kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: общеинтеллектуальное)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для общелбразовательной школы для 4 класса. Была в работе в течении трех лет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: общеинтеллектуальное)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ГОРОДА ТОМСКА

(МАОУ СОШ № 30 г. Томска)



РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

____________________

Руководитель кафедры

_______ Е, В. Павлова

Протокол № __________

от « » 2019 г.

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по НМР

__________________ И. В. Коряковцева

« » 2019г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАОУ СОШ №30

г. Томска

_________ И.Г. Бедина

Приказ №_______________

от « » ____ 2019г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(направление: общеинтеллектуальное)



Класс :

Количество часов (всего за год): Количество часов (в неделю):


Педагог


4

135 час

1 час


Головко О.В.



2019 – 2020 учебный год









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» составлена на основе перечисленных ниже нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании В Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273)

  2. ФГОС НОО от 6.10.2009г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г. № 1576)

  3. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014г. № 1598;

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России или (и) Стратегия развития воспитания в РФ от 29.05.2015г.;

  5. Концепция математического образования в РФ от 24.12.2013г. № 2506-р

  6. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г. № 1155-р);

  7. Примерная ООП НОО (протокол от 8.04.2015г. № 1/15);

  8. СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85; от 25.12.2013г. № 72; от 24.11.2015г. № 81(ОВЗ);

  1. Основная общеобразовательная программа ООП НОО МАОУ СОШ № 30 г. Томска (утв. приказом директора от 23.06.2011г. № 66 /о

  2. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности (утв. приказом директора от 03.09.2015 г.

  3. Положение МАОУ СОШ № 30 г. Томска о внеурочной деятельности (утв. приказом директора от 03.09.2015 г.) с изменениями от 19.04.2017г. протокол № 69

  4. На основе авторских программ Корлюговой Ю.Н. «Финансовая грамотность» для 2-3 классов и 4 классов

В 2017 году Правительством РФ утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности на период 2017-2023 годы. В рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработаны учебно-методические комплекты для образовательных учреждений общего образования с целью апробации курса «Финансовая грамотность».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» является создание основ для формирования финансовой культуры школьников

Задачи курса:

развитие экономического образа мышления,

воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

  • Рассмотрение основных экономических терминов;

  • Получение представления о роли денег в семье и обществе;

  • Изучение основных видов денег;

  • Ознакомление с основными источниками доходов и направлений расходов семьи;

  • формирование умений проведения элементарных финансовых расчётов.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, их история, виды, функции;

  • Семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Получение представления об основных вопросах финансовой культуры в последствии находит свое продолжение в рамках основного общего образования при изучении курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах.

В рамках данного курса используются учебно-методические материалы:

  1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  5. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Данные учебно-методические материалы подготовлены в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработаны учебно-методические комплекты для образовательных учреждений общего образования с целью апробации курса «Финансовая грамотность».

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов


предполагает приобретение школьниками новых знаний;

результат выражается в понимании детьми роли денег и денежных отношений в нашей жизни, откуда в семье деньги и на что они тратятся

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества;

результат проявляется в умении описывать разные виды денег, решать задачи с элементарными денежными расчётами, объяснять способы получения доходов и основные направления расходов семьи;

в приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта;

проявляется в получении опыта составления семейного бюджета на простых примерах;

участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

А. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание правильное использование экономических терминов.

В. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

С. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.


Вид работы

А

В

С

D

E

F

G

Максимальное количество баллов

Тест, кроссворд, анаграмма







5

Задача






5-10

Графическая работа





15

Кейс



20-25

Доклад, сообщение




20

Ролевая игра



15-20

Постер




20

Компьютерная презентация




20

Мини-исследование





15

Проект

15-35


Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте и ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.

В 4 классе курс рассчитан на занятия 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Механизм зачета результатов деятельности по данному курсу:

  • Защита образовательного проекта (комбинированного, творческого, исследовательского, социального и других)

  • Участие в конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровней

  • Фиксация результатов внеурочной деятельности в портфолио обучающегося






  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • Осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные:

  • Понимание цели своих действий;

  • Составление простых планов с помощью учителя;

  • Проявление познавательной и творческой инициативы;

  • Оценка правильности выполнения действий;

  • Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные:

  • Составление текстов в устной и письменной формах;

  • Умение слушать собеседника и вести диалог;

  • Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • Понимание и правильное использование экономических терминов;

  • Представление о роли денег в семье и обществе;

  • Умение характеризовать виды и функции денег;

  • Знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • Проведение элементарных финансовых расчётов.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел. Обмен и деньги (16 ч.)

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Основные понятия.

Товар. Бартер. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Номинал. Покупательная сила.

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.

  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

  • Описывать свойства товарных денег.

  • Приводить примеры товарных денег.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Приводить примеры первых монет.

  • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

  • Описывать ситуации, в которых используются деньги.

  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

  • Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Основные понятия.

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.

  • Описывать устройство монеты.

  • Приводить примеры первых монет.

  • Описывать старинные российские деньги.

  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.

  • Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Виды денег

Основные понятия.

Виды денег. Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились бумажные деньги.

  • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

  • Приводить примеры первых бумажных денег.

  • Описывать первые российские бумажные деньги.

  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

  • Сравнивать виды денег.

  • Объяснять роль банков.

  • Объяснять условия вкладов и кредитов.

  • Рассчитывать проценты на простых примерах*.

  • Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Тема 5. Валюты.

Основные понятия.

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

  • Приводить примеры валют.

  • Объяснять, что такое резервная валюта.

  • Объяснять понятие валютного курса.

  • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Тема 6. Современные деньги России и других стран.

Основные понятия

Современные деньги России. Современные деньги мира.

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.

  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

  • Приводить примеры иностранных валют.

Раздел. Семейный бюджет (18 ч.)

Тема 7. Откуда в семье деньги.

Основные понятия.

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов в семье.

  • Объяснять, как связаны профессии и образование.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

  • Объяснять, кому и почему платят пособия.

  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

  • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

  • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.


Тема 8. На что семьи тратят деньги.

Основные понятия

Расходы. Необходимые расходы. Питание. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы.

Компетенции

Компетенции

  • Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

  • Описывать направления расходов семьи.

  • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

  • Сравнивать покупки по степени необходимости.

  • Сравнивать и оценивать виды рекламы.

  • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.

  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

  • Составлять собственный план расходов.

Тема 9. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия.

Расходы и доходы. Семейный бюджет. Бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Банкрот.

Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.

  • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

  • Объяснять, как можно экономить.

  • Составлять семейный бюджет на условных примерах.

  • Объяснять последствия образования долгов.

Тема 10. Как делать сбережения

Основные понятия.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

  • Сравнивать разные виды сбережений.

Для реализации программы используются следующие методы, формы и виды деятельности:

Основные методы

Формы деят-ти

Основные виды деятельности учащихся:

1.Словесный метод:

Устная беседа;

Решение задач;

Решение кроссворда и Анаграммы;

Мини-исследование;

Графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

Творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Викторина;

Тест;

Творческая работа;

Проект.


  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы


    • Рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

    • словесные оценки (работы на, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

Тренировочные упражнения; практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел (Тема)

Количество

часов

Раздел. Обмен и деньги

16 ч.


Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

4


Тема 2. История монет.

2


Тема 3. Какие деньги были раньше в России

2


Тема 4. Виды денег

4


Тема 5. Валюты

2


Тема 6. Современные деньги России и других стран

2

Раздел. Семейный бюджет

18 ч.


Тема 7. Откуда в семье деньги

4


Тема 8. На что семьи тратят деньги

6


Тема 9. Как умно управлять своими деньгами

4


Тема 10. Как делать сбережения

4

ИТОГО

34 ч.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Литература:

1. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). – М.: ВИТАПРЕСС, 2014.

2. Федин С. Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 5. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники:

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

Оборудование: 1. Компьютер 2. Проектор




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Головко Оксана Валентиновна

Дата: 29.10.2022

Номер свидетельства: 616202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства