kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметные связи при изучении физики на второй ступени ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные связи помогают учителю формировать такие качества знаний учащихся как системность, глубина, осознанность. Развивают творческое мышление, интерес к познанию природы, расширяет кругозор.  Опираясь на связи с другими предметами, реализуется комплексный подход к воспитанию. С помощью межпредметных связей  учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования предметниками естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи при изучении физики на второй ступени ООО»

Безукладникова Т.А.,

МБОУ «Ильинская СОШ № 1»

Межпредметные связи при изучении физики на

второй ступени ООО

Физика – удивительная наука. Какой бы не взяли предмет, она несомненно связана с каждым из них. Знание её законов расширяет и углубляет знания по математике, химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам. Поэтому, изучая физику учителю необходимо учитывать ранее изученный программный материал других предметов. Межпредметные связи помогают учителю формировать такие качества знаний учащихся как системность, глубина, осознанность. Развивают творческое мышление, интерес к познанию природы, расширяет кругозор. Опираясь на связи с другими предметами, реализуется комплексный подход к воспитанию. С помощью межпредметных связей учитель физики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования предметниками естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов. [2]

Физику принято относить к точным наукам. И считается, что если прозвенел звонок на урок, то все постороннее - литература, искусство, поэзия - должно уступить место точному эксперименту и строгому доказательству. Очень часто физиков сравнивают с лириками. Это действительно так. Литература и физика очень связаны друг с другом. Они отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика - в понятиях, законах, теориях, литература в образах, что зачастую гораздо ближе и понятнее ученикам. Так, изучая третий закон Ньютона, обсуждаем отрывок из книги о бароне Мюнхаузене, о том, как он сам себя тащил из болота, после чего перед учащимися возникает проблемный вопрос: возможно ли такое?

При изучении темы «Тепловые явления» обсуждаем четверостишие из произведения А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»:

На месте славного побега

Весной растопленного снега

Потоки мутные текли

И рыли влажную грудь земли…

Вопросы: о каком тепловом процессе идет речь? При какой температуре тает снег? [6]

Проблемный ввод в тему: «Давление в твердых тел» в 7 классе, осуществляется с помощью стихотворения.

Как-то раз спросили розу:

«Отчего, чаруя око,

Нас колючими шипами

Ты царапаешь жестоко?»

Отвечала людям роза:

«Оттого я так жестока,

Что мала моя опора,

А вот действие велико».

Далее формируется проблема: «Правильный ли ответ дала роза?». Дети предлагают варианты ответа.

При изучения явления «Интерференции» в 9 классе использую отрывки из сказок например: Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

«В одной руке у него – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри доска качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги».[6]

Почему на поверхности мыльных пузырей видны радужные полосы?

Дети любят отгадывать загадки, но на уроках физики загадки - редкие гостьи. Между тем они могут стать ценным дидактическим материалам для усвоения предмета и обогатить учебный процесс. Особенно при изучении физики в 7 классе, когда учащиеся только начинают ее изучать, отгадывают загадки про физические явления.

*Тянется в окно золотое полотно. (Солнечный луч, световое явление)

* Текло, текло и легло под стекло. (Лед на реке, тепловое явление)

*Приходил - стучал по крыше

*Уходил - никто не слышал. (Дождь, тепловое явление)

*При изучении радиоактивности с большим интересом учащиеся слушают отрывки биографии Марии Складовской – Кюри из книги ее дочери.[3]

Многое дает физике математика Чтобы сделать количественные выводы, нужно использовать математический язык, который можно сравнить с результатами эксперимента. Английский физик П.Дирак писал: «Физический закон должен быть математически красивым». В курсе математики ученики учатся читать графики и составлять по ним задачи, поэтому при изучении темы равномерного прямолинейного движения обсуждаем математическое уравнение y=в+кx и «физическое» x = x0 + vхt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении, сравнивают эти два уравнения и отвечают на вопросы:

Какую зависимость представляет первое уравнение?

Как линейная зависимость y=f(x) выглядит графически?

Вспомнив алгебру, ученики легко сами приходят к выводу, что выражение: x = x0 + vхt - линейная функция, что время t служит аргументом, а координата x - функцией. Изучая тему в 8 классе «Плавление и кристаллизация» при чтении графиков опираюсь на знания, которые учащиеся получили, изучая математику. Очень часто в формулах по физике приходится одну величину выражать через другую, например, из формулы ускорения аX= vX- v0X/t выразить t. Таких заданий много в тестах ГИА по математике. В сборнике задач по физике А.С. Перышкина есть задача для 7 класса: мотоциклист едет первую половину пути со скоростью 90 км/ч, а вторую половину пути- со скоростью 70 км/ч. Найти среднюю скорость мотоциклиста на всем пути. Решение этой задачи поможет в 8 классе по математике легче усвоить формулу для нахождения среднего гармонического ряда чисел. Можно приводить еще много примеров межпредметной связи физики и математики.

Планируя изучение нового материала, нужно обязательно учитывать связь данного предмета с другими. Учителю следует всегда исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в тесной связи, единстве с другими. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим, не «своим» предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.

При изучении темы «Строение ядра атома» можно значительно сэкономить время, опираясь на знания учащихся по химии, и больше уделить внимание на решение задач на нахождение энергии связи, дефекта масс.[1]

Физика имеет многочисленные связи с различными предметами: технологией, ОБЖ, биологией, физической культурой и т.д . которые при умелом использовании только обогатят предмет. Взаимосвязь физики с биологией реализуется при изучении явления диффузии, на этом уроке рассматриваются примеры из ботаники (Лягушка живет в воде и не пьет ее, на суше дышит легкими и влажной кожей, а в воде через кожу). При прохождении звуковых и световых явлений – материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека). [4]

Дополнительные возможности для осуществления межпредметных связей открывает внеклассная работа. В нашей школе ежегодно походит декада предметов естественно цикла, проводятся мероприятия, в содержании которых прослеживается связь с географией, химией, физикой, биологией.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Таким образом, установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, формированию единства материального мира. Кроме того, они имеют огромное воспитательное значение и способствуют развитию творческих способностей учащихся.



Используемая литература:

1. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1986. –174с.
2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения – М.: Просвещение, 1988 – 192 с. 
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения – М.: Просвещение, 1984 – 143 с. 
4.  Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева и др.– М.: Просвещение, 1987 г. – 191 с. 
5. Нечаев А. Чудеса без чудес. Глава 4. Простейшие электрические явления // Физика: приложение к газете «Первое сентября», 1994 г. № 17-18, с.1, 4-5.  
6. Увицкая Е. Физика и лирика // Физика: приложение к газете «Первое сентября», 1998 г., № 31, с. 3.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Межпредметные связи при изучении физики на второй ступени ООО

Автор: Безукладникова Татьяна Александровна

Дата: 13.11.2021

Номер свидетельства: 591228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование дистанционного обучения предмета "Химия. 6 класс" "
    ["seo_title"] => string(98) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-distantsionnogho-obuchieniia-priedmieta-khimiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131567"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416165034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства