Беседует с учащимися, подводит учащихся к формулировке темы и цели урока Посмотрите, как разнообразен мир веществ. Вспомните, что называется веществом. -Вещества – это то, из чего состоят тела Какие вы знаете вещества? - Простые и сложные У вас на столах находятся химические стаканы, посмотрите, что вы можете сказать о содержимом? - в стакане находится вода, песок, смешаны с чем-то, состоят из нескольких веществ (компонентов) Подберите обобщающее слово, как можно назвать все эти вещества -смеси Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, а часто ли встречаются ли в природе чистые вещества? И с чем в повседневной жизни мы встречаемся чаще с чистыми веществами или со смесями?- чтобы ответить на вопрос, нужно знать, чем отличаются чистые вещества и смеси О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте теперь сформулировать тему урока: Чистые вещества и смеси. -Поставьте цель урока - выяснить, чем чистые вещества отличаются от смесей. Каких знаний нам не хватает, чтобы достичь цели? -Не знаем, чем чистые вещества отличаются от смесей. Для этого ребята давайте познакомимся с определениями понятий «чистое вещество» и «смесь» и характеристикой каждого понятия Посмотрите, в одном стакане находится морская вода, в другом– дистиллированная. Какая из них является чистым веществом, а какая – смесью? -морская вода – смесь воды и соли Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми физическими свойствами? - нет Какие вы знаете физические свойства веществ? - агрегатное состояние, цвет, темп. кипения и др. Объясняет условие эксперимента: В 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах. Посмотрите на график, сделайте вывод - у морской воды непостоянная температура кипения в разные промежутки времени, а у дистиллированной воды температура кипения постоянная Сформулируйте определение, что называется чистым веществом Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами Выберите, из предложенных веществ чистые вещества. Вывод: Чистые вещества имеют постоянный состав. Чистые вещества характеризуются постоянными физическими свойствами Определения понятия «смесь». Смесь – это система из двух и более веществ (компонентов). 1. Рассмотрите цвет серы и железа 2. Возьмите небольшие порции каждого вещества а) испытайте магнитом б) опустите в пробирку с водой, проверьте растворимость 3. Смешайте серу с железом 4. Отметьте, изменился ли цвет компонентов в смеси, растворимость, магнитные свойства 5. Сделайте вывод (сохраняют ли компоненты свои свойства в смеси?) Сделайте вывод Смеси состоят из нескольких веществ 1. Смесь порошков железа и серы. 2. Морская вода. 3. Глина в воде
Состав воздуха. Из перечисленных веществ выберите смеси, которые встречаются в природе 1. Дождевая вода 2. Воздух 3. Стиральный порошок 4. Почва 5. Пластмасса 6. Речная вода 7. Бетон 8. Туман 9. Железная руда
Работа в группах Определи составные вещества предложенных смесей |