Просмотр содержимого документа
«Анализ эффективности оценочных средств знаний, умений и освоенных компетенций на уроках физики.»
Попова А.В. преподаватель физики КГБ ПОУ 3
Анализ эффективности оценочных средств знаний,
умений и освоенных компетенций на уроках физики.
Целью профессионального образования в настоящее время является не только научить, но и приобрести профессиональную квалификацию, на фоне развития компетентностей, которые дадут возможность справляться с различными многофункциональными ситуациями и работать в группе. Образование должно обеспечивать специалистов, умеющих применять знания в различных ситуациях, адаптироваться к быстроменяющейся реальности.
Комплекс «ключевых компетенций» можно представить четырьмя компонентами:
Информационная составляющая компетенции (способы приема, хранения и оформления передачи информации).
Проектировочная составляющая компетенции (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков).
Оценочная составляющая компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации).
Коммуникативная составляющая компетенции (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих
Современный подросток легко обращается с различными средствами связи. В связи с этим, необходимо больше внимания уделять на развитие информационной компетенции. Наши учащиеся имеют слабые навыки в поиске, анализе и отборе необходимой информации. Для них вызывает большие затруднения работа с текстами, поиска в тексте важной информации, выбор информации в интернете и других источниках. Как правило, придя к нам после школы, учащиеся имеют очень низкую мотивацию к изучению предмета, низкий уровень успеваемости, низке показатели продуктивной учебной деятельности (исследования, проекты, олимпиады, интеллектуальные конкурсы), а также невысокий уровень общекультурного развития.
Формирование информационной компетенции предполагает, что обучающийся будет учиться самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Более высокий уровень информатизационных умений предполагает, что обучающийся будет уметь создавать новую, значимую для себя и других информацию, уметь отделять полезное от бесполезного.
Формирование информационной компетентности на уроках физики включает в себя следующие умения:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, каталогами, словарями, Интернет и так далее;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию;
владеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.
На уроке формирование вышеперечисленных компетенций является организация изучения учебного материала через целенаправленное использование разнообразных объектов – носителей информации и обучение работе с ними. Наши учащиеся имеют большие затруднения с восприятием и большого объема информации и с сочетанием различных физических объектов друг с другом. При этом для систематизации знаний и упрощения восприятия все изучаемые объекты, можно наполнять физическим смыслом, проводя межпредпетные связи с другими предметами. Так, математические уравнения переносятся на физические формулы, приступая к выводу какой-либо величины из формулы, я провожу у учащихся ассоциацию с уравнениями в математике, это упрощает нахождение искомой величины. Изучение многих тем (например «Трансформатор», «Электрический ток») имеют тесную связь со спец. предметами. Использование при изучении понятий межпредметных связей, позволяет углубить содержание физического понятия. Практическое применение изучаемого понятия позволяет учащимся применять полученные знания на практике.
Для организации работы с объектами – носителями информации я использую следующие типовые задания, направленные на умение выделять текст и использовать информацию, заложенную в этих объектах:
1. Текст учебника
Прочитать и ответить на вопросы по тексту (репродуцирующие)
Найти в тексте некоторую определенную информацию, например, определение
Выписать информацию из учебника
Найти в тексте ответ на вопрос
Найти в тексте тезис (утверждение), аргумент (доказательство) и вывод
2. Текст условия задачи
Выделить в тексте задачи объекты и происходящие с ними процессы
Определить, на какую тему задача
Выделить вопрос задачи
Назвать физические величины, приведенные в тексте задачи
Определить, какую физическую величину нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи
Сделать краткую запись условия задачи
3. Физические величины
Установить соответствие между физической величиной и ее буквенным обозначением
Установить соответствие между физической величиной и единицей измерения
Указать единицу измерения физической величины в СИ
4. Формулы
Назвать физические величины, входящие в формулу
По словесному определению физической величины записать формул
- Выразить физические величины из основной формулы
Использую прием сопоставления в форме таблиц, которые ярко выражается при сравнении качественных сторон явлений, признаков и свойств тел, процессов теорий. При объяснении нового материала путем сопоставления излагаю учебный материал, сравнивая его с ранее изученным. Для достижения большей эффективности усвоения нового материала в процессе объяснения совместно с учащимися составляются частные таблицы сопоставления и противопоставления, а затем (при закреплении) и объединенные, подводящие итог ранее изученному материалу.
Обобщающая таблица по теме «Электрический ток в различных средах»
среда
Основные
носители
зарядов
Вольтамперная
характеристика
Зависимость R(Tº)
применение
Металл
Электролит
Вакуум
Полупроводники
Газ
Эффективно использовать на уроке постановку проблемного вопроса:
На середину линейки поставить груз.
Ч то произошло с линейкой? Под действием какой силы прогнулась линейка? Почему линейка прогнулась, а дальше не прогибается?
Вывод: Кроме силы тяжести, направленной вниз, на доску действует сила, направленная вверх.
При изучении темы «Испарение. Кипение. Теплопроводность» можно рассматривать качественные задачи, связанные с окружающими нас явлениями, с которыми мы встречаемся каждый день. Например:
Скажите, какое явление лежит в основе нагревания воды. Ведь теплота передается снизу, а вода плохой проводник тепла. (Конвекция, энергия переносится струями жидкости, благодаря этому вода прогревается по всему объему).
- Когда вода быстрее закипит: если крышку открыть или закрыть? (Если закрыть, потому что при открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет из чайника «улетать», унося с собой тепловую энергию).
- При какой температуре вода закипит?
- Всегда ли вода закипает при 1000 С? (Нет, температура кипения зависит от величины атмосферного давления; при нормальном атм. давл. она равна 1000 С, а высоко в горах она ниже).
Вот и закипела вода. Из колбы вырывается пар, но ведь пар невидим! Что же мы наблюдаем на самом деле? (Туман).
Послушайте строки из стихотворения Ю. П. Кузнецова:
Вот самовар,
мерцающий, потливый
Стоит со шпорой крана, как петух.
- Почему самовар бывает потливым? (Когда вода в самоваре холодная, то влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на нем в виде «пота»).
- Что такое кипение? (Это процесс интенсивного парообразования внутри жидкости).
Как для текущего, так и для рубежного контроля я применяю дифференцированные задания. В контрольной работе оговариваются критерии оценки. Для слабых учащихся необходимо выполнить определенное количество заданий, для сильных учащихся необходимо выполнение всех заданий. Так, в контрольной работе применяются все виды заданий. В то же время учитываются возможности учащихся.
Также при разработке контрольных работ я учитываю межпредметную связь физики с другими предметами (материаловедение, ТСР, черчение, математика и другие). Учащиеся воспринимают материал легче когда проводится аналогия с их профессией и когда они слышат термины изученные ранее на других предметах. При выполнении контрольных работ, в первую очередь учащиеся отвечают на вопросы связанные с их профессией.
Для текущей проверки знаний я применяю физические диктанты с самопроверкой. После диктанта, учащиеся обмениваются работами и вместе проверяем правильность выполнения работ. Это позволяет систематически следить за уровнем усвоения материала и способствует развитию ответственности у учащихся.
Перед выполнением всех работ учащимся проговариваются критерии оценивания работы. Так, работа с учебником тоже имеет свою оценку. Но прежде чем выполнять такую работу, я сообщаю учащимся, что просто переписывание текста с учебника не оценивается. Для того, чтобы получить за работу оценку, необходимо выполнить задание после параграфа, в зависимости от того как и на сколько вопросов учащийся ответил выставляется оценка.
Итоговая оценка учащегося складывается из всех текущих. Учитывается и работа у доски, и самостоятельная работа. Также при выставлении итоговой оценки я смотрю на выполненные контрольные работы. Часто бывает, что учащийся хорошо работает с места, всегда помогает на уроке, но плохо выполняет контрольные работы. В таком случае я выставляю оценку после беседы с учащимся, его ответов на вопросы.
Если провести анализ успеваемости по предмету, то мы увидим следующую картину:
курс - 1
средний балл по физике по аттестату – 3
средний балл входного контроля – 2
изменение среднего балла по итогам первого курса – 3.75
По диаграмме видно, по сравнению со средним баллом по входному контролю, по окончанию 1 и 2 семестров, средний балл по предмету возрастает.