kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Районный конкурс «Учитель - учителю» по теме "Использование межпредметных связей в элективных курсах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. В связи с повышением уровня требований к выпускнику, с новыми требованиями к поступлению в ВУЗы, встал вопрос о более глубоком изучении физики. По рейтингу выбираемых экзаменов физика стоит на втором месте,  т.к. физика сдаётся во многих ВУЗах, то в связи с социальной потребностью это и стало основной причиной введения элективных курсов в 10-11 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Районный конкурс «Учитель - учителю» по теме "Использование межпредметных связей в элективных курсах" »

Районный конкурс «Учитель - учителю»

Использование межпредметных связей в элективных курсах.


Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.


В связи с повышением уровня требований к выпускнику, с новыми требованиями к поступлению в ВУЗы, встал вопрос о более глубоком изучении физики.

По рейтингу выбираемых экзаменов физика стоит на третьем месте.

В 11 классе в этом учебном году физику сдают 10% учащихся. В 2009 – 2010 уч. году по предварительному опросу физику выбрали 14% учащихся 10 класса.

50% учащихся 10 классе с выбором профессии и соответственно с выбором экзамена для предстоящей итоговой аттестации ещё не определились, но т.к. физика сдаётся во многих ВУЗах, то в связи с социальной потребностью это и стало основной причиной введения элективных курсов в 10-11 классах.

С целью профессионального самоопределения учащимся бал предложен элективный курс «Физика в задачах». Элективный курс «Физика в задачах» общим объёмом 64 часа (1 час в неделю) рассчитан на изучение в течение двух учебных лет.


Цель курса: способствовать самоопределению ученика, выбору дальнейшей профессиональной деятельности, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.


Элективные курсы направлены на решение следующих задач: способствовать интеллектуальному развитию учащихся через повышение их информационной и коммуникационной компетентности, развитию логического мышления через решение задач межпредметного и профильного характера.


Реализация курса осуществляется через:

  1. УМК кабинета, с использованием возможности компьютера в следующих направлениях: применение компьютерных обучающих программ для моделирования физических экспериментов, поиск информации в Интернете, применение компьютеров как средств представления информации;

  2. Апробация и внедрение технологии решения задач.


При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как вводные лекции, семинары, практические занятия по выполнению практических работ и решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации.


Ожидаемые результаты:

- Повышение мотивации к обучению, интереса к предмету;

- Повышение уровня логического мышления;

- Повышение специальных, углубленных знаний по предмету;

- Сформированные навыки решения нестандартных задач.


Достижение результатов обучения отслеживается с помощью промежуточного и итогового контроля с целью выявления умений ученика решать типовые задачи повышенной сложности, эвристические задачи, умений работы с физическим оборудованием и проверки уровня владения теоретическим материалом.


Система оценки достижений учащихся – накопительная. Учащийся, набравший самый высокий балл, удостаивается звания «Лучший на курсе». Работа оценивается в конце I и II полугодия с учётом накопленных баллов.


В результате изучения программы элективного курса учащиеся приобретут знания в области физики не отображённых в базовом курсе физики средней школы, научаться решать нестандартные задачи, приобретут навык решения графических задач, навыки самостоятельной работы, работы со справочной литературой, овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Повышение интереса к предмету, уровня мотивации.


Вашему вниманию представлен фрагмент учебно-тематического плана. План мною был доработан. Включены формы, методы обучения и как средство активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса включила графу МПС.

Для этого я рассмотрела теорию по классификации, видам МПС. Ознакомилась с программами по предметам – математика, химия, биология, география, физкультура, ОБЖ и т.д. При рассмотрении материала я опираюсь на знания учащихся в других дисциплинах. Такие МПС отношу к опорным.

Дата

п/п

Кол-во часов

Блок, тема

Метод обучения

Форма обучения

Требования к уровню подготовки

МПС



5

Блок I «Кинематика»






1

1

Вводный инструктаж по охране труда. Вводное занятие

Информационно-развивающий

Лекция




2

1

Уравнение траектории движения тела.

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятий материальная точка, система отсчета, траектория, тело отсчета, радиус-вектор. Знать/понимать смысл величин координата, путь, перемещение.

История. Отечественная война. Встреча союзных армий на Эльбе.

География Определение географических координат по карте. Первая стыковка космических кораблей «Аполлон» - «Союз».

Литература.

Математика. Система координат. Вектор.


3

1

Равнопеременное движение и его графическое представление

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Знать уравнения зависимости скорости и координаты от времени. Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости и координаты от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам

Математика. Линейная функция и её график. График квадратичной функции. Вектор и его модуль. Вычитание векторов. Чтение графиков. Площадь трапеции.


4

1

Вращательное движение твердого тела. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость и угловое ускорение

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятий: тангенциальное и нормальное ускорение, угловая скорость и угловое ускорение уметь определять их величину и направление

Математика. Окружность и её основные элементы, хорда, касательная. Вычитание векторов. Центральный угол.


5

1

Контрольная работа

Репродуктивный

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания




















Дата

п/п

Кол-во часов

Блок, тема

Метод обучения

Форма обучения

Требования к уровню подготовки

МПС



6

Блок II «Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач»






6,7

2

Динамика прямолинейного движения (наклонная плоскость, связанные тела)

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятий: масса, сила. Знать/понимать смысл законов Ньютона. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Уметь решать задачи с применением законов Ньютона в случае, когда на тело действует несколько сил, направленных под углом друг к другу.

Математика. Элементы тригонометрии. Вектора. Проекции векторов


8

1

Движение в поле силы тяжести


Исследовательская работа

Уметь решать задачи на движение тел, брошенных под углом к горизонту (вертикально, горизонтально, по баллистической траектории). Дальность полёта и высота подъёма. Определять время и угол падения

Физкультура. Движение мяча, ядра легкоатлета по параболе. Дальность, высота полёта.

