II.Актуализация знаний. Целепологание. Повторение пройденного. Фронтальный опрос. - Что такое природа? - Какое значение имеет природа для человека? - Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда. Коррекционная игра «Времена года и погода». Формулирование темы и цели урока. – Сегодня мы отправляемся на экологическую тропу, проведем урок естествознания в природе; познакомимся со способами распространения семян. 2.1.Сообщение темы и цели урока. 2.2.Знакомство уч-ся с маршрутом движения, экскурсии. 2.3.Инструктаж уч-ся по ТБ и правилам поведения на экскурсии. 1. Надо соблюдать дисциплину, правила поведения на дороге. 2. Не пробовать на вкус какие – либо ягоды, растения. 3. Не трогать незнакомые подозрительные предметы. 4. Нельзя ломать ветки, рвать растения. 5. Нельзя брать и кидать палки, камни. 6. Нельзя отставать от группы, играть в прятки, толкать друг друга. Учитель: Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наше путешествие 2.4.Организованное построение и выход на экскурсию. III. Проведение экскурсии. 3.1. Движение по маршруту, выявление признаков наступления осени. 3.2.Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью, за изменениями погоды осенью. Беседа: Ребята, постойте тихо и послушайте звуки на тропе. - Понаблюдайте за состоянием неба. -Расскажите, какая сегодня погода. -Сильнее греет солнце, чем несколько дней назад, или слабее? - Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид ручья и растений на его берегу? - Как вы думаете, а вода в ручье теплая или холодная сегодня? - Какие признаки осени вы наблюдаете? (Изменили окраску листья, они облетают.) - Как называется это явление? (Листопад) – Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения. А сейчас мы проведем игру. .Коррекционная игра: «Назови признак» - Ребята, я вам сейчас буду называть явления природы, а вы должны образовать от них признаки, например: Ветер – ветреный Дождь – дождливый Облако – облачный Туман – туманный Холод – холодный. Молодцы! Объяснение темы урока учителем. Распространение плодов и семян у растений происходит по-разному. Размножение у семенных растений, к которым относятся цветковые и голосеменные, осуществляется с помощью семян. При этом важно, чтобы семена оказались на достаточно удаленном расстоянии от родительского растения. Поэтому все семена путешествуют. Им помогают липкие волоски, крылышки, зацепки, крючки, полость для воздуха, а некоторые растения имеют самовзрывающиеся плоды, животные и птицы переносят плоды, в которых есть семена. Так семена расселяются на новых территориях. _ 3.3Практическая работа. Найдите на тропе: 1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, подорожник). 2.Кустарник (шиповник, сирень). 3.Деревья (сосна, клен, яблоня, береза). (Ветер переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом. Плоды являются кормом для животных зимой, поэтому семена хорошо защищены. Ягоды – пища для зимующих птиц. Птицы переносят семена на большие расстояния.) 3.4.Комментарии по заполнению листов экскурсии. 1.Изучите, какие растения находятся на тропе (травянистые растения, кустарники, деревья), Запомните) 2.Соберите плоды с растений. Опишите плод, в котором прячутся семена. 3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? Определите, с каких они растений 4.Подумайте, как они сюда попали 5.Собранные плоды положите на ладонь и подуйте на них, имитируя ветер. Что произошло? Почему? 6.Какое это имеет значение для растений и животных? 3.5 Сбор семян для изучения в классе. Собираем семена в пакетики. (К) Физминутка. Мы листочки, мы листочки. Мы на веточках сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. IV. Заключительная часть. 5.1.Возвращение в школу, класс. 5.2.Подведение итогов экскурсии, оформление результатов: 1.Запишите, какие растения находятся на тропе (травянистые растения, кустарники, деревья). 2.Зарисуйте плоды, которые мы принесли. Опишите плод, в котором прячутся семена. 3.Посмотрите внимательно на семена. Определите, с каких они растений. 4.Подумайте, как они распространяются. Запишите. 5.2.1. Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей. |