(К) Учитель создаёт благоприятную атмосферу для работы на уроке. В мире столько неизвестного, Любопытного и интересного! Хочется нам все узнать, Все потрогать и понять. (К) – Подведение к теме. Актуализация знаний.- Скажите, что мы делаем, чтобы что то понять, интересное и нужное нам? - Например, как узнать, холодный или горячий? ( трогаем руками) Пирожок с мясом или с капустой? (пробуем на вкус) Нож острый или тупой?(готовим) - Как узнать, течение реки быстрое или медленное? (кинуть веточку) - Как узнать, поверхность парты гладкая или шершавая?(погладим рукой) - Как можно назвать все наши действия? (Исследование) - Какие методы исследования вы знаете и помните? (наблюдение, опыт, эксперимент) (К) – Отгадайте загадку. Ученикам велит садиться. Затем вставать и расходиться. В школе многим он велит, Ведь звонит, звонит, звонит. - Что это звучит в школе? Для чего он звенит? - Как звенит звонок? Почему мы его слышим? - Почему звенит звонок? Выдвижение гипотез детьми. Определите цель нашего урока. (К)А что мы еще слышим и произносим? (Звук) - Из чего состоят слова, когда мы их произносим?(Звуков) Проблемный вопрос: -А что такое, по-вашему, ЗВУК? Проблемный вопрос: - Как думаете, а легко ль было бы прожить, если вы ничего не слышите? Например, если человек переходит дорогу в наушниках и не услышит машину? - А если свет отключат и мы не услышим звонок – что произойдет? - Как называют ученых, изучающих природу? (натуралисты) -Кто знает как называют ученых, которые изучают ЗВУКИ? (физики) (К, И) Работа с учебником. - Чтение текста. - О чем вы узнали, прочитав этот текст?
- Как называются звуки в природе? Проблемный вопрос. Давайте вспомним об источниках света: какие бывают два вида источников света? - Также и источники звука – бывают искусственные и естественные. - Как думаете, какие звуки естественные, а какие искусственные? (Г) Cоставление постеров. №1 и №3 лаборатория искусственные звуки №4 и №2 лаборатория естественные звуки. (группы оценивают друг друга смайликами) Физминутка (П) Журнал юного исследователя Работа в тетради. Проблемный вопрос. - А откуда берется звук? Выдвижение гипотез детьми. (И ) Опыт с линейкой. - Возьмите все свои линейки и приложите к краю парты. Щелкните по линейке. – Что вы слышите? (Звук.) – Звуки у всех одинаковые? (Разные.) - И все-таки – как получился звук от линейки? - Ваши гипотезы. Сообщение учителя – Линейка дрожит, и от этого берется звук. По-научному говорят, что она колеблется или вибрирует. Значит, звук – это колебание или вибрации воздуха или предмета. (К, И) Проведение опыта. - Я кину в таз с водой камушек. Посмотрите, как расходятся волны. Звук распространяется так же – волнами. От каждого предмета идет волна. Слышать разные звуки – уловить волну – помогают уши. Наши уши улавливают звуковые волны. Но эти волны бывают очень разными – также как волны в океане – невысокие и добрые волны – звуки мелодичные,. Если волна звука очень мощная и длинная – то звук грубый, громкий, от него могут лопгуть наши барабанные перепонки. Поэтому звук зависит от длины, частоты и мощности звуковой волны, то есть колебания воздуха или предмета. (К) - Послушайте стихотворение Елены Мошковской. (Каракат) – Доктор, доктор, как нам быть: Уши мыть или не мыть? Если мыть, то как нам быть: Часто мыть или пореже?.. Отвечает доктор: – ЕЖЕ... - Отвечает доктор гневно: – ЕЖЕ - ЕЖЕ - ЕЖЕДНЕВНО! - Почему доктор сказал, что уши адо промывать ежедневно? - Что еще нужно делать или не делать, чтобы беречь уши? Рубрика «Исследуй». 1 эксперимент-( Фатима) | Подвесь ложки разного размера на веревочках. Ударь большую металлическую суповую (разливную) ложку и послушай, как она звучит. Для сравнения послушай столовую ложку и чайную ложку. | Как зависит высота звука от размеров ложки? (При желании из разных столовых приборов можно сделать музыкальный инструмент.) | 2 эксперимент-( Маргарита) | Зная физику, можно «заставить петь» даже бокалы. Нужно только подобрать для этого опыта хороший «инструмент»: стеклянный (не хрустальный) тонкостенный бокал на ножке, вместимостью от половины до стакана жидкости. Стекло бокала должно быть чистое, гладкое, ничем не разрисованное.
Прежде чем приступить к опыту, хорошо вымой руки с мылом. Затем, слегка намочи чистой водой пальцы правой руки, поставь бокал на стол, а левой рукой крепко держи его за ножку. | Средним или указательным пальцем правой руки начни вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд ты услышишь мелодичный звук. Если это получилось, то налей в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжай водить пальцем. Звук будет значительно ниже того, который был без воды. Продолжая круговые движения пальцем, посмотри на поверхность воды – ты увидишь маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Если постепенно удалять воду из бокала небольшими порциями, то звук будет повышаться. Самый высокий будет у пустого бокала. Если взять разные бокалы, то можно заметить, что даже очень небольшая разница в толщине стенок бокалов влияет на высоту звука. Попробуй подобрать бокалы и уровень воды в них, чтобы получилась мелодия. 1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан». 2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».
3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку. Объяснение эксперимента Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну. Д\И «Угадай чей голос?» Подведение итогов урока. - Что вы узнали нового на уроке? - Чему мы научились? - Что должны были понять и поняли? - Что такое звук? Как он распространяется? - Какие бывают звуки? - Влияют ли звуки на настроение и самочувствие? (И, Ф) Попросите учащихся оценить свою работу на уроке – звоночками красный – ничего не понял. жёлтый – понял, но не могу объяснить. зелёный– всё понял, могу объяснить другому. |