Математика. Тригонометрические функции.

ОБЖ. Ракетно-артиллерийское вооружение; баллистические характеристики летательных аппаратов


9

1

Движение планет и искусственных спутников

Частично-поисковый

Эвристическая беседа

Знать/понимать смысл понятий всемирное тяготение, сила тяжести; смысл величин постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения, I и II космические скорости.

Астрономия. Законы Кеплера – законы движения небесных тел. Возмущения небесных тел


10

1

Контрольная работа

Репродуктивный

Индивидуальная работа

Уметь применять полученные знания




Фрагмент урока физики по теме "Баллистическое движение"
  • Значимость темы:

познавательная (история баллистики, моделирование физического процесса, связь физики с математикой, физкультурой и др.),

практическая (расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту),

воспитательная: восприятие фотографий знаменитых фонтанов Москвы и Петродворца, Бородинской панорамы, Сталинградской битвы.





  • Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях (А и В) в ходе группой работы.

  • Тема математизирована, поэтому следует повторить необходимые сведения из курса математики, а также осуществить межпредметные связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор).

Цели урока:.

  • Образовательные – сформировать понятие баллистики, баллистического движения, исследовать параметры такого движения, определить границы применимости теории.

  • Развивающие – развивать мыслительные навыки (анализ, синтез, логику, причинно-следственные связи, умение делать выводы), способствовать развитию коммуникативных навыков (работа в группе, паре, развитие речи), организационных навыков (работа по инструкции, самооценка); продолжение работы по овладению методами научного исследования.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию ответственности, активности, любознательности, умения вести диалог, самостоятельности, трудолюбия, патриотизма и национальной гордости, бережного отношения к своему здоровью через реализацию здоровье сберегающих технологий).

Требования к усвоению содержания учебного материала.

1 уровень усвоения.

Учащиеся должны
знать:

  • определение баллистического движения,

  • модель этого движения и границы ее применимости,

  • качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,

  • факты баллистическая кривая (в отсутствие сопротивления воздуха) – парабола,
    вертикальная компонента скорости в верхней точке траектории равна нулю;

уметь:

  • приводить примеры баллистического движения,

  • использовать границы применимости модели этого движения;

иметь представление:

  • о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;

  • об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).

К вышеперечисленному для 1 уровня следует добавить:

знание:

  • закона баллистического движения в координатной форме.

2 уровень усвоения.

  • уравнения траектории тела,

  • формул для расчета основных параметров этого движения,

  • формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;

умение:

  • решать задачи с использованием названных законов и формул.

Методы развития положительной мотивации учения.

К изучению данной темы учащихся могут побудить:

  • интерес к примерам баллистического движения,

  • задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.

Действия учащихся и методы обучения.

  1. На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала, приводят примеры, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);

  2. проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);

  3. отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);

4. Включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);

Каковы будут гипотезы исследования?

Учащиеся выдвигают гипотезы исследования:

Дальность и высота полета тела при баллистическом движении зависит:

  • от скорости бросания;

  • от того, под каким углом к горизонту брошено тело;

  • от сопротивления среды.

Учитель: Для проверки гипотез проведем ряд компьютерных экспериментов . Смоделировать баллистическое движение тела нам поможет компьютерная программа “Физика. 7–11-е классы. Практикум.” лаборатория  № 1.9. “Полет снаряда”.

Учащиеся совместно с учителем разрабатывают план исследования:

1) Установить зависимость дальности полета и максимальной высоты подъема от начальной скорости движения.

Измерим дальность и высоту полета, изменяя скорость бросания при постоянном значении угла бросания. Результаты занесем в таблицу. Проводим исследования движения тела без учета сил сопротивления движению.

2) Выявить зависимость максимальной высоты подъема и дальности полета от угла под которым тело брошено к горизонту.

Измерим дальность и высоту полета, изменяя угол бросания при постоянном значении скорости бросания. Результаты занесем в таблицу.

Учащиеся проводят лабораторный эксперимент. Все индивидуально выполняют опыты в компьютерном варианте.

  1. выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).



Физминутка

Выполнение специальных упражнений при работе с компьютером:

1. “Разговор с ладонью”: сидя, отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были напрвлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке. Оставаться в этом положении в течении 10 секунд.

2. “Глядя в небо”: стоя, руки лежат на бедрах, медленно отклониться назад, глядя в небо. Вернуться в исходное положение.

3. “Египтянин”: сидя, взгляд направлен строго прямо. Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеи назад. Оставаться в течение 5 секунд.

4. “Упражнение для глаз”: закрыв глаза, глядя сквозь веки на лампу, поворачивать глаза вправо-влево, делая круговые движения. Крепко сжать веки на несколько секунд после окончания упражнения.



Анализ результатов. Решение задач.

Подведение итогов урока

Домашнее задание.

а) основное: § 18.
б) подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение, фотографии, иллюстрирующие баллистическое движение. (В комедии Грибоедова “Горе от ума” есть слова “Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам”.

Есть такое выражение “Не подпускать на пушечный выстрел” на какое это расстояние, мы сейчас и выясним.

Предположим, что выстрел сделан под углом 30°, а масса снаряда 20 кг. Верхняя точка траектории полета находится на высоте 3125 м (сопротивление воздуха не учитывать).)

Таким образом, использование МПС в преподавании элективных курсов позволяет учащимся повысить интерес к предмету, приобрести знания в области физики не отображённых в базовом курсе физики средней школы, повысить уровень логического мышления, познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Платухина Дарья Николаевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства