Просмотр содержимого документа
«ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА «ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛОКОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
«ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ»
БУДЬКО Г.В.,
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
2016 г.
Цели и задачи:
Воспитать устойчивый интерес к предмету физики, положительное отношение к знаниям.
Формирование умений и навыков, носящих общеинтеллектуальный характер.
Развитие у школьников творческого мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, два тетрадных листа, две ручки, три стакана с водой, пол-листа печатной бумаги.
План проведения:
Приветствие.
Конкурсы:
Разминка «Назовите…»
«Кто лучше знает учёных-физиков»
«Как объяснить явление?»
«Отгадай загадки»
« Поэтический»
Занимательные опыты
Подведение итогов
ПРИВЕТСТВИЕ
Команды выбирают капитанов, придумывают название.
КОНКУРСЫ
Разминка «Назовите…»
1-й команде:
Специальный сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре (термос)
Отношение напряжения к силе тока (сопротивление)
Единица измерения напряжения (вольт)
Способ включения амперметра в цепь (последовательное соединение)
Количество электричества, содержащееся в данном теле (заряд)
0,001 А (миллиампер)
2-й команде:
Единица количества электричества (кулон)
Аппарат для разговора по проводам при помощи электрической энергии (телефон)
Отношение работы тока на данном участке к электрическому заряду, прошедшему по этому участку (напряжение)
Способ включения вольтметра в цепь (параллельное соединение)
Единица измерения силы тока (ампер)
1000 В (киловольт)
Кто лучше знает учёных-физиков?
Среди представленных портретов назвать тех учёных, о которых зачитывается информация.
1-й команде:
1. (1775—1836) —французский физик и математик. Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Амперу принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток».
(№2, Ампер Андре Мари)
2. (1787—1854) — немецкий физик. Он открыл теоретически и
подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой
тока в цепи, напряжением и сопротивлением.
(№4, Ом Георг)
2-й команде:
1. (1745—1827) —итальянский физик, один из
основателей учения об электрическом токе, создал первый
гальванический элемент.
(№3, Вольта Алессандро)
2.(1763—1806)— французский физик, военный инженер.
Изобрел прибор для установления основных законов электрического и магнитного взаимодействий. Изучал различные виды трения и сформулировал законы трения, скольжения и качения.
(№1, Кулон Шарль Огюстен)
3. Как объяснить явление?
1-й команде:
На вопрос: «Какой длины Октябрьская железная дорога?» — кто-то ответил:
— Шестьсот сорок километров в среднем; летом метров на триста длиннее, чем зимой.
Является ли правомерным такой ответ?
ОТВЕТ. Неожиданный ответ этот не так нелеп, как может показаться. Если длиной железной дороги называть длину сплошного рельсового пути, то он и в самом деле должен быть летом длиннее, чем зимой. Не забудем, что от нагревания рельсы удлиняются — на каждый градус Цельсия более чем на одну 100 000-ю своей длины. В знойные летние дни температура рельса может доходить до 30—40° и выше; иногда рельс нагревается солнцем так сильно, что обжигает руку. В зимние морозы рельсы охлаждаются до —25° и ниже. Если остановиться на разнице в 55° между летней и зимней температурой, то, умножив общую длину пути 640 км на 0,00001 и на 55, получим около '/з км! Выходит, что и в самом деле рельсовый путь между Москвой и Петербургом летом на треть километра, т.е. примерно метров на триста, длиннее, нежели зимой.
Изменяется здесь, конечно, не длина дороги, а только сумма длин всех рельсов. Это не одно и то же, потому что рельсы железнодорожного пути не примыкают друг к другу вплотную.
Общее удлинение в летние знойные дни достигает 300 м по сравнению с величиной ее в сильный мороз. Итак, железная часть Октябрьской дороги действительно летом на 300 м длиннее, нежели зимой.
2-й команде:
На линии Петербург — Москва каждую зиму пропадает совершенно бесследно несколько сотен метров дорогой телефонной и телеграфной проволоки, и никто этим не обеспокоен, хотя виновник исчезновения хорошо известен. Знаете ли вы его?
ОТВЕТ. Конечно, и вы знаете его: похититель этот — мороз. То, что мы говорили о рельсах, вполне применимо и к проводам, с той лишь разницей, что медная телефонная проволока удлиняется от теплоты в 1,5 раза больше, чем сталь. Но здесь уже нет никаких пустых промежутков, и потому мы без всяких оговорок можем утверждать, что телефонная линия Петербург— Москва зимой метров на 500 короче, нежели летом. Мороз безнаказанно каждую зиму похищает чуть не полкилометра проволоки, не внося, впрочем, никакого расстройства в работу телефона или телеграфа и аккуратно возвращая похищенное при наступлении теплого времени.
Но, когда такое сжатие от холода происходит не с проводами, а с мостами, последствия бывают подчас весьма ощутимы. Вот что сообщали в декабре 1927 г. газеты о подобном случае:
«Необычайные для Франции морозы, стоящие в течение нескольких дней, послужили причиной серьезного повреждения моста через Сену, в самом центре Парижа. Железный остов моста от мороза сжался, отчего вздулись и затем рассыпались кубики на покрывающей его мостовой. Проезд по мосту временно закрыт».
4. «Отгадай загадки»
1-й команде:
По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт? (волна)
Виден край, а не дойдёшь. Что это? (горизонт)
Крякнул гусь на всю Русь (гром)
Чудо – птица –
Алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (ракета)
5 Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились (весы)
2-й команде:
Что идёт, не двигаясь с места? (время)
В круглом домике, в окошке ходят сёстры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая (часы)
Языка нет, а правду скажет? (зеркало)
4. Сначала - блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск (молния, гром, дождь)
5 Тянусь я тонким столбиком
По трубке из стекла.
Сжимаюсь я от холода,
Расту я от тепла (ртуть/ спирт)
«Поэтический»
Сочинить стихотворение с физическим содержанием, используя слова:
ТОК,
КУЛОН,
ЭЛЕКТРОН,
НАПРЯЖЕНИЕ,
ВОЛЬТ, АМПЕР.
Занимательные опыты
Опыт с поварёшкой
Нож может быть и наверху
Воробей на ветке
Вверх по скату
Опыт с монетой
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Жюри подводит итоги и называет команду-победителя.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Л. Гальперштейн «Забавная физика», Москва, 2000 г.
Я.И.Перельман «Занимательная физика», Москва, 2002 г.