kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся через организацию исследовательской деятельности при изучении физики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследовательской деятельности на уроках физики для формирования функциональной грамотности обусловлена рядом факторов: повышается мотивация, учатся самостоятельно добывать знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся через организацию исследовательской деятельности при изучении физики»»

Канаичева Мария Викторовна, учитель физики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пустошенская основная школа»

и Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя школа»


«Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся через организацию исследовательской деятельности при изучении физики»


«Для жизни, а не для школы мы учимся»

Я.А. Коменский.

В обновленных ФГОС появилось новое понятие «функциональная грамотность», которая вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Другими словами, обучающиеся должны понимать, как изучаемые в школе предметы помогут им определиться с профессией и найти свое место в жизни.

Поэтому, формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. 

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность человека использовать приобретаемые знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одним из компонентов функциональной грамотности  является естественнонаучная грамотность. Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Для эффективного формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики необходимо использовать разнообразные методы и приемы. К ним относятся: - Проблемное обучение и проектная деятельность. Этот метод позволяют учащимся самостоятельно искать решения проблем, применяя научные знания и методы.

-   Экспериментальная работа. Даёт возможность ученикам непосредственно наблюдать за физическими явлениями, проводить исследования и делать выводы. 

- Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Расширяют возможности для проведения виртуальных экспериментов, изучение научной литературы.

- Моделирование физических процессов. С помощью моделирования сложные физические явления и процессы становятся более понятными и доступными для изучения. 

- Межпредметные связи. Позволяют видеть связь физики с другими науками.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения, опыты и исследовательская деятельность.

Актуальность организации исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время для формирования естественнонаучной грамотности обусловлена рядом факторов: повышается мотивация к учению; учебный материал усваивается на более высоком уровне; учащиеся осваивают элементы научных методов, учатся логически мыслить, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и применять их в реальной жизни.

Целью вовлечение школьников в исследовательскую деятельность является: развитие личности обучающихся на основе углубления знаний и приобретение практических навыков выполнения проектных и исследовательских работ. Для реализации данной цели учитель ставит перед собой следующие задачи: выявление способных и талантливых учащихся; формирование интереса к познанию мира; расширение и закрепление навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов; составление и формирование отчёта и доклада о результатах научно-исследовательской работы. Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки и пробудить интерес. Важно научить учащихся: ставить цель, составлять план исследования, подбирать необходимые приборы и материалы, собирать экспериментальные установки, проводить исследования, анализировать и делать выводы, представлять результаты своего исследования. Оглянувшись вокруг, можно много найти вопросов, требующих исследований.

Приведу примеры организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время.

Так при изучении темы «Механические колебания» в 9 классе согласно программе учащимся предлагается выполнить лабораторную работу «Определение зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити». При проведении урока я меняю цель данной работы. Предлагаю ребятам экспериментальным путем определить зависимость периода и частоты колебаний маятника не только от длины нити, но и от других величин, характеризующих колебательное движение – массы и амплитуды колебаний. Работа проводится парная. Ребята выдвигают гипотезы:

1) Чем больше длина нити маятника, тем больше период колебаний и меньше частота.

2) Чем больше масса груза, тем больше период колебаний.

3) Чем больше амплитуда, тем больше период.

В ходе проведения эксперимента подтвердилась только первая гипотеза. Подводя итоги урока, спрашиваю ребят, зачем мы изучаем данную тему? На дом учащиеся получают задание: найти практическое применение математического маятника, таким образом, решается задача – формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой.

Внеурочная деятельность является важной частью образовательного процесса. В течение ряда лет стараюсь активизировать познавательный интерес ребят, организуя их внеурочную деятельность. Ученик должен попробовать себя в качестве исследователя, первооткрывателя, творца. Ребята пишут научно- исследовательские работы, с результатами своих исследований выступают перед учащимися школы. Представляют свои работы на форумах и конкурсах. Результаты участия (за последние два года) представлены в таблице.


Учащийся

Класс

Мероприятие

Результат

Коржаева Варвара

8

Всероссийский конкурс научно – технологических проектов «Большие вызовы»

Диплом участника

Коржаева Варвара

8

Конкурс школьных проектов в рамках Региональный форума «Школьный кванториум»

Диплом лауреата

Балахнин Валерий

10

Региональный этап Всероссийского конкурса экологических проектов «Волонтеры могут все»

Диплом победителя

Балахнин Валерий

11

Региональная научно-исследовательская конференция «Молодежь изучает окружающий мир»

Грамота участника

Балахнин Валерий

11

Региональный конкурс на лучший индивидуальный проект школьника «ПроекториУм – 2024»

Диплом лауреата

Марова Ксения

11

Всероссийский конкурс научно – технологических проектов «Большие вызовы»

Диплом участника

Мухин Михаил

9

Международный конкурс детско – юношеского творчества «Фейерверк талантов - 2023»

Диплом лауреата 1 степени.


В заключение отмечу, что формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики — это важная задача, требующая комплексного подхода и использования различных методов обучения.


Список литературы:


1.Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного

этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. С. 199-208.


2. Каранова Т. Н., Азизова Н. С. Естественнонаучная компетентность как

основа формирования картины мира школьника // Санкт-

Петербургский образовательный вестник. 2018. №7-8 (23-24). С. 37-44.


3. Куприянова С. Г. Особенности формирования естественнонаучной

грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. Текст:

непосредственный // Образование и воспитание. 2021. № 2 (33).


4. Лебедева О.В. Организация исследовательской деятельности учащихся

при изучении предметов естественнонаучного цикла: учебно-

методическое пособие / Лебедева О. В., Гребенев И. В. – Нижний

Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2014. - 219 с.


5. Маркович О. Т. Естественнонаучная грамотность как составной

компонент функциональной грамотности // Электронное

периодическое издание «Кронштадтская школьная лига». Вып. 28.

2022.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Канаичева Мария Викторовна

Дата: 31.01.2025

Номер свидетельства: 664491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства