|  (К) Учитель создаёт благоприятную атмосферу для работы на уроке.    В мире столько неизвестного,  Любопытного и интересного!    Хочется нам все узнать, Все потрогать и понять.  (К) – Подведение к теме. Актуализация знаний.- Скажите, что мы делаем, чтобы что то понять, интересное и нужное нам?  - Например, как узнать, холодный или горячий? ( трогаем руками)   Пирожок с мясом или с капустой? (пробуем на вкус)   Нож острый или тупой?(готовим)  - Как узнать, течение реки быстрое или медленное? (кинуть веточку)  
  - Как узнать, поверхность парты гладкая или шершавая?(погладим рукой)  - Как можно назвать все наши действия? (Исследование)  - Какие методы исследования вы знаете и помните? (наблюдение, опыт, эксперимент)  (К) – Отгадайте загадку.    Ученикам велит садиться.Затем вставать и расходиться.
 В школе многим он велит,
 Ведь звонит, звонит, звонит.
  - Что это звучит в школе? Для чего он звенит?    - Как звенит звонок? Почему мы его слышим?  - Почему звенит звонок?    Выдвижение гипотез детьми.   Определите цель нашего урока.  (К)А что мы еще слышим и произносим? (Звук)  - Из чего состоят слова, когда мы их произносим?(Звуков)  Проблемный вопрос: -А что такое, по-вашему, ЗВУК?  Проблемный вопрос: - Как думаете, а легко ль было бы прожить, если вы ничего не слышите? Например, если человек переходит дорогу в наушниках и не услышит машину? - А если свет отключат и мы не услышим звонок – что произойдет? - Как называют ученых, изучающих природу? (натуралисты)  -Кто знает как называют ученых, которые изучают ЗВУКИ?    (физики)    (К, И) Работа с учебником. - Чтение текста. - О чем вы узнали, прочитав этот текст? 
  - Как называются звуки в природе?    Проблемный вопрос.  Давайте вспомним об источниках света: какие бывают два вида источников света?  - Также и источники звука – бывают искусственные и естественные.  - Как думаете, какие звуки естественные, а какие искусственные?  (Г) Cоставление постеров.      №1 и №3 лаборатория искусственные звуки  №4 и №2 лаборатория естественные звуки.  (группы оценивают друг друга смайликами)  Физминутка (П)  Журнал юного исследователя  Работа в тетради.  
  Проблемный вопрос.  - А откуда берется звук?    Выдвижение гипотез детьми.  (И ) Опыт с линейкой.  - Возьмите все свои линейки и приложите к краю парты. Щелкните по линейке.    – Что вы слышите? (Звук.) – Звуки у всех одинаковые? (Разные.) 
 - И все-таки – как получился звук от линейки? - Ваши гипотезы.   
  Сообщение учителя  – Линейка дрожит, и от этого берется звук. По-научному говорят, что она колеблется или вибрирует.    Значит, звук – это колебание или вибрации воздуха или предмета.  
  (К, И) Проведение опыта.  - Я кину в таз с водой камушек. Посмотрите, как расходятся волны.    Звук распространяется так же – волнами.    От каждого предмета идет волна.    Слышать разные звуки – уловить волну – помогают уши. Наши уши улавливают звуковые волны. Но эти волны бывают очень разными – также как волны в океане – невысокие и добрые волны – звуки мелодичные,. Если волна звука очень мощная и длинная – то звук грубый, громкий, от него могут лопгуть наши барабанные перепонки. Поэтому звук зависит от длины, частоты и мощности звуковой волны, то есть колебания воздуха или предмета. 
 (К) - Послушайте стихотворение Елены Мошковской. (Каракат)  – Доктор, доктор, как нам быть:    Уши мыть или не мыть?  Если мыть, то как нам быть:    Часто мыть или пореже?..   Отвечает доктор: – ЕЖЕ... -  Отвечает доктор гневно:  – ЕЖЕ - ЕЖЕ - ЕЖЕДНЕВНО!  
  - Почему доктор сказал, что уши адо промывать ежедневно? - Что еще нужно делать или не делать, чтобы беречь уши?   
 
 
 Рубрика «Исследуй».  1 эксперимент-( Фатима)     | 
 | Подвесь ложки  разного размера на веревочках.  Ударь большую металлическую суповую (разливную) ложку и послушай, как она звучит. Для сравнения послушай столовую
  ложку и чайную ложку. |  
    | Как зависит высота звука от размеров ложки? (При желании из разных   столовых приборов можно сделать музыкальный инструмент.) |   2 эксперимент-( Маргарита)       | 
 | Зная физику, можно «заставить петь» даже бокалы.   Нужно только подобрать для этого опыта хороший  «инструмент»: стеклянный (не хрустальный)   тонкостенный бокал на ножке, вместимостью   от половины до стакана жидкости. Стекло бокала  должно быть чистое, гладкое, ничем не   разрисованное. 
 Прежде чем приступить к опыту, хорошо вымой руки
 с мылом. Затем,  слегка  намочи  чистой  водой   пальцы правой руки, поставь бокал на стол, а левой  рукой крепко держи его за ножку.  |  Средним или указательным пальцем правой руки начни вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд  ты услышишь мелодичный звук. Если это получилось,  то налей в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжай водить пальцем. Звук  будет значительно ниже того, который был без воды. Продолжая круговые движения пальцем, посмотри на поверхность воды – ты увидишь  маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Если  постепенно удалять воду из бокала небольшими порциями, то звук  будет  повышаться. Самый высокий будет у пустого бокала. Если взять разные бокалы,  то  можно заметить, что даже очень небольшая разница в толщине стенок бокалов влияет на высоту  звука. Попробуй подобрать бокалы и уровень воды в  них, чтобы получилась мелодия. 
   1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».    2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.  Объяснение эксперимента    Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну. Д\И «Угадай чей голос?» 
  Подведение итогов урока. - Что вы узнали нового на уроке?  - Чему мы научились?  - Что должны были понять и поняли?  - Что такое звук? Как он распространяется? - Какие бывают звуки?  - Влияют ли звуки на настроение и самочувствие?   
  (И, Ф) Попросите учащихся оценить свою работу на уроке – звоночками   красный – ничего не понял. жёлтый – понял, но не могу объяснить. зелёный– всё понял, могу объяснить другому. |