kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме:" Рынок труда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рынок труда – это экономическая категория, характеризующая систему социально–трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых посредством обмена на основе спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме:" Рынок труда"»

Эффективное поведение на рынке труда

Тема: Планирование карьеры выпускника.


Лекция. Тема 1. Рынок труда.


Рынок труда – это экономическая категория, характеризующая систему социально–трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых посредством обмена на основе спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Рабочая сила – это обобщенная характеристика способности человека к труду, свидетельствующая о его физических и духовных возможностях, используемых в процессе трудовой деятельности. Это запас физической и умственной энергии человека, зависящей от его здоровья, знаний, способностей, возраста и природных данных. Термин «рабочая сила» иногда употребляется в значении «трудовые ресурсы» и «экономически активное население».

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде в соответствии со своими возрастными, физическими данными, знаниями и практическим опытом, профессиональной подготовкой. К ним относят трудоспособных мужчин и женщин в возрасте от 16 лет до пенсионного, установленного законодательством страны.

Экономически активное население – эта часть населения, которая проявляет трудовую активность, стремиться работать, участвует в труде. В эту группу входят и лица в возрасте до 16 лет и пенсионеры, занятые трудовою деятельностью; но не входят домохозяйки, учащиеся, безработные, не ищущие работу.

Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и работодатели. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности получения образования, профессионального роста, гарантии занятости. Рынок труда отличается от всех других рынков тем, что на нем в качестве товара выступают физические, интеллектуальные и эмоциональные способности людей.

Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят люди самых разных профессий, которые в качестве товара предлагают свои компетенции.

Для успешного поведения на рынке труда необходимо его законы (закон спроса и предложения): какие профессии требуются сейчас, какие профессии перспективны и востребованы, какова оплата труда и т.д. Рынок труда через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства и повышению их квалификации. Работник широкого профиля, творческий, коммуникабельный, умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке, не останется без работы. Работники знают, что работодатели предъявляют возрастают требования к уровню профессиональной подготовки, к качеству рабочей силы. Рынок труда активизирует мобильность, движение рабочей силы между предприятиями внутри отрасли, между отраслями и регионами.

Спрос на рынке труда зависит от положения дел на товарных рынках. Поэтому кадровый заказ формируется не только государством, но и предприятиями, отраслями. В условиях рынка различные отрасли и предприятия определяют текущие и перспективные потребности в кадрах, а также содержание профессионального труда, его черты и особенности.

Спрос на рабочую силу определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы характеризует численность и состав людей, способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы.

Рыночная система хозяйствования устраняет административный порядок обязательного распределения выпускников учебных заведений на определенные предприятия и учреждения. Работодатель самостоятельно и независимо подбирает себе специалистов, стараясь найти такого, который владеет несколькими профессиями. Поэтому часто профессионал высокого класса в какой-то период может оказаться без работы, т.к. нет спроса на рынке труда на его профессию.

Безработица - это ситуация в экономике, когда люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест. Люди, включаемые в рабочую силу, могут быть отнесены или к занятым, или к безработным. Занятые – люди, имеющие место работы в общественном производстве. Безработные – это люди, не имеющие работы, активно ее ищущие, но не нашедшие работу по какой-либо причине. По общему правилу решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления указанным органам паспорта, трудовой книжки, документов свидетельствующих о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Для ранее не работавших и впервые ищущих работу этот перечень ограничивается необходимостью предъявления паспорта и документа об образовании. Органы службы занятости при отсутствии возможности предоставить подходящую работу гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации признают его безработным с первого дня предъявления необходимых документов.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму.

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости привела к формированию разных моделей рынка труда, которые можно свести к двум типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний - основан на движении кадров внутри предприятия, либо на перемещении работника на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда требует наличия у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать для других предприятий, так как они носят специфический характер, обусловленный работой на конкретном месте. Особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда могут препятствовать переходу работников на другие предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования – гибкий рынок труда. Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

Если спрос работодателя на работников не удовлетворен на 100 % за счет тех, кто уже работает по найму и в данный момент ищет работу, то в сферу интересов работодателя входят и те, кто впервые предлагает свой труд. Это сфера потенциального рынка труда.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Эта сфера называется циркулирующим рынком труда.

Наряду с общим рынком труда существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют пять групп работников, имеющие различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

·   высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью: уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам (таких работников меньшинство);

·   работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице; в их число входят  большинство квалифицированных работников;

·   работники, занятые физическим трудом, преимущественно в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности; их профессии исчезают вместе с сокращением отраслей, уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;

·   работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда: сфера услуг с низкой производительностью труда, уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;

·   контингенты населения, относительно отстраненные от рынка труда - молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Функционально-организационная структура рынка труда включает в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

·   принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

·   систему подготовки кадров;

·   систему наймов, контрактную систему;

·   фонд поддержки безработных;

·   систему переподготовки и переквалификации;

·   биржи труда;

·   правовое регулирование занятости.

 Национальный рынок труда охватывает все общественное  производство, через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально-квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. На рынке труда реализуется возможность:

·   свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и так далее);

·   найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

·   независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

·   свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета  квалификации  и образования, соблюдение установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулирование верхнего предела доходов через налоговую систему.

В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий:

- большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;

-  рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

- экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;

- высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;

- общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, колледжей. Молодежный рынок труда имеет свою специфику. Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих,  молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

Основные трудности, возникающие на молодежном рынке труда:

·   отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;

·   проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу;

·   инфантилизм молодежи в поиске работы;

·   неосведомленность населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта. Решение этой проблемы связано с использованием нескольких механизмов:

- квотирование рабочих мест для выпускников;

введенная на региональном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования;

практика временного найма на разовые работы, такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров.

Актуальной проблемой остается несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов выпускают вузы и колледжи. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, востребованную профессию, выпускник рискует оказаться нетрудоустроенным по окончании обучения в связи с резко изменившимся спросом на рынке труда. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда может обеспечить пропедевтику риска невостребованности для выпускников.

Однако наличия только внешних благоприятных условий недостаточно, необходима активная позиция самих молодых людей на рынке труда. Молодые люди зачастую не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.

В настоящее время население не только не обладает адекватными компетенциями в области поведения на рынке труда, но элементарно не информировано о возможностях поиска работы. При этом играет роль как пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.

Российский рынок труда в условиях рыночной экономики значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос на третьих, появились безработные. Рынок труда приобрел динамику и постоянную тенденцию к изменениям, колебания спроса и предложения рабочей силы стали его неотъемлемой характеристикой. В поисках работы находятся граждане разных возрастных категорий. Среди безработных около 20% составляет молодежь. Средний возраст безработных – 34 года. Лица, не работающие более 6 месяцев, постепенно адаптируются к своему статусу безработного и теряют интерес к трудоустройству.

На сегодняшний день на рынке труда пользуются повышенным спросом:

- квалифицированные рабочие различных профессий и специальностей: слесарь-монтажник, машинист экскаватора, слесарь-сантехник, монтажник технологического оборудования, автослесарь, машинист холодильных установок, слесарь-инструментальщик, закройщик, швея, портной, кондитер, слесарь-ремонтник, парикмахер и др.;

- брокеры, секретари-референты, предприниматели, аудиторы, банковские работники, специалисты по маркетингу, социальные работники, преподаватели; специалисты по рекламе, маркетингу, менеджменту, в области упаковки и хранения продукции, в сфере агросервиса и экологии;

- организаторы фермерского хозяйства со знанием основ менеджмента и маркетинга, механизаторы широкого профиля, печники, профессионалы в области народных ремесел и промыслов и др.;

- специалисты, связанные с информационными технологиями, биотехнологиями, энергоснабжением, аудиторским контролем, управлением финансами и деятельностью в области налогообложения.

Как мы видим, рынку труда нужны работники различных профессий и специальностей. Но требования, предъявляемые к ним со стороны работодателей, во многом сходные: знание иностранного языка, умение пользоваться компьютером, наличие водительских прав. Практически все работодатели хотят иметь специалистов с высшим образованием. Но главное условие — опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме:" Рынок труда"

Автор: Филатова Наталья Александровна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Разработка урока  "Защита информации" "
    ["seo_title"] => string(38) "razrabotka-uroka-zashchita-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "148079"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419576427"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка урока "Какие бывают алгоритмы?" "
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotka-uroka-kakiie-byvaiut-alghoritmy"
    ["file_id"] => string(6) "168653"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423276428"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка урока- игры по геометрии "Мистер столяр" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ighry-po-ghieomietrii-mistier-stoliar"
    ["file_id"] => string(6) "114087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411291922"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Методическая разработка урока по физике:"Решение задач на применение закона сохранения энергии" "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-rieshieniie-zadach-na-primienieniie-zakona-sokhranieniia-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "233662"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443184153"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине:  «Экономика отрасли и предприятия»  на тему: «Закон спроса и предложения» "
    ["seo_title"] => string(145) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-uchiebnoi-distsiplinie-ekonomika-otrasli-i-priedpriiatiia-na-tiemu-zakon-sprosa-i-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246933"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446477797"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства