Районный конкурс «Учитель - учителю» по теме "Использование межпредметных связей в элективных курсах"
Районный конкурс «Учитель - учителю» по теме "Использование межпредметных связей в элективных курсах"
Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. В связи с повышением уровня требований к выпускнику, с новыми требованиями к поступлению в ВУЗы, встал вопрос о более глубоком изучении физики. По рейтингу выбираемых экзаменов физика стоит на втором месте, т.к. физика сдаётся во многих ВУЗах, то в связи с социальной потребностью это и стало основной причиной введения элективных курсов в 10-11 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Районный конкурс «Учитель - учителю» по теме "Использование межпредметных связей в элективных курсах" »
Районный конкурс «Учитель - учителю»
Использование межпредметных связей в элективных курсах.
Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.
В связи с повышением уровня требований к выпускнику, с новыми требованиями к поступлению в ВУЗы, встал вопрос о более глубоком изучении физики.
По рейтингу выбираемых экзаменов физика стоит на третьем месте.
В 11 классе в этом учебном году физику сдают 10% учащихся. В 2009 – 2010 уч. году по предварительному опросу физику выбрали 14% учащихся 10 класса.
50% учащихся 10 классе с выбором профессии и соответственно с выбором экзамена для предстоящей итоговой аттестации ещё не определились, но т.к. физика сдаётся во многих ВУЗах, то в связи с социальной потребностью это и стало основной причиной введения элективных курсов в 10-11 классах.
С целью профессионального самоопределения учащимся бал предложен элективный курс «Физика в задачах». Элективный курс «Физика в задачах» общим объёмом 64 часа (1 час в неделю) рассчитан на изучение в течение двух учебных лет.
Цель курса: способствовать самоопределению ученика, выбору дальнейшей профессиональной деятельности, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.
Элективные курсы направлены на решение следующих задач: способствовать интеллектуальному развитию учащихся через повышение их информационной и коммуникационной компетентности, развитию логического мышления через решение задач межпредметного и профильного характера.
Реализация курса осуществляется через:
УМК кабинета, с использованием возможности компьютера в следующих направлениях: применение компьютерных обучающих программ для моделирования физических экспериментов, поиск информации в Интернете, применение компьютеров как средств представления информации;
Апробация и внедрение технологии решения задач.
При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как вводные лекции, семинары, практические занятия по выполнению практических работ и решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к обучению, интереса к предмету;
- Повышение уровня логического мышления;
- Повышение специальных, углубленных знаний по предмету;
- Сформированные навыки решения нестандартных задач.
Достижение результатов обучения отслеживается с помощью промежуточного и итогового контроля с целью выявления умений ученика решать типовые задачи повышенной сложности, эвристические задачи, умений работы с физическим оборудованием и проверки уровня владения теоретическим материалом.
Система оценки достижений учащихся – накопительная. Учащийся, набравший самый высокий балл, удостаивается звания «Лучший на курсе». Работа оценивается в конце I и II полугодия с учётом накопленных баллов.
В результате изучения программы элективного курса учащиеся приобретут знания в области физики не отображённых в базовом курсе физики средней школы, научаться решать нестандартные задачи, приобретут навык решения графических задач, навыки самостоятельной работы, работы со справочной литературой, овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Повышение интереса к предмету, уровня мотивации.
Вашему вниманию представлен фрагмент учебно-тематического плана. План мною был доработан. Включены формы, методы обучения и как средство активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса включила графу МПС.
Для этого я рассмотрела теорию по классификации, видам МПС. Ознакомилась с программами по предметам – математика, химия, биология, география, физкультура, ОБЖ и т.д. При рассмотрении материала я опираюсь на знания учащихся в других дисциплинах. Такие МПС отношу к опорным.
Дата
№ п/п
Кол-во часов
Блок, тема
Метод обучения
Форма обучения
Требования к уровню подготовки
МПС
5
Блок I «Кинематика»
1
1
Вводный инструктаж по охране труда. Вводное занятие
Информационно-развивающий
Лекция
2
1
Уравнение траектории движения тела.
Частично-поисковый
Эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий материальная точка, система отсчета, траектория, тело отсчета, радиус-вектор. Знать/понимать смысл величин координата, путь, перемещение.
История. Отечественная война.Встреча союзных армий на Эльбе.
География Определение географических координат по карте. Первая стыковка космических кораблей «Аполлон» - «Союз».
Литература.
Математика. Система координат. Вектор.
3
1
Равнопеременное движение и его графическое представление
Частично-поисковый
Эвристическая беседа
Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени. Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам
Математика. Линейная функция и её график. График квадратичной функции. Вектор и его модуль. Вычитание векторов. Чтение графиков. Площадь трапеции.
4
1
Вращательное движение твердого тела. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость и угловое ускорение
Частично-поисковый
Эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий: тангенциальное и нормальное ускорение, угловая скорость и угловое ускорение уметь определять их величину и направление
Математика. Окружность и её основные элементы, хорда, касательная. Вычитание векторов. Центральный угол.
5
1
Контрольная работа
Репродуктивный
Индивидуальная работа
Уметь применять полученные знания
Дата
№ п/п
Кол-во часов
Блок, тема
Метод обучения
Форма обучения
Требования к уровню подготовки
МПС
6
Блок II «Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач»
6,7
2
Динамика прямолинейного движения (наклонная плоскость, связанные тела)
Частично-поисковый
Эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий: масса, сила. Знать/понимать смысл законов Ньютона. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Уметь решать задачи с применением законов Ньютона в случае, когда на тело действует несколько сил, направленных под углом друг к другу.
Математика. Элементы тригонометрии. Вектора. Проекции векторов
8
1
Движение в поле силы тяжести
Исследовательская работа
Уметь решать задачи на движение тел, брошенных под углом к горизонту (вертикально, горизонтально, по баллистической траектории). Дальность полёта и высота подъёма. Определять время и угол падения
Физкультура. Движение мяча, ядра легкоатлета по параболе. Дальность, высота полёта.
Математика. Тригонометрические функции.
ОБЖ. Ракетно-артиллерийское вооружение; баллистические характеристики летательных аппаратов
9
1
Движение планет и искусственных спутников
Частично-поисковый
Эвристическая беседа
Знать/понимать смысл понятий всемирное тяготение, сила тяжести; смысл величин постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения, I и II космические скорости.
Астрономия. Законы Кеплера – законы движения небесных тел. Возмущения небесных тел
10
1
Контрольная работа
Репродуктивный
Индивидуальная работа
Уметь применять полученные знания
Фрагмент урока физики по теме "Баллистическое движение"
Значимость темы:
познавательная (история баллистики, моделирование физического процесса, связь физики с математикой, физкультурой и др.),
практическая (расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту),
воспитательная: восприятие фотографий знаменитых фонтанов Москвы и Петродворца, Бородинской панорамы, Сталинградской битвы.
Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях (А и В) в ходе группой работы.
Тема математизирована, поэтому следует повторить необходимые сведения из курса математики, а также осуществить межпредметные связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор).
Цели урока:.
Образовательные – сформировать понятие баллистики, баллистического движения, исследовать параметры такого движения, определить границы применимости теории.
Развивающие – развивать мыслительные навыки (анализ, синтез, логику, причинно-следственные связи, умение делать выводы), способствовать развитию коммуникативных навыков (работа в группе, паре, развитие речи), организационных навыков (работа по инструкции, самооценка); продолжение работы по овладению методами научного исследования.
Воспитательные: способствовать воспитанию ответственности, активности, любознательности, умения вести диалог, самостоятельности, трудолюбия, патриотизма и национальной гордости, бережного отношения к своему здоровью через реализацию здоровье сберегающих технологий).
Требования к усвоению содержания учебного материала.
1 уровень усвоения.
Учащиеся должны знать:
определение баллистического движения,
модель этого движения и границы ее применимости,
качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,
факты баллистическая кривая (в отсутствие сопротивления воздуха) – парабола, вертикальная компонента скорости в верхней точке траектории равна нулю;
уметь:
приводить примеры баллистического движения,
использовать границы применимости модели этого движения;
иметь представление:
о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;
об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).
К вышеперечисленному для 1 уровня следует добавить:
знание:
закона баллистического движения в координатной форме.
2 уровень усвоения.
уравнения траектории тела,
формул для расчета основных параметров этого движения,
формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;
умение:
решать задачи с использованием названных законов и формул.
Методы развития положительной мотивации учения.
К изучению данной темы учащихся могут побудить:
интерес к примерам баллистического движения,
задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;
желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.
Действия учащихся и методы обучения.
На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала, приводят примеры, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);
проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);
отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);
4. Включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);
Каковы будут гипотезы исследования?
Учащиеся выдвигают гипотезы исследования:
Дальность и высота полета тела при баллистическом движении зависит:
от скорости бросания;
от того, под каким углом к горизонту брошено тело;
от сопротивления среды.
Учитель: Для проверки гипотез проведем ряд компьютерных экспериментов . Смоделировать баллистическое движение тела нам поможет компьютерная программа “Физика. 7–11-е классы. Практикум.” лаборатория № 1.9. “Полет снаряда”.
Учащиеся совместно с учителем разрабатывают план исследования:
1) Установить зависимость дальности полета и максимальной высоты подъема от начальной скорости движения.
Измерим дальность и высоту полета, изменяя скорость бросания при постоянном значении угла бросания. Результаты занесем в таблицу. Проводим исследования движения тела без учета сил сопротивления движению.
2) Выявить зависимость максимальной высоты подъема и дальности полета от угла под которым тело брошено к горизонту.
Измерим дальность и высоту полета, изменяя угол бросания при постоянном значении скорости бросания. Результаты занесем в таблицу.
Учащиеся проводят лабораторный эксперимент. Все индивидуально выполняют опыты в компьютерном варианте.
выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).
Физминутка
Выполнение специальных упражнений при работе с компьютером:
1. “Разговор с ладонью”: сидя, отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были напрвлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке. Оставаться в этом положении в течении 10 секунд.
2. “Глядя в небо”: стоя, руки лежат на бедрах, медленно отклониться назад, глядя в небо. Вернуться в исходное положение.
3. “Египтянин”: сидя, взгляд направлен строго прямо. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеи назад. Оставаться в течение 5 секунд.
4. “Упражнение для глаз”: закрыв глаза, глядя сквозь веки на лампу, поворачивать глаза вправо-влево, делая круговые движения. Крепко сжать веки на несколько секунд после окончания упражнения.
Анализ результатов. Решение задач.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
а) основное: § 18. б) подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение, фотографии, иллюстрирующие баллистическое движение. (В комедии Грибоедова “Горе от ума” есть слова “Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам”.
Есть такое выражение “Не подпускать на пушечный выстрел” на какое это расстояние, мы сейчас и выясним.
Предположим, что выстрел сделан под углом 30°, а масса снаряда 20 кг. Верхняя точка траектории полета находится на высоте 3125 м (сопротивление воздуха не учитывать).)
Таким образом, использование МПС в преподавании элективных курсов позволяет учащимся повысить интерес к предмету, приобрести знания в области физики не отображённых в базовом курсе физики средней школы, повысить уровень логического мышления, познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.