свернув бумагу или пленку в рулончик, раскатать его вдоль края стакана. Придерживая крышку, переверни стакан вверх дном. Теперь можешь отпустить крышку – но на всякий случай держи стакан над тазом.

Что произойдет?

Ничего! Вода останется в стакане, будто невидимая рука поддерживает крышку снизу. Но будь осторожен: картон и бумага размокают и теряют жесткость. Рано или поздно отвалятся, и вода выплеснется. А вот с пленкой ничего не случится: она воду не впитает. Можешь держать стакан вверх дном сколько угодно – ни капли не прольется.

Почему так получилось?

Крышку у дна перевернутого стакан действительно удерживает невидимая сила: атмосферное давление. Тольщина атмосферы достигает 10 000 км, воздух давит на поверхность Земли с огромной силой, его вес сопоставим с массой водяного столба высотой 10 м. Именно давление воздуха удерживает воду в стакане. А крышка нужна, чтобы давление равномерно распределялось по поверхности. Чисто теоретически атмосферное давление способно удержать воду в стакане высотой до 10 м. Но это утверждение справедливо лишь на высоте «нормального нуля» - на уровне моря. Для эксперимента в горах придется взять стакан поменьше, ведь давление воздуха на высоте ниже, чем в низовьях.

Где это встречается? Выпить что-нибудь через соломинку длиннее 10 м из стакана, стоящего где-то далеко внизу, не удастся даже человеку могучими легкими. Вода поднимается вверх по трубке не выше, чем на 10 м, затем давление воды превысит атмосферное. Отто фон Герике изобрел вакуумную откачку. Наглядно это демонстрирует сооружение в музее Магдебурга. В резервуар с водой опущена стеклянная трубка. Сверху установлен мощный насос. Он откачивает воздух из трубки, снижая давление внутри.наружное давление воздуха заталкивает воду в трубку. Уровень воды поднимается примерно до 10 м, в зависимости от погоды.
















КГУ «Школа-лицей №5»










Декада факультативных занятий и кружков


Внеклассное мероприятие:

«Занимательные опыты с водой»






Класс: 6 «А»

Кружковое занятие: «В мире точных наук»

Учитель: Н.С. Алимбекова






















2018-2019 учебный год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательные опыты с водой

Автор: Алимбекова Назира Саятовна

Дата: 26.02.2019

Номер свидетельства: 501487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Занимательные опыты. "
    ["seo_title"] => string(21) "zanimatiel-nyie-opyty"
    ["file_id"] => string(6) "187572"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426528279"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Занимательные опыты по химии "
    ["seo_title"] => string(31) "zanimatiel-nyie-opyty-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "126778"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415210802"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Занимательные опыты по химии. Изменение окраски раствора. Симпатические чернила"
    ["seo_title"] => string(80) "zanimatiel_nyie_opyty_po_khimii_izmienieniie_okraski_rastvora_simpatichieskiie_c"
    ["file_id"] => string(6) "416668"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495110607"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебница - Вода". "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-nod-po-ekspierimientirovaniiu-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-volshiebnitsa-voda"
    ["file_id"] => string(6) "215559"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432727740"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Инновационная разработка на тему:"Занимательные опыты с водой для дошкольников""
    ["seo_title"] => string(79) "innovatsionnaia_razrabotka_na_temu_zanimatelnye_opyty_s_vodoi_dlia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "485101"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542005402"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства