Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: общеинтеллектуальное)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ГОРОДА ТОМСКА
(МАОУ СОШ № 30 г. Томска)
РАССМОТРЕНА
на заседании кафедры
____________________
Руководитель кафедры
_______ Е, В. Павлова
Протокол № __________
от «» 2019 г.
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по НМР
__________________ И. В. Коряковцева
«» 2019г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор МАОУ СОШ №30
г. Томска
_________ И.Г. Бедина
Приказ №_______________
от «» ____ 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(направление: общеинтеллектуальное)
Класс :
Количество часов (всего за год): Количество часов (в неделю):
Педагог
4
135 час
1 час
Головко О.В.
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе перечисленных ниже нормативных документов:
Федеральный закон РФ от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании В Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273)
ФГОС НОО от 6.10.2009г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576)
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014г. № 1598;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России или (и) Стратегия развития воспитания в РФ от 29.05.2015г.;
Концепция математического образования в РФ от 24.12.2013г. № 2506-р
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г. № 1155-р);
Примерная ООП НОО (протокол от 8.04.2015г. № 1/15);
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85; от 25.12.2013г. № 72; от 24.11.2015г. № 81(ОВЗ);
Основная общеобразовательная программа ООП НОО МАОУ СОШ № 30 г. Томска (утв. приказом директора от 23.06.2011г. № 66 /о
Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности (утв. приказом директора от 03.09.2015 г.
Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности (утв. приказом директора от 03.09.2015 г.) с изменениями от 19.04.2017г. протокол № 69
На основе авторских программ Корлюговой Ю.Н. «Финансовая грамотность» для 2-3 классов и 4 классов
В 2017 году Правительством РФ утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности на период 2017-2023 годы. В рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработаны учебно-методические комплекты для образовательных учреждений общего образования с целью апробации курса «Финансовая грамотность».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» является создание основ для формирования финансовой культуры школьников
Задачи курса:
развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Рассмотрение основных экономических терминов;
Получение представления о роли денег в семье и обществе;
Изучение основных видов денег;
Ознакомление с основными источниками доходов и направлений расходов семьи;
формирование умений проведения элементарных финансовых расчётов.
Основные содержательные линии курса:
Деньги, их история, виды, функции;
Семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Получение представления об основных вопросах финансовой культуры в последствии находит свое продолжение в рамках основного общего образования при изучении курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах.
В рамках данного курса используются учебно-методические материалы:
Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Данные учебно-методические материалы подготовлены в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработаны учебно-методические комплекты для образовательных учреждений общего образования с целью апробации курса «Финансовая грамотность».
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
предполагает приобретение школьниками новых знаний;
результат выражается в понимании детьми роли денег и денежных отношений в нашей жизни, откуда в семье деньги и на что они тратятся
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества;
результат проявляется в умении описывать разные виды денег, решать задачи с элементарными денежными расчётами, объяснять способы получения доходов и основные направления расходов семьи;
в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта;
проявляется в получении опыта составления семейного бюджета на простых примерах;
участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание правильное использование экономических терминов.
В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Вид работы
А
В
С
D
E
F
G
Максимальное количество баллов
Тест, кроссворд, анаграмма
5
Задача
5-10
Графическая работа
15
Кейс
20-25
Доклад, сообщение
20
Ролевая игра
15-20
Постер
20
Компьютерная презентация
20
Мини-исследование
15
Проект
15-35
Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте и ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.
В 4 классе курс рассчитан на занятия 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Механизм зачета результатов деятельности по данному курсу:
Защита образовательного проекта (комбинированного, творческого, исследовательского, социального и других)
Участие в конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровней
Фиксация результатов внеурочной деятельности в портфолио обучающегося
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Осознание себя как члена семьи, общества и государства;
Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные:
Понимание цели своих действий;
Составление простых планов с помощью учителя;
Проявление познавательной и творческой инициативы;
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Понимание и правильное использование экономических терминов;
Представление о роли денег в семье и обществе;
Умение характеризовать виды и функции денег;
Знание источников доходов и направлений расходов семьи;
Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
Проведение элементарных финансовых расчётов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
словесные оценки (работы на, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации.
3.Практический метод:
Тренировочные упражнения; практические работы.
4.Объяснительно-иллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел (Тема)
Количество
часов
Раздел. Обмен и деньги
16 ч.
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
4
Тема 2. История монет.
2
Тема 3. Какие деньги были раньше в России
2
Тема 4. Виды денег
4
Тема 5. Валюты
2
Тема 6. Современные деньги России и других стран
2
Раздел. Семейный бюджет
18 ч.
Тема 7. Откуда в семье деньги
4
Тема 8. На что семьи тратят деньги
6
Тема 9. Как умно управлять своими деньгами
4
Тема 10. Как делать сбережения
4
ИТОГО
34 ч.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Литература:
1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;