Щербина Л.Н, учитель математики.
Обучение – это не только работа в классе и выполнение домашних работ. Обучение может быть очень интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий.
Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решения комплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки:
- реализация на практике основных принципов личностно- ориентированного обучения;
- создание условий, способствующих проявлении знаний и умений, в нестандартных игровых ситуациях.
Способствовать проявлению индивидуальных способностей обучающихся и активизации их познавательной активности в области математики и физики.
1. Обучающая (дидактическая): в увлекательной игровой форме углубить знания по математике и физике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
2. Развивающая: развить интуицию, эрудицию, расширить кругозор обучающихся, интерес к математике и физике.
3. Воспитательная: воспитывать культуру общения, культуру математического и физического мышления.
Мультимедийный экран, шаблон цифры "7", физический прибор (для клятвы), протоколы для жюри, мяч, яблоко, часы, микрокалькулятор.
На сцену выходят 2 ведущих.
1 ведущий | Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь! Это встреча двух наук… Приглашает вас сегодня в круг Физика и математика! |
2 ведущий | Физика- это наука! Но вижу в глазах у детей только муку. Формулы скачут, мелькают подряд, Ох, как им трудно их выстроить в ряд! |
1 ведущий | Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. |
2 ведущий | Сегодня в нашем КВНе…. |
1 ведущий | Где, где? |
2 ведущий | На физики- математическом КВНе. |
1 ведущий | КВН… К- куда, В- ведут, Н – ноги. |
2 ведущий | Да нет КВН- это…. |
1 ведущий | К – когда, В – все, Н – надоело. Поэтому настало время отдохнуть. |
2 ведущий | Добрый вечер, дорогие друзья! Наша сегодняшняя конкурсная программа называется "Цифра семь известна всем"! |
1 ведущий | Цифра семь известна всем, Что сказать о цифре семь! |
2 ведущий | В деревушке семь избушек, Семь крылечек, семь старушек, Семь щенков, семь дымков, Семь драчливых петухов. На семи плетнях сидят, Друг на друга не глядят. Распустили семь хвостов, Каждый хвост семи цветов |
1 ведущий | В тесном небе звездной ночью Сын нашел семь ярких точек. Семь горящих глаз нашел, Называется ковшом. И Медведицей зовут… |
2 ведущий | Вот семерка- кочерга У нее одна нога. (показывает на цифру семь) |
1 ведущий | И сегодня смех и юмор Вам подарит всем она. |
2 ведущий | На нашем вечере встречаются лучшие семерки 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов. |
Команды приглашаются на сцену. |
1 ведущий | А я хочу представить вам "Совет мудрейших": (идет представление жюри) |
2 ведущий | Жюри должно быть справедливым, Очки не зря должно давать. И будет тот в бою счастливым, Кто может честно побеждать. |
1 ведущий | Попрошу членов жюри, положа руку на физический прибор, произнести слова клятвы. Клянетесь ли вы, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых для физиков – физический прибор, судить соревнование по совести? (Жюри отвечает) |
2 ведущий | Клянетесь ли вы, что ваше решение будет также неоспоримо, как неоспоримы законы Ньютона, как верна теорема Пифагора? (Жюри отвечает) |
1 ведущий | В небе радуга-дуга замыкает берега. Расцветает все ясней, чудо- краски светят в ней. Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать, Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь? (Обучающиеся отвечают) |
2 ведущий | Правильно семь и сегодня вас, уважаемые команды, ожидают семь конкурсов по цветам радуги. |
1 ведущий | Итак, внимание! Я объявляю первый конкур- красный. А назвали мы его "Знакомство" Команды представляют себя. Название команды должно быть связано с цифрой 7. Жюри оценивает оригинальность названия и внешний облик команды. |
Идет представление команд |
2 ведущий | Оранжевый конкурс – Блиц |
1 ведущий | Командам предлагаются вопросы. Ответы должны быть написаны на листках бумаги. На счет 7 все команды одновременно показывают свой ответ. |
2 ведущий | За каждый правильный ответ "Совет мудрейших" присуждает команде по одной семерке. |
Командам предлагается ответить на 7 вопросов: Единица измерения времени, равная семи дням? (Ответ: неделя) Какая планета в Солнечной системе седьмая по счету? (Ответ: Уран) Ансамбль из семи инструментов? (Ответ: септет) Какой праздник отмечается 7 января? (Ответ: рождество) Автор сказки "Цветик- семицветик"? (Ответ: В. Катаев) На какое число нужно разделить число 7,чтобы получить 14? (Ответ: на ½) Как человеку не спать 7 дней? (Ответ: спать по ночам) |
1 ведущий | Объявляется желтый конкурс – "Артистический" |
2 ведущий | Команды получают карточки с ситуациями. Задание: с помощью мимики, жестов изобразить предлагаемую ситуацию. Условие: - участие принимают все члены команды. - очко присуждается той команде, чью ситуацию отгадали зрители или участники других команд. |
Командам предлагается обыграть две ситуации: одна по математике, другая по физике. Примерные ситуации: -по физике 1. Все тела состоят из молекул. 2. Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость. 3. В жидкости на тело действует выталкивающая сила. 4. Явление инерции. - по математике 1. точка 2. квадрат 3. цилиндр 4. угол |
1 ведущий | Пока команды готовятся, проведем конкурс болельщиков |
2 ведущий | Болельщикам предлагается назвать фамилии ученых (математиков и физиков) начинающиеся на букву в алфавитном порядке |
А – Ампер, Б-Бор, В – Вольт, Г – Герц, Д – Джоуль, Е – Евклид, Ж- Жуковский, И- Иоффе, К – Кулон, Л-Лобачевский, М- Менделеев, Н – Ньютон, О – Ом, П – Пифагор, Р – Резерфорд, С – Столетов, Т – Томсон, У – Уатт, Ф – Фарадей, Х – Халбан, Ц – Циолковский, Ч – Чедвик, Ш – Штерн, Э- Эйнштейн, Ю – Юнг, Я - Яблочков |
1 ведущий | Зеленый конкурс – "Арифметическое ассорти!" |
2 ведущий | Команды получают карточку с заданием. Между некоторыми цифрами необходимо расставить математические знаки и скобки, чтобы получились верные равенства |
1 ведущий | А чтобы болельщики не скучали, мы предлагаем, вам присоединится, и обсудить решение |
Командам выдаются карточки. А зрителям примеры выводятся на экран. Задания для четвертого конкурса: примеры | ответ | 7777777 = 6 7777777 = 7 7777777 = 8 7777777 = 10 7777777 = 49 7777777 = 107 7777777 = 140 | (7+7+7+7+7+7) / 7 = 6 (7*7-7*7+7*7) / 7 = 7 777 /7 77 + 7 = 8 7 / 7 + 7 / 7 + 7 / 7 + 7 = 10 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49 (777 – 77) / 7 + 7 = 107 ((7 + 7) / 7 + 7)* 7 + 77 = 140 | |
2 ведущий | Пока "Совет мудрейших" поводит итоги. Предлагаем командам отдохнуть. |
1 ведущий | А мы проводим конкурс для болельщиков "Загадки с подвохом на логику" |
Примерные загадки: 1. Без чего ничего никогда не бывает? (ответ: без названия) 2. Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6? (Ответ: запятую) 3. Завязать можно, а развязать нельзя. (Ответ: разговор) 4. Они бывают металлические и жидкие. О чем речь? (Ответ: гвозди) 5. Река, которая "помещается" во рту? (ответ: Десна) 6. На столе лежит 100 листов бумаги. За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов. Сколько секунд понадобиться, чтобы посчитать 80 листов? (ответ: 20) 7. Чем кнопки на телефоне отличаются от кнопок на калькуляторе? (ответ: расположением сверху вниз и снизу вверх) 8. Сырым не едят, варенным выбрасывают. Что это? (Ответ: лавровый лист) 9. Какие две ноты обозначают съедобный продукт? (Ответ: фасоль) 10. Марина мечтала о шоколадке, но ей на покупку не хватало 10 рублей. Вася тоже мечтал о шоколадке, но ему не хватало 1 рубля. Дети решили купить хотя бы одну шоколадку на двоих, но им все равно не хватило 1 рубля. Какова стоимость шоколадки? (Ответ: 10 рублей, у Марины не было денег) 11. Что разбивается, но никогда не падает? Что падает, но никогда не разбивается? (Ответ: сердце и давление) 12. Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Ответ: Полиция пожары не тушит, пожары тушат пожарные) 13. По какому пути еще никто никогда не ходил и не ездил? (Ответ: по Млечному пути) 14. Сколько лет в году? (Ответ: один) 15. Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку? (Ответ: дорожной) 16. В каком слове "нет" употребляется 100 раз? (Ответ: стонет) |
2 ведущий | Слово "Совету мудрейших" |
1 ведущий | Голубой конкурс "Ты- мне, я – тебе" |
2 ведущий | Перед вами два поля: зеленое и желтое Зеленое- вопросы по физике Желтое – вопросы по математике |
1 ведущий | Кроме этого поля разделены на четыре части и каждая часть имеет свой номер. |
2 ведущий | Команде, которая будет начинать игру предлагается выбрать: 1.поле (т.е область предмета) 2. номер вопроса 3. команду, которой адресуется вопрос |
1 ведущий | Если команда отвечает правильно, ей присуждается 7 баллов |
2 ведущий | Если нет, то право первого ответа принадлежит команде, задававшей вопрос. |
