kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния.  Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе. Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»

Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.



Содержание:

1. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния.

2. Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

3. Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.



Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния.

В системе общего образования практически отсутствует адресное обучение основам личного финансового планирования, а опыт родителей, полученный на финансовом рынке, крайне ограничен и во многих случаях отрицателен.

Таким образом, обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Данный курс способствует самоопределению личности, что повышает ее социальную и личностную значимость и актуально и для получения квалификации, и для личностного развития ученика.

Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

Преимущества изучения основ финансовой грамотности в школе:

- общеобразовательные школы являются стержнем всей системы образования, чем обеспечивается доступность аудитории, причем не только учеников разного возраста, но и их родителей, таким образом, через школьников идет воздействие на повышение финансовой грамотности всего населения России;

- в школе созданы условия для мотивации к обучению, особенно с учетом применения активных методов обучения и прогрессивных педтехнологий;

- регулярность занятий;

- имеющийся педагогический потенциал;

- развитые образовательные технологии;

- сформированная образовательная среда.


Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

Введение преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит администрациям общеобразовательных учреждений решать следующие задачи:

1. Вводить новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.

2. Расширять спектр предлагаемых элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся.

3. Формировать актуальные метапредметные и личностные компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, экономика, математика, история, география и др.)

5. Реализовывать принцип преемственности путем изучения основ финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.

6. Расширять партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)

7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.


Преподавание основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит учителям решать следующие задачи:

1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.

2. В целях обеспечения реализации современных требований к процессу и результатам обучения активно использовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.

3. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные компетенции, соответствующие ФГОС.

4. Расширить применение практико-ориентированного обучения, так как эффективное обучение финансовой грамотности невозможно без тесной связи с реальной жизнью и ее практическими задачами (например, выбор банка, уплата налогов, пенсионное страхование).

5. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения, разноуровневое и разновозрастное обучение, так как занятия по формированию финансовой грамотности целесообразнее всего проводить с ориентацией на проектную, исследовательскую, игровую деятельность обучающихся.

6. Вовлекать в образовательный процесс родителей, тем самым укрепляя отношения внутри семьи, а также взаимоотношения с образовательным учреждением.

7. Повышать уровень финансовой безопасности свой личный, обучающихся, родителей.

Изучение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи обучающимся:

1. Сформировать финансовую компетентность школьников, то есть знание ими финансовых терминов и понятий, умение пользоваться финансовыми инструментами, оценивать свои риски при принятии финансовых решений, понимать ответственность и последствия необдуманных решений.

3. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.

4. Применять полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.

5. Развивать навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.

6. Приобретать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

7. Укреплять взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.

8. Осваивать навыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.

9. Развивать способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.

Введение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи родителям обучающихся:

1. Совместно со школьниками изучать основы финансовой грамотности, развивая собственную финансовую компетентность в ходе освоения финансовых терминов и понятий, приобретения новых знаний о финансовых рынках, навыков и умений работы с финансовыми инструментами.

2. Грамотно и рационально подходить к формированию семейного бюджета и его практической реализации.

3. Расширять возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.

4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.

5. Приобретать умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.

6. Укреплять семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)

7. Развивать навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.

8. Развивать способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.

Таким образом, введение преподавания основ финансовой грамотности направлено на решение целого комплекса разнообразных задач, начиная с общегосударственного уровня до уровня отдельной семьи и личности.



Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

В основе нормативно-правового обеспечения финансовой грамотности в школе лежит, прежде всего, федеральный закон об образовании, а также федеральные государственные стандарты общего образования, которые, закладывают методологическую основу формирования финансовой грамотности в школе и содержат требования к результатам обучения, без чего невозможно эффективно организовать образовательный процесс по изучению финансовой грамотности.

В Примерных основных образовательных программах основного (среднего) общего образования (ПООП ОО) отражены те вопросы по финансовой грамотности, которые должен знать выпускник школы.

В 2015-2016 гг. в ПООП ОО были включены дидактические единицы по финансовой грамотности (на основании предложений, инициированных Центральным банком РФ).

Нормативным обеспечением также служат Письма Министерства образования и науки РФ. Например, Письмо Минобра РФ от 07.08.2014 г. № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», в котором еще в 2014 году было рекомендовано включать вопросы бюджетной грамотности при изучении обществознания и экономики в школе.

Таким образом, в настоящее время создана достаточно полная и современная нормативно-правовая база для обучения финансовой грамотности в общеобразовательной школе. Особенно заметно процесс ее формирования активизировался в последние годы, что подтверждает своевременность и значимость введения изучения основ финансовой грамотности в школе.



Литература, рекомендуемая для изучения:
  1. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, 2009.

  2. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.

  3. Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР, 2013. (зарубежный опыт ПФГ)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе

Автор: Бурина Ирина Анатольевна

Дата: 05.02.2022

Номер свидетельства: 599609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация " Урок финансовой грамотности""
    ["seo_title"] => string(41) "prezentatsiia_urok_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "539098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1581352991"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Использование активных и интерактивных методов при формировании финансовой грамотности в общеобразовательной школе."
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_aktivnykh_i_interaktivnykh_metodov_pri_formirovanii_finansovoi_gram"
    ["file_id"] => string(6) "608416"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653933198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства