Просмотр содержимого документа
«Авторские стихотворения как метод экологического воспитания.»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Обобщение педагогического опыта
педагога дополнительного образования
Мухиной С.Н.
Авторские стихотворения как метод экологического воспитания.
Котовск 2018
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь направит.
Саади
Актуальность опыта. В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается в плохой среде обитания: это загрязненная вода, воздух, продукты питания. Особенно чувствительны к изменениям окружающей среды дети. Воспитание экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро.
Как показывает практика, у многих детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, желание глубже узнать этот мир, прочувствовать красоту природы. Дошкольный и младший школьный возраст наиболее перспективен для познания основ экологических знаний, так как в этом возрасте ребенок воспринимает природу как окружающую среду гораздо эмоциональней и обращает внимание на такие особенности природы, которые в более старшем возрасте человек не замечает. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов. Он воспринимает животных и растения как равных, сочувствуя им, сопереживает вместе с ними. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такие бесценные свойства личности, как наблюдательность, любознательность.
В процессе ознакомления с природой помимо других форм работы, широко используется художественное слово. В свою работу с детьми я включаю выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности природы. В процессе чтения художественной литературы дети учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Дети любят сказки, интересны им сказки о животных, ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки. Стихи – это неистощимый источник описания различных природных явлений и экологических ситуаций. В своей работе я использую стихи известных авторов, а также стихи собственного сочинения, которые раскрывают взаимоотношения человека с окружающей природой, поднимают вопросы охраны природы, а также учат замечать и беречь красоту окружающего мира.
Цель опыта. Развитие личности ребёнка в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания стихотворного произведения.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию младшего школьника;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование умения и желания сохранять природу;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Новизна состоит в том, что:
осуществлены отбор и анализ поэтических произведений природоведческого характера, ориентированных на младший школьный возраст, на материале которых можно проводить работу по экологическому воспитанию детей;
разработаны беседы по формированию нравственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом велась в течении 5 учебных лет.
Результативность.
1. Грамота за успешное участие в литературном конкурсе «Жизнь леса и судьбы людей», региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012»
2. Диплом 1 степени в муниципальном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2015», посвящённому году литературы в России в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».
3. Диплом 3 степени в муниципальном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2015», посвящённому году литературы в России в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».
4. Свидетельство участника Международного творческого конкурса «Береги свою планету», номинация «Поэзия» - 2017год
5. Диплом победителя 1 степени Международного литературного конкурса для детей «Золотое пёрышко» -2018 год
С.Н.Мухина
Весенние перевёртыши
Описание работы: стихотворение - перевёртыш о весне, которое может пригодиться в работе воспитателям детского сада и учителям начальной школы. Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности. (Википедия)
Задачи: - развивать воображение и фантазию; - развивать устную речь; - воспитывать интерес к художественному жанру "Небылицы"; - создавать положительный эмоциональный настрой.
Знают взрослые и дети: Только лишь сойдут морозы Распускаются медведи, Просыпаются берёзы.
На проталинах сияет Нежно-голубой скворечник, И скворец семью вселяет В тёплый новенький подснежник.
И стремятся к речке каждой Полноводные грачи, По полям шагают важно Чёрногрудые ручьи.
Под окном орут ночами Все дворовые цветы, А на клумбах расцветают Робко первые коты.
Изумрудным одеялом Землю кутает трава, Я же с самого начала Перепутала слова.
И моё стихотворенье - Просто недоразуменье. Юный друг, сдержи улыбку Да исправь мои ошибки.
С.Н. Мухина
Красная Книга
Цель: воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.
Задачи: - воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе; - способствовать развитию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;
-познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными, внесенными в нее.
Нехитрая загадка есть одна:
Что общего у тигра и слона,
У зебры, бегемота и гориллы,
Льва, панды, магелланова пингвина?
Все эти звери хищники? Нет-нет,
Едва ли слон ест мясо на обед.
Быть может травоядны эти звери?
Но львы траву с рождения не ели!
Они все, верно, в Африке живут?
Искать там панду - бесполезный труд.
У каждого из них густая шерсть!
Неужто даже у пингвина есть?
У всех четыре лапы? Тоже нет.
Какой же окончательный ответ?
У всех животных этих есть хвосты?
Вопрос был прост - ответы не просты.
В загадке нет ни капельки интриги,
Ответ легко нашла я в Красной Книге:
Всё это - исчезающие виды!
И мне, вдруг, почему-то стало стыдно.
Природою дарован разум людям,
Чтоб созидать, а мы крушим и губим
Пока еще зелёную планету.
Когда-нибудь воздастся нам за это.
Земля нам, людям, многое прощает,
Но мы её терпенье истощаем.
Хотя, уверена, еще не поздно
К делам природы отнестись серьезно.
Не как извечно алчный потребитель,
А как планеты равноправный житель,
Который суть природы понимает
И больше отдаёт, чем забирает.
Тогда (позвольте помечтать немножко)
У Красной Книги будет лишь обложка,
А если под обложкой есть листы,
То все они сияюще чисты.
И это, безусловно, означает,
Что на Земле теперь не исчезают
Ни птицы, ни деревья и ни звери.
Так может быть, и будет так, я верю.
Литература.
1. Арчегова И.Б. Экологическое мировоззрение – основа развития/ И.Б. Арчегова // Проблема – 2013. - N 2/ –C. 144.
2. Гомозова С.А. Использование художественного слова / С.А. Гомозова // Дошкольное воспитание. - 2015. – N3.– С.34.
3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В.Компанцева. - М., 2015.– С. 98.