Примерные вопросы: -по физике: 1. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки привязанной к ее хвосту? (ответ: сверхзвуковая скорость или стоять на месте) 2. Можно ли в темноте определить муха или шмель залетели в комнату? (Ответ: Можно, по высоте звука, издаваемого крыльями насекомого) 3. Мы с папой ездили на легковой машине за город. И представляете, когда мы двигались по шоссе, к нам, на крышу автомобиля села ворона. При каком условии это возможно? (Ответ: если скорость птицы равна скорости автомобиля; если птица летела за автомобилем) 4. На столе стоят 2 стакана на расстоянии 20 см друг от друга. Задание: как положить лист бумаги А 4 на эти стаканы и сверху на него поставить третий стакан между двумя, так, чтобы лист не прогнулся до стола? (Ответ: лист сложить гармошкой) - по математике: 1. Спасаясь от таксы Дуськи, 40 бабушек забрались на ветвистое дерево. У дерево 189 веток, на каждой ветке сидит по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (Ответ: 4) 2. 40 бабушек ехали в одном лифте и застряли между этажами. Половина бабушек стала молча готовиться к худшему. 18 бабушек из другой половины спокойно стояли и надеялись на скорое спасение. Остальные бабушки оказались нервными, начали нажимать на все кнопки подряд и кричать "Помогите!". Сколько нервных бабушек застряло между этажами? (Ответ: 2) 3. 40 бабушек вошли в автобус. ¾ всех бабушек купили билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле проездной был только у 7 бабушек. Сколько бабушек проехали "зайцами"? (Ответ: 3) 4. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (Ответ: 5) |
1 ведущий | Настало время синего конкурса. А называется он "Музыкальный" |
2 ведущий | Командам было заранее дано задание, подобрать песни, в которых есть описание физического явления, прибора, единицы измерения или величины, а также песни в которых упоминаются математические действия или числа. |
Команды по очереди поют куплет из песни и называют причину выбора песни |
1 ведущий | Ну вот мы и подошли к последнему фиолетовому конкурсу "Черный ящик" |
2 ведущий | Командам поочередно предоставляется возможность угадать, что находится в "Черном ящике". В помощь вам будут наши подсказки. |
1 ведущий | Если команда не угадывает, право ответа переходит к команде, которая первая подняла руку. |
2 ведущий | Итак, мы начинаем… |
Командам предлагается угадать следующие предметы: С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и закон сохранения механической энергии. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений. С ним дружат некоторые спортсмены. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема. В "черном ящике" – физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело? Подсказка: по нему всегда плачет Таня (Ответ: мяч) Данный предмет имеет круглую форму, бывает разных сортов. Явился причиной открытия одного из законов физики. Подсказка: падение этого предмета явилось причиной открытия закона всемирного тяготения (Ответ: яблоко) История изобретения этого предмета насчитывает более двух тысяч лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. Древнее название этого предмета – клепсидры. Эта вещь на протяжении веков совершенствовалась, менялась, уменьшалась в размерах. Название этой вещи не употребляется в единственном числе Подсказка: к этой вещи относятся эпитеты- солнечные, водяные, песочные, механические, электронные. (Ответ: часы) Этот предмет – незаменимый помощник, но если знаешь как им пользоваться. В основном используются маленькие по размерам модели с небольшим числом стандартных функций. Подсказка: но бывают более функциональные модели, или его встраивают в другие предметы, например, в часы, органайзер, мобильный телефон. (Ответ: микрокалькулятор) |
1 ведущий | Конкурсы закончились и "Совет мудрейших" подводит итоги. |
2 ведущий | Ну, а пока идет подсчет баллов, ВНИМАНИЕ! Только у нас и только сегодня…. |
1 ведущий | Не слыханный аттракцион!!! |
2 ведущий | Путешествие вокруг света под водой!!! |
1 ведущий | За 4-5 секунд вокруг света, Прямым сообщением без билета, Всем доступно, всем бесплатно Веселое путешествие туда и обратно, |
2 ведущий | Любители сверхбыстрого движения, Скорей сюда, без промедления! |
На сцену вызывается доброволец. На сцене стоит стол, на столе свеча. Участнику вручают стакан с водой и просят поднять его над головой. Затем берут за руку и проводят вокруг стола со свечей. |
1 ведущий | Надеюсь, вы не будете отрицать, что совершили путешествие вокруг света под водой. У нас без обмана! Как в рекламе! |
2 ведущий | Вот закончилась игра. Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился? |
1 ведущий | Слово для подведения итогов сегодняшнего КВНа предоставляется "Совету мудрейших" |
Объявляются итоги игры, победители награждаются грамотами |
2 ведущий | Школьники всех времен! Дружнее вас нам не сыскать Сегодня вечер завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу приведут! |