Просмотр содержимого документа
«Физическая викторина»
Обобщающий урок - игра.
Этот урок рассчитан для учащихся 9 классов, в каждом предложенном туре различные задания. Предлагается составить текст задач по готовым формулам, с помощью литературных произведений вспомнить законы механики, в игровой форме назвать фамилии ученых, физических величин.
Разминка.
Называю понятие ( физическое явление, прибор и т.д.). Необходимо назвать связанную с ним ассоциацию.
Мгновенная → скорость
Свойство, присущее всем телам → инерция
Динамометр → прибор
Три закона → Ньютон
Центростремительное → ускорение
Ускорение → свободного падения
Опыт Кавендиша → закон всемирного тяготения
8 км/ч → первая космическая скорость
Герц → частота
Замкнутая система → закон сохранения импульса
Вынужденные → колебания
9,8 м/с2 → ускорение свободного падения
Ракета → Циолковский
Потенциальная → кинетическая
Энергия движения → джоуль
Выражение в % → кпд
1 тур.
На экран выводится рисунок из учебника « Физика –9». Нужно объяснить, что на нём изображено. Первый правильный ответивший ученик выходит в следующий тур. 12 рисунков – 12 ребят в следующем туре.
2 тур.
На экране демонстрируется решение задачи. Необходимо составить подходящее условие задачи.
Решение 1.
ᶹср =
ᶹср=
Условие задачи. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 10 м/с, а вторую половину пути со скоростью 15 м/с. Найти среднюю скорость на всем пути.
Решение 2.
T=2π
T=
4π2 ==
g =
Условие задачи. Какое значение ускорения свободного падения получил учащийся при выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см за 3 мин. совершил 100 колебаний?
Решение 3.
M1 = M2;
Fd1 = mg d2;
d1 =; d2 = ;
F = mg;
F = .
Условие задачи. Столб массой 100 кг. Лежит на земле. Какую силу надо приложить, чтобы поднять столб за один конец?
Решение 4.
F = ma;
N + mg = ma;
Oy: N- mg = ma;
N = m (g + a);
P = N = m (g + a).
Условие задачи. Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 20 м/с2. Найти вес летчика-космонавта в кабине, если его масса 80 кг.
Решение 5.
h = ;
= 0 ; = ;
= -
h =
Условие задачи. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 30 м/с. Найти максимальную высоту подъёма.
Решение 6.
F = ma;
mg + N + Fтр = ma;
Ox: mg sin α - Fтр= ma;
Oy: N- mg cos α = 0;
N = mg cos α;
Fтр= μΝ =μ mg cos α;
mg (sin α - μ cos α) = ma;
a = g (sin α - μ cos α);
Условие задачи. С каким ускорением а скользит брусок по наклонной плоскости с углом наклона 300, если коэффициент трения 0.2?
Учащиеся которые первыми правильно составили задачи, проходят в следующий тур.
3 тур.
Каждому участнику предлагается прослушать часть текста из повестей Н.Носова «Живая шляпа» и « Дружок», найти ошибку, подтвердить правильность услышанного или ответить на вопрос.
Герои – Мишка и его друг, ученики 8-го класса, не знают законов механики, поэтому часто попадают впросак.
1…После успешной сдачи экзаменов мы с Мишкой решили поехать к бабушке. Мы сели в поезд. Кроме нас, в купе ехали ещё два пассажира. Перед ними на столе лежали яблоко и книга. Поезд резко тронулся, и яблоко покатилось по столу. Мишка удивился, почему яблоко упало, а книга осталась на месте. Я объяснил это тем, что книга больше, чем яблоко.
Ответ: Трение качения меньше трения скольжения.
2….На станции нас встретил дедушка. Мы сели в телегу с лошадью и поехали. По пути я спросил: «Почему у телеги такие большие колёса?» Мишка, не задумываясь, выпалил: «Большие колёса? Телега становится выше, лучше видно дорогу!»
Ответ: Ошибка, - чем больше радиус колеса, тем меньше коэффициент трения качения.
3. ….Когда мы приехали, самовар уже кипел. Бабушка позвала нас пить чай. За столом мы рассказывали всякие истории. Когда очередь дошла до Мишки, он рассказал нам один случай, произошедший с ним в зимние каникулы. Однажды он пошел на озеро кататься на коньках. Лёд был совершенно гладкий. Выехав на середину, он упал, а у коньков сломались лезвия. Мишка разулся и в одних носках побежал к берегу, держа коньки под мышкой.
Ответ: Ошибка. Невозможно бежать по совершенно гладкому льду.
4. … …..Когда Мишка закончил рассказ, бабушка попросила нас сходить за водой. Набрав полные ведра, мы повернули назад. Через несколько шагов у нас стала расплёскиваться вода. Я попытался прекратить расплёскивание и стал стараться идти поспокойнее, но ничего не получилось. А у Мишки, который всё время менял темп ходьбы, вода вскоре утихла.
Ответ. Можно прекратить расплёскивание, не останавливаясь, если изменить темп ходьбы, т.е. изменить тем самым частоту воздействия внешней силы, вызвавшей резонансные колебания.
5…..Проходя мимо деревянного моста, мы увидели, как по нему идут в ногу солдаты. Мы проводили их взглядом и пошли дальше.
Ответ. Ошибка. По мосту солдаты не ходят в ногу.
6…..На следующее утро бабушка попросила нас прополоть грядки. А нам так хотелось на речку. Мы с Мишкой начали быстро-- быстро дергать траву, но корни остались в земле. Пришлось грядку перепалывать.
Ответ. При быстром выдергивании корни сорняка не успевают прийти в движение, и стебель отрывается.
7……Вечером мы решили наперегонки покататься на велосипедах. Дул сильный ветер, но нас это не останавливало. Я ехал, пригнувшись к низко опущенного рулю, а Мишка – гордо выпрямившись. Он проиграл и объяснил это тем, что у него был неудобный велосипед.
Ответ. Ошибка. Чтобы уменьшить сопротивление встречного потока воздуха, надо принять форму капли, т.е. пригнуться к рулю.
8…..Вскоре за нами приехали родители, и мы поехали домой на машине. Когда нам предстояло въехать в гору, я посоветовал отцу уменьшить скорость. Он так и сделал, и мы благополучно преодолели эту преграду.
Ответ. При неизменной мощности надо уменьшить скорость, чтобы увеличить силу тяги.
6—7 участников выходят в следующий тур.
4 тур.
Каждый участник с трёх попыток должен выбрать на вопрос учителя правильный ответ из пяти, записанных на доске.
1.Первый шаг к широкому использованию термина энергия в физике сделал учёный :
а) Ньютон;
б) Кеплер;
в) Юнг;
г) Галилей;
д) Джоуль.
Ответ. Юнг – в своей работе «Лекции по естественной философии».
2. Если энергию, затрачиваемую на речь при разговоре 100 000 человек, превратить без потерь в электрическую, то её хватит для того, чтобы поддерживать свечение:
а) лампочек, освещающих город Таганрог;
б) лампочек, освещающих лицей- интернат;
в) лампочки в настольной лампе;
г) лампочек, освещающих квартиру;
д) лампочки карманного фонаря.
Ответ: Лампочки карманного фонаря.
3. Одним из первых среди людей науки, работавших на войну и павших её жертвой, был:
а) Нильс Бор;
б) Архимед;
в) Коперник;
г) Галилей;
д) Джордано Бруно.
Ответ: Архимед.
4. Сжигая в двигателе автомобиля 1 мг. бензина, мы высвобождаем определенное количество тепловой энергии, из которой только малая доля переходит в кинетическую энергию машины. Сколько джоулей энергии выделяется при сжигании 1 мг бензина.
а) 105 Дж;
б) 40 Дж;
в) 1 Дж;
г) 1000 Дж;
д) 18 Дж.
Ответ. 40 Дж. 1мг. Сахара сообщает организму человека примерно то же количество энергии, но она используется значительно эффективнее для поддержания температуры тела и других функций организма.
5. Движется и то, что кажется абсолютно неподвижным. Так, юго-западная часть Калифорнии сдвигается на северо-запад вдоль разлома земной коры в среднем на 5 см. в год. С какой скоростью текут ледники?
а) 1м/с;
б) 1 км/ч;
в) 1 м. в год;
г) 1 м. в день;
д) 1 м. в неделю.
Ответ. 1м, в неделю.
6. До сих пор инженеры применяют единицу мощности лошадиная сила. Кто ввел эту единицу мощности?
а) Ньютон;
б) Карно;
в) Джеймс Уатт;
г) Галилео Галилей.
д) Дизель.
( Лошадиная сила – средняя работа за 1с, которую могла совершить сильная ломовая лошодь, равномерно работающая целый день.)
Ответ. Джеймс Уатт.
7. Наклон знаменитой падающей башни стабилизирован. Сделать это удалось международной комиссии экспертов. Они не стали протягивать внутри башни тросы, пропускать сквозь почву электричество, чтобы востановить баланс грунтовых вод, или использовать другие хитроумные способы, предлагаемые инженерами всего мира. Нет, инженеры поступили просто: на основание башни с противоположной наклону стороны уложили 600 т свинцовых чушек. Этого оказалось достаточно: тончайшие измерения показали, что за последние полгода падение башни остановлено. Её вершина даже приблизилась к вертикали на целых 4 мм. Теперь, по мнению экспертов, в запасе есть 5 – 10 лет, чтобы ещё раз проанализировать ситуацию, уменьшить наклон башни ещё на 1 – 2 см и зафиксировать её в таком положении уже на вечные времена. В какой стране эта башня находится?
а) в Испании;
б) в Германии;
в) во Франции;
г) в Италии;
д) в Югославии.
Ответ. В Италии.
3 - 4 участника выходят в следующий тур
5 тур.
Читается фраза ( физический закон, определение), в котором все слова заменены противоположными по смыслу.
Надо восстановить оригинал.
Духовная прямая.
Ответ. Материальная точка.
Вращательный покой.
Ответ. Поступательное движение.
Вынужденный подъём.
Ответ. Свободное падение.
Свободный покой.
Ответ .Вынужденные колебания.
Пластическое поглаживание.
Ответ. Упругий удар.
6. Беспредел регионального отторжения.
Ответ. Закон всемирного тяготения.
7. Беспредел потери остановки.
Ответ. Закон сохранения импульса.
8. Замедление вынужденного подъёма.
Ответ. Ускорение свободного падения.
После этого тура остаются 2 участника.
Финал.
Каждому участнику выдаётся по две таблички, на одной из которых с двух сторон написано СИЛА ТЯЖЕСТИ, а на другой ВЕС. Зачитывается информация, и на счет «три» нужно поднять одну, две таблички или ни одной.
1.Уменьшается при увеличении расстояние от Земли.
Ответ. Сила тяжести.
2.Сила, с которой Земля притягивает все тела, находящиеся на ней или вблизи неё.
Ответ. Сила тяжести.
3.Величина векторная.
Ответ. Сила тяжести, вес тела.
4.Приложена к опоре или подвесу.
Ответ. Вес тела.
5.Равна mq , если тело относительно Земли покоится или движется равномерно и прямолинейно.
Ответ.Сила тяжести, вес тела.
6.Измеряется в ньютонах.
Ответ.Сила тяжести, вес тела.
7. При свободном падении эта сила равна нулю.
Ответ.Вес тела.
8.Равна m(q+a), если тело ускоренн движется вверх.
Ответ. Вес тела.
9.Возникает при соприкосновении движущихся тел с другими телами.