kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар активные методы обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар медодическая работа учителям в подсказку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар активные методы обучения»

Цель:

определить сущность АМО и необходимость их применения учителями в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- познакомить учителей с понятием, содержанием и особенностями АМО;

- рассмотреть классификации и характеристику АМО;

- показать эффективность применения АМО на разных этапах урока;

- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.

Оборудование:

презентация «Активные методы обучения»;

визитные карточки;

трафареты ладошек по количеству участников;

таблица «Составление кластера»;

белая бумага, фломастеры, цветные карандаши.

План проведения семинара

I. Организационная часть.

1. Открытие семинара. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара.

2. Тренинг-настрой. «Представление» («Визитная карточка»).

II. Вступительная часть.

1. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара. АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).

II. Теоретическая часть.

1.Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия.

2.Выступление-презентация по теме «Методы обучения в условиях реализации ФГОС».

3.Актуализация знаний педагогов по теме семинара. Работа в группах. АМ «Составление кластера».

III. Рефлексия.

1. АМ «Аплодисменты по кругу»

VI. Итог семинара



















ХОД СЕМИНАРА



I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

1. Открытие семинара. Приветствие. Сообщение плана работы семинара. Цели и задачи семинара.

Цель:

определить сущность АМО и необходимость их применения учителями в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- познакомить учителей с понятием, содержанием и особенностями АМО;

- рассмотреть классификации и характеристику АМО;

- показать эффективность применения АМО на разных этапах урока;

- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.


I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Выяснение ожиданий и опасений участников семинара.

АМ «Фруктовый сад» («Ладошки»).

Для выяснения образовательных целей обучающихся, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад» .
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого обучающегося, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Ведущий:

-А мы с вами запишем на «Ладошках».

Давайте определим, что вы ожидаете от нашего семинара, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.

В конце семинара мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии.

-Помните, уважаемые коллеги, как в школьные годы вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках?

И как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми заумные фразы? Открою маленький секрет: сегодня ничего не изменилось, и дети точно также хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами. Им не нравится сидеть неподвижно и молча на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации. Возникает резонный вопрос - почему же мы часто продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас?

Нашу встречу мне хотелось бы начать с видео-фрагмента, который, я думаю, всем знаком (видео отрывка из второй главы М. Твена «Приключения ТомаСойера»).

- Вы увидели как Том Сойер, искусно, превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его товарищи отдавали самые дорогие сокровища! Цель, содержание и даже техника остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы!


Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?». Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый обучающийся шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, когда главной целью становится развитие личности обучающегося. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами как:

  • низкая учебная мотивация

  • неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;

  • отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Озвученные проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

И для решения этих проблем, получения выпускника с нужными сформированными компетенциями, нужны такие методы обучения, применение которых будет эффективным в условиях данного образовательного учреждения, обеспечит сформированность БУД обучающихся и даст положительные результаты.

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Каменского, К.Д.Ушинского и других.

В.А.Сухомлинский призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Так активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова. Систематические основы активных методов обучения начинают широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов.

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

Так что же такое активные методы обучения?

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом НЕ на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности без которой нет движения вперед.

Отличительные особенности активного обучения:

Прием называется «Комплимент» (пауза, обращаясь к участникам)

- Вы, как всегда неотразимы, легкая улыбка, глаза блестят.…Только чуть-чуть надо поправить прическу. Дотроньтесь, пожалуйста, до волос. Стоп! Зафиксируйте это движение.

-Какой рукой вы это сделали? (большинство правой)

-А что в это время делала левая рука? (отдыхала)

Давайте условимся, что правая рука у нас будет олицетворять активных, успешных учеников. Левая – всех остальных, не утруждающих себя работой, не заинтересованных в процессе познания.

А теперь давайте спрогнозируем действие учеников на примере рук. Правая – активный ученик, с высокой мотивацией, левая……обычный ученик

В каком случае левая неактивная рука будет вынуждена работать?

(- убрать правую, оставить левую) - это напоминает индивидуальную работу

- если одной руке не справиться (например, унести большой арбуз), то подключается левая – это напоминает работу в группе.

- либо…известно, что невозможно с закрытыми глазами быстро соединить подушечки пальцев растопыренных кистей рук. Стоп! Итак, остановись мгновенье, ты – прекрасно! Заметьте, вас никто не заставлял это делать!

И вы продемонстрировали первую отличительную особенность активного обучения: Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся благодаря АМО, вовлекаются в насыщенной образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятёрку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.

Следующая отличительная особенность это

  • Желание обучающегося выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Следующий прием нам поможет узнать о себе новое

Прием «Создание проблемы»

Игра такова: я, молча (на пальцах) задаю вам количество игроков, которое должно остаться на поле (стоять), остальные должны сесть, НО! Принять решение вы должны за 3 секунды в полной тишине, пока я отвернусь. Игра проходит 3 раза, каждый раз объявляется счет и в чью пользу (ведущего или игроков). Как правило, проблематично за такой малый срок проявиться лидеру, а другим подчиниться его жестам-командам.

Задача приема: поиск путей решения в трудной ситуации, наблюдение за участниками

Третья особенность применения АМО - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.

Виды активных методов обучения:
Проблемное обучение— создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению.

Проектное обучение — разработка и реализация учащимися проектов, направленных на решение практических задач.
Кооперативное обучение— организация работы в малых группах, где учащиеся взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели.

Игровые методы — использование игр и игровых элементов в учебном процессе для повышения мотивации и активности учащихся.
Кейс-метод— анализ реальных ситуаций и решение практических задач на основе полученных знаний.

Интерактивные лекции — лекции с элементами дискуссии, мозгового штурма, работы в группах.
Дискуссии и дебаты— обсуждение спорных вопросов и проблем, формирование и аргументация своей позиции.

Ролевые игры — моделирование различных ситуаций и ролей для развития коммуникативных навыков и понимания различных точек зрения.
Работа в парах и группах— совместное выполнение заданий, обсуждение вопросов, взаимообучение.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.


Классификация АМО в рамках системно - деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия. Они  эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. «Подари подарок другу», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошке», «Индейское имя», «Галерея портретов», «Расскажи о себе», «Круг дружбы», «Познакомься с игрушкой», «Представление» («Визитная карточка»), «Поздоровайся ладошками», «Фруктовая корзина».

  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений («Фруктовый сад») «Фруктовый сад», «Что у меня на сердце», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Лицензия на приобретение знаний», «Мишка боится, что …», «Воздушные шарики», «Голуби», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Список покупок». 

  • Активные методы презентации учебного материала. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал учащимся. Активные методы презентации учебного материала позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. «Инфо-угадай-ка», «Написание синквейна», «Написание эссе», «Лекция со стопами», «Ковер идей», «Мозговой штурм», «Составление кластера», «Пометки на полях»

  • Активные методы релаксации. Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса. «Четыре стихии», «Постройся по росту», «Пантомима», «Земля, воздух, огонь и вода», «Домик, мышки, землетрясение». «Обезьяна, слон. Пальма», «Переполох на заднем дворе», «Тряпичная кукла и солдат», «Энергия - 1», «Роботы», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест». 

  • Активные методы самостоятельной работы над темой. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой урока можно употреблять следующие АМО: «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Парный выход», «На ошибках учатся». Для проведения дискуссии и принятия решений:,«Cветофор», «Приоритеты». «На линии огня»..

  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от обучающихся позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока и напоследок говорит хорошие слова ребятам. «Ресторан», «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Комплименты», «Письмо самому себе», «В кафе». 

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;

  • соответствие содержанию изучаемой темы;

  • соответствие возможностям обучающихся: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;

  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. 

Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны обучающегося.  Применение активных методов обучения не только повышает уровень обученности, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

Эффективность АМО определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. В результате обучающиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Задается тема для составления кластера.

- Уважаемые коллеги, для подведения итога нашей работы, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Активные методы обучения».

Фиксируется время на данный вид работы.

Время проведения: 10-15 минут.

Творческая работа в группах. Составление кластера на заданную тему.

Выступления групп. Заслушиваются варианты составления кластеров.

Составление кластера

 Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. 

VI. ИТОГ СЕМИНАРА.

Итак, используя на занятиях активные методы обучения, вы развиваете у детей

стремление работать плодотворно, приучаете к толерантности, желанию поделиться своими знаниями.

Не сдерживайте инициативы детей.

Подходите к проведению работы творчески.

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.

Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

А сейчас я предлагаю к вашему вниманию метод «Что я почти забыл?», который дает нам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы.

Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее…

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу… В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось невысказанным или недоделанным? Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели сделать раньше. (Участники высказываются). Спасибо.

Это была третья особенность применения АМО - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.

АМ «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»

Цель: снять напряжение и усталость; поблагодарить всех участников за работу.

Время: 6-8 минут.
Численность: все участники.

Проведение:

Все участники сидят по кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру и т.д. Таким образом. Начинают хлопать все участники.

Я надеюсь, что вам удалось получить базовое представление об АМО и их возможностях. Если же у вас возникло желание более подробно познакомиться с этими методами, вы можете найти информацию на сайте www.moi-universitet.ru

Также я предлагаю вам памятки, где содержится методическая копилка активных методов обучения для использования на разных этапах урока.










ГКОУ РО Гуковская школа – интернат № 12





















Обучающий семинар

«Активные методы обучения
как эффективное средство реализации ФГОС»

















Подготовила и провела

руководитель ШМО учителей предметников

О.Е. Бокова



2025 г.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар активные методы обучения

Автор: Бокова Ольга Евгеньевна

Дата: 28.10.2025

Номер свидетельства: 676294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Интерактивная беседа с педагогами дополнительного образования о классификации активных методов обучения (АМО) и их применение в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "intieraktivnaia_biesieda_s_piedaghoghami_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_o_klassi"
    ["file_id"] => string(6) "457824"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518777434"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Активные методы обучения в дополнительном образовании: теория и практика применения"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivnye_metody_obucheniia_v_dopolnitelnom_obrazovanii_teoriia_i_praktika_primen"
    ["file_id"] => string(6) "532985"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576916604"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Применение активных приемов обучения на уроках в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(76) "primienieniie-aktivnykh-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231747"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442603891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства