kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физика и Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное внеклассное мероприятие по физике и литературе "Физика и Пушкин". Данное мероприятие проводится на первом курсе в виде проекта. Целью данного мероприятия является изучение связи произведений А.С.Пушкина с физикой, развитие образного мышления, расширение научного кругозора, применение заний по физике в необычных ситуациях. Результатом проектной деятельности являются образовательные продукты, выполненные студентами в виде презентаций, буклетов, сообщений, докладов, фотографий, статей в студенческой газете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физика и Пушкин »

Департамент Смоленской области

по образованию, науке и делам молодежи

СОГБОУ СПО

« Ярцевский индустриальный техникум»







Учебный проект:



«Физика, лирика Пушкина и мы»



Разработали:

Прохоренкова О.А.

Дюкова Е.В.

2013-2014г.







Цели: Изучение связи произведений Пушкина с физикой.

Развитие образного мышления, расширение научного кругозора.

Применение знаний по физике в необычных ситуациях.



Задачи: Познакомиться в творческом наследии А.С. Пушкина с замечательными поэтическими образами и находками ,где ярко и и безошибочно отражены физические явления.





















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Ф. И. О. преподавателя ____Дюкова Елена Викторовна, Прохоренкова Ольга Адольфовна________________________________

Дата проведения занятия ________.__________________________________________

Тема занятия «Физика и Пушкин»____________________

Тип учебного занятия закрепление и совершенствование знаний (классификация Т.И.Шамовой)

Задачи УЗ

Развивающий аспект: активизировать мышление, исследовательскую деятельность студентов, умение извлекать информацию из различных источников, умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские работы.

Воспитательный аспект: повышение мотивации изучения литературы и физики, повышение интереса к УД, используя разнообразные приёмы деятельности.

Образовательный аспект: в результате УЗ обучающиеся должны


на минимальном уровне

на базовом уровне

знать

Определения основных понятий по физике;

стихотворения А.С.Пушкина.

О творческом наследии А.С. Пушкина с замечательными поэтическими образами и находками ,где ярко и и безошибочно отражены физические явления.

уметь

Воспроизвести

Поиск фактов, подтверждающих связь Пушкина с физикой, исследование некоторых его произведений с точки зрения физики. Приводить примеры по каждому направлению, анализировать и делать выводы по данной теме, отвечать на проблемные вопросы.

Этапы

урока

Формы

Методы

Содержание деятельности

Основные задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

репродуктивный уровень

конструктивный уровень

творческий уровень


Организационный

Фронтальная

словесный

Приветствуют студентов, проверяют их готовность к уроку (внешний вид, наличие тетрадей и т.д.)

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.



Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Мотивация студентов

Фронтальная

Словесный, частично-поисковый




Показывают презентацию и предлагают ответить им на вопросы «Первоначальное значение слова «физика»? ( от греч. Julsiv-природа) и какое отношение к природе, т.е. к физике имеет творчество А.С.Пушкина?



Воспринимают задание. анализируют , рассуждают, обсуждают. В процессе обсуждения обучающиеся приходят к выводу: природа - это все, что окружает человека: леса, поля, реки, моря, горы, небо, звезды, далекие миры. И сам человек со своим сложным миром мыслей, переживаний, ощущений, радостей - это часть природы.

К физике - природе, при таком исконном понимании слова, творчество Пушкина имеет, несомненно самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и глубоко.


Повышение мотивации обучения, познавательного интереса к данному занятию

Целеполагание

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, частично-поисковый

Проблема.


Вместе со студентами формулируют тему урока.

Организуют работу по формулировке цели урока, задают вопрос: «Исходя из темы урока, что каждый из вас сегодня хотел бы узнать, чему хотел бы научиться?»




Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока, которую каждый студент записывает на отдельном листочке ( к своей цели они вернутся в конце урока при предметной рефлексии)


Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний

Фронтальная (беседа на повторение ранее изученного материала)

Словесный, репродуктивный

Сообщает студентам, что материал темы сегодняшнего занятия базируется на знаниях, полученных ими ранее при изучении физики, литературы, а также на уроках русского языка в школе.

Организует беседу на повторение ранее изученного материала (задаёт вопросы). Предлагает рассказать стихотворения А.С.Пушкина. Задает проблемные вопросы, приводит примеры, делает выводы вместе со студентами. Предлагают викторину «Физика, лирика, Пушкин и мы»

Отвечают на вопросы преподавателя.

Формулируют выводы, что, действительно, знания, полученные ими ранее, пригодятся для расширения представлений о творчестве А.С. Пушкина, развития познавательного интереса к физике, литературе

Слушают, записывают, отвечают на вопросы. Делают выводы. Анализируют, размышляют,рассуждают.


Актуализация опорных знаний.

Закрепление

Индивидуальная, групповая

Словесный, исследовательский

А наш проект мы хотели бы закончить словами :

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенье дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Приходят к выводу, что в наш век атома и космоса произведения Пушкина не кажутся бессмысленными. Его строки не только поэтический шедевр, но и, по словам великого физика России Вавилова, описание методов научных исследований.

Великий русский поэт А.С. Пушкин, по оценке его современника- царя Николая 1- « умнейший человек России» Он бесспорно и поэт, и прозаик, и драматург, и публицист, и историк , и несомненно физик.

 

 

Закрепить знания, полученные обучающимися на данном уроке.

Рефлексия

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, тврческий

Алгоритм рефлексии (по Т.И.Шамовой):

«Я»   -  как чувствовал себя в процессе учения, с каким настроением работал,
доволен ли собой.

«Мы»  — насколько мне комфортно работалось в группе, я помогал товарищам – они помогали мне (чего было  больше), были ли у меня затруднения  при работе в группе.

«Дело»  — я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы,  практики, просто  интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы.

Подводят итоги урока.



Подведение итогов урока











Поиск фактов, подтверждающих связь Пушкина с физикой, исследование некоторых его произведений с точки зрения физики.

Повышение престижа научных знаний. Развитие грамотной речи, внимания.



Давайте вспомним первоначальное значение слова « физика» ( от греч. Julsiv-природа)- природа, это все, что окружает человека: леса, поля, реки, моря, горы, небо, звезды, далекие миры. И сам человек со своим сложным миром мыслей, переживаний, ощущений, радостей - это часть природы.

К физике- природе, при таком исконном понимании слова, творчество Пушкина имеет, несомненно самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и глубоко.

Несколько недель назад мы начали учебный проект: Физика, лирика Пушкина и мы. Цель нашего проекта: познакомиться с творческим наследием нашего величайшего русского поэта, с замечательными поэтическими находками и образами, где ярко отражены физические явления и законы.

А вначале вспомним, что Пушкин учился в Царскосельском лицее. Лицей…Именно в нем были сформированы бунтарский характер поэта, его поэтический дар и наклонности. Среди предметов, изучаемых в этом учебном заведении, были математика и физика. Однако, несмотря на все старания ведущего уроки физики профессора Я.П. Карцева , эти занятия мало увлекали лицеистов. Да и курс физики, следует напомнить, был много проще, чем теперь. Отметок по физике не ставили, но составлялся список фамилий учеников, где первые строчки занимали наиболее успевающие лицеисты по предмету, а последние- те, чьи успехи были весьма скромны. Фамилия поэта в этом списке занимала место близкое к концу. Но тем не менее , читая произведения Пушкина можно утверждать, что он получил достойные знания по физике. Природные явления в его произведениях описаны широко, вдохновенно и по- научному глубоко.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор…

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман,

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Пушкинская природа… Сколько ярких картин природы представлено на страницах его произведений.



Унылая пора ! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,..



Октябрь уж наступил- уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

Или вот другое..

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед

Скользит и падает…

Существует множество ценных находок, зорких наблюдений, подаренных нам щедрой рукой поэта.

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

По утру побелевший двор,

Картины, кровли и забор,

На стенах легкие узоры.

А вот послушайте еще один отрывок из романа Евгений Онегин, где Пушкин совершенно точно описал переход воды из твердого агрегатного состояния в жидкое.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потепленные луга.

Любимая пора Пушкина осень, ей посвящено много поэтических строк, но и о зиме написано немало интересных образов.

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя,

То, по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит…



А вот как в произведении « зимняя дорога» описывается явление, что луна сама не светит, а отражает солнечный свет.

Сквозь волнистые туманы

Пробивается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она…

Пушкинская природа… Его наблюдения разнообразны и удивительно точны. Его взгляд- взгляд зоркого исследователя, досконально изучивший « объект», увидевший в нем то, чего не смогли подметить другие. При этом ничего лишнего, случайного, все факты изложены по порядку, предельно лаконично, со знанием законов физики.

« Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег- и вдруг пошел хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. « Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран!»

Одно мгновение- и перед нами предельно точная картина степного бурана. А вот послушайте описание физического явления-эхо.

Эхо.

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом-

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Или вот еще..

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и волов

И крику сельских пастухов…

Описания природных явлений у Пушкина не только словестно красивы- их отличает научная точность. В стихотворении « Кинжал» мы видим описание закона отражения света.

Кинжал.

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.

В произведениях А.С. Пушкина нашло отражение устное народное творчество, где мы видим мечту народа. С древних людей человек мечтал летать, как птицы.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет бредет сама собой…





Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря..



Стал стеречь его границы

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: Кири-ку-ку…



В поэзии великого поэта нашли отражения о процессе постижения мира. Послушайте стихотворение « Подражание Корану»

Подражание Корану.



Земля неподвижна- небо, своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой.

Зажег ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле…



Поэт понимает что это не так, поэтому в примечании добавляет:

Плохая физика, зато какая смелая поэзия!

Физика здесь действительно неважная, т.к. земля движется вокруг своей оси и вокруг солнца, а своды неба- это атмосфера, которая существует благодаря тяготению земли и хаотическому движению молекул.

О правильном понимании Пушкиным законов мироздания свидетельствует его стихотворение «Движение», написанное в 1825 году. Его он посвящает Г.Галилею и его утверждению о вращении Земли вокруг своей оси.



Движение.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и ста пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако прав упрямый Галилей.



Явления астрономии нашли отражение в других его произведениях. Обратимся с ново к роману « Евгений Онегин»



Когда ж падучая звезда

По небу темному летела

И рассыпалась,- тогда

В смятенье Татьяна торопилась,

Пока звезда еще катилась,

Желанье сердца ей шепнуть…



Пушкин обладал даром предвидения.

В 7-ой главе романа « Евгений Онегин», представлена развернутая картина будущих изменений в России, благодаря применению научных достижений в технике, быту, повседневной жизни.



Лет через пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой.

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.



Так же Пушкин понимал ,что знания-такие же богатство страны, как запасы недр, полей, лесов. Знание -капитал, залог и необходимый потенциал развития общества.



«Борис Годунов»

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни…

Учись, мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.





А сейчас мы свами проверим себя, как внимательно мы слушали и слышали.

ВИКТОРИНА: « Физика, лирика, Пушкин и мы»



Мы любим Пушкина творенья.

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветет в них , злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

В наш век атома и космоса произведения Пушкина не кажутся бессмысленными. Его строки не только поэтический шедевр, но и , по словам великого физика России Вавилова, описание методов научных исследований.

Великий русский поэт А.С. Пушкин, по оценке его современника- царя Николая 1 « умнейший человек России» Он бесспорно и поэт, и прозаик, и драматург, и публицист, и историк , и несомненно физик.

А наш проект мы хотели бы закончить словами :

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенье дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.













Источники информации:



1.Пушкин А.С. Сочинения : том 3: художественная литература, 1985-1986 г.

2.Чистякова Т.А. Физика в Пушкинском лицее\\ Физика в школе. 1987 год № 6.

3.http // ru. Wikipedia/ org/wiki/ Пушкина Наталья Николаевна.

4.http // ru. Wikipedia/ org/wiki/ Пушкин Александр Сергеевич.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Физика и Пушкин

Автор: Прохоренкова Ольга Адольфовна, Дюкова Елена Викторовна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Прзентация "Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина". "
    ["seo_title"] => string(59) "przientatsiia-litsiei-v-zhizni-i-tvorchiestvie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "157234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421573986"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация "Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина". "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-litsiei-v-zhizni-i-tvorchiestvie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "157236"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421574401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Внеклассное мероприятие : брейн - ринг "Физики и лирики" "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-briein-ringh-fiziki-i-liriki"
    ["file_id"] => string(6) "245829"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446219826"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок литературы «Явления природы в поэзии А. С. Пушкина»."
    ["seo_title"] => string(57) "urok_litieratury_iavlieniia_prirody_v_poezii_a_s_pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "445802"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513871288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "презентация к вечеру физики "Умники и умницы". "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-viechieru-fiziki-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "104317"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402682825